Скачать презентацию СКУЛЬПТУРА СТИЛИ ЖАНРЫ И ВИДЫ Скачать презентацию СКУЛЬПТУРА СТИЛИ ЖАНРЫ И ВИДЫ

Стили скульптуры.pptx

  • Количество слайдов: 152

СКУЛЬПТУРА, СТИЛИ, ЖАНРЫ И ВИДЫ СКУЛЬПТУРА, СТИЛИ, ЖАНРЫ И ВИДЫ

 • У произведения скульптуры - прямая, осязательная сила убеждения. Помпоний Гаурик, ученый эпохи • У произведения скульптуры - прямая, осязательная сила убеждения. Помпоний Гаурик, ученый эпохи Возрождения, писал в своем "Трактате о скульптуре" (1504), сравнивая скульптуру и литературу: "Писатель воздействует словом, скульптор - делом, вещью; тот только рассказывает, а этот делает и показывает

 • Несколько иначе ту же мысль высказал в беседе с друзьями знаменитый скульптор • Несколько иначе ту же мысль высказал в беседе с друзьями знаменитый скульптор эпохи барокко Бернини: "Ведь и сам бог - скульптор; он создал человека не колдовством, а кусок за куском, как ваятель". Характерно также, что египтяне привыкли обрабатывать самые твердые породы камня (базальт и диорит) и что для них "искусство" и "скульптура" были однозначными понятиями.

Стили скульптуры Стили скульптуры

Скульптура • (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — в широком Скульптура • (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Скульптура • изображает главным образом человека, реже животных. • Ее главные жанры — портрет; Скульптура • изображает главным образом человека, реже животных. • Ее главные жанры — портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический и мифологический жанр.

Художественновыразительные средства скульптуры — • построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, Художественновыразительные средства скульптуры — • построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

 • Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и • Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф).

Монументальная скульптура • (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью Монументальная скульптура • (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами.

Монументальнодекоративная скульптура • включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная Монументальнодекоративная скульптура • включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура).

Станковая скульптура • имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и имеет конкретное углубленное Станковая скульптура • имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и имеет конкретное углубленное содержание.

Скульптуры: жанры и виды Скульптуры: жанры и виды

скульптура - • самое древнее изобразительное искусство. Различные формы скульптуры существовали у всех народов скульптура - • самое древнее изобразительное искусство. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира с давних времён. У скульптуры есть свои особенности, благодаря которым она популярна по сей день. Например, барельефы.

 • Вид скульптуры, которая обозрима со всех сторон, называется круглой скульптурой (статуя или • Вид скульптуры, которая обозрима со всех сторон, называется круглой скульптурой (статуя или композиция). • Трёхмерный объём скульптуры - очень важен. • Таким образом, обходя работу, создаётся максимально чёткое представление о задумке автора. А сам образ по-разному воспринимается с разных точек зрения и рождаются новые впечатления. Это также достигается за счёт переходов света и тени.

Рельефом • называется вид скульптуры, в котором фигуры и предметы на плоскости выступают из Рельефом • называется вид скульптуры, в котором фигуры и предметы на плоскости выступают из неё. • Фоном рельефа могут служить выступающие изображения (пейзажи, архитектура). Рельефные изображения не могут выглядеть объёмно. Мастера рельефа часто используют средства и возможности сопутствующих искусств (живопись и графика). Часто при создании рельефов используется цвет.

 • Родин у рельефа несколько: Древний Египет, Ассирия. Развитие подхватили Древняя Греция и • Родин у рельефа несколько: Древний Египет, Ассирия. Развитие подхватили Древняя Греция и Древний Рим. У рельефа есть `младшие братья`.

Барельеф - • разновидность выпуклого рельефа. В нём изображения выступают над плоскостью фона не Барельеф - • разновидность выпуклого рельефа. В нём изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефы украшают стены многих зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Горельеф • высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на Горельеф • высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Это больше всего походит на круглую скульптуру. Был наиболее распространён в искусстве Древнего Востока. Сегодня используется как часть архитектурного декора.

Станковая скульптура - • род скульптуры самостоятельного значения. Она включает различные виды скульптурной композиции Станковая скульптура - • род скульптуры самостоятельного значения. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры.

