Скачать презентацию Сравнительноисторическая школа XIX ВЕК ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич Скачать презентацию Сравнительноисторическая школа XIX ВЕК ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич

Сравнительно-историческая школа.ppt

  • Количество слайдов: 31

Сравнительноисторическая школа XIX ВЕК Сравнительноисторическая школа XIX ВЕК

ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (1838 -1906), русский филолог, историк и теоретик литературы ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (1838 -1906), русский филолог, историк и теоретик литературы

Научные интересы А. Н. Веселовского n n Историко-культурные и историкосравнительные исследования Творчество отдельных писателей Научные интересы А. Н. Веселовского n n Историко-культурные и историкосравнительные исследования Творчество отдельных писателей (Боккаччо, Петрарка, Жуковский, Пушкин и др. )

Новую программу исследований Веселовский изложил n В своей вступительной лекции в Санкт-Петербургском университете «О Новую программу исследований Веселовский изложил n В своей вступительной лекции в Санкт-Петербургском университете «О методах и задачах истории литературы как науки» (1870)

А. Н. Веселовский-эклектик. Разделяемые им теории n n n Теория мифологической школы (Гриммовская теория А. Н. Веселовский-эклектик. Разделяемые им теории n n n Теория мифологической школы (Гриммовская теория о народных корнях поэзии, уходящих в глубь языческой мифологии; концепция Э. Тейлора) Теория культурно-исторической школы (из нее вытекала магистерская диссертация Веселовского «Вилла Альберти» , новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV-XV вв. » (об истоках Ренесанса) Миграционная теория Т. Бенфея

Докторская диссертация Веселовского посвящена n Историко-сравнительному изучению общенародных славянских сказаний – «Славянские сказания о Докторская диссертация Веселовского посвящена n Историко-сравнительному изучению общенародных славянских сказаний – «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб. , 1872).

Критика теории Т. Бенфея n n По мнению Веселовского, недостаток теории Бенфея состоит в Критика теории Т. Бенфея n n По мнению Веселовского, недостаток теории Бенфея состоит в том, что она игнорировала гипотезу Гриммов. Веселовский полагал, что оба учения не исключают, а «даже необходимо восполняют друга, должны идти рука об руку» .

Критика теории Т. Бенфея n Недостаток бенфеевской теории – в формализме: «сходство двух повестей, Критика теории Т. Бенфея n Недостаток бенфеевской теории – в формализме: «сходство двух повестей, восточной и западной, само по себе не доказательство необходимости между ними исторической связи» .

Веселовский собрал колоссальный материал n Это свидетельствовало об эрудиции ученого, которой не обладал ни Веселовский собрал колоссальный материал n Это свидетельствовало об эрудиции ученого, которой не обладал ни один из современных ему ученых-филологов, историков литературы, этнографов и фольклористов

Основная работа n n n «Историческая поэтика» (1897 -1898) Связывал развитие литературы с историей Основная работа n n n «Историческая поэтика» (1897 -1898) Связывал развитие литературы с историей народа Исследовал развитие и взаимопроникновение сюжетов

Главная тема «Исторической поэтики» n n Эволюция поэтического сознания и его форм Литература связана Главная тема «Исторической поэтики» n n Эволюция поэтического сознания и его форм Литература связана со всей культурной и общественной жизнью в целом. Веселовский – историк и теоретик литературы с яркой социологической направленностью.

Основное внимание Веселовский уделял n исторически обусловленной эволюции художественного творчества Основное внимание Веселовский уделял n исторически обусловленной эволюции художественного творчества

Исходя из единства мира и общности законов человеческого развития, n n Историк литературы должен Исходя из единства мира и общности законов человеческого развития, n n Историк литературы должен исследовать то, в чем сходны различные литературы. Сравнительно-историческое изучение литератур позволяет выявить длинную цепь причинно связанных друг с другом явлений искусства, одна из другой вырастающих сюжетных схем и стилистических формул

Чем вызывается эволюция творчества, по Веселовскому? n n Каждое новое поколение воспринимает от предшественников Чем вызывается эволюция творчества, по Веселовскому? n n Каждое новое поколение воспринимает от предшественников многие приемы, выражения своего духовного опыта и уже сложившиеся словесные формулы. Для нового внутреннего опыта эти выражения и формулы приходится менять.

По мысли Веселовского, n n Как в истории вообще, так и в литературном развитии По мысли Веселовского, n n Как в истории вообще, так и в литературном развитии определяющим является общественное, а не личное начало. Чтобы понять великих поэтов необходимо изучить жизнь их времени и литературное окружение

Методологические установки Веселовского n 1) При изучении творчества писателя необходимо выяснить зависимость его мировоззрения Методологические установки Веселовского n 1) При изучении творчества писателя необходимо выяснить зависимость его мировоззрения от представляемой им социальной среды.

