Специфика техногенной цивилизации Понятие цивилизации В обыденной

Скачать презентацию Специфика техногенной цивилизации Понятие цивилизации В обыденной Скачать презентацию Специфика техногенной цивилизации Понятие цивилизации В обыденной

Специфика техногенной цивилизации.pptx

  • Количество слайдов: 24

Специфика техногенной цивилизации Специфика техногенной цивилизации

Понятие цивилизации В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется Понятие цивилизации В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят: культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер), взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер), логику эстетического развития (Бродель).

Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. Просвещение – Новое время. Начало расхождения понятий. Термин «цивилизация» рассматривается как стадия развития общества вслед за дикостью и варварством. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Типы цивилизаций По типу хозяйственной деятельности земледельческая индустриальная В зависимости от контакта с другими Типы цивилизаций По типу хозяйственной деятельности земледельческая индустриальная В зависимости от контакта с другими цивилизациями открытые (экстравертные) закрытые (интравертные) В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории восточная западная промежуточная В зависимости от способа производства первобытная рабовладельческая феодальная буржуазная социалистическая

Традиционная и техногенная цивилизация Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. В культуре традиционных Традиционная и техногенная цивилизация Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. В культуре традиционных обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Традиционный тип социальной организации сохранился и до наших дней. Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Резервы роста техногенной цивилизации черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей.

Становление техногенной цивилизации Развитие античной культуры, которая дала человечеству два великих изобретения — демократию Становление техногенной цивилизации Развитие античной культуры, которая дала человечеству два великих изобретения — демократию и теоретическую науку. Европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога. Возникновение техногенной цивилизации неотделимо от становления капиталистических, экономических и общественных отношений. Реформация - специфическое для протестантизма понимание веры и знания как принципиально разных сфер - признание особой ценности технических и научных изобретений, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Становление техногенной цивилизации В эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при Становление техногенной цивилизации В эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. С этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Она проходит три стадии: прединдустриальную постиндустриальную Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится развитие техники, технологии, прежде всего за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Традиционная и техногенная цивилизация В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы Традиционная и техногенная цивилизация В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. В традиционных культурах считалось, что “золотой век “ уже пройден. Техногенная цивилизация динамична, подвижна и агрессивна: она подавляет, подчиняет, поглощает традиционные общества и их культуры. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития.

Традиционная и техногенная цивилизация Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно Традиционная и техногенная цивилизация Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Свойственный традиционным обществам консерватизм видов деятельности, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций постоянно ограничивали проявление деятельностно-преобразующей активности человека.

Традиционная и техногенная цивилизация Принципу преобразующего деяния, сформулированному в европейской культуре в эпоху Ренессанса Традиционная и техногенная цивилизация Принципу преобразующего деяния, сформулированному в европейской культуре в эпоху Ренессанса и Просвещения, можно противопоставить принцип древнекитайской культуры “у-вэй”, предполагающий невмешательство в протекание природного процесса и адаптацию индивида к сложившейся социальной среде. С преобразующей деятельностью техногенной цивилизации связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. В техногенной цивилизации природа понимается как упорядоченное, закономерно устроенное поле, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами. В традиционной культуре природа понимается как живой организм.

Традиционная и техногенная цивилизация В традиционных культурах господство и власть понимались прежде всего как Традиционная и техногенная цивилизация В традиционных культурах господство и власть понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. В техногенном обществе сущность власти определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Идеал творческой, суверенной, автономной личности занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей техногенной цивилизации. В традиционном обществе личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека традиционных обществ.

Ценности техногенной цивилизации человек как венец творения, он уникален и самоценен, стоит на высшем Ценности техногенной цивилизации человек как венец творения, он уникален и самоценен, стоит на высшем уровне иерархии живых существ; человек как личность-субъект, имеющий сверхприродный статус, статус абсолютной данности в его оппозиции к мируобъекту; разум (в мире господствует разумное начало, оно – источник и предпосылка всякой целесообразной деятельности; приоритет разума над чувствами в процессе отыскания истины); истинное знание, не нуждающееся в этике (основой этики считалось рациональное обоснование) высокий статус научной рациональности; просвещённость (обладание знанием); прогресс (науки, техники, технологий и т. д. ) как имманентный закон природы; автономия личности, развитие индивидуального начала в человеке – ценность «Я» (персонализм);

Ценности техногенной цивилизации труд и творчество как новация (создание принципиально нового, постоянная генерация новых Ценности техногенной цивилизации труд и творчество как новация (создание принципиально нового, постоянная генерация новых идей, концепций и т. д. ); активная деятельность и преобразование, направленные на покорение природы, представляющей собой неорганическую, упорядоченную, закономерно устроенную сферу, универсальную и единую для всех, «объективную» реальность, устроенную в соответствии с неизменными «законами природы» ; власть; соблюдение прав; свобода; воля; уважение; материальный достаток и престиж; личный успех.