Станковая скульптура • рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением Станковая скульптура • рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. • Обычный размер станковой скульптуры приближенный к натуральной величине. • В станковой скульптуре часто используются метафоры и символы. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф).

К монументальной скульптуре • относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы К монументальной скульптуре • относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы.

 • Монументальная скульптура всегда имела культовое, мемориальное назначение. В городской или природной среде, • Монументальная скульптура всегда имела культовое, мемориальное назначение. В городской или природной среде, она создаёт некий архитектурный ансамбль и органично входит в естественный ландшафт.

 • Монументальные скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний Поэтому выполняется она из • Монументальные скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний Поэтому выполняется она из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь).

 • Устанавливаются монументы на больших открытых пространствах. Большое значение придаётся активному силуэту и • Устанавливаются монументы на больших открытых пространствах. Большое значение придаётся активному силуэту и обобщённой трактовке объёмов.

Монументальнодекоративная скульптура - • своеобразный подвид. Она касается оформления фасадов и интерьеров зданий, мостов, Монументальнодекоративная скульптура - • своеобразный подвид. Она касается оформления фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм - • самый популярный вид скульптуры. Она Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм - • самый популярный вид скульптуры. Она родилась ещё на заре человечества, её находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, обработанные камни. • В принципе, это всё - небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, статуэтки, декоративные медальоны, памятные медали, глиптику и прочее.

 К мелкой пластике также относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые К мелкой пластике также относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые статуэтки. В мелкой пластике часто употребляют такой термин как `глиптика` (греч. glyptike, от glypho - вырезаю) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни служили амулетами, печатями и украшениями.

Основные жанры скульптуры: • • портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция анималистический жанр. Основные жанры скульптуры: • • портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция анималистический жанр.

Портрет • изображение человека или группы людей. Обязательное условие выполнения портрета - давать зрителю Портрет • изображение человека или группы людей. Обязательное условие выполнения портрета - давать зрителю представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. • В скульптуре портрет подразделяется на такие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Скульптурные портреты создаются при наличии модели. Чем-то похоже на рисунки с натуры.

Бытовой жанр • представляет людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура Бытовой жанр • представляет людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает малых или средних размеров. • Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы близки народному искусству.

 • Произведения искусства, имеющие отношение к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или • Произведения искусства, имеющие отношение к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура показывается крупным планом. Это значительное произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя. Если композиция многофигурная, то крайне важно построить группу в согласовании со всеми фигурами. При этом роль каждой фигуры должна выделяться.

Анималистический жанр • скульптуры посвящён изображению животных. Как правило, анималист обращается к художественной характеристике Анималистический жанр • скульптуры посвящён изображению животных. Как правило, анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Такие скульптуры часто можно встретить в парках и садах.

Свойства, техника и задачи скульптуры Свойства, техника и задачи скульптуры

 • Подлинный скульптор творит в определенном материале, задумывает статую в мраморе или бронзе. • Подлинный скульптор творит в определенном материале, задумывает статую в мраморе или бронзе. Он знает, что материалы поразному реагируют на прикосновение рук скульптора, неодинаково подчиняются велениям его фантазии. Есть более гибкие и менее послушные материалы: мягкий камень побуждает к гладким плоскостям и острым граням, твердый - поощряет закругления; в глине обычно возникают несколько расплывчатые формы, слоновая кость требует слоистой трактовки и т. п.

 • Материал тогда дает желаемый эффект, когда используют все его возможности до конца • Материал тогда дает желаемый эффект, когда используют все его возможности до конца и вместе с тем когда от него не требуют большей экспрессии, чем он способен дать. Однако, признавая важное значение материала в скульптуре, не следует впадать в крайность, как делают некоторые теоретики (Земпер, Гильдебранд), и приписывать материалу слишком большую, почти решающую роль и в творческом процессе, и в восприятии зрителя. В эстетическом процессе, в конце концов, важен не сам материал, а впечатление, которое он производит.

 • В самом деле, для скульптора важно не то, что материал, в котором • В самом деле, для скульптора важно не то, что материал, в котором он работает, действительно твердый, а то, что в статуе он выглядит твердым. Египтяне любили твердые материалы и мастерски их обрабатывали, но у них и мягкие материалы кажутся твердыми, как бы затрудняющими руку художника. • Это значит, что не материал побуждал египтян вырабатывать твердый стиль, а по самому своему существу египетский пластический стиль был твердым, суровым.

