Среда программирования DELPHI Лекция 1 Знакомство История

Скачать презентацию Среда программирования DELPHI Лекция 1 Знакомство История Скачать презентацию Среда программирования DELPHI Лекция 1 Знакомство История

Лекция 1.Знакомство со средой Delphi.pptx

  • Количество слайдов: 32

Среда программирования DELPHI Лекция 1. Знакомство Среда программирования DELPHI Лекция 1. Знакомство

История Delphi начинается с 60 -х годов, когда профессор Н. Вирт разработал язык высокого История Delphi начинается с 60 -х годов, когда профессор Н. Вирт разработал язык высокого уровня Pascal. Это был лучший язык для изучения программирования, и для создания программ для операционной системы MSDOS. Затем, в 1983 году, А. Хейлсберг совместно с другими программистами, которые только что организовали компанию Borland, разработал компилятор Turbo Pascal, который стал следующим шагом в эволюции Delphi. Затем появился Object Pascal, который уже использовал Объектно. Ориентированный подход к программированию. Когда появилась первая версия Windows – Windows 3. 10, Программисты Borland создали Delphi 1. Это уже была объектно-ориентированная среда для визуальной разработки программ, основанная на языке Object Pascal. С появлением Windows 95 появилась Delphi 2, затем Delphi 3, 4, 5. Язык программирования Object Pascal, который являлся стержнем Delphi, претерпел такие существенные изменения, что с появлением Delphi 6 компания Borland, которая уже превратилась в корпорацию, официально объявила о переименовании Object Pascal в Delphi. Поэтому правы те, кто говорит, что Delphi – это визуальная среда разработки программ. Но также правы и те, кто утверждает, что Delphi – это один из лучших языков программирования.

Delphi 7 Мы будем изучать Delphi 7, наиболее стабильную версию языка программирования для Win Delphi 7 Мы будем изучать Delphi 7, наиболее стабильную версию языка программирования для Win 32 – то есть 32 -разрядных версий Windows. Появились и новые версии Delphi, но они ориентированы на технологию . NET, за которую начинающим программистам браться рановато. Тем более, что эта технология еще не применяется широко, и рынок программного обеспечения, созданного с помощью Delphi, все равно составляют программные продукты, написанные на Delphi 7, и даже более ранних версий. Основу Delphi составляет не только сам язык, но и RAD (Rapid Application Development) – среда быстрой разработки программ. Благодаря визуальному программированию, а также достаточно большой библиотеке визуальных компонентов, Delphi позволяет создавать программы наиболее быстро и эффективно, принимая на себя основную работу, и оставляя программисту творческий процесс. Разумеется, возможность быстрого создания профессиональных приложений для Windows делает Delphi – программистов востребованными во всех отраслях человеческой деятельности.

Начало работы Запускается Delphi обычным образом, т. е. выбором из меню Borland Delphi 7 Начало работы Запускается Delphi обычным образом, т. е. выбором из меню Borland Delphi 7 команды Delphi. Запуск Delphi

Рабочая среда Delphi 7 Рабочая среда Delphi 7

Рабочая среда Delphi 7 имеет много окон, панелей, компонентов. С большинством из них мы Рабочая среда Delphi 7 имеет много окон, панелей, компонентов. С большинством из них мы познакомимся со временем, а пока нам нужно обратить внимание на 5 окон: 1. Главное окно Delphi. Здесь находится основное меню, различные панели инструментов и палитра компонентов, состоящая из множества вкладок. 2. Конструктор формы. Здесь мы визуально видим, как будет выглядеть форма программы, здесь мы будем создавать интерфейс, перенося на форму различные компоненты, и расставляя их таким образом, чтобы интерфейс выглядел привлекательным. Нам часто придется переключаться между конструктором форм и редактором кода, делается это клавишей F 12. 3. Редактор кода. Здесь мы видим исходный код программы, который создан самой Delphi. Тут же мы будем вводить наш собственный код. 4. Объектный инспектор. Он предназначен для управления объектами проекта и состоит из двух вкладок – Properties (Свойства) и Events (События). 5. Дерево объектов. Здесь мы видим, какой именно объект в данный момент является текущим. Это окно будет особенно полезно, когда на форме появится множество компонентов.

