Славянский орнамент Орнамент которым украшают одежду домашнюю

Скачать презентацию Славянский орнамент Орнамент которым украшают одежду домашнюю Скачать презентацию Славянский орнамент Орнамент которым украшают одежду домашнюю

Славянский орнамент.ppt

  • Количество слайдов: 65

Славянский орнамент Славянский орнамент

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные «письмена» , накопившиеся в них за многие века.

Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Составляющие Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Составляющие орнамента всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Трипольская керамика с изображением груди Матери - богини и переплетенных струй

Первые знаки орнамента, которые встречаются и сегодня, были связаны с магией первобытной охоты. Один Первые знаки орнамента, которые встречаются и сегодня, были связаны с магией первобытной охоты. Один из них носит название ковровомеандрового или ромбо-меандрового. Это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящие один в другой. На поверхности глины, ткани, дерева они создают красивый густой ковровый узор. ромбо-меандровый орнамент на браслете (кость мамонта. палеолит)

Магическим заклинанием (орнаментом) покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки Магическим заклинанием (орнаментом) покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Надписи на йеменских могилах по-арабски ничего не значат, а при прочтении на русском обретают смысл. Бивень мамонта, орнамент на котором расшифровывался как «Мастерская Рода» - артефакт эпохи палеолита.

Разгадка происхождения ромбомеандровых знаков в естественном орнаменте, который образуется на срезе бивня мамонта. Этот Разгадка происхождения ромбомеандровых знаков в естественном орнаменте, который образуется на срезе бивня мамонта. Этот рисунок, заимствованный у природы, пережил тысячелетия и дошел до наших времен. В бивне мамонта заключалась сила зверя, это было его оружие. Отсюда и рисунок бивня нес в себе содержание силы и могущества, в которых нуждался человек, отправляясь на охоту. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи. А сам орнамент - знак жизни.

Позже, когда человек стал не только охотником, но и пахарем, и скотоводом, он не Позже, когда человек стал не только охотником, но и пахарем, и скотоводом, он не забыл этот знак, ставший для него знаком земли и плодородия. Для того, чтобы поля были щедры на урожай, человек вышивал этот узор на ткани, вырезал на дереве, украшал им посуду. Сундук Навершие прялки Туес из бересты Рубель @ http: //sueverija. narod. ru/Muzei/Romb. htm

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения водой входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода (внизу шла широкая полоса, затем следовали более узкие полосы). Вечером - верхним концом, где композиция была зеркальной – закат (поначалу тонкая полоска, а затем все более широкие полосы).

Знаки Земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного Знаки Земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля.

Знак засеянного поля на древних предметах (алтарик для первых плодов, женская статуэтка) и в Знак засеянного поля на древних предметах (алтарик для первых плодов, женская статуэтка) и в античной росписи.

Глиняная игрушка и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб, хотя его Глиняная игрушка и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб, хотя его магический смысл утрачен. Например, каргопольская игрушка.

Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные» - горизонтальными. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Сильный дождь, ливень определялся фразой «разверзлись хляби небесные» , т. е. небесная влага получила Сильный дождь, ливень определялся фразой «разверзлись хляби небесные» , т. е. небесная влага получила свободу.

Знак Грома и Перуна - громовник - шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Использовался Знак Грома и Перуна - громовник - шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Использовался как оберег от молнии. Также являлся воинским оберегом. Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка. Календарный орнамент на черняховском кувшине IV века (стрелкой отмечен знак праздника Перуна 20 июля) Прялка Цветок Перуна голубой ирис (6 лепестков)

Почему число Перуна – 6? Шесть граней Перуна: Перун Дарящий, Перун Карающий, Перун Бог Почему число Перуна – 6? Шесть граней Перуна: Перун Дарящий, Перун Карающий, Перун Бог Воинов, Перун Охранитель Прави, Перун Природный, Перун Кологодный. А еще известны шесть сутей Перуна. В человеке – шесть проявлений Перуновой Воли: АЗ) Сила (крепь телесная и духовная) БОГОВ) Воля (стремление к своей цели, сквозь все преграды ВЕДАЮ) Правда (умение разделять Кривду и Правду и стоять за Правду) ГЛАГОЛЮ) Долг (то, что Должно сделать человеку даже вопреки Судьбе) ДОБРО) Верность (умение не свернуть с Пути в угоду сиюминутной слабости) ЕСТЬ) Честь (утерявши Честь – утеряешь себя; потому Честь это всё, о чём сказано выше – Крепь Телесная и Духовная, Воля и Долг, Верность Долгу, и Служение Правде, Правая Сила, Сильная Правда и Неколебимая Верность)

Салфетка Прялка Наличники Филимоновская игрушка Салфетка Прялка Наличники Филимоновская игрушка

Знак - символ солнца - это солярный знак. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество Знак - символ солнца - это солярный знак. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок - в каком-то смысле является солярным знаком. Этот знак - преграда и отвращение зла.

Первые колеса наши предки делали так: втулка из березы, ободья из осины и четыре Первые колеса наши предки делали так: втулка из березы, ободья из осины и четыре спицы. Таким образом, древнее колесо соответствует изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Колесо - знак могущества, власти. Потому и боги движутся по небу именно на колеснице, да и само солнце, «катясь» по небу, «закатывается» вечером (отсюда «закат» ).

Прялки Прялки

Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник - первая среди плоских фигур. Оплечье рубахи. Архангельская губ. Фрагмент передника. Калужская губ. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля).