 • Греки - мрамор и бронзу, любимые же материалы китайцев - фарфор, лак, • Греки - мрамор и бронзу, любимые же материалы китайцев - фарфор, лак, нефрит. Если Микеланджело любил мрамор, то Поллайоло предпочитал бронзу. В эпоху барокко каменная скульптура часто производит мягкое, расплывчатое впечатление, хотя использованы как раз твердые породы.

 • XIX век не признавал дерева, а в XX веке к нему возвращаются. • XIX век не признавал дерева, а в XX веке к нему возвращаются. Есть мастера и эпохи, которые стремятся в законченной работе сохранить следы сырого, почти необработанного материала, как бы показывая становление живого образа из аморфной массы (Роден). И есть другие, которые уничтожают мельчайшие следы резца, малейшее напоминание о борьбе скульптора с материей.

 • Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. • Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы: - Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева). - Когда работу художника заканчивает огонь (керамика). - Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).

 • Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные • Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы: - Лепка в мягких материалах (воск, глина) -- техника, которую мы называем в узком смысле "пластикой". - Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или "скульптура" в прямом смысле этого слова. - Отливка и чеканка в металле.

 • Одна из причин непопулярности скульптуры в широких слоях общества заключается в ее • Одна из причин непопулярности скульптуры в широких слоях общества заключается в ее кажущемся однообразии. Действительно, если считать, как это принято в широкой публике, что задача скульптуры состоит в возможно более точном отображении человеческого тела, то насколько же скульптура беднее живописи и графики по тематическому репертуару.

 • В сущности говоря, скульптура знает только три основных мотива - стоящей, сидящей • В сущности говоря, скульптура знает только три основных мотива - стоящей, сидящей и лежащей статуи плюс бюст. Не удивительно, что непосвященного зрителя охватывает равнодушие, даже раздражение в музее, когда он видит ряды мраморных и бронзовых статуй, обнаженных и одетых, почти в одинаковых позах, в повороте направо или налево и различающихся друг от друга как будто только атрибутами. А между тем упрек скульптуре в однообразии несправедлив.

 • Прежде всего, потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. Самый точный • Прежде всего, потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. Самый точный гипсовый отлив в самой красивой модели не есть произведение скульптуры, как фотография не есть картина. • Скульптор изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть. Задача скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах, которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения зрителя, изолируя их от остальных ощущений ("Геракл" Бурделя, "Бронзовый век" Родена).

"Геракл" Бурделя

О. Роден. `Бронзовый век`. 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж. О. Роден. `Бронзовый век`. 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

 • Статуя должна обладать особым возбуждающим, значительным плодотворным моментом пластической энергии, какой в • Статуя должна обладать особым возбуждающим, значительным плодотворным моментом пластической энергии, какой в действительности никогда не реализуется с такой абсолютной интенсивностью. • скульптура прежде всего обращается к воле и интеллекту зрителя и гораздо меньше к его чувствам и эмоциям. Скульптура должна быть "реальней", чем действительность, и вместе с тем "вне" действительности.

 • скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит, создает заново. • Именно • скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит, создает заново. • Именно это созидание трехмерной формы, этот гипнотический ритм выпуклостей и углублений мы прежде всего и переживаем в статуе, и только потом перед нами возникает образ определенного человека в момент определенного движения. Зритель не просто "видит" произведение скульптуры, но повторяет, переживает в себе всю сложную работу моторной энергии, уже раз пережитую творцом статуи.

 • Пластическое удовлетворение зрителя тем больше, чем сильнее он может пережить статую как • Пластическое удовлетворение зрителя тем больше, чем сильнее он может пережить статую как трехмерное тело, компактную кубическую массу и, вместе с тем, как живое, активное, индивидуальное существо.

 • Такую концентрированную органическую энергию, такое повышенное ощущение жизни из всех изобразительных искусств • Такую концентрированную органическую энергию, такое повышенное ощущение жизни из всех изобразительных искусств способна дать только скульптура. Это свойство придает скульптуре огромную силу воздействия (но вместе с тем и сильно заостряет эстетические требования, предъявляемые к скульптуре).

