Скачать презентацию Социокультурные факторы изменившие сознание эпохи и сдвинувшие искусство Скачать презентацию Социокультурные факторы изменившие сознание эпохи и сдвинувшие искусство

Поэтика реализма.pptx

  • Количество слайдов: 17

Социокультурные факторы, изменившие сознание эпохи и сдвинувшие искусство от «классицизма» и «романтизма» в сторону Социокультурные факторы, изменившие сознание эпохи и сдвинувшие искусство от «классицизма» и «романтизма» в сторону «реализма» • Великая Французская Революция и «эпоха наполеоновских войн» (стала опытом социальной катастрофы, разрушила границы между сословиями, стала «социальным лифтом» для представителей «низших» до того сословий, разрушила авторитет религии в сознании людей и открыла для них «дозволенность» ранее этически табуированных поступков и стремлений) • Развитие естественных и социальных наук, психологии ( «позитивизм» – вера в мощь человеческого разума, в его способность познать, изучить картину реальной действительности; вера в наличие материально выраженных и поддающихся познанию взаимосвязей; тяготение к «классификациям» и «обобщающим системам» в научных теориях) • Теория «трёх факторов» ( «среда» , «наследственность» , «обстоятельства» ). Этическая проблема «свободного выбора» и «личной этической ответственности» за него.

Образ человека • «Характер определяется тем, что человек понимает под счастьем и то, как Образ человека • «Характер определяется тем, что человек понимает под счастьем и то, как он отправляется на охоту за этим счастьем» (Стендаль) • «Характер» – «устанавливается по отношению к последним ценностям мировоззрения» ; его ценности индивидуальны; в столкновении с «обстоятельствами» он меняется, возникает «индивидуальный «сюжет судьбы» . • «Характер» всегда сюжетообразующий персонаж, который осмысляется автором как характерный для эпохи, в которой повторяемость характеров и судеб (например, «жизненного сюжета «утраты иллюзий» ) признак времени (то есть автора интересует именно человек в обстоятельствах с их исторической конкретностью)

 «Центральная для реализма – проблема обусловленности» (Л. Гинзбург) • «детерминизм» - взаимопринадлежность, взаимообусловленность «Центральная для реализма – проблема обусловленности» (Л. Гинзбург) • «детерминизм» - взаимопринадлежность, взаимообусловленность человека и окружающего мира - «от самой широкой, исторической и социальной, до обусловленности мельчайших душевных движений» – предмет изображения • Причинно-следственные связи предельно индивидуализированы, потому что художник всякий раз открывает их заново, применительно к бесконечному, непредвиденному многообразию явлений конкретной действительности • «равнодействующую поведения теперь образует множество противоречивых, разнокачественных воздействий»

Образ мира • «мимесис» (произведение – иллюзия реальности, «подражание» реальности) • «реальность» , «действительность» Образ мира • «мимесис» (произведение – иллюзия реальности, «подражание» реальности) • «реальность» , «действительность» • «предметность» как основа изображения действительности • Отказ от разделения действительности на сферы «высокого» и «низкого» , потенциальная возможность для каждого из явлений действительности стать эстетической ценностью, материалом для «возвышенного» , «трагического» , «лирического» (например, «человеческая повседневность» ) • «существенность несущественного» , «мнимость случайного» - «сверхфабульная реальность» (Р. Якобсон) • Проследить «историзм современности» , описать максимально широко «срез» , «пласт» конкретного исторического момента.

Автор и читатель и их «эстетическая» деятельность • «историк современности» (О. де Бальзак), реконструирующий Автор и читатель и их «эстетическая» деятельность • «историк современности» (О. де Бальзак), реконструирующий скрытую (внутреннюю) сторону окружающей его жизни подобно тому, как учёный историк реконструирует скрытые причины, факторы, следствия событий далёкого прошлого • Достоинства автора – (вместо «вкуса» , «оригинальности» , «мастерства) – «проницательность» , «концептуальное проникновение» в суть вображённого • «достоверность» - ключевой критерий • От читателя требуется «проницательность» в отношению к «я» героя и взаимоотношениям разных персонажей.

Художественный язык • «прозрачное» слово (всё устремлено к тому, чтобы вызывать в читателе как Художественный язык • «прозрачное» слово (всё устремлено к тому, чтобы вызывать в читателе как можно более вещественный впечатления) • Описание – тоже носит объясняющий характере, п. чт. выявляет причинноследственные связи со средой. • Главные инструменты писателя – наблюдение, описание, анализ действительности, создание модели – типа, характера, сюжета

Каспар Давид Фридрих Каспар Давид Фридрих

Курбе Дробильщики камня Курбе Дробильщики камня

 «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки»

Классификация, таксономия, позитивизм Классификация, таксономия, позитивизм

детерминизм детерминизм

Художественная условность в изображении мира и человека Художественная условность в изображении мира и человека

Несмотря на длинную дорогу до той уединенной улицы, на которой находился старый дом архивариуса Несмотря на длинную дорогу до той уединенной улицы, на которой находился старый дом архивариуса Линдгорста, студент Ансельм был у его дверей еще до двенадцати часов. Он остановился и рассматривал большой и красивый дверной молоток, прикрепленный к бронзовой фигуре. Но только что он хотел взяться за этот молоток при последнем звучном ударе башенных часов на Крестовой церкви, как вдруг бронзовое лицо искривилось и осклабилось в отвратительную улыбку и страшно засверкало лучами металлических глаз. Ах! Это была яблочная торговка от Черных ворот! Острые зубы застучали в растянутой пасти, и оттуда затрещало и заскрипело: "Дурррак! Удерррешь! Дурррак!" Студент Ансельм в ужасе отшатнулся и хотел опереться на косяк двери, но рука его схватила и дернула шнурок звонка, и вот сильнее и сильнее зазвенело в трескучих диссонансах, и по всему пустому дому раздались насмешливые отголоски: "Быть тебе уж в стекле, в хрустале, быть в стекле!" Студента Ансельма охватил страх и лихорадочною дрожью прошел по всем его членам. Шнур звонка спустился вниз и оказался белою прозрачною исполинскою змеею, которая обвила и сдавила его, крепче и крепче затягивая свои узлы, так что хрупкие члены с треском ломались и кровь брызнула из жил, проникая в прозрачное тело змеи и окрашивая его в красный цвет.

Модель построения художественного образа Р. О. Якобсон «О художественном реализме» - метонимия (отношения «смежности» Модель построения художественного образа Р. О. Якобсон «О художественном реализме» - метонимия (отношения «смежности» как способ организации художественного образа) - между прямым и переносным значением существует вещественная зависимость, т. е. «самые предметы и явления находятся в причинной или иной объективной связи» (Жирмунский) - «изменение значений основано не на сходстве, а на тех или иных логических отношениях» (Томашевский)

 «Посредине ворот, в калитке, было прорезано маленькое квадратное отверстие, забранное частой решеткой с «Посредине ворот, в калитке, было прорезано маленькое квадратное отверстие, забранное частой решеткой с побуревшими от ржавчины железными прутьями, иона служила, так сказать, основанием для существования дверного молотка, прикрепленного к ней кольцом и ударявшего по кривой приплюснутой головке большого гвоздя. Этот , продолговатой формы, из тех, что наши предки называли "жакмаром", походил на жирный восклицательный знак; исследуя его внимательно, антиквар нашел бы в нем некоторые признаки характерной шутовской физиономии, каковую он некогда изображал; она истерлась от долгого употребления молотка. »