Изобразительные образы русского орнамента: Дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно Изобразительные образы русского орнамента: Дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира. Вышивка

Вышивка Вышивка

Прялки http: //bukvitsa. com/20082/bpp_130120500_07_latinin. html Прялки http: //bukvitsa. com/20082/bpp_130120500_07_latinin. html

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Хохломская роспись

Городецкая роспись Городецкая роспись

Городецкая роспись Городецкая роспись

Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» .

Часто в орнаменте присутствуют: - крылатые руки, - змеевидные /растениевидные/ ноги, - ромбообразная голова Часто в орнаменте присутствуют: - крылатые руки, - змеевидные /растениевидные/ ноги, - ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб – древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни). Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. А то и вовсе Богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли).

Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни. Вышивка Ковер http: //www. latynin. ru/books/folkart/russianfolkart. html

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку. Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. Ее изучению этнографы уделяют особое внимание. Название узора может происходить от техники выполнения, от материала, нередко термин указывает на место его происхождения - откуда его заимствовали…

Русский орнамент по древним рукописям Русский орнамент по древним рукописям

Инициалы и заставки Инициалы и заставки

Элементы орнамента Элементы орнамента

5 видов орнамента: 1. Ленточный 2. Розетка. 3. Заставка, буквица на основе шрифта. 4. 5 видов орнамента: 1. Ленточный 2. Розетка. 3. Заставка, буквица на основе шрифта. 4. Сетчатый – на основе сетки. 5. Стилизованный.

Основное отличие орнамента от декоративного изображения заключается в использовании закономерных приемов построения. Орнамент, как Основное отличие орнамента от декоративного изображения заключается в использовании закономерных приемов построения. Орнамент, как правило содержит в себе определенные геометрические и математические закономерности основан на метрическом и ритмическом ряду. Орнамент должен повторяться. При построении орнамента используются не один вид симметрии, а все существующие: 1. Зеркальная симметрия ( основана на отражении ). 2. Симметрия переноса ( когда один предмет повторяется с определенным интервалом. Виды симметрии делятся на очевидные и неочевидные. 3. Осевая симметрия - лежит в основе розетки. 4. Сетчатый – несколько предметов и множество осей. Звезда. 5. Винтовая - оси на основе спирали.

Метрический ряд – закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. . Ритмический ряд – Метрический ряд – закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. . Ритмический ряд – закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно

Ритмический ряд – закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними Ритмический ряд – закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно

Возникает три типа ритмического ряда, которые отличаются большим динамизмом: Увеличивается или уменьшается интервал (хорошо Возникает три типа ритмического ряда, которые отличаются большим динамизмом: Увеличивается или уменьшается интервал (хорошо для вертикали). Любая характеристика изменяется (цвет, размер, положение, тон и расцветка) Совмещение первой и второй характеристики, то есть увеличивается и меняется цвет. Композиция строится на художественном пропорционировании, то есть на использовании математических закономерностей

Ленточный орнамент и схемы построения. Ленточный орнамент и схемы построения.

1. Первая схема, в которой участвует только одна схема и ось переноса, орнамент получен 1. Первая схема, в которой участвует только одна схема и ось переноса, орнамент получен на основе использования несимметричной фигуры, величина шага B может быть любая.

2. Вторая схема, две симметричные фигуры 1 и 2 относительно плоскости а 2 может 2. Вторая схема, две симметричные фигуры 1 и 2 относительно плоскости а 2 может быть фигура 1 и 2 а может и 3 и 4.

3. Третья схема, две симметричные фигуры относительно плоскости горизонтальной плоскости а 1, 1 и 3. Третья схема, две симметричные фигуры относительно плоскости горизонтальной плоскости а 1, 1 и 3 или 2 и 4.

4. Четвертая схема, две симметричные фигуры относительно плоскости а 1, 1 и 3 или 4. Четвертая схема, две симметричные фигуры относительно плоскости а 1, 1 и 3 или 2 и 4 предполагается совпадение осей переноса и симметрии

 5. Пятая схема образована двумя несимметричными фигурами относительно оси а 1 1 и 5. Пятая схема образована двумя несимметричными фигурами относительно оси а 1 1 и 4 или 3 и 2. Возникают поворотные оси симметрии второго порядка для единичных фигур ( на схеме обозначены точкой)

6. Шестая схема, используются те же фигуры, что и во второй схеме обладающие плоскостью 6. Шестая схема, используются те же фигуры, что и во второй схеме обладающие плоскостью симметрии перпендикулярной оси переноса и поворотной оси второго порядка обозначенной точкой

7. Седьмая схема, образована на основе 5 схемы используется поворотная ось которая обозначена точкой 7. Седьмая схема, образована на основе 5 схемы используется поворотная ось которая обозначена точкой и одной плоскостью симметрии перпендикулярной к оси переноса а 1.

8. Восьмая схема, образован четырьмя фигурами основной схемы ключа и плоскостью симметрии, перпендикулярной оси 8. Восьмая схема, образован четырьмя фигурами основной схемы ключа и плоскостью симметрии, перпендикулярной оси переноса а 1.




  • Мы удаляем страницу по первому запросу с достаточным набором данных, указывающих на ваше авторство. Мы также можем оставить страницу, явно указав ваше авторство (страницы полезны всем пользователям рунета и не несут цели нарушения авторских прав). Если такой вариант возможен, пожалуйста, укажите об этом.