 • Скульптура требует и от художника, и от зрителя повышенной воли к жизни. • Скульптура требует и от художника, и от зрителя повышенной воли к жизни.

 • в истории нового европейского искусства периоды яркого расцвета скульптуры довольно редки и • в истории нового европейского искусства периоды яркого расцвета скульптуры довольно редки и коротки. С другой стороны, мы знаем, что есть целые эпохи и народы, которым чуждо пластическое чувство.

 • Также несправедлив упрек, часто бросаемый скульптуре, в односторонности. • Это можно отнести • Также несправедлив упрек, часто бросаемый скульптуре, в односторонности. • Это можно отнести только к тематическому репертуару скульптуры. • Но, бедная общей сюжетной тематикой, скульптура неисчерпаемо богата в смысле индивидуальных пластических мотивов. • Это может быть непонятно для широкого зрителя, который привык приближаться к скульптуре со стороны чисто тематических мотивов: кого изображает? Что делает? Что держит в руке? и т. п. • В этом смысле скульптура действительно беднее живописи и графики. • Мы же говорим о чисто пластических мотивах, и в этой области скульптура чрезвычайно богата.

Скульптура, в широком значении слова, делится на несколько видов: Скульптура, в широком значении слова, делится на несколько видов:

 • - лепка или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск • - лепка или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; • литейное дело или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла;

- глиптика или скульптура в узком смысле — • искусство вырубать изображение из камня, - глиптика или скульптура в узком смысле — • искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ.

К жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить • гравюру, резьбу на твердых и драгоценных К жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить • гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство).

Материалы скульптуры — • металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки Материалы скульптуры — • металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

Великие скульптуры Великие скульптуры

 • Как только человек научился обрабатывать камень, он стал использовать это не только • Как только человек научился обрабатывать камень, он стал использовать это не только для заточки инструментов — стали появляться сначала статуэтки, а затем и скульптуры. Некоторые из них — настоящие произведения искусства, которые останутся примером для всех скульпторов современности.

Великий Сфинкс (Египет) • Сфинкс расположен на песчанном плато в Гизе в Египте. Великий Великий Сфинкс (Египет) • Сфинкс расположен на песчанном плато в Гизе в Египте. Великий Сфинкс является одним из крупнейших и старейших скульптурных сооружений в мире. До сих пор не умолкают споры, кто явился моделью для его воплощения. Это самая большая монолитная статуя в мире, хотя по величине она значительно меньше, чем Пирамиды вокруг неё.

 • Несмотря на противоречивые данные и точки зрения археологов на протяжении многих лет, • Несмотря на противоречивые данные и точки зрения археологов на протяжении многих лет, современная точка зрения египтологов сводится к тому, что Великий Сфинкс был построен приблизительно в 2500 году до нашей эры при фараоне Хафра, предположительно при строительстве второй пирамиды в Гизе. По мнению некоторых исследователей египта Сфинкс был призван охранять загробный покой фараонов и внушать страх чужеземцам.

Нефертити • Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой Нефертити • Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой фараонареформатора Эхнатона. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, делают его уникальным произведением искусства. Египет и Германия, где хранится бюст царицы, уже много лет ругаются из-за нее, но никак не могут прийти к согласию.

Терракотовая армия • Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это Терракотовая армия • Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.

Золотой Будда Золотой Будда

 • Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват • Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн. В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. • До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. • Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Давид • В 1501 году Микеланджело создал своё бессмертное произведение искусства — скульптуру «Давид» Давид • В 1501 году Микеланджело создал своё бессмертное произведение искусства — скульптуру «Давид» . Немногие знают, что сначала над ней работал другой человек — Агостино ди Дуччио. Получив заказ, мастер стал обрабатывать этот мрамор, но вскоре увидел, что работа идёт туго — получается нечто стандартное и скучное. Вследствие этого он решил уйти от традиционного изображения Давида: сделал его молодым, мускулистым и красивым. Был ли у мастера натурщик во время создания скульптуры неизвестно. Об этом многие спорят. Но факт остаётся фактом — Давид получился очень мощным и со своими особенными чертами лица и тела. После завершения работы скульптура украсила главную площадь Флоренции.