Палитра компонентов • • • • • Палитра компонентов состоит из нескольких закладок: 1. Палитра компонентов • • • • • Палитра компонентов состоит из нескольких закладок: 1. Standard. Все эти компоненты являются аналогами Windows компонентов. 2. Additional – дополнительные компоненты. 3. Win 32 – компоненты, которые есть только в семействе Win 32 операционных систем. В это семейство входят Windows 9 x, Windows ME, Windows 2000, Windows NT, Windows XP. 4. System – системные компоненты, с помощью которых облегчается доступ к системе. 5. Database Access – компоненты доступа к базам данных. 6. Data Controls – компоненты для работы с базами данных. 7. db. Express – еще компоненты доступа к базам данных, которые пришли на смену BDE. 8. BDE – старые компоненты доступа к базам данных. 9. ADO – это тоже компоненты для доступа к базам данных, только по технологии Active Data Object (ADO). 10. Inter. Base – компоненты доступа к базе данных Inter. Base. 11. Web. Services – компоненты доступа к сети Интернет. 12. Internet. Express – компоненты доступа к сети Internet. 13. Fast. Net – Сетевые компоненты. 14. QReport – компоненты для создания отчетности. 15. Dialogs – компоненты облегчающие доступ к стандартным диалогам. 16. Win 3. 11 – компоненты доступа к компонентам Win 3. 1. 17. Samples – различные примеры. Некоторые из этих компонентов доступны в исходных кодах и поставляются вместе с Delphi.

Конструктор формы Работа над приложением начинается с создания стартовой формы. Окно стартовой формы (Forml) Конструктор формы Работа над приложением начинается с создания стартовой формы. Окно стартовой формы (Forml) представляет собой заготовку главного окна разрабатываемого приложения. В Delphi разрабатываемое приложение называется проектом. Стартовая форма создается путем изменения значений свойств формы Form 1 и добавления к форме необходимых визуальных и не визуальных компонент в любом виде и порядке (полей ввода и вывода текста, командных кнопок и т. д. ). Свойства формы определяют ее внешний вид: размер, положение на экране, текст заголовка, вид рамки.

Окно инспектора объектов Это окно играет ключевую роль при визуальном программировании и предназначено для Окно инспектора объектов Это окно играет ключевую роль при визуальном программировании и предназначено для изменения значений свойств визуальных компонентов и назначения событий для компонентов, которые могут обрабатываться приложением (программой) Окно имеет две закладки – Properties (свойства) и Events(события). Выбор производится щелчком на нужной закладке Для выбора свойств и событий нужного компонента нужно этот компонент выделить на форме. Выделить компонент можно двумя способами: щелчком по компоненту или выбором из списка. Закладка Properties отображает свойства и значения выделенного компонента. Чтобы сделать активным нужное свойство выделенного компонента нужно щелкнуть по нему мышкой. Изменить значение свойства можно разными способами в зависимости от типа этого свойства.

Набор свойств компонентов • • • Всякий визуальный компонент имеет набор свойств. Рассмотрим основные Набор свойств компонентов • • • Всякий визуальный компонент имеет набор свойств. Рассмотрим основные свойства формы. Большинство из них присутствуют и у некоторых компонентов. Active. Control – указывает на компонент, который должен быть активным по умолчанию. Align – выравнивание компонента. Любой компонент может быть выровнен по одной из сторон родительского компонента. Этому свойству можно присвоить следующие значения: o al. None – нет выравнивания. o al. Bottom – выравнивание по нижнему краю. o al. Left – выравнивание по левому краю. o Al. Right – выравнивание по правому краю. o Al. Top – выравнивание по верхнему краю. Компоненты выравниваются относительно формы, а форма выравнивается относительно окна. Auto. Scroll – тип свойства логический. Определяет, будет ли форма автоматически производить скроллинг, или нет. Auto. Size – тип свойства логический. Определяет, должны ли компоненты на форме автоматически корректировать размеры. Border. Icons – свойство определяющее, какие кнопки должны присутствовать у окна. Это свойство раскрывающееся. Если щелкнуть по квадрату слева от имени свойства, то раскроется список из четырех свойств: o o bi. System. Menu – показать меню (иконка слева в строке заголовка окна) и другие; bi. Minimize – кнопка минимизации окна; bi. Maximize – кнопка максимизации окна; bi. Help – кнопка помощи.

