скульптура

Слайд 1

Советская скульптура1917-1980 гг.

Советская скульптура1917-1980 гг.

Слайд 2

1918 - Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников  Российской социалистической революции»Обнародован 14 апреля 1918 и

1918 — Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции»Обнародован 14 апреля 1918 и повлек за собой детальную разработку конкретных предложений, получивших обобщенное название ленинского плана «монументальной пропаганды»Монументальная пропаганда— выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным программа развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. В списке памятников , намеченных к осуществлению, значились имена деятелей революции, русской и мировой культуры и искусства.

Слайд 3

За период с 1918-1921 были созданы десятки памятников, сотни мемориальных досок и революционных надписей. Из мемориальных досок наиболее значительным был барельеф С. Коненкова, укрепленная на

За период с 1918-1921 были созданы десятки памятников, сотни мемориальных досок и революционных надписей. Из мемориальных досок наиболее значительным был барельеф С. Коненкова, укрепленная на стене Московского Кремля со стороны Красной площади. Это одно из первых скульптурных произведений созданных по плану «монументальной пропаганды»Барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены. С. Коненков,

Слайд 4

Памятник Ж. Дантону работы Н. Андреева, 1919В. Мухина. Пламя революции. Эскиз памятника Свердлову. 1922 С. Коненков. Степан Разин. 1918-1919Л. Шервурд. Памятник А. Н. Радищеву. 1918

Памятник Ж. Дантону работы Н. Андреева, 1919В. Мухина. Пламя революции. Эскиз памятника Свердлову. 1922 С. Коненков. Степан Разин. 1918-1919Л. Шервурд. Памятник А. Н. Радищеву. 1918 г. Б. Королев. Памятник Бакунину в Москве. 1918-1920Памятник Достоевскому С. Д. Меркуров,

Слайд 5

Обелиск Советской Конституции перед Моссоветом открытый в 1919 году – самый крупный и один их первых памятников послеоктябрьской революции. Обелиск был выполнен архитектором Д. Осиповым,

Обелиск Советской Конституции перед Моссоветом открытый в 1919 году – самый крупный и один их первых памятников послеоктябрьской революции. Обелиск был выполнен архитектором Д. Осиповым, статуя Свободы скульптором Н. Андреевым

Слайд 6

Н. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920. М. Г. Манизер. Рабочий. Рельеф. 1920 — 1921 гг С. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву в Москве. Гранит.

Н. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920. М. Г. Манизер. Рабочий. Рельеф. 1920 — 1921 гг С. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву в Москве. Гранит. 1922— 23. И. Шадр. Крестьянин. 1922. «Работница, вышивающая красное знамя». 1921. Н. Я. Данько

Слайд 7

Лучшие произведения, созданные по плану «монументальной пропаганды»Памятник П. П. Огареву, 1922, скульптор Н. А. Андреев, Москва. Памятник А. И. Герцену, 1922, скульптор Н. А. Андреев,

Лучшие произведения, созданные по плану «монументальной пропаганды»Памятник П. П. Огареву, 1922, скульптор Н. А. Андреев, Москва. Памятник А. И. Герцену, 1922, скульптор Н. А. Андреев, Москва. Памятник К. Марксу работы А. Матвеева. Ноябрь, 1918. Петербург

Слайд 8

Ленинский план имел своей целью активное обращение изобразительного искусства к широким народным массам в следствии чего в произведениях скульпторов, созданных в послеоктябрьскую эпоху стали формироваться

Ленинский план имел своей целью активное обращение изобразительного искусства к широким народным массам в следствии чего в произведениях скульпторов, созданных в послеоктябрьскую эпоху стали формироваться две тенденции: тяга к монументальным формам и повышенный интерес к созданию скульптурных композиций. С. Д. Меркуров. Смерть вождя. 1927 — 1950 гг. С. Лебедева. Портрет Ф. Дзержинского. 1925И. Д. Шадр. Сеятель,