 • Эта скульптуры была создана в бронзе, ее автор - Донателло (1386 -1466). • Эта скульптуры была создана в бронзе, ее автор - Донателло (1386 -1466). Рождением скульптуры считается 1440 год. Это одна из первых скульптур, изображающих человека в полный рост, который ни на что не опирается. Кроме того, это первая обнаженная скульптура, которая появилась после Античного периода. Скульптура изображает Давида с загадочной улыбкой, который смотрит на голову Голиафа, только что убил им.

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, • впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, • впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5 -метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

 • Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке • Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

 • Борьба 26 -летнего скульптора Микеланджело Буонарроти за извлечение из бесформенной глыбы идеального • Борьба 26 -летнего скульптора Микеланджело Буонарроти за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. Когда "Давид" предстал перед глазами изумленной публики то на миг показалось, что его воспринимают как живого.

Венера Милосская • «клонирована» в маленьких и больших размерах по всему миру. Такую популярность Венера Милосская • «клонирована» в маленьких и больших размерах по всему миру. Такую популярность ей дал автор, который по странному стечению обстоятельств остался неизвестен истории. • Год создания — примерно 130 до нашей эры. • Одни приписывают её Агесандру Антиохийскому, другие — Праксителю. • В 1820 году скульптура была найдена неким крестьянином на острове Милос. Безрукой Венера стала не по воле автора — после нахождения её буквально разрывали на части, чтобы увезти и обладать ею. Известно, что она держала в руках щит и зеркало.

 • Статуя богини любви Афродиты была создана из белого мрамора в 130 году • Статуя богини любви Афродиты была создана из белого мрамора в 130 году до н. э. (по другим данным чуть позже середины II в. до н. э. ) Агесандром (или Александрос) Антиохийским. До этого приписывалась творчеству Праксителя. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э. ).

– Пропорции — 86 х69 х93 при росте 164 см. Была найдена в 1820 – Пропорции — 86 х69 х93 при росте 164 см. Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле.

 • Скульптура была в удивительно сохранном состоянии, даже руки ее были на месте. • Скульптура была в удивительно сохранном состоянии, даже руки ее были на месте. Они были утрачены уже после находки. За обладание уникальной скульптурой разгорелся чуть ли не военный конфликт между выкупившими ее французами, и турками (владельцами острова).

 • В итоге едва не началась полномасштабная военная кампания. В итоге почти разбитая • В итоге едва не началась полномасштабная военная кампания. В итоге почти разбитая скульптура, без рук и базы с подписью автора была тайно вывезена с острова. • С 1821 года Венера Милосская хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1 м этаже Лувра. Страховая стоимость этой самой знаменитой скульптуры превышает 1 млрд. долларов.

Лаокон • «Лаокоон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая Лаокон • «Лаокоон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является лишь мраморной копией второй половины I века до н. э.

 • Оригинал был выполнен в бронзе в 200 г. до н. э. в • Оригинал был выполнен в бронзе в 200 г. до н. э. в г. Пергаме и не сохранился. Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте Золотого дома Нерона.

 • Папа Юлий II, как только узнаёт о находке, сразу же посылает за • Папа Юлий II, как только узнаёт о находке, сразу же посылает за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтверждает достоверность находки со словами: «Это Лаоокон, которого упоминает Плиний» . Уже в марте 1506 года скульптурную группу передают папе, который устанавливает её в ватиканском Бельведере.

Капитолийская волчица • Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н. Капитолийская волчица • Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н. э. , никогда не покидала Рима, города, который основали те, кого выкормила волчица. Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю.

Моаи (Остров Пасхи) • Всемирно известный скульптурный комплекс Моаи представляют собой монолитные статуи расположенные Моаи (Остров Пасхи) • Всемирно известный скульптурный комплекс Моаи представляют собой монолитные статуи расположенные на острове Пасхи, одного из самых изолированных островов на Земле. Статуи были созданы между приблизительно 1250 - 1500 нашей эры.

 • В дополнение к представлению умерших предков, Моаи также может рассматриваться как воплощение • В дополнение к представлению умерших предков, Моаи также может рассматриваться как воплощение мощных живых или погибших военачальников. Самая высокая скульптура получила название Paro, она составляет почти 10 метров в высоту и весит 75 тонн. Статуи были обнаружены, когда европейцы впервые посетил остров Пасхи, но большинство их них были разрушены в поздних конфликтах между живущими на острове кланами. Сегодня около 50 Моаи были вновь возведены на острове Пасхи.

