Символическое значение главы.pptx
- Количество слайдов: 20
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАВЫ «КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ» В КОНТЕКСТЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (КНИГА СЕДЬМАЯ, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ГЛАВА IV)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГЛАВЫ «КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ»
КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ Первое чудо Иисус Христос совершил во время брачного пира в городе Кане, Описание этого чуда мы находим только в Евангелии от Иоанна. Церковь Первого Чуда в Кане
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Ин 2, 1 -11
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧУДА • явление Славы Христовой; • вода уступила место вину: смена Ветхого Завета Новым; • «благодать и истина» , явленные чрез Иисуса Христа, понимаются как полнота и противополагаются «закону, данному чрез Моисея» ; • данном знамении заключается предзрение Страстей, предвкушение Страстей; • вино - образ крови; участие в Страстях Христовых, наше приобщение к Его смерти в излиянии Его Крови, в котором над смертью торжествует жизнь; • участие в брачной трапезе есть участие в эсхатологической полноте Царства Божия; • вера учеников в Иисуса как Мессию и как Сына Божия.
«Высший смысл, раскрывшийся для евангелиста в совершенном Иисусом чуде, заключается в том, что новый строй утверждается Им на месте Ветхого чрез Его прославление, то есть чрез явление полноты эсхатологической Славы в Его Страстях. Чудо, совершенное Господом над водою, подходит под трехчастное деление Евангелия “Водою, Кровию и Духом” не только в отрицательном смысле отмены воды, но как и в крещении Иоанновом, в положительном свидетельстве воды о крови в полноте его библейского, еще точнее, его новозаветного значения» Еп. Кассиан (Безобразов) «Водой и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна»
ИКОНЫ БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ
ИЕРОНИМ БОСХ БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ 1475— 80
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ 1562— 1563
КОНЦЕПЦИЯ Е. НОВИКОВОЙ (НОВИКОВА Е. КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ // СОФИЙНОСТЬ РУССКОЙ ПРОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. : ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ. ТОМСК, 1999, С. 151 -159) Структура главы Фактор зеркальности слова ВИДЕНИЕ как способ контакта с сакральным миром Преображение Алёши на пиру Открытие тайны бессмертия
СТРУКТУРА ГЛАВЫ: «ТЕКСТ-КОНТАКТ» Текст-контакт строится как два одинаковых фрагмента, в каждом из которых сначала предложен евангельский текст, а затем разворачивается авторский текст, представляющий собой вариацию на слова Евангелия… Происходит встреча двух сюжетов – «земного» мира русского романа XIX века и сакрального мира Святого Писания. "И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей, читал отец Паисий, и бе Мати Иисусова ту. Зван же бысть Иисус и ученицы его на брак". - Брак? Что это. . . брак. . . - неслось как вихрь в уме Алеши, - у ней тоже счастье. . . поехала на пир. . . Нет, она не взяла ножа, не взяла ножа. . . Это было только "жалкое" слово. . . Ну. . . жалкие слова надо прощать, непременно. Жалкие слова тешат душу. . . без них горе было бы слишком тяжело у людей. Ракитин ушел в переулок. Пока Ракитин будет думать о Своих обидах, он будет всегда уходить в переулок. . . А дорога. . . дорога-то большая, прямая, светлая, хрустальная и солнце в конце ее. . . А? . . Что читают?
ФАКТОР ЗЕРКАЛЬНОСТИ СЛОВА «Не у прииде час Мой» - «Не пришёл ещё час Мой» Абсолютное равновесие церковнославянского и русского, евангельского и земного слова, их зеркальное отражение и зеркальная взаимосвязь, оппозиция и единство, два принципиально разные голоса, вступившие в диалог и слившиеся в едином слове. Повтор – акт присвоения человеком сакрального слова, акт разрушения дистанции: усваивая слово, он делает его своим, т. е. пропорциональным, равным себе. Сакральное и человеческое слово в одинаковой степени зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, в этом смысле они равны.
ВИДЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНТАКТА С САКРАЛЬНЫМ МИРОМ Здесь впервые в связи с евангельским текстом актуализируется позиция зрения, точнее говоря, так называемая позиция «включенного видения» : «видишь» , «вот…» , дополняющая и видоизменяющая предшествующие способы контакта человека с сакральным текстом через букву, голос, эмоцию. Поэтому пространство данной реальности обретает качество трёхмерности, что неоднократно подчеркивается: «раздвигается комната» , «опять раздвинулась» …
ПРЕОБРАЖЕНИЕ АЛЁШИ НА ПИРУ Евангельский мир становится такой же живой жизнью, как жизнь Алёши, отца Паисия… как жизнь после смерти старца Зосимы. Здесь осуществлён переход романных героев из своей реальности в реальность иную. . . Наконец евангельский текст во всей полноте и бесспорности реализовал свою софийную функцию – функцию преображения «земного» мира романа Достоевского в реальность Царства Божия. Возможность её реализации для романных героев означает у Достоевского её потенциальное осуществление для любого человека, в том числе и для автора, и для читателя.
ОТКРЫТИЕ ТАЙНЫ БЕССМЕРТИЯ Тот духовный опыт, который Алеша обрёл в своём «сне» , позволил ему с глубокой и абсолютной уверенностью ответить мальчикам «в речи у камня» : «Неужели и взаправду религия говорит, что мы все восстанем из мёртвых, и оживём, и увидим опять друга и всех, и Илюшечку? <…> Непременно восстанем, Непременно увидим и весело, радостно расскажем другу всё, что было, - полусмеясь, полу в восторге ответил Алёша»
БЕССМЕРТИЕ В ПОНИМАНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо. …бессмертие есть необходимая основа нормального существования человечества. Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества. А коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно» Ф. М. Достоевский
Н. К. СИМАКОВ ( «ДОСТОЕВСКИЙ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ПРОРОК XX ВЕКА» ) «В своем последнем романе «Братья Карамазовы» в главе “Кана Галилейская” Достоевский исповедует свою веру в бессмертие, спасение и жизнь будущего века. Главный герой его последнего романа — Алеша Карамазов — получает откровение свыше. В тонком сне он видит недавно умершего старца Зосиму живым и радостным на брачном пире со Христом Спасителем в Царстве Божием»
А. Г. ГАЧЕВА ( «ДОСТОЕВСКИЙ И ФЁДОРОВ. ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ» ) «В подготовительных материалах к “Братьям Карамазовым” писатель также соединяет тему “воскресения предков” с темой миллениума: “Вера, что оживим и найдем друга все в общей гармонии”. “Общая гармония”, в коей обретают свою часть не только живущие, но и умершие, и есть та чаемая полнота “церкви как общества Христова на земле”, о которой в одном из набросков спора в монастыре его участники вопрошают старца Зосиму. А в окончательном тексте романа эта полнота Церкви, зримый образ многоединства, Царствия Божия, где попрана смерть, воочию является в Алешином видении Каны Галилейской: здесь течет “вино радости новой великой” и Христос “новых гостей ждет, новых беспрерывно зовет и уже на веки веков”»
И. ЗОГРАБ ( «ОБ ОДНОМ ИНТЕРТЕКСТЕ В “БРАТЬЯХ КАРАМАЗОВЫХ”» ) «Вино также в конечном счете предполагает Кровь Новообращенного на Тайной вечере»
О ФИНАЛЕ ГЛАВЫ «Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом…» «…в финале главы “Кана Галилейская” возникает ещё один образ, пожалуй, самый главный, - образ человека как связи миров, зиждительного центра творения: Алеша, вышедший из кельи старца под купол звездного неба, повергается в слезном рыданье на землю, целует ее, клянется любить во веки веков и чувствует, как “нити ото всех бесчисленных миров Божиих” сходятся “разом в душе его”» А. Г. Гачева В финале главы изображается рождение нового об деятеля, и это рождение имеет религиозный характер: Алеша пережил мистический опыт «стяжания» благодати. Именно с этим опытом он выходит в мир.