Слайд 9

И. Шадр. Памятник В. И. Ленину. На ЗАГЭСе. Грузия. 1926-1927И. Кавалеридзе. Памятник Артему в Бахмуте. 1924 год Н. Данько «Работница, говорящая речь» 1923 гИ. Фрих-Хар. Похороны товарища (1926)В. Домогацкий. Портрет сына (1926)А. С. Голубкина. «Берёзка». 1927 г. С. Коненков «Текстильщица»,

Слайд 10

С середины 20-х годов вслед за скульптурой монументальных форм, начинает все более интенсивно развиваться станковая пластика, обладающая духом монументальности. ОРС - Общество русских скульпторов, организованное

С середины 20-х годов вслед за скульптурой монументальных форм, начинает все более интенсивно развиваться станковая пластика, обладающая духом монументальности. ОРС — Общество русских скульпторов, организованное в Москве в 1926 году во главе со скульптором В. Домогацким , сыгравшее значительную роль в развитии советской скульптуры. Общество ставило своей целью объединение скульпторов для развития советской скульптуры. Общество организовало выставки в 1926, 1927, 1929, 1931. Существовало до 1932. На первой выставке 1926 года выступила В. Мухина со статуями «Юлия» и «Пламя революции», что положило начало ее творческому взлету. Мухина В. И. Юлия. 1925 В. И. Мухина. Пламя революции. 1922— 1923.

Слайд 11

В 1927 году В. Мухина закончила одно из лучших своих произведений- станковую статую «Крестьянка». В ней была поставлена задача воплотить могучий образ русской женщины-труженицы. В

В 1927 году В. Мухина закончила одно из лучших своих произведений- станковую статую «Крестьянка». В ней была поставлена задача воплотить могучий образ русской женщины-труженицы. В этом же году появилась большая трехфигурная группа «Октябрь» работы скульптора А. МатвееваВ. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927. МоскваА. Матвеев. Октябрь.

Слайд 12

Н. Андреев. В. И. Ленин - вождь. 1931- 1932. Портрет С. Г. Шаумяна. Гранит. 1929. Б. Королев. Портрет Н. Баумана. 1930. Шадр И. Сезонник. 1929А.

Н. Андреев. В. И. Ленин — вождь. 1931- 1932. Портрет С. Г. Шаумяна. Гранит. 1929. Б. Королев. Портрет Н. Баумана. 1930. Шадр И. Сезонник. 1929А. Голубкина. Портрет Льва Толстого. 1927.

Слайд 13

В воплощении революционной темы возможно, было использование и совершенно иных традиций. Так, скульптур И. Шадр в своей прославленной статуе «Булыжник-оружие пролетариата» (1927) шел не от

В воплощении революционной темы возможно, было использование и совершенно иных традиций. Так, скульптур И. Шадр в своей прославленной статуе «Булыжник-оружие пролетариата» (1927) шел не от классицистических приемов начала 19 века, но скорее, от бытового жанра в скульптуре второй половины столетия, с ее конкретностью, обстоятельностью в передаче одежд и даже места действийИ. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927.

Слайд 14

Скульптурная «Лениниана»В 1920-е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу». Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники. Большая историческая

Скульптурная «Лениниана»В 1920-е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу». Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники. Большая историческая конкретность была достигнута Н. Андреевым в его замечательной скульптурной «Лениниане», интенсивная рабоа над которой охватывала все 20-е годы. Н. Андреев. В. И. Ленин. 1920 Н. Андреев. В. И. Ленин. 1929 Н. Андреев. В. И. Ленин — вождь. 1931- 1932.

Слайд 15

Скульптурная «Лениниана», выполнявшаяся в 20-30 годы, воочию показывала, каковы были соотношения между станковой и монументальной пластикой. Если станковая скульптура зачастую наполнялась в это эпоху монументальным

Скульптурная «Лениниана», выполнявшаяся в 20-30 годы, воочию показывала, каковы были соотношения между станковой и монументальной пластикой. Если станковая скульптура зачастую наполнялась в это эпоху монументальным пафосом, то монументальная в свою очередь, становилась все более жизненно конкретной. И. Шадр. Памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе. 1927 Памятник В. И. Ленину на площади его имени у Финляндского вокзала, Санкт-Петербург(скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Открыт 7 ноября 1926 г. Памятник В. И. Ленину перед главным зданием Смольного. 1927 г. Скульптор В. Козлов. Архитектор В. Щуко.

