Скачать презентацию Средневековая философия 1 Патристика Апологетика Схоластика 2 Основные Скачать презентацию Средневековая философия 1 Патристика Апологетика Схоластика 2 Основные

Средние века.ppt

  • Количество слайдов: 13

Средневековая философия 1. Патристика. Апологетика. Схоластика. 2. Основные библейские идеи философского значения. 3. Августин Средневековая философия 1. Патристика. Апологетика. Схоластика. 2. Основные библейские идеи философского значения. 3. Августин Блаженный. 4. Фома Аквинский.

Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии • Патристика (от лат. Pater – Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии • Патристика (от лат. Pater – отец) – с I по VI в. Василий Великий, Августин Аврелий (Блаженный), Тертуллиан. Главные проблемы патристики: 1. Проблема сущности Бога. 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 3. Понимание истории как движения к определенной конечной цели – «Граду Божьему» . 4. Проблема происхождения зла в мире

Апологетика ( «заступничество, оправдание» ) • Защита христианского вероучения от нападок нехристиан (язычников): - Апологетика ( «заступничество, оправдание» ) • Защита христианского вероучения от нападок нехристиан (язычников): - иудеи – доказать им, что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму; - язычники – дать рациональное философское обоснование христианскому вероучению; - римские власти – доказать правительству свою лояльность. Христианство как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства» . Синтез христианства и неоплатонизма

Схоластика ( «школьная, учебная» философия) VI-XV вв. (XIII в. «золотой век» схоластики) • Ансельм Схоластика ( «школьная, учебная» философия) VI-XV вв. (XIII в. «золотой век» схоластики) • Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам • Отношения разума и веры, религии и науки (философии)

Основные библейские идеи философского значения • Монотеизм – Бог един и уникален. • Теоцентризм Основные библейские идеи философского значения • Монотеизм – Бог един и уникален. • Теоцентризм – центральное положение Бога: источником бытия, блага и красоты является Бог. • Креационизм (от лат. «созидание» )- учение о сотворении мира Богом из ничто. • Вера ( «то, что обеспечивает истину» ) – она выше интеллекта. • Этика долга, совесть, любовь, надежда и провидение

Философия Августина Аврелия (354 – 430 гг. ) • Труды: «Исповедь» , «О граде Философия Августина Аврелия (354 – 430 гг. ) • Труды: «Исповедь» , «О граде Божьем» . • Главное – проблема времени и бытия; - Движения истории и концепция исторического прогресса; - Проблема личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.

Люби (Бога) и делай что хочешь • При помощи любви человек способен победить зло. Люби (Бога) и делай что хочешь • При помощи любви человек способен победить зло. • Зло – это нарушение божественных заповедей, забвение божественного. • Причина физических страданий (зла) – в грехопадении первых людей. Через него в мир вошли муки, страдания, смерть. • Свобода воли – в подчинении божественной благодати.

Философия Фомы Аквинского (1225 -1274) • Как доказать существование Бога? Ансельм Кентерберрийский – «онтологическое» Философия Фомы Аквинского (1225 -1274) • Как доказать существование Бога? Ансельм Кентерберрийский – «онтологическое» доказательство бытия Бога: «даже у безумца» есть мысль о существе, «которое превыше всего на свете» , выше которого ничего нет – это мысль о Боге. Значит, Бог есть в действительности. Августин – Бог присутствует во всем, он всемогущ и совершенен.

Пять способов доказательства бытия Бога: • Космологический аргумент (Все, что движется, двигается чем-то другим…) Пять способов доказательства бытия Бога: • Космологический аргумент (Все, что движется, двигается чем-то другим…) • Каузальный аргумент (Первопричина – Бог) • Аргумент, основанный на необходимости • Аргумент, основанный на степенях совершенства (Высшее совершенство – Бог) • Телеологический аргумент (есть сила, направляющая природные существа к цели – Бог)

Теодицея (оправдание Бога перед лицом зла) • Зло в мир приносит дьявол (сатана)падший ангел. Теодицея (оправдание Бога перед лицом зла) • Зло в мир приносит дьявол (сатана)падший ангел. • Августин: Сотворенный Богом мир изначально наполнен добром. Зло – это нарушение божественных заповедей. • Фома Аквинский: реальное зло не от Бога, а от свободных действий человека

Реализм, номинализм и концептуализм • Реалисты: Общие понятия (блага, мудрости, красоты) – универсалии – Реализм, номинализм и концептуализм • Реалисты: Общие понятия (блага, мудрости, красоты) – универсалии – существуют реально вне конкретных вещей. • Номиналисты (от лат. «nomen» - «имя» ): общие понятия – это только имена вещей. • Концептуалисты: универсалии как понятия (концепты) существуют в уме человека и в Божественном уме.

Проблема веры и разума • Тертуллиан: Верую, потому что абсурдно (непонятно). В процессе познания Проблема веры и разума • Тертуллиан: Верую, потому что абсурдно (непонятно). В процессе познания вера обладает преимуществом. • Августин: Верую, чтобы понять. Благодаря вере становится возможным мышление, познание. • Фома Аквинский: Понимаю, чтобы верить. Разум и вера не исключают друга, а помогают познать истину. Разум – опора веры.

Значение средневековой философии • Сохранила и развила ряд античных философских идей; • Все интерпретируется Значение средневековой философии • Сохранила и развила ряд античных философских идей; • Все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога; • Обеспокоенность человеческой судьбой. Человек понимается как единство веры, надежды и любви; • Подготовила переход к философии Возрождения и Нового времени;