Современное информационное общество Концепции постиндустриального общества Д. Белл
Современное информационное общество
Концепции постиндустриального общества Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» Э. Тоффлер «Третья волна» У. Ростоу «Стадии экономического роста» Смена общественных «волн» или «стадий экономического роста»: аграрное – индустриальное – постиндустриальное общество.
Информация Информация - это принимаемые и передаваемые сведения, сохраняемые различными источниками.
Виды информации Текстовая Графическая Звуковая Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации.
Свойства информации Точность Объективность Ценность Полнота Актуальность Достоверность Доступность
Пути развития и распространения информации : 1. От алфавита - к книгопечатанию ( Гутенберг – создатель первого «информационного производства»). 2. Радио и кинематограф (Попов, братья Люмьеры - создатели и популяризаторы символической экранной информации научного и художественного творчества). 3.Информационная революция электронного века (создание информационно-коммуникационных технологий). Всеобщая включенность в события, происходящие в масштабах мира (М. Мак-Люэн: электронные коммуникации воссоздают «глобальную деревню»).
Кибернетическая концепция информации Информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира, в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств (Норберт Винер).
Д.Белл Американский социолог, создатель теории «постиндустриального общества»: именно компьютер является символом и одновременно материальным носителем технологической революции, коренным образом трансформирующим общество.
Постиндустриальное – информационное общество Информационная цивилизация: основой экономики становится не производство товаров (индустрия), а производство знаний и информации.
О. Тоффлер Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.
О. Тоффлер об информационном обществе Информация формирует материальную среду человека (компьютерные программы, информационные технологии). Информация определяет материальное бытие человека. Информация– основное средство межличностных отношений и взаимодействия с духовным миром человека. Информация определяет социокультурную и духовную жизнь человека.
Основные признаки информационного общества Формируется единое мировое информационное пространство. Быстро развиваются науки и высокие технологии. Возрастает роль информативно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства. Появляется рынок информации и знаний. Производство товаров уступает развитию сферы информации, знаний и услуг. Новые технологии используются во всех областях социальной жизни и деятельности. К управлению обществом приходят профессионалы- технократы.
Информационное общество Информационное – общество с развитыми информационными технологиями. Информационная техника - среда обитания человека, человек – часть технологического процесса.
Человек в информационном обществе Повышается уровень образования, научно-технического и культурного развития. Повышается уровень благосостояния и комфорта.
Виртуализация реальности Хозяин Сети Меняется образ жизни и модель поведения человека: Дополнение реальной жизни и деятельности новыми возможностями. Существование действительности и виртуального мира.
Контрасты виртуализации реальности Хозяин Сети Раб Сети Увеличение количества и повышение качества получаемой информации. Расширение личных контактов и связей. Укрепление личностной автономии. Повышение креативных способностей личности. Увеличение количества и понижение качества получаемой информации. Сокращение или утрата личных контактов в реальной действительности. Утрата личностной автономии (виртуальное поглощение личности). Снижение креативных способностей личности.
Медиаэтика Исследует особенности воздействия информационных средств и технологий на моральное сознание и поведение личности.
Принципы медиаэтики 1. Принцип сохранения свободного выбора в передаче информации. Критическая дистанция по отношению к информационным средствам может быть оправдана только при сохранении свободного выбора: обратиться к информационным средствам или отказаться от медиальных устройств.
Принципы медиаэтики 2. Принцип дозирования медиасредств. Медийные средства должны принципиально дозироваться, применяться без одностороннего предпочтения.
Принципы медиаэтики 3. Принцип критичности и избирательности в использовании медийной информации. Пространство медиа представляет собой своеобразный неструктурированный архив современности, который стихийно пополняется разнородной информацией различной степени достоверности.
Принципы медиаэтики 4. Принцип личностной автономии. Следует укрепить автономию человека по отношению к медийному средству в работе с новыми информационными технологиями. Необходимо помочь человеку сохранить чувство реальности, творческую индивидуальность и моральные устои.
Принципы медиаэтики 5. Принцип медийной интеграции. Медийные средства необходимо использовать в их генетической взаимосвязи. Новые медийные возможности можно постичь только в контексте со старыми.
Духовно-нравственный кризис Плюральный прессинг различных моральных норм и ценностей: одобряются обществом одни нормы и ценности применяются в социальной практике другие.
Нормативно-ценностный плюрализм В ситуации нормативно-ценностного плюрализма человек утрачивает определённость в выборе линии нормативного поведения: он путается в многообразии противоречивых моральных установок и не знает, «что такое хорошо и что такое плохо» на данный момент.
Моральная амбивалентность личности Двойная мораль: зная о моральных нормах и правилах, человек следует или не следует им.
Моральная поливалентность личности Хаотическое смешение разноуровневых аксиологических ориентиров и стандартов в личностной ценностной системе.
Контрастные социальные и нравственные стандарты Равноправно функционируют в рамках нормативно- ценностной системы современного российского общества на разных уровнях социальных взаимодействий (в семье, школе, вузе, на производстве, в политике, в бизнесе, искусстве и др.).
Аксиологирческая маргинализация личности «Маргиналы подошли. Рассказали, как росли: Как лечил их киллер-врач И учил учитель-рвач» ( Верба)
Нравственная маргинальность Состояние «МЕЖДУ» разными ценностями и нормами. Где граница, где различие Между нормой и обычаем? Между волей и терпением? Между дураком и гением? Балансируем над бездною Между нищетой и бедностью Между сильными и слабыми Между феями и бабами… (Верба)
Моральная дистанцированность личности Снижение или нивелирование реальной значимости нравственных категорий.
Моральная континуальность строгое, последовательное и обязательное соблюдение моральных норм, вне зависимости от обстоятельств. дискретность фрагментарное, ситуативное соблюдение моральных принципов и норм.
Моральная дискретность личности
Духовно-нравственный иммунитет Л. Х. Газгиреева: Достижение «экзистенциального равновесия» - сохранение духовно- нравственного иммунитета.
Повседневный гуманизм Н.И. Лапин: ценность достойной жизни в своей стране с ее традициями; взаимопомощь, забота о молодом и старшем поколении; спокойная совесть, стремление к добру и правде.
Задание 1. Перспективы развития современного общества. 2. Человек информационной эпохи: Проблемы иварианты их решения.
Спасибо за внимание!
22086-lekcionnaya_prezentaciya_po_filosofii_socialynaya_filosofiya_2.ppt
- Количество слайдов: 36