Слайд 16

Выдающийся вклад в скульптурную «Лениниану» внес Б. Королев. В 1925-1926 годах он создает мраморный бюст В. И. Ленина. Вершиной же монументального увековеченья великого образа стал

Выдающийся вклад в скульптурную «Лениниану» внес Б. Королев. В 1925-1926 годах он создает мраморный бюст В. И. Ленина. Вершиной же монументального увековеченья великого образа стал его памятник в Ташкенте. Памятник представляет собой синтез монументальной статуи и архитектурного основания, при котором каждый из компонентов по-своему важен и значителен. Б. Королев. В. И. Ленин. 1926. Памятник В. И. Ленину в Ташкенте,

Слайд 17

К числу известных ленинских монументов 30-х годов относится памятник в Ульяновске, созданный в 1940 году М. Манизером.

К числу известных ленинских монументов 30-х годов относится памятник в Ульяновске, созданный в 1940 году М. Манизером.

Слайд 18

В 30-е годы укрепляется связь скульптуры с жизнью страны, с советской действительностью. Нас смену конструктивизма приходит человеческие фигуры в их живом и непосредственном облике. Фигуры

В 30-е годы укрепляется связь скульптуры с жизнью страны, с советской действительностью. Нас смену конструктивизма приходит человеческие фигуры в их живом и непосредственном облике. Фигуры становятся объемны и более обобщены. Центральной темой становится – образ современника строителя социализмаОдним из наиболее запоминающихся образов того времени является портрет архитектора С. А. Замкова работы В. Мухиной, решенный с очень характерной для Мухиной обобщённостью и монументализацией. В портрете видно стремление автора к обогащению выражения внутренней сущности портретируемого новаторскими средствами активных композиционных поисков (руки, поворот головы)Мухина В. И. «С. А. Замков». Мрамор.

Слайд 19

С. Степанян. Памятник Гукасу Гукасяну в Ереване. 1934Коненков С. Стул «Алексей Макарович» 1935 Манизер М. Г. Памятник Шевченко Т. Г. 1935Шервуд Л. В. «Часовой» 1933И.

С. Степанян. Памятник Гукасу Гукасяну в Ереване. 1934Коненков С. Стул «Алексей Макарович» 1935 Манизер М. Г. Памятник Шевченко Т. Г. 1935Шервуд Л. В. «Часовой» 1933И. Чайков «Футболисты» 1928 г.

Слайд 20

В творчестве ведущих мастеров получают свое дальнейшее развитие традиции русского скульптурного портрета раскрывать образ человека во всей его психологической глубине, острой индивидуальности и значительности.

В творчестве ведущих мастеров получают свое дальнейшее развитие традиции русского скульптурного портрета раскрывать образ человека во всей его психологической глубине, острой индивидуальности и значительности. Примером служит один из лучших скульптурных образов в советском искусстве- «Автопортрет» А. Матвеева (1939)А. Матвеев. Автопортрет. Бронза.

Слайд 21

В 30-е годы основной задачей остается сделать художественно-пластический язык своего искусства доступным как можно более широкой аудитории. В 30-е – начале 40-х годов создается большое

В 30-е годы основной задачей остается сделать художественно-пластический язык своего искусства доступным как можно более широкой аудитории. В 30-е – начале 40-х годов создается большое колличество монументальных памятников. Одним из наиболее известных и творчески своеобразных из них можно считать памятник С. М. Кирову работы скульптура Н. Томского. Простота замысла, ясность и конкретность образа- вот то, чем руководствовался художник. Памятник С. М. Кирову (скульптор С. А. Томский, архитектор — Н. А. Троцкий), 1938.