Мыслитель • «Божественная комедия» вдохновила такого мастера как Огюст Роден на сотворение скульптуры «Мыслитель» Мыслитель • «Божественная комедия» вдохновила такого мастера как Огюст Роден на сотворение скульптуры «Мыслитель» . Хотя изначально сам автор дал ей название «Поэт» . Собственно, «Мыслитель» и есть сам великий Данте. Вскоре Роден понял, что скульптура неоднозначна в своей композиции: человек то ли просто думает, то ли переживает, то ли сочиняет. Это и привело к изменению названия.

 «Мыслитель» (фр. Le Penseur) — • одна из самых известных скульптур Огюста Родена, «Мыслитель» (фр. Le Penseur) — • одна из самых известных скульптур Огюста Родена, созданная в период от 1880 до 1882 года. Оригинал скульптуры находится в музее Родена в Париже, бронзовая копия скульптуры находится на могиле скульптора в Медоне, пригороде Парижа. Также скульптуры «Мыслителя» установлены у ворот Филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета

 • Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных • Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. Уменьшенная скульптура «Мыслителя» является фрагментом скульптурного портала «Врата ада» .

 • По замыслу автора скульптура изображает Данте, гениального создателя «Божественной комедии» . Моделью • По замыслу автора скульптура изображает Данте, гениального создателя «Божественной комедии» . Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. В 1902 году статуя была увеличена до высоты 181 см.

Граждане Кале • Огюст Роден Скульптурная группа «Граждане Кале» , заказанная муниципалитетом города Кале, Граждане Кале • Огюст Роден Скульптурная группа «Граждане Кале» , заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение. Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Пьета • «Пьета» . Она изображает Деву Марию, держащую тело Иисуса Христа на руках Пьета • «Пьета» . Она изображает Деву Марию, держащую тело Иисуса Христа на руках после распятия. За основу был взят цельный кусок мрамора и гениальное воображение художника, которые в сумме принесли море славы. Главное — Дева Мария получилась не в глубоком горе, а скорее в смирении. То есть, скульптура никого не пугает и не омрачает настроения. Ею можно именно любоваться и привносить умиротворение в свою жизнь.

 «Оплакивание Христа» — • первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это «Оплакивание Христа» — • первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве).

 • Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24 летним • Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24 летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

 • Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция • Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры созданы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

 • В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого • В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны. В 1972 году на статую напал со скальным молотком венгерский геолог, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

 «Цезарь Август» • известен всем школьникам, получившим в своё время книгу по мировой «Цезарь Август» • известен всем школьникам, получившим в своё время книгу по мировой истории. Материал — мрамор, покрытый листовой бронзой. Октавиан Август не дожил до того, чтобы увидеть себя в копии. Скульптура была создана после его смерти и дожила до наших дней.

 «Поцелуи» • Скульптурная композиция «Поцелуи» планировалась для использования в постановке «Врата Ада» Данте. «Поцелуи» • Скульптурная композиция «Поцелуи» планировалась для использования в постановке «Врата Ада» Данте. Однако, Роден снова почувствовал, что направление получилось более широким. В моменте выражения любви Франческа да Римини и Пауло Малатесты люди видят самих себя и умиляются.

 • Эта скульптура создана в мраморе французским скульптором Огюстом Роденом (1840 -1917) в • Эта скульптура создана в мраморе французским скульптором Огюстом Роденом (1840 -1917) в 1889 году. Скульптура «Поцелуй» — одно из самых знаменитых и любимых произведений Родена. Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви.

 • Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной • Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары. Тем не менее в основе этого замысла лежит весьма пикантная история. Дело в том, что скульптура изображает итальянскую аристократку, которая полюбила младшего брата своего мужа. А герои взяты из произведения Данте Алигьери "Божественная комедия).

 • Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель. Эта красивая и умная • Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель. Эта красивая и умная девушка из хорошей семьи мечтала стать скульптором. Несколько лет Камилла была возлюбленной Родена, хотя он не прекращал жить со своей супругой Роз Бёре.

