Скачать презентацию СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Современная социология Скачать презентацию СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Современная социология

Габова А. Современная социологическая теория.pptx

  • Количество слайдов: 15

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно.

 Социология призвана изучать и социальные отношения, и жизнедеятельность всего общества, если понимать не Социология призвана изучать и социальные отношения, и жизнедеятельность всего общества, если понимать не сумму экономической, политической, духовнокультурной и других сфер общественной жизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения при этом осмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер, а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами.

 Объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной Объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

В современной социологии представлены все парадигмы, сформировавшиеся в классический период развития науки. Контовский и В современной социологии представлены все парадигмы, сформировавшиеся в классический период развития науки. Контовский и марксистский принцип исторически необходимой социальной эволюции продолжает работать в произведениях социологов немарксистского направления. Поиск функциональных связей, составляющий сердцевину учения Дюркгейма, представлен во всех без исключения областях социологии. Бурное развитие социологической науки в ХХ в. породило много течений, которые основывались на различных концепциях, взглядах как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам. ХХ век — это и век развития социологии вглубь. В ХХ в. происходила и институциализация социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научноисследовательских центров и институтов. Профессия социолога становилась востребованной на рынке труда.

Наконец, шел процесс консолидации и корпоративного укрепления социологии. В ХХ в. были созданы первые Наконец, шел процесс консолидации и корпоративного укрепления социологии. В ХХ в. были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации. После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу ХХI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в один из зачетных отрядов в области социального знания. Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в ХХ в. и продолжают появляться в настоящее время. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно-следственных связей. Поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма от биологического и технологического до экономического

Теории социального конфликта создавались посредством критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч. Р. Теории социального конфликта создавались посредством критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч. Р. Миллс (1916— 1962), лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моски, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и подтверждает возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм был основан Э. Л. Торндайком, разработавшим закон эффекта (1911): вознаграждаемое поведение имеет тенденцию Бихевиоризм был основан Э. Л. Торндайком, разработавшим закон эффекта (1911): вознаграждаемое поведение имеет тенденцию повторяемости, а невознаграждаемое — к прекращению. В то же время И. П. Павлов (1846— 1936) сформулировал теорию условных рефлексов (1911). Но социальное звучание бихевиоризм приобрел в исследованиях известного американского социолога и психолога. Э. Мейо, которые он проводил в конце 1920 — начале 1930 -х гг. Творческий импульс этой теории состоит в том, что она на первое место выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществленной социальной среды, реализуемой в рамках структурно-функционального подхода. Другой особенностью этого направления была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций, что позволяло насыщать теоретические схемы «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. Бихевиоризм существует в основном в двух крупных теориях — теории социального обмена и символического интеракционизма. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория» .

Особенность феноменологической социологии заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции Особенность феноменологической социологии заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции Э. Гуссерля (1859 — 1938), на основе которой возникла «социология обыденного сознания» , обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца(1899— 1959). В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится вначале вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, по мнению феноменологов, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке значение выводится целиком из сознания субъекта. Социальная реальность, возникающая в процессе коммуникации, состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения участникам коммуникативного акта, т. е. то или иное представление, понимание социальной реальности зависит в первую очередь от того, насколько пересекаются смысловые поля участников взаимодействия.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодология Что В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодология Что касается социологии знания, то она представлена К. Маннгеймом (1893— 1947), который в своей концепции обращал внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества Г. Гарфинкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении» . В соответствии с этим основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. По его мнению, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

 Таким образом, зарубежная социология ХХ в. представлена различными направлениями. Здесь названы только самые Таким образом, зарубежная социология ХХ в. представлена различными направлениями. Здесь названы только самые известные из них, которые в целом определяют ее лицо. Однако жизнь порождает и предполагает появление новых теорий и концепций, усложнение концептуального аппарата социологии в целом. Более того, по мнению французского социолога А. Турена (р. 1925), в социологии в 1990 -е гг. в целом главный процесс состоял в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в 1960 -е гг. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и деятеля. В историческом плане можно сказать, что Вебер одержал победу над Дюркгеймом. Классический подход, в рамках которого социология понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции — Парсонса и Мертона — ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия «социальные институты» , «социализация» , «интеграция» не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие «кризис» и близкие к нему категории — «дезорганизация» , «насилие» , «хаос» , а также «сознание» и «поведение людей» .

 Сейчас большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма. Сейчас большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма. Эта критика началась еще в рамках франкфуртской школы в Германии. В какой-то мере эту критику представлял и структурализм в философии и социологии, в том числе и марксистский структурализм 1960— 1970 -х гг. Именно отсюда вышел М. Фуко, который стал одной из наиболее значительных фигур в социальной мысли и социологии. Основное содержание данного направления состоит в определении роли и значения политической власти. Главные категории его концепции связаны с выявлением содержания господствующей идеологии и причин радикализации поведения, а также с условиями формирования социальных движений и акций протеста. При этом важно не выявление системных детерминант в их последовательности, а понимание того момента, что все трансформации сконцентрированы в отношениях власти.

Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Дж. Коулмен (1926— 1995). Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Это также характерно и для постмарксистского направления. В определенной степени теории рационального выбора придерживается и М. Крозье (р. 1922), развивающий рационалистические традиции. Он разрабатывал теорию социального действия в рамках организации и подчеркивал значение не столько идей, сколько различных стратегий при изучении процесса принятия решений и выявлении их эффективности. В этом же ключе работают социологи, которые увязывают этот круг понятий с экономическим анализом.

Значительное распространение в конце ХХ в. получили теории нового институциализма. Но особенно привлекательными для Значительное распространение в конце ХХ в. получили теории нового институциализма. Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в микроэкономическом плане. В этой связи приведем некоторые определения социологии: «Социология — это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» ; «Социология — это наука о методах исследования человеческого поведения» ; «Социология — это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее дополнительно рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» Таким образом, несмотря на существование множества концепций, лицо социологии конца ХХ — начала ХХI в. во всё большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире

 Спасибо за внимание Спасибо за внимание