Скачать презентацию СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА Каждая деталь храма Скачать презентацию СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА Каждая деталь храма

символ.храма.ppt

  • Количество слайдов: 36

СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

 Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

 Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится : в виде креста (символ Христа), в виде круга (символ вечности), в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом.

БАЗИЛИКА В основе первых храмов была базилика БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), БАЗИЛИКА В основе первых храмов была базилика БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 продольных прохода – «нефа» ( от греч. «несус» - «корабль» ).

ПЛАН БАЗИЛИКИ 1 -вход 2 -Неф 3 -место для хора 4 -вход на хоры ПЛАН БАЗИЛИКИ 1 -вход 2 -Неф 3 -место для хора 4 -вход на хоры 5 -алтарь 6 -алтарь под балдахином 7 -апсида

УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА Основание храма Купол храма (количество глав) Световой барабан Апсида Закомара УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА Основание храма Купол храма (количество глав) Световой барабан Апсида Закомара

ПЕРВЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ. ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ. 990 – 996 год Десяти нная це рковь (церковь ПЕРВЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ. ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ. 990 – 996 год Десяти нная це рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна На строительство церкви князь Владимир пожертвовал 10 часть своих средств

 Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Сам храм предназначен непосредственно для верующих иконостас алтарь СОЛЕЯ Притвор ПАПЕРТЬ

СКИНИЯ Ветхозаветная скиния, прообраз нашего храма, воплощала в устройстве идею всего мира. Она была СКИНИЯ Ветхозаветная скиния, прообраз нашего храма, воплощала в устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, показанному Моисею на горе Синай. Ски ния (др. -греч. σκηνή, «шатёр, палатка» ; «обиталище, местопребывание» ) — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Ковчег Завета

3 Алтарь Иконостас 1 -Престол 2 -Жертвенник 3 -Горнее место 5 -Царские врата 6 3 Алтарь Иконостас 1 -Престол 2 -Жертвенник 3 -Горнее место 5 -Царские врата 6 -Южные врата 7 -Северные врата 8 -Амвон 9 -Клирос 10 -Солея 11 -Храм-корабль 12 -Трапезная 13 -Колокольня 2 7 9 1 5 8 6 9

Притвор храма Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, Притвор храма Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах

Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Он содержится Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и благоукрашается. Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам – не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари кроме главного Называются пределами.

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» . Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие» , «небо небесе» , место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос. Алтарь – символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием – куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий – символ места распятия и поношения тела Христова.

 Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. .

На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

У северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником -У северной стены поставлен особый стол, У северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником -У северной стены поставлен особый стол, где готовятся хлеб и вино для причастия. потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Предназначена для хранения Святых даров – частиц Тела Христова, пропитанных Его Кровью, под видом Предназначена для хранения Святых даров – частиц Тела Христова, пропитанных Его Кровью, под видом хлеба и вина. Обычная форма дарохранительницы – маленький храм или часовня с выдвижным ящичком (он называется «ковчег» ), имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для Причащения на дому тяжелобольных и умирающих. В древности Дарохранительница имела форму «голубя» и называлась «перистерием» . Перед дарохранительницей обычно зажигается лампада.

Епитрахиль (с греческого «нашейник) – одежда, представляющая собой двойной диаконский орарь, охватывающий шею и Епитрахиль (с греческого «нашейник) – одежда, представляющая собой двойной диаконский орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на груди вниз. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы. Епитрахиль обозначает двойную (по сравнению с диаконом) сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви.

СОЛЕЙ , АМВОН Солея, амвон – «возвышение» , то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому СОЛЕЙ , АМВОН Солея, амвон – «возвышение» , то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называется внешним престолом Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами» – символы Ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвону – полукруглому выступу солеи, против царских врат, обращенному внутрь храма, к западу в особенности усваивается название внешнего престола.

Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами» , они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.

Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу, На Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу, На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря. В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле преградой – иконостасом, он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что именно для людей, стоящих в храме, и совершается все то, что происходит в алтаре. Амвон, «восхождение» , знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня

У самых стен, иногда за иконами, располагаются клиросы для хора и чтецов. Обычно здесь У самых стен, иногда за иконами, располагаются клиросы для хора и чтецов. Обычно здесь ставят Специальные певческие аналои, на Которых регент (руководитель) хора раскладывает ноты, а чтецы – богослужебные книги. Хор, расположенный с правой стороны солеи, называется правым хором, а с левой – левым. В некоторых храмах есть хоры – Большой или лоджия внутри храма с Западной (редко – с северной или южной) стороны

Иконостас – перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто Иконостас – перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким Образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с Собранием ебожителей, таинственно присутствующих в образахиконостаса

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения. В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль) через молитву, и, наконец, через причащение осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, – к единству Церкви»

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).

Нижний ряд «чин» — местный В нем располагаются Царские врата с изображением на двух Нижний ряд «чин» — местный В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов-фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом.

 «Праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской «Праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

второй ряд - называется) Деисусным более сложен: здесь больше икон, и они меньше по второй ряд - называется) Деисусным более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери» ) находится изображение «Спас в силах» . Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» , или «Молящаяся» , изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

 «Праотеческий» . Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь «Праотеческий» . Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения. Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются Резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.