Набор свойств компонентов • Border. Style – свойство отвечает за вид оборки окна. Это Набор свойств компонентов • Border. Style – свойство отвечает за вид оборки окна. Это свойство может принимать следующие значения: o bs. Sizeable – установлено по умолчанию. Стандартное окно, с нормальной оборкой, которое может изменять свои размеры; o bs. Dialog – окно выглядит в виде окна диалога; o bs. None – окно вообще без оборки. o bs. Single –окно с фиксированным размером и изменять его мышкой нельзя; o bs. Size. Tool. Win – окно с тонкой оборкой. Особенно это заметно в заголовке окна. o bs. Tool. Window – как и предыдущее, но у этого окна нельзя изменять размеры окна. • Border. Width – ширина оборки окна. • Caption – заголовок окна. • Client. Height – высота клиентской области окна. • Client. Width – ширина клиентской области окна. • Color – цвет клиентской области окна. • Constraints – в этом свойстве содержатся максимальные значения размеров окна: • Max. Height – максимальная высота окна; • Max. Width – максимальная ширина окна; • Min. Height – минимальная высота окна; • Min. Width – минимальная ширина окна. Если установить эти значения, то окно нельзя будет растянуть больше максимального размера и уменьшить меньше минимального.

Набор свойств компонентов • Cursor – это свойство отвечает за курсор, который будет отображаться Набор свойств компонентов • Cursor – это свойство отвечает за курсор, который будет отображаться при наведении мышкой на форму/компонент. • Dock. Site – указывает, можно ли на форму или компонент бросать другие компоненты с помощью Drag&Drop. • Drag. Kind – вид перетаскивания объекта при Drag&Drop. Здесь доступны два варианта: o dk. Drag – стандартный Drag&Drop при котором объект остается на месте; o dk. Dock – перетаскивать сам объект. Этот параметр следует выбрать, если нужно чтобы компонент мог прикрепляться к другим компонентам или форме. • Drag. Mode – режим Drag&Drop. Здесь доступны два варианта: o dm. Manual – ручной режим. При таком режиме программист сам должен запускать перетаскивание объекта; o dm. Automatic – режим Draq&Drop будет включаться автоматически, если пользователь начал тащить мышкой компонент. При этом не нужно писать дополнительный код, как при ручном режиме. • Enabled – доступность компонента. Если это свойство равно true, то пользователь может работать с этим компонентом. Иначе компонент недоступен и окрашен серым цветом. • Font – шрифт, используемый при выводе текста на форме.

Набор свойств компонентов • Form. Style – стиль формы. Здесь доступны для выбора следующие Набор свойств компонентов • Form. Style – стиль формы. Здесь доступны для выбора следующие варианты: o fs. Normal – нормальное окно; o fs. MDIForm – окно является родительским для MDI окон; o fs. MDIChild – окно является дочерним MDI окном. Свойство fs. MDIForm создает главное окно, а fs. MDIChild создает дочернее, то есть то окно, которое будет внутри главного. • Height – высота окна. • Hint – текст подсказки, который будет появляться в строке состояния при наведении мышкой на форму или компонент. • Horz. Scroll. Bar – параметры горизонтальной полосы прокрутки. • Icon – иконка, отображающаяся в заголовке окна. • Left – левая позиция окна. • Menu – меню, которое используется в главном окне. • Name – имя формы или компонента.

