Козлова-Бодлер_1.ppt
- Количество слайдов: 16
Шарль Бодлер
Шарль Бодлер (Baudelaire) (1821 -1867) — французский поэт и критик , классик французской и мировой литературы. Родился 9 апреля 1821 года в Париже. В 1840 г поступил в Национальную школу Хартий. В 1845 начал литературную деятельность. В 1848 г стал участником баррикадных боев. 31 августа 1867 г скончался.
Могила Бодлера. Кладбище Монпарнас в Париже.
Кенотаф Бодлера на кладбище Монпарнас Кенота ф— надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.
Творческий путь поэта. Шарль Бодлер, воспитанник романтизма, в первую очередь, английского, современник концепции «чистого искусства» , предтеча французского символизма и декадентства Англии и Франции рубежа XIX-XX веков, не следовал безоговорочно ни за одним литературным направлением, ни за одной концепцией.
Основные моменты эстетической системы Бодлера: • стремление к расширению предмета искусства ; • признание главенствующей роли воображения в творчестве; • утверждение противоречивой сущности вещей; • поклонение культу красоты; • эстетизация безобразного; • отказ от дидактизма, но признание зависимости между моралью и искусством.
Бодлер видит свободу творчества в неограниченности предмета искусства.
В понимании Бодлера мир состоит из противоположностей: «В любом человеке в любую минуту уживаются два одновременных порыва – один к Богу, другой к Сатане» (Бодлер, 1993)
Изображение любви в сборнике «Цветы зла» Стихотворения о любви в сборнике посвящены трем женщинам: 1. Жанна Дюваль; 2. Аполлония Сабатье (Аглаэ Жозефина Саватье); 3. Мари Добрен. Каждой женщине посвящены свои , особенные по содержанию и чувствам стихотворения.
Любовь как животная, низменная страсть или знакомство с «Черной Венерой» Робость, гипертрофированная саморефлексия, неуверенность в себе как в мужчине заставляли Бодлера искать партнершу, по отношению к которой он мог бы чувствовать свое полное превосходство и ничем не смущаться. Такой партнершей стала некая Жанна Дюваль, статистка в одном из парижских театриков. Бодлер сошелся с ней весной 1842 г. , и в течение 20 лет она оставалась его постоянной любовницей. Жанна в его глазах воплощала сугубо "женское", "животное" начало, о котором он отзывался с холодным презрением: «Меня всегда удивляло, как это женщинам позволяют входить в церковь. О чем им толковать с Богом? » «Ты на постель свою весь мир бы привлекла, О, женщина, о, тварь, как ты от скуки зла!» «Чтоб темный замысел могла вершить Природа Тобою, женщина, позор людского рода, - Тобой, животное! - над гением глумясь. Величье низкое, божественная грязь!»
Любовь как возвышенное чувство или знакомство с «Белой Венерой» На самом деле, бравируя тем, что якобы Бодлер не ждет от противоположного пола ничего, кроме чувственных удовольствий, втайне всю жизнь мечтал об идеальной любви, о женщине-друге и о женщине-матери. Такой в глазах Бодлера бала Аполлония Сабатье. Бодлер видел в ней натуру чуткую и духовно возвышенную: «Вы же — не просто образ, дорогой сердцу, идеальный; вы — мое суеверие. Стоит мне сделать какую-нибудь большую глупость, я говорю себе: “Боже мой, если бы она знала!” Стоит мне сделать что-нибудь достойное, я говорю себе: “Это приближает меня к ней — духовно”. »
Знакомство с «Зеленоглазой Венерой» В середине 50 -х годов Бодлер переживает еще одно любовное увлечение. На этот раз его возлюбленной становится пышнотелая и пышноволосая актриса Мари Добрен, воспетая в «Цветах Зла» как «женщина с зелеными глазами» . Но параллельно с ней Бодлер продолжает вести платоническую игру с Апполонией Сабатье до августа 1857 г. , когда