Слайд 22

Кроме памятника С. М. Кирову, наиболее значительным вкладом в развитие советской скульптуры 30-х годов явилась статуя, изображающая Александра Бусыгина (1937). Произведение было представлено на выставке

Кроме памятника С. М. Кирову, наиболее значительным вкладом в развитие советской скульптуры 30-х годов явилась статуя, изображающая Александра Бусыгина (1937). Произведение было представлено на выставке «Индустрия социализма» наряду с такими работами как «Металлург» (1936) Г. Мотовилова, «Шахтер» (1937) С. Лебедевой, «Молодой рабочий» В. Синайского и др. Г. Мотовилов. Металлург, 1936. Лебедева С. Д. Шахтер. 1937. В. А. Синайский. «Молодой рабочий». 1937.

Слайд 23

Одним из крупнейших мастеров советского скульптурного портрета была С. Лебедева.  О таланте Лебедевой-портретисте наглядно свидетельствует портрет В. П. Чкалова (1936). Портрет не закончениз-за трагической

Одним из крупнейших мастеров советского скульптурного портрета была С. Лебедева. О таланте Лебедевой-портретисте наглядно свидетельствует портрет В. П. Чкалова (1936). Портрет не закончениз-за трагической смерти художника, но несмотря на это Лебедевой удалось предельно лаконично передать черты мужетсва, волевого начала и вместе с тем теплоту образа, что говорит о ее дарование и мастерстве. В своих работах она стремится воплотить самое главное в человеке, уловить его особенности. Портрет В. П. Чкалова. С. Лебедева,

Слайд 24

Перелом в отношении к монументальному искусству произошел в 1937-1940 годах, чему в определённой степени способствовало участие Советского государства в крупнейших международных выставках. Подлинным шедевром советского

Перелом в отношении к монументальному искусству произошел в 1937-1940 годах, чему в определённой степени способствовало участие Советского государства в крупнейших международных выставках. Подлинным шедевром советского искусства 30-х годов стала группа «Рабочий и колхозница» (1937) работы В. Мухиной. Это колоссальная монументальная композиция была задумана и осуществлена для увенчания здания Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. «Рабочий и колхозница» (1937) работы В. Мухиной

Слайд 25

В конце 30-х Мухину увлекает интереснейшая работа над памятником писателю Максиму Горькому. В 1938 году она создает 3-х метровую фигуру, которая была экспонирована на целом

В конце 30-х Мухину увлекает интереснейшая работа над памятником писателю Максиму Горькому. В 1938 году она создает 3-х метровую фигуру, которая была экспонирована на целом ряде выставок , в том числе на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Слайд 26

Н. В. Томский. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. 1938 С. Д. Лебедева. Девочка с бабочкой. 1936 г. Шадр И. Д. «Буревестник» (Портрет М. Горького).

Н. В. Томский. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. 1938 С. Д. Лебедева. Девочка с бабочкой. 1936 г. Шадр И. Д. «Буревестник» (Портрет М. Горького). 1939 В. А. Синайский. «Молодой рабочий». . 1937. Мухина В. Хлеб. 1939 А. Т. Матвеев. Автопортрет. 1939 г. Ленинград,

Слайд 27

Развитие советской пластики 1941-1945 годов, не смотря на трудности, не было остановлено. К числу первых творений, ставших наиболее широко известными произведениями советской пластики период Отечественной

Развитие советской пластики 1941-1945 годов, не смотря на трудности, не было остановлено. К числу первых творений, ставших наиболее широко известными произведениями советской пластики период Отечественной войны, относятся портреты командиров Советской Армии работы В. Мухиной. Полковник И. Л. Хижняк. 1942 г. Полковник Б. А. Юсупов. 1942 г. В. И. Мухина. Партизанка. Гипс. 1942 г.