Ценности техногенной цивилизации ценности «обладания» вещью «здесь и сейчас» , комфорта, материального достатка, престижа Ценности техногенной цивилизации ценности «обладания» вещью «здесь и сейчас» , комфорта, материального достатка, престижа и информации. Наряду с массовым производством возникло массовое потребление, спроецировавшее процессы стандартизации и нивелирования на все сферы жизни. В результате возникла массовая культура с ее одинаковыми стереотипами, вкусами, привычками, образом мышления, поведения и т. д. ценность здоровья как биологического, так и психологического и в целом - духовного.

Наука и техногенная цивилизация Особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации и Наука и техногенная цивилизация Особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации и особая значимость научно-технического взгляда на мир, определены тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. В этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность обретают приоритетный статус. Наука в ее развитых теоретических формах становится особенно важной для техногенной цивилизации. Культура техногенной цивилизации обеспечивает самостоятельный статус научного познания как особой сферы профессионального труда. Наука в техногенной цивилизации становится одним из важных факторов формирования мировоззренческих установок и смысложизненных структур, определяющих отношение человека к миру.

Проблемы техногенной цивилизации Проблема выживания совершенствования уничтожения; в условиях оружия непрерывного массового Проблема нарастающего Проблемы техногенной цивилизации Проблема выживания совершенствования уничтожения; в условиях оружия непрерывного массового Проблема нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах; Проблема сохранения человеческой личности в условиях усиливающихся процессов отчуждения и опасности разрушения биогенетической основы человеческого бытия.

Техногенная цивилизация и культура Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, которая породила Техногенная цивилизация и культура Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» , поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: 1. Первая проблема требует ответа на три вопроса: Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека? Природа и суть творчества. Мозг и машина. 2. Вторая проблема - это проблема места и роли человека в созданном им техномире.

Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры; Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества; Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда» ; Смена типа мышления - техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим.

Техногенная цивилизация и искусство С самого начала 20 в. возникли новые виды искусства на Техногенная цивилизация и искусство С самого начала 20 в. возникли новые виды искусства на технической основе - фотография, кино, радиоинсценировки, чтение литературы по радио, несколько позже - телевидение, видео, существенно потеснившие классические виды искусства. С раннего авангарда и модернизма начали существенно меняться изобразительновыразительные языки всех классических видов искусства, а затем и сами эти виды и жанры. И все эти изменения носили, как правило, экспериментально-поисковый характер, инициированный самим духом активно развивающейся техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация и искусство Искусства перестают быть «изящными искусствами» , то есть носителями эстетического. Техногенная цивилизация и искусство Искусства перестают быть «изящными искусствами» , то есть носителями эстетического. Используются принципы игры, иронии, безобразного. С 60 -х гг. предпринимаются попытки создания так называемого машинного искусства. Algorithmic art (Роман Веростко в 80 -е гг. ) программа Д. Коупа «Эмми» программа AARON (Гарольд Коэн) программа "Постмодернистский генератор" (Э. Булгак ) New Media Art все электронные искусства (электроник-арт), робото-арт геномик-арт

Техногенная цивилизация и искусство Различают, по крайней мере, три этапа развития интернет-арта, возникшего в Техногенная цивилизация и искусство Различают, по крайней мере, три этапа развития интернет-арта, возникшего в 80 -е - начале 90 -х гг. ХХ в. 1. Первый этап - начинающие сетевые художники создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. 2. Второй этап (1990 -е гг. ) - в интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие. Первые флеш-мобы. Коллективный международный перформанс Х. Бантинга «Звоните на Кинг-Кросс» (1994). 3. Третий этап (первое десятилетие ХХI в. ) - освоение сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети как некой электронной виртуальной реальности, внутри которой необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире.




  • Мы удаляем страницу по первому запросу с достаточным набором данных, указывающих на ваше авторство. Мы также можем оставить страницу, явно указав ваше авторство (страницы полезны всем пользователям рунета и не несут цели нарушения авторских прав). Если такой вариант возможен, пожалуйста, укажите об этом.