Скачать презентацию Современные педагогические теории Л 1 Что такое методологическое Скачать презентацию Современные педагогические теории Л 1 Что такое методологическое

Современные теории_Л1.ppt

  • Количество слайдов: 20

Современные педагогические теории. Л 1: Что такое методологическое самоопределение исследователя? Даутова Ольга Борисовна, д. Современные педагогические теории. Л 1: Что такое методологическое самоопределение исследователя? Даутова Ольга Борисовна, д. п. н. , профессор кафедры педагогики и андрагогики, anninskaja@mail. ru 2016 г Санкт-Петербург

Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та. . . из которой можно Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та. . . из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. И. Кант

Определим слова • Методологическое самоопределение - это Определим слова • Методологическое самоопределение - это

Определим цели • Цель дисциплины: повышение общетеоретической подготовки аспирантов в области педагогических теорий, формирование Определим цели • Цель дисциплины: повышение общетеоретической подготовки аспирантов в области педагогических теорий, формирование обоснованной методологической и научно-теоретической позиции аспиранта в области педагогической науки, учёта им современных научных проблем в процессе выдвижения собственных идей и концепций. • Моя цель…. • Мои ожидания…

Основная идея - экзистенциальноантропологический поворот в сфере образования • Изменение стратегии педагогики на основе Основная идея - экзистенциальноантропологический поворот в сфере образования • Изменение стратегии педагогики на основе общефилософских, эпистемологических и социально-философских положений об обществе, человеке и познании. • Субъект образования XXI в. – одновременно со знанием сочетание творческого и критического мышления, формирования духовной культуры, нравственных и гражданских добродетелей как базовых условий нестандартных решений экологических и гуманитарных проблем века. • Качества человека, субъекта образования как определяющий фактор и «вековой тренд» XXI в. сущность экзистенциальноантропологического поворота в сфере образования, базовой среди гуманитарных проблем современности.

Что читать? • Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. Психология образования человека. Становление субъектности Что читать? • Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Учебное пособие • http: //www. ereading. club/bookreader. php/1034564/Slobodc hikov__Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka. _Stanovl enie_subektnosti_v_obrazovatelnyh_processah. html

ИДЕЯ КОЛЛЕКТИВА – 1 открытие XX века • Гениальное педагогическое и антропологическое открытие А. ИДЕЯ КОЛЛЕКТИВА – 1 открытие XX века • Гениальное педагогическое и антропологическое открытие А. С. Макаренко состояло в утверждении в общественном сознании и педагогической практике коллективных форм организации совместной жизни и деятельности детей и взрослых в границах проектируемого образовательного пространства. • Такого пространства, которое никогда не совпадает и не может совпадать с границами образовательного учреждения, но представляет собой неотъемлемую часть пространства общественно-культурной жизни. Основу образовательного пространства совместной детско-взрослой общности составляет созидательный, духовно-нравственный труд. • «Марш 30 года» (1932), «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1937).

Ключевая идея антропологии образования (Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. ) • заключается Ключевая идея антропологии образования (Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. ) • заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. • Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце XX столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке – от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.

Ключевая идея антропологии образования (Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. ) • Перед Ключевая идея антропологии образования (Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. ) • Перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений. • При определении нашего понимания «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-религиозной, христианской – по существу – идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. • Субъектность как способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека. • Становление этой родовой способности происходит в со-бытийной детско-взрослой общности, целостность которой задается системой связей и отношений между ее участниками, а главным способом бытия такой общности является ведущая для конкретного возраста, совместнораспределенная деятельность

Всеобщие способы бытия человека, основания его жизни Для деятельности: субъект действий (тебе-действие) – субъект Всеобщие способы бытия человека, основания его жизни Для деятельности: субъект действий (тебе-действие) – субъект собственных действий(я-действие) – субъект деятельности (я-действующий) – субъект собственной деятельности (я – способный действовать) – субъект не-деяния (я – могущий не действовать, но быть!) Для сознания: бытие сознания (непосредственное самобытие) – сознание бытия (Я есмь!) – сознание самости (самосознание) – сознание сознания (рефлексия) – трансцендирующее сознание (универсальное со-бытие) Для общности: оживление (телесность) – одушевление (самость) – персонализация (явленность Другим) – индивидуализация (уникальность) – универсализация (всечеловечность)

4 педагогические позиции 4 педагогические позиции

Педагог-профессионал является одновременно субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. • Как субъект образовательного Педагог-профессионал является одновременно субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. • Как субъект образовательного процесса, профессиональный педагог выступает проектировщиком, конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем определенной личностной, бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения. • Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной (предметной) позиции, необходимой для достижения целей образования и развития личности. • Ценности и смыслы образования в сознании педагога должны быть актуализированы и трансформированы в цели профессиональной деятельности, реализующиеся адекватными средствами

Рекомендуемая литература Основная • Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Психология человека. М. Рекомендуемая литература Основная • Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Психология человека. М. , 1995. • Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Психология развития человека. М. , 2000. • Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005. • Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Москва; Екатеринбург, 2009. Дополнительная • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. , 1996. • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. , 1989.

? Сфера науки Сфера образования ? инновации Педагогика инновации Сфера культуры инновации ? ? Сфера науки Сфера образования ? инновации Педагогика инновации Сфера культуры инновации ?