Ника Самофракийская • Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на Ника Самофракийская • Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

 «Правосудие» • Большая статуя под названием «Правосудие» стала своеобразным божеством для всех юристов, «Правосудие» • Большая статуя под названием «Правосудие» стала своеобразным божеством для всех юристов, прокуроров и работников спецслужб. Весы и меч в её руках — предмет уверенности в том, что победит справедливость и все получат по заслугам. На самом деле это есть каменное воплощение Фемиды — греческой богини правосудия.

 • Одна из наиболее известных скульптур мира. Автор не известен. Скульптура изваяна во • Одна из наиболее известных скульптур мира. Автор не известен. Скульптура изваяна во множестве вариантов, ее не относят к какому-либо конкретному скульптору. Скульптура называется также "Слепое Правосудие" и "Весы Правосудия", есть и другие название. Дата появления подобных скульптур относится к античным временам, когда считалось, что за правосудием следит особая богиня.

Дискобол • После древних греков в марафонской битве скульптор Мирон решил сделать образ сильного Дискобол • После древних греков в марафонской битве скульптор Мирон решил сделать образ сильного мужчины Греции великим. У него это получилось! Шедевр изобразительного искусства «Дискобол» как нельзя лучше отображает былое величие греческой цивилизации и красоту атлетически развитого тела мужчины. Статуя хранится в Римском национальном музее.

 • Известнейшая античная скульптура. То, что мы видим сейчас - это копии первой • Известнейшая античная скульптура. То, что мы видим сейчас - это копии первой скульптуры, которая была отлита в бронзе. Сейчас же копия "Дискобола" (и такая копия - не единственная), воссоздана из мрамора. По все вероятности автором "Дискобола" был великий скульптор античности Мирон. Уже его современники отмечали "жизненность, силу дыхания в статуях Мирона".

 • Он жил в 500– 440 годах до н. э. Родился в Беотии, • Он жил в 500– 440 годах до н. э. Родился в Беотии, работал в основном в Афинах. Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется.

 • Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с • Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном.

 • Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не • Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно. Несмотря на то что он должен действовать, он как бы застыл в вечности. Здесь цель не просто показать движение само по себе, а показать его причастность к прекрасному.

 • Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще • Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще малоподвижны: скульптор стремится изобразить не конкретного атлета – а идеального человека. Статуя "Дискобол", к сожалению, сохранилась только в древнеримских копиях. Лучшая по мнению специалистов, из них хранится во дворце Массими в Риме.

 «Гермес» • - единственная работа Праксителя, которая дожила до наших дней и находится «Гермес» • - единственная работа Праксителя, которая дожила до наших дней и находится в достаточно хорошем состоянии. Она была создана примерно в 343 году до нашей эры в городе Олимпия. Никому не удавалось так точно передавать черты головы человека.

"Писающий" мальчик

 • Писающий мальчик (нидерл. Manneken Pis; фр. Petit Julien) — одна из наиболее • Писающий мальчик (нидерл. Manneken Pis; фр. Petit Julien) — одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, расположенная в непосредственной близости от Гран-плас. Это миниатюрная бронзовая статуяфонтан в виде нагого мальчика, опорожняющегося в бассейн. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке, возможно, с 1388 года.

 • Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, • Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

 • Свой нынешний вид статуя приобрела в 1619 году благодаря мастерству Жерома Дюкенуа • Свой нынешний вид статуя приобрела в 1619 году благодаря мастерству Жерома Дюкенуа — придворного скульптораманьериста, отца более известного Франсуа Дюкенуа. Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в том числе это случилось и во время нахождения в городе наполеоновских войск (последний раз статую украли в 1960 -е годы, после чего её в очередной раз заменили копией).

 • В мире существуют сотни копий • В мире существуют сотни копий "писающего" мальчика, а по количеству сувениров он давно является фигурантом книги рекордов Гинесса. Тем не менее художественное значение "Мальчика" не велико.

 • Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым • Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы. Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960 -е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Русалочка • Русалочка (дат. Den Lille havfrue) — статуя, изображающая персонаж из сказки «Русалочка» Русалочка • Русалочка (дат. Den Lille havfrue) — статуя, изображающая персонаж из сказки «Русалочка» , Ганса Христиана Андерсена, расположена в порту Копенгагена. Скульптура 1, 25 м высотой и весит около 175 кг. Автор — датский скульптор Эдвард Эриксен.