Слайд 28

Бюст А. Н. Крылова (1945), несомненно, лучшее из того, что было создано Мухиной-портретистом. Однако Мухина всегда была и оставалась прежде всего скульптором-монументалистом. Так как большинству

Бюст А. Н. Крылова (1945), несомненно, лучшее из того, что было создано Мухиной-портретистом. Однако Мухина всегда была и оставалась прежде всего скульптором-монументалистом. Так как большинству ее работ присущи черты и качества монументальности, значительность содержания и обобщенность пластических форм, ясность, лаконизм и выразительность композиционных решений, четкость силуэта скульптурных произведений. Бюст А. Ы. Крылова работы скульптора В. И. Мухиной, 1945 г.

Слайд 29

Помимо Мухиной, военная тематика находит отклик в творчестве всех советских скульпторов, в том числе Б. Королева, Д. Шварца, Е. Белашовой, Н. Томского, Е. Вучетича. Е.

Помимо Мухиной, военная тематика находит отклик в творчестве всех советских скульпторов, в том числе Б. Королева, Д. Шварца, Е. Белашовой, Н. Томского, Е. Вучетича. Е. Белашова. Портрет старика (‘Партизан’). 1944. БронзаЕ. Белашова. Непокоренная. Гипс. 1943 г. М. Г. Манизер. Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942 г. А. О. Бембель. Герой Советского Союза Николай Гастелло. Бронза. 1943 гЛишев: «Несут раненного» 1941 г.

Слайд 30

Послевоенные годы требовали создания произведений , увековечивающих крупнейшие события прошедшей войны, героическую оборону советских городов, образы самих героев.  С 1948 года, после специального правительственного

Послевоенные годы требовали создания произведений , увековечивающих крупнейшие события прошедшей войны, героическую оборону советских городов, образы самих героев. С 1948 года, после специального правительственного постановления , в городах и в сельских местностях началась установка памятников-бюстов дважды Героям Советского Союза. Памятник Черняховскому в Вильнюсе, 1949-1950, Н. Томский Ю. Микенас. Победа.

Слайд 31

Памятник И.  Д.  Черняховского 1945 г , Е. В. ВучетичПамятник М. В.  Ломоносову , 1945, С. Д. Меркуров. Москва Памятник Воину -

Памятник И. Д. Черняховского 1945 г , Е. В. ВучетичПамятник М. В. Ломоносову , 1945, С. Д. Меркуров. Москва Памятник Воину — освободителю 1946-1949гг. , Е. В. Вучетич, Берлин.

Слайд 32

Портрет М. Г.  Гареева. 1947 г. , Н. ТомскийПамятник Н. Г.  Чернышевскому. 1948 г. , А. Кибальников Памятник И. Д.  Черняховскому 1949-1950гг.

Портрет М. Г. Гареева. 1947 г. , Н. ТомскийПамятник Н. Г. Чернышевскому. 1948 г. , А. Кибальников Памятник И. Д. Черняховскому 1949-1950гг. , Н. Томский. Вильсон

Слайд 33

» Марфинька » 1950 г. , С. Т. КоненковРельеф сквозной «Олень» 1950 г. И. Ефимов

Слайд 34

В середине 50-х годов в советской монументальной скульптуре все настойчивее начинают ощущаться новые веяния.  Так, а памятнике В. Ульянову в Казани (1954), созданном Цигале,

В середине 50-х годов в советской монументальной скульптуре все настойчивее начинают ощущаться новые веяния. Так, а памятнике В. Ульянову в Казани (1954), созданном Цигале, привлекает внутренняя теплота, более обобщенная, свежая лепка. В. Ульянов. Автор В. Цигаль.

Слайд 35

В послевоенный период развития советской скульптуры стали интенсивно создаваться различного вида мемориальные архитектурно-скульптурные комплексы. Начало им было положено обширным ансамблем в берлинском Трептов-парке с широко

В послевоенный период развития советской скульптуры стали интенсивно создаваться различного вида мемориальные архитектурно-скульптурные комплексы. Начало им было положено обширным ансамблем в берлинском Трептов-парке с широко известной композицией, изображающей солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и символически опущенным мечом, разрубившим фашистскую свастику. «Воин-освободитель» 1949, Вучетич.