Набор свойств компонентов • Position – позиция окна при старте приложения. Здесь доступны следующие Набор свойств компонентов • Position – позиция окна при старте приложения. Здесь доступны следующие варианты: o po. Default – Windows сам будет решать, где расположить окно и какие будут его размеры; o po. Default. Pos. Only – Windows сам будет решать только где расположить окно, а размеры его будут такими, какими они были установлены в свойствах; o po. Default. Size. Only – Windows будет решать только какими будут размеры окна, а позиция будет такая, какую вы указали в свойствах; o po. Designed – и размер, и позиция будут такими, какими они были установлены в свойствах; o po. Desktop. Center – окно будет располагаться по центру рабочего стола; o po. Main. Form. Center – окно будет располагаться по центру основной формы; o po. Owner. Form. Center – окно будет располагаться по центру окна владельца, то есть того окна, которое вызвало это; o po. Screen. Center – окно будет располагаться по центру экрана. • • • Show. Hint – определяет, нужно ли показывать подсказки. Tag – это свойство можно использовать в своих целях. Top – верхняя позиция окна. Vert. Scroll. Bar – вертикальная полоса прокрутки. Visible – если свойства равно true, то форма или компонент видимые. Иначе форма или компонент невидим. • Width – ширина окна. • Window. State – состояние окна после запуска. Доступны следующие параметры: o ws. Normal – окно показывается в нормальном состоянии; o ws. Maximized – окно показывается максимизированным; o ws. Minimized – окно показывается минимизированным.

События • • • • В Delphi все компоненты работают через события. В процессе События • • • • В Delphi все компоненты работают через события. В процессе программирования постоянно необходимо создавать обработчики событий для разных ситуаций. Например, можно создать обработчик события для нажатия клавиши на клавиатуре и производить в нем какие-то действия. Обработчик события – это простая процедура или функция, которая вызывается по наступлению какого-то события. Рассмотрим основные события, на которые может реагировать главная форма приложения. События можно увидеть на вкладке Events Object Inspector. On. Activate – возникает, когда приложение стало активным. On. Can. Resize – это событие генерируется перед тем, как изменить размер окна. On. Click – генерируется, когда пользователь щелкнул по форме. On. Close – генерируется, когда окно закрывается. On. Close. Query – генерируется до закрытия окна. On. Create – генерируется, когда окно создается. On. Dbl. Click – генерируется, когда пользователь дважды щелкнул по окну. On. Deactivate – генерируется, когда окно деактивируется. On. Destroy – генерируется, когда окно уничтожается. On. Hide – генерируется, когда окно исчезает из виду. On. Key. Down – генерируется, когда нажата клавиша на клавиатуре. On. Key. Press – генерируется, когда нажата и отпущена клавиша на клавиатуре. On. Key. Up – генерируется, когда отпущена клавиша на клавиатуре.

События • • • On. Mouse. Down – генерируется, когда нажата кнопка мыши. On. События • • • On. Mouse. Down – генерируется, когда нажата кнопка мыши. On. Mouse. Move – генерируется, когда двигается мышка. On. Mouse. Up – генерируется, когда отпускается кнопка мыши. On. Mouse. Wheel – генерируется колесиком мыши. On. Mouse. Wheel. Down – генерируется, когда колесико мыши прокручено вниз. On. Mouse. Wheel. Up – генерируется, когда колесико мыши прокручено вверх. On. Paint – генерируется, когда надо перерисовать окно. On. Resize – генерируется, когда надо изменить размеры окна. On. Short. Cut – генерируется, когда нажата горячая клавиша. On. Show – генерируется, когда показывается окно, но до фактической прорисовки. В этот момент окно уже создано и готово к отображению, но еще не прорисовалось на экране.

Редактор кода В окне редактора кода , которое можно увидеть, отодвинув в сторону окно Редактор кода В окне редактора кода , которое можно увидеть, отодвинув в сторону окно формы, следует набирать текст программы. В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Delphi шаблон программы.

Модуль unit Unit 1; //Имя модуля interface uses //После этого слова идет перечисления подключенных Модуль unit Unit 1; //Имя модуля interface uses //После этого слова идет перечисления подключенных модулей. Windows, Messages, Sys. Utils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; Type //После этого идет объявление типов TForm 1 = class(TForm) //Начало описания нового объекта TForm 1 //Здесь описываются компоненты и события private //После этого слова можно описывать закрытые данные объекта { Private declarations }//Подсказка, которую сгенерировал Delphi {Здесь можно описывать переменные и методы, доступные только для объекта TForm 1} public //После этого слова можно описывать открытые данные объекта { Public declarations }//Подсказка, которую сгенерировал Delphi {Здесь можно описывать переменные и методы доступные из любого другого модуля} end; var //Объявление глобальных переменных Form 1: TForm 1; //Это описана переменная Form 1 типа объекта TForm 1 implementation {$R *. dfm} //Подключение. dfm файла (файл с данными о визуальных объектах) end. // конец модуля

Структура модуля Начинается модуль словом unit, за которым следует имя модуля Unit 1. Модуль Структура модуля Начинается модуль словом unit, за которым следует имя модуля Unit 1. Модуль состоит из следующих разделов: интерфейса; реализации; инициализации. Раздел интерфейса (начинается словом interface) сообщает компилятору, какая часть модуля является доступной для других модулей программы. В этом разделе перечислены (после слова uses) библиотечные модули, используемые данным модулем. Также здесь находится сформированное Delphi описание формы, которое следует за словом type. Раздел реализации открывается словом implementation и содержит объявления локальных переменных, процедур и функций, поддерживающих работу формы. Начинается раздел реализации директивой {$R *. DFM}, указывающей компилятору, что в процессе генерации выполняемого файла надо использовать описание формы. Описание формы находится в файле с расширением dfm, имя которого совпадает с именем модуля. Файл описания формы генерируется средой Delphi на основе внешнего вида формы. За директивой ($R *. DFM} следуют процедуры обработки событий для формы и ее компонентов. Сюда же программист может поместить другие процедуры и функции. Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Инструкции раздела инициализации располагаются после раздела реализации (описания всех процедур и функций) между begin и end. Если раздел инициализации не содержит инструкций (как в приведенном примере), то слово begin не указывается.

Структура файла проекта • Главной частью приложения является файл проекта (. dpr), содержащий код Структура файла проекта • Главной частью приложения является файл проекта (. dpr), содержащий код на языке Object Pascal, с которого начинается выполнение программы и который обеспечивает инициализацию других модулей. В большинстве случаев можно создать законченное приложение Delphi, так и не взглянув на этот файл. Он создается и модифицируется Delphi автоматически в процессе разработки приложения. Имя, которое дается файлу проекта, при сохранении его, становится именем исполняемого файла. Приведенный ниже код является примером того, как выглядит файл проекта в случае, когда имена файлов и форм не изменялись. program Project 1 uses Forms, Unit 1 in 'Unit 1. pas' {Form 1}; {SR *, RES} begin Application. Create. Form(ТForm, Forml); Application. Run (Forml); end.

Структура файла проекта Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее Структура файла проекта Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее с именем проекта. Имя проекта задается в момент сохранения проекта, и оно определяет имя создаваемого компилятором исполняемого файла программы. Далее за словом uses следуют имена используемых модулей: библиотечного модуля Forms и модуля формы unitl. pas. Строка {$R *. RES}, которая похожа на комментарий, — это директива компилятору подключить файл ресурсов. Файл ресурсов содержит ресурсы приложения: пиктограммы, курсоры, битовые образы и др. Звездочка показывает, что имя файла ресурсов такое же, как и у файла проекта, но с расширением res. Файл ресурсов не "является текстовым файлом, поэтому просмотреть его с помощью редактора текста нельзя. Для работы с файлами ресурсов используют специальные программы, например, Resource Workshop. Можно также применять входящую в состав Delphi утилиту Image Editor, доступ к которой можно получить выбором из меню Tools команды Image Editor. Исполняемая часть главного модуля находится между инструкциями begin и end. Инструкции исполняемой части обеспечивают инициализацию приложения и вывод на экран стартового окна.

Основные файлы проекта Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и Основные файлы проекта Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т. д. Вся эта информация размещается в файлах. Многие из этих файлов автоматически создаются Delphi, когда строится приложение. Ресурсы, такие, как битовые матрицы, пиктограммы и т. д. , находятся в файлах, которые получаются из других источников или создаются при помощи многочисленных инструментов и редакторов ресурсов, имеющихся в распоряжении Delphi. Кроме того, компилятор также создает файлы. Познакомимся с некоторыми из этих файлов, так как знание того, какие файлы какую информацию содержат, не раз поможет в трудных ситуациях. Когда проектируется приложение, Delphi создает следующие файлы:

Основные файлы проекта Файл проекта (. dpr) Этот текстовый файл используется для хранения информации Основные файлы проекта Файл проекта (. dpr) Этот текстовый файл используется для хранения информации о формах и модулях. В нем содержатся операторы инициализации и запуска программы на выполнение. Файл модуля (. pas) Каждой создаваемой вами форме, а начиная с Delphi 5 - и каждому фрейму, соответствует текстовый файл модуля, используемый для хранения кода. Иногда вы можете создавать модули, не связанные с формами. Многие из функций и процедур Delphi хранятся в модулях. Файл формы (. dfm) Это двоичный или текстовый файл, который создается Delphi для хранения информации о ваших формах. Каждому файлу формы соответствует файл модуля (. pas). Файл параметров проекта (. dfo) В этом файле хранятся установки параметров проекта. Файл информации о пакетах (. drf) Этот бинарный файл используется Delphi при работе с пакетами. Файл ресурсов (. res) Этот бинарный файл содержит используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы. Файл группы файлов (. bpg) Это файл, создаваемый, если вы работаете с группой проектов. Файл пакета (. dpk) Этот двоичный файл пакета (package).

Основные файлы проекта Файлы резервных копий (. -dp, ~df, . ~pa) Это соответственно файлы Основные файлы проекта Файлы резервных копий (. -dp, ~df, . ~pa) Это соответственно файлы резервных копий для файлов проекта, формы и модуля. Если вы что-то безнадежно испортили в своем проекте, можете соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту. Файл конфигурации окон (. dsk) Файл хранит конфигурацию всех окон. Файлы диаграмм (. ddp) Файлы диаграмм, создаваемых на странице диаграмм окна Редактора Кода.

Основные файлы проекта • Следующая группа файлов создается компилятором • : Исполняемый файл (. Основные файлы проекта • Следующая группа файлов создается компилятором • : Исполняемый файл (. ехе) Это исполняемый файл вашего приложения. Он является автономным исполняемым файлом, для которого больше ничего не требуется, если только вы не используете библиотеки, содержащиеся в DLL, OCX и т. д. , а также если вы не используете поддержку пакетов времени выполнения Объектный файл модуля (. dcu) Это откомпилированный файл модуля (. pas), который компонуется в окончательный исполняемый файл. Динамически присоединяемая Этот файл создается в случае, если вы проектируете DLL. библиотека (. dll) Файл содержания пакета (. dcp) Это двоичный файл, содержащий заголовок пакета и список принадлежащих ему файлов. dcu. Откомпилированный файл пакета времени выполнения (. bpl) Это пакет времени выполнения — файл библиотеки DLL с определенной спецификой Delphi. Файлы справки (hlр) Это стандартные файлы справок Windows, которые могут быть использованы вашим приложением Delphi. Файлы изображений или графические файлы (. wmf, . bmp, . iсо) Эти файлы обычно используются в приложениях Windows для создания привлекательного и дружественного пользовательского интерфейса.

Сохранение проекта Чтобы сохранить проект, нужно выполнить следующие действия: • Выбрать команду меню Сохранение проекта Чтобы сохранить проект, нужно выполнить следующие действия: • Выбрать команду меню "File – Save All" (сохранить все), либо нажать горячие клавиши , либо нажать одноименную кнопку на панели инструментов • Delphi сначала предложит сохранить модуль (содержимое окна редактора кода), поэтому на экране появится окно Save Unitl As. В этом окне надо выбрать папку, предназначенную для файлов проекта, и ввести имя модуля. После нажатия кнопки Сохранить, появляется следующее окно в котором необходимо ввести имя файла проекта. • Имена файлов модуля (pas-файл) и проекта (dpr-файл) должны быть разными. Имя генерируемого компилятором исполняемого файла совпадает с именем проекта. Поэтому файлу проекта следует присвоить такое имя, которое, по вашему мнению, должен иметь исполняемый файл программы, а файлу модуля — какое-либо другое имя, например, полученное путем добавления к имени файла проекта порядкового номера модуля. Так как проект представляет собой набор файлов, то для каждого проекта нужно создавать отдельную папку.

Компиляция — это процесс преобразования исходной программы в исполняемую. Процесс компиляции состоит из двух Компиляция — это процесс преобразования исходной программы в исполняемую. Процесс компиляции состоит из двух этапов. На первом этапе выполняется проверка текста программы на отсутствие ошибок, на втором — генерируется исполняемая программа (ехе-файл). После ввода текста функции обработки события и сохранения проекта можно из меню Project выбрать команду Compile и выполнить компиляцию. Процесс и результат компиляции отражаются в диалоговом окне Compiling. В это окно компилятор выводит ошибки (Errors), предупреждения (warnings) и подсказки (Hints). Сами сообщения об ошибках, предупреждения и подсказки отображаются в нижней части окна редактора кода.