 • Открыта скульптура 23 августа 1913 года. Изготовлена по заказу сына основателя пивоварни • Открыта скульптура 23 августа 1913 года. Изготовлена по заказу сына основателя пивоварни «Carlsberg» — Карла Якобсена, который был очарован балетом по сказке «Русалочка» в Королевском театре Копенгагена. Он просил примабалерину, Эллен Цена, чтобы она была моделью для статуи.

 • Балерина отказалась позировать в обнаженном виде и скульптор использовал её в качестве • Балерина отказалась позировать в обнаженном виде и скульптор использовал её в качестве модели только для головы «Русалочки» . Для фигуры «Русалочки» позировала танцовщица Эллен Прайс, будущая жена скульптора. Русалочка стала одним из самых известных символов Копенгагена и всемирно известной достопримечательностью для туристов, о чем свидетельствует тот факт, что во многих городах установлены копии статуи.

Статуя Свободы (Соединенные Штаты Америки) • Статуя Свободы являет собой дар норода Франции в Статуя Свободы (Соединенные Штаты Америки) • Статуя Свободы являет собой дар норода Франции в честь столетия со дня подписания Декларации независимости Соединенных Штатов. Статуя стоит на Острове Свободы и является одним из самых известных символов в мире. Строительство статуи было завершено во Франции в июле 1884 года, а через год статуя прибыла в нью-йоркскую гавань. Сегодня Статуя Свободы это символ Соединенных Штатов.

Христос Искупитель (Бразилия) • Христос Искупитель – статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро в Бразилии. Христос Искупитель (Бразилия) • Христос Искупитель – статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро в Бразилии. Расположенная на вершине 700 метров на горе Корковадо, откуда открываются широкие панорамы с внутренней стороны бухты Гуанабара на север, в Лагоа Родриго де Фрейтас на юг. Статуя 39, 6 метров в высоту, в том числе 9, 5 метров составляет её пьедестал, и 30 метров в ширину. Символ христианства, знаменитая статуя Христа стала иконой Рио и Бразилии.

Шагающий человек • Альберто Джакометти • Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 Шагающий человек • Альберто Джакометти • Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183 сантиметровая скульптура «Шагающий человек» , выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104, 3 миллиона долларов. Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.

Другое место • Энтони Гормли • Ландшафтная инсталляция «Другое место» — образец современного искусства, Другое место • Энтони Гормли • Ландшафтная инсталляция «Другое место» — образец современного искусства, вызывающий философские размышления и наводящий меланхолию. Ровно сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост расставлены в 2006 году на трехкилометровой пляжной линии к северу от Ливерпуля. Они обращены лицом к морю, и во время приливов некоторые из скульптур частично или полностью погружаются под воду.

Родина-мать • Вучетич и Никитин Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Родина-мать • Вучетич и Никитин Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52 -метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом.

Скульптуры Зураба Церетели • Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо Скульптуры Зураба Церетели • Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающегося художника-живописца с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений.

 • • Установка статуи Христа канонически просто невозможна Известный скульптор Зураб Церетели намерен • • Установка статуи Христа канонически просто невозможна Известный скульптор Зураб Церетели намерен установить на Соловках статую Сына Божьего. Напомним, в одной из федеральных газет было опубликовано интервью с Церетели, в котором он заявил: «Хочу установить на Соловках стометровую статую Христа. А на постаменте — фамилии репрессированных» . Устанавливать памятник Иисусу Христу нельзя, уверен руководитель миссионерского отдела, настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Евгений Соколов. «Установка статуи Христа канонически просто невозможна, — подчеркнул он. — В русской православной церкви существуют правила, традиции, выработанные духовной жизнью и отвергать их нельзя. РПЦ разрешает только иконографическое изображение святых. Иконы всегда писались людьми духовными, такими как Андрей Рублёв. Он постился, молился, страдал, вёл сугубо духовную жизнь, и все свои переживания вкладывал в лицах святых. В художественной традиции Церетели — создавать масштабные и амбициозные проекты. Ситуация, когда человек предлагает такую идею, показывает только одно — как низко пало наше общество духовно. Людям светским, бездуховным категорически нельзя воплощать такие идеи в жизнь» .