Слайд 36

К концу 50-х годов в ряды советских мастеров вливаются представители талантливого послевоенного поколения скульптуров, начавших, в частности, активно работать в монументальном искусстве.  Примером может

К концу 50-х годов в ряды советских мастеров вливаются представители талантливого послевоенного поколения скульптуров, начавших, в частности, активно работать в монументальном искусстве. Примером может служить созданный в 1957 году скульптурами О. Иконниковым и В. Федоровым памятник Зое Космодемьянской. Наиболее значительные городские памятники во второй половине 50-х годов были созданы М. Аникушиным и А. КибальниковымПамятник Зое Космодемьянской на Минском шоссе (1957) О. Иконников и В. Федоров Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге. Скульптор М. К. Аникушин Памятник В. В. Маяковскому в Москве. 1958 г. А. Кибальников

Слайд 37

Памятник П. И.   Чайковскому 1953-1954 гг. , Мухина В. И Памятник Н.  Щорсу 1954г. , М. Г. Лысенко, Н. М. Суходолов

Памятник П. И. Чайковскому 1953-1954 гг. , Мухина В. И Памятник Н. Щорсу 1954г. , М. Г. Лысенко, Н. М. Суходолов Конёнков С. Т. Автопортрет 1954 г. Памятник Юрию Долгорукому 1954г. , С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм, Москва

Слайд 38

« Балансирующий медведь» 1955 г. , В. Ватагин Камчатские рыбаки 1959 г. , Шаховский Д. М«Керамисты» 1960 г. , Ю. НеродаПамятник Давиду Сасунскому 1959 г.

« Балансирующий медведь» 1955 г. , В. Ватагин Камчатские рыбаки 1959 г. , Шаховский Д. М«Керамисты» 1960 г. , Ю. НеродаПамятник Давиду Сасунскому 1959 г. , Е. Кочар, Ереван

Слайд 39

В 60-е годы создается ряд монументов в которых ведущая роль принадлежит архитектурным формам. Одним из наиболее оригинальных сооружений подобного рода является известный московский монумент «В

В 60-е годы создается ряд монументов в которых ведущая роль принадлежит архитектурным формам. Одним из наиболее оригинальных сооружений подобного рода является известный московский монумент «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства». Его основной эффект заключается в стремительно вознесенной к небу стреле-обелиске, облицованной титаномМ. О. Барщ, А. Н. Колчин, А. П. Файдыш-Крандиевский. Монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства. ,

Слайд 40

Вторая половина 60-х годов – новый этап в дальнейшем обогащении скульптурной Ленинианы в станковых и монументальных формах Большое значение имели организация и проведение ряда открытых

Вторая половина 60-х годов – новый этап в дальнейшем обогащении скульптурной Ленинианы в станковых и монументальных формах Большое значение имели организация и проведение ряда открытых и закрытых конкурсов на проекты памятников В. И. Ленину. На одном из конкурсов зрители смотгли познакомиться с работой литовского скульптура Г. Иокубониса. Совершенно иначе решен открытый в 1970 году в Санкт-Петербурге памятник В. И. Ленину работы М. Аникушина. Г. А. Йокубонис. Памятник В. И. Ленину, 1967М. К. Аникушин. Памятник В. И. Ленину,

Слайд 41

С середины 60-х годов наметилась новая творческая тенденция. Появились ряд относительно небольших памятников с углубленной психологической характеристикой образа, не лишенного подчас определенных черт романтики и

С середины 60-х годов наметилась новая творческая тенденция. Появились ряд относительно небольших памятников с углубленной психологической характеристикой образа, не лишенного подчас определенных черт романтики и лиризма. Например памятник Давиду Гурамишвили, созданный грузинским скульптором М. Бердзенишвили Бердзенишвили М. , арх. Алекси-Месхишвили В. Памятник Давиду Гурамишвили. Бронза. 1976. Тбилиси.

