«Современные подходы к организации слушания музыки» к.

Скачать презентацию «Современные подходы к организации слушания музыки» к. Скачать презентацию «Современные подходы к организации слушания музыки» к.

sovremennye_podhody_k_organizacii_slushaniya_muzyki.pptx

  • Размер: 81.8 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 10

Описание презентации «Современные подходы к организации слушания музыки» к. по слайдам

  «Современные подходы к организации слушания музыки» к. п. н. В. А. Деркунская, «Современные подходы к организации слушания музыки» к. п. н. В. А. Деркунская, РГПУ им. А. И. Герцена Составила Королёва М. Б.

Аспекты развития в процессе слушания музыки:  эмоциональная сфера;  социализация;  мышление, память,Аспекты развития в процессе слушания музыки: эмоциональная сфера; социализация; мышление, память, внимание, воображение, интерес к окружающему миру; собственно восприятие; исполнительские умения и творчество в художественных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной.

Выбор музыкального  репертуара для детей:  наличие в произведении яркого образа ; Выбор музыкального репертуара для детей: наличие в произведении яркого образа ; доступность музыкальных произведений восприятию ребенка; высокая эмоциональность музыки и в то же время соответствие ее содержания эмоциональному опыту ребенка; соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей; соответствие произведения детскому восприятию по продолжительности звучания. Самые основные требования : художественность и доступность.

Требования к отбору репертуара детей:  Принцип учета музыкальных интересов детей.  Принцип учетаТребования к отбору репертуара детей: Принцип учета музыкальных интересов детей. Принцип учета деятельностной природы ребенка. Принцип учета эмоционального опыта ребенка. Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки.

Рекомендации к отбору музыкального репертуара. Рекомендации к отбору музыкального репертуара.

Репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка.  Дети должны слушать музыкальные произведения только вРепертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка. Дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении. От хорошего, виртуозного исполнения ребенок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому попробовать играть или петь. Для передачи того или иного образа лучше всего подходят программные произведения. Но можно использовать и непрограммные произведения. (например, произведения композиторов-романтиков – Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона – могут использоваться для передачи нюансов душевного состояния; музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания). В хорошей музыке почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому, чем устойчивее связь и взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.

Репертуар для решения задач психического развития ребенка.  Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию дошкольника,Репертуар для решения задач психического развития ребенка. Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию дошкольника, рождают необычные интерпретации, ассоциации. Это произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, А. К. Лядова. Они доступны и привлекательны для дошкольников. В музыкальной практике можно найти звуковые картины практически всех явлений окружающего мира.

Репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора.   Возможность для ребенкаРепертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора. Возможность для ребенка накопить особый опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, в средствах ее выразительности, в музыкальных формах, в интонационной специфике разных композиторов. Примеры произведений рекомендуются дошкольными программами. Классические и современные, программные и непрограммные, они должны быть: — небольшими по объему, время исполнения не больше 5 -8 минут; — с яркой выраженностью стилистических средств: темпа, ритма, динамики, мелодии; — разнообразными по стилям и жанрам.

Принципы организационных моментов:  Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества.  Принцип целенаправленности.  ПринципПринципы организационных моментов: Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества. Принцип целенаправленности. Принцип отбора музыкальных произведений с учетом целевой ориентации. Принцип учета и развития субъективных качеств и свойств ребенка. Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Принцип систематичности и последовательности в организации слушания музыки. Принцип продуктивности в восприятии музыкальных произведений. Принцип синкретичности.

Этапы слушания музыки и практические рекомендации Этапы слушания музыки     Этапы слушания музыки и практические рекомендации Этапы слушания музыки Практические рекомендации 1. Привлечение внимания детей к музыке, их настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Встреча с музыкой должна стать для ребенка интересным событием, таящим в себе некоторую интригу. Для этого используются стихи, загадки, проблемные ситуации, игры-экспериментирования со звуками, игры-путешествия, повествовательные рассказы без окончания (окончание – музыкальное произведение)… После первого прослушивания выдержать паузу в несколько секунд. Детям необходимо понять, что сейчас произошло с ними, важно задержаться в «музыкальном восприятии» — это требует деликатности и тишины. 2. Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности. Этот этап – время вопросов. Начинать с анализа тех впечатлений, которые получил ребенок. Обратить внимание, с какими событиями в его жизни ассоциируется у ребенка эмоциональное переживание музыки. Не надо добиваться точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, лучше сосредоточиться на характере образа, музыкальном содержании и повествовании, сюжете. Надо пробудить фантазию ребенка, активизировать его внимание. 3. Закрепление представлений о прослушанном произведении, запоминание, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз. На этом этапе целесообразно использовать мнемотехнические приемы, дидактические игры, задать детям вопросы. Слушание музыки может стать частью проектной деятельности детей. Если предложить им создать, например, «Волшебную книгу музыки» , придумать самостоятельно лото «Путешествие в мир музыки» , «Мой любимый композитор» . Практика показывает, что при самостоятельной деятельности у детей возрастает интерес к музыке, естественнее происходит ее запоминание. 4. Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной, речевой. Слушание музыки требует организации. Предложить детям составить коллективный рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ – в любой технике. Индивидуально или коллективно. Возможно создание двигательных импровизаций под музыку. Сочиненные детьми сюжеты могут стать интересной игрой. Важно, чтобы ребенок увидел музыку, приобщился к ее созданию, перешел от восприятия к исполнительству и творчеству.