Окно компиляции Сообщения компилятора об обнаруженных ошибках Если во время компиляции окна Compiling на Окно компиляции Сообщения компилятора об обнаруженных ошибках Если во время компиляции окна Compiling на экране нет, то нужно выберать из меню Tools команду Environment options и на вкладке Preferences установите во включенное состояние переключатель Show compiler progress.

Ошибки Компилятор генерирует исполняемую программу лишь в том случае, если исходный текст не содержит Ошибки Компилятор генерирует исполняемую программу лишь в том случае, если исходный текст не содержит синтаксических ошибок. В большинстве случаев в только что набранной программе есть ошибки. Программист должен их устранить. Чтобы перейти к фрагменту кода, который содержит ошибку, надо установить курсор в строку с сообщением об ошибке и из контекстного выбрать команду Edit source. Процесс устранения ошибок носит итерационный характер. Обычно сначала устраняются наиболее очевидные ошибки, например, декларируются необъявленные переменные. После очередного внесения изменений в текст программы выполняется повторная компиляция. Следует учитывать тот факт, что компилятор не всегда может точно локализовать ошибку. Поэтому, анализируя фрагмент программы, который, по мнению компилятора, содержит ошибку, нужно обращать внимание не только на тот фрагмент кода, на который компилятор установил курсор, но и на тот, который находится в предыдущей строке.

Ошибки Если компилятор обнаружил достаточно много ошибок, то нужно просмотреть все сообщения, устранить сначала Ошибки Если компилятор обнаружил достаточно много ошибок, то нужно просмотреть все сообщения, устранить сначала наиболее очевидные ошибки и выполнить повторную компиляцию. Вполне вероятно, что после этого количество ошибок значительно уменьшится. Это объясняется особенностями синтаксиса языка, когда одна незначительная ошибка может "тащить" за собой довольно большое количество других. Если в программе нет синтаксических ошибок, компилятор создает исполняемый файл программы. Имя исполняемого файла такое же, как и у файла проекта, а расширение — exe. Delphi помещает исполняемый файл в тот же каталог, где находится файл проекта. При обнаружении в программе неточностей, которые не являются ошибками, компилятор выводит подсказки (Hints) и предупреждения (warnings). Например, наиболее часто выводимой подсказкой является сообщение об объявленной, но не используемой переменной: Variable. . . is declared but never used in. . . Действительно, зачем объявлять переменную и не использовать ее?

Запуск программы Пробный запуск программы можно выполнить непосредственно из Delphi, не завершая работу со Запуск программы Пробный запуск программы можно выполнить непосредственно из Delphi, не завершая работу со средой разработки. Для этого нужно из меню Run выбрать команду Run или щелкнуть на соответствующей кнопке панели инструментов Debug.

Ошибки времени выполнения Во время работы приложения могут возникать ошибки, которые называются ошибками времени Ошибки времени выполнения Во время работы приложения могут возникать ошибки, которые называются ошибками времени выполнения (run-time errors) или исключениями (exceptions). В большинстве случаев причинами исключений являются неверные исходные данные. Например, если для отделения дробной части числа от целой использовать точку, то в результате нажатия кнопки Вычислить на экране появится окно с сообщением об ошибке. Причина возникновения ошибки заключается в следующем. В тексте программы дробная часть числа от целой отделяется точкой. При вводе исходных данных в поле редактирования пользователь может (если не предпринять никаких дополнительных усилий) отделить дробную часть числа от целой точкой или запятой. Какой из этих двух символов является допустимым, зависит от настройки Windows. После нажатия кнопки ОК программист может продолжить выполнение программы (для этого надо из меню Run выбрать команду Step Over) или прервать выполнение программы. В последнем случае нужно из меню Run выбрать команду Program Reset. При разработке программы программист должен постараться предусмотреть все возможные варианты некорректных действий пользователя, которые могут привести к возникновению ошибок времени выполнения (исключения), и обеспечить способы защиты от них.