Слайд 42

Стремительно набрала силу скульптура Грузии. Ярко выражены монументальность и национальное своеобразие таких работ Э. Амашукели, как «Мать-Грузия» и памятник Вахтангу Горгосали.  Вдохновенной романтикой овеян

Стремительно набрала силу скульптура Грузии. Ярко выражены монументальность и национальное своеобразие таких работ Э. Амашукели, как «Мать-Грузия» и памятник Вахтангу Горгосали. Вдохновенной романтикой овеян образ Георгия Саакадзе в монументе, созданном М. БердзенишвилиАмашукели Э. Мать-Грузия (Картлис Деда). Алюминий, сталь. 1963. Тбилиси. Памятник основателю Тбилиси — Вахтангу Горгасали. Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки и Д. Мардебадзе. Бронза, гранит, 1967 год. Конный памятник полководцу Георгию Саакадзе, М. Бердзенишвили, Каспи,

Слайд 43

В числе известных мемориалов крупный архитектурно-скульптурный ансамбль в Саласпилсе недалеко от Риги (1967-1969, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный,

В числе известных мемориалов крупный архитектурно-скульптурный ансамбль в Саласпилсе недалеко от Риги (1967-1969, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный, И. Страутманис). Поставив своей целью увековечить память сотен тысяч жертв одного из самых страшных гитлеровских лагерей смерти, скульпторы и архитекторы добились сильнейшего впечатления на зрителя

Слайд 44

В числе завершенных в последние годы мемориалов самым крупным по своим замыслам и масштабам является ансамбль в Волгограде (1963-1967, скульпторы Е. Вучетич, В. Матросов, А.

В числе завершенных в последние годы мемориалов самым крупным по своим замыслам и масштабам является ансамбль в Волгограде (1963-1967, скульпторы Е. Вучетич, В. Матросов, А. Новиков, А. Тюренков, архитекторы Я. Белопольский, В. Демин)

Слайд 45

В конце 50-х – начале 60-х годов начался плодотворный период дальнейшего развития и обогащения почти всех видов и жанров советской пластики. Подлинно этапными произведениям в

В конце 50-х – начале 60-х годов начался плодотворный период дальнейшего развития и обогащения почти всех видов и жанров советской пластики. Подлинно этапными произведениям в развитии станковых скульптурных композиций явилась группа Ю. Нероды «Керамисты» (1960), «Чувашские колхозники» (1961) Ю. и И. Александровых и «Камчатские рыбаки (1959) Д. Шаховского- жанровые варианты группового портрета в полуфигурными изображениями персонажей. Ю. Г. Нерода. Керамисты. Цветной бетон. 1961 гД. М. Шаховской. Камчатские рыбаки (1959)

Слайд 46

 70-80-е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтика, любовь к простым людям.

70-80-е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтика, любовь к простым людям. Композиция ‘Музы’ на здании Тульского областного драматического театра им. М. Горького (совместно с И. Васнецовой и Д. Шаховским). 1970. «Реквием 1941» Памятник героям-выпускникам школы N 110 им. Ф. Нансена. 1971 г. Д. Ю. Митлянский Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам в Риге. Открыт в 1971. Скульптор В. К. Алберг, архитекторы Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис-Гринберг. О. В. Малышева. «Моряки». 1972. Л. Давыдова-Медене. Портрет скульптура Т. Залькална,

Слайд 47

Для советской скульптуры 70-х характерен подъем художественного мастерства. Произошел выход скульптуры на открытый воздух, включение их в интерьер города, ансамбли улиц, площадей парков и др.

Для советской скульптуры 70-х характерен подъем художественного мастерства. Произошел выход скульптуры на открытый воздух, включение их в интерьер города, ансамбли улиц, площадей парков и др. Монумент Дружбы народов, 1972 г. (А. Н. Бурганов)Памятник Героям Гражданской войны (Каховка), А. Бурганов, 1970Фонтан «Три сестры» (Три реки) Амударья, Сырдарья, Зарафшан. 1971-1973 годы. Б. Свинин