Методологические установки Веселовского - Прежде чем пускаться в описание индивидуального своеобразия художника, следует обозначить Методологические установки Веселовского - Прежде чем пускаться в описание индивидуального своеобразия художника, следует обозначить типические черты его облика: соотнести его взгляды с идеями и представлениями ближайшего окружения, потом поискать их у его предшественников. - Найти в психологии поэта типы умственных настроений и формы выражения чувств, принятые в данное время

Методологические установки Веселовского 2)Изучение формы произведения - С помощью сравнения необходимо выявить в произведениях Методологические установки Веселовского 2)Изучение формы произведения - С помощью сравнения необходимо выявить в произведениях повторяющиеся сюжеты, образы, стилистические формулы – все те элементы, которые, будучи унаследованы, указывают на границы личного опыта поэта. n

Ведущие проблемы изучения литературы , по мысли Веселовского, - n n 1) Происхождение поэзии Ведущие проблемы изучения литературы , по мысли Веселовского, - n n 1) Происхождение поэзии (первобытный синкретизм и эволюция жанров) 2) Положение поэта и общественная функция поэзии 3) Развитие поэтического языка 4) Поэтика сюжетов - При исследовании данных вопросов Веселовский опирался на изучение фольклора

Основные особенности первобытной поэзии Синкретизм n Связь поэзии с народным обрядом - Эта концепция Основные особенности первобытной поэзии Синкретизм n Связь поэзии с народным обрядом - Эта концепция ученого стала историческим открытием, хотя отдельные ее элементы уже были подготовлены предшествующим развитием мировой науки о литературе n

Формирование поэзии n n n Эпос в условиях дружинного быта формируется из хорового синкретизма Формирование поэзии n n n Эпос в условиях дружинного быта формируется из хорового синкретизма лирико -эпической песни с содержанием, заимствованным из мифа или легендарного исторического предания Лирика выделяется из эмоционального элемента хоровой песни – хоровых кликов, возгласов радости и печали, как выражения коллективной эмоциональности. Драма развивается из хоровой пляски и мимического обрядового действия.

Генетическая основа поэтической образности, по Веселовскому, n Покоится в психологической параллелизме, из которого он Генетическая основа поэтической образности, по Веселовскому, n Покоится в психологической параллелизме, из которого он выводит сравнения, метафоры, традиционную народно-поэтическую символику

Веселовский обратился к теоретическому осмыслению термина «мотив» . n Мотив – простейшая, неделимая единица Веселовский обратился к теоретическому осмыслению термина «мотив» . n Мотив – простейшая, неделимая единица повествования, повторяющаяся схематическая формула, которая ложится в основу сюжетов (первоначально мифа и сказки) (Например, мотив похищения солнца или красавицы, иссохшая в источнике вода и т. п. ).

Веселовский пишет: n «Под мотивом я понимаю простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные Веселовский пишет: n «Под мотивом я понимаю простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты» .

Мотивы, по Веселовскому, n n не столько соотносятся с отдельными произведениями, сколько рассматриваются как Мотивы, по Веселовскому, n n не столько соотносятся с отдельными произведениями, сколько рассматриваются как общее достояние словесного искусства Мотивы – исторически стабильны и безгранично повторяемы

Веселовский – теоретик «сюжетосложения» Сюжеты литературных произведений рассматриваются в различных аспектах n - в Веселовский – теоретик «сюжетосложения» Сюжеты литературных произведений рассматриваются в различных аспектах n - в историческом аспекте (прослеживает связи от мифа до произведений нового времени) n - в структурном аспекте (от первичного сюжета «мотива» до самых сложных сюжетных форм)

А. Н. Веселовский: n n «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные А. Н. Веселовский: n n «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положения – мотивы» . Сюжет, т. о. , - сложная комбинация мотивов

А. Н. Веселовский в предположительной форме пишет: n поэтическое творчество «не ограничено ли известными А. Н. Веселовский в предположительной форме пишет: n поэтическое творчество «не ограничено ли известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которые одно поколение приняло от предыдущего» .

А. Н. Веселовский n n Синтезировал элементы различных учений Его работы можно назвать «вненаправленческими» А. Н. Веселовский n n Синтезировал элементы различных учений Его работы можно назвать «вненаправленческими» : Веселовский отказывается провозглашать какой-либо научный метод единственно верным и приемлемым, говорит о границах использования каждого метода

Основная форма его обобщающей мысли – n n предположительное суждение, нередко сформулированное в виде Основная форма его обобщающей мысли – n n предположительное суждение, нередко сформулированное в виде вопроса Например: «Сходство народных верований при отличии рас и отсутствии исторических связей не может ли быть объяснено из природы психологического процесса, совершающегося в человеке? » (Веселовский А. Н. Собр. Соч. М. ; Л. , 1938. Т. 16. С. 86).

Полное собрание сочинений Веселовского n Издано в 8 т. после смерти ученого Императорской Академией Полное собрание сочинений Веселовского n Издано в 8 т. после смерти ученого Императорской Академией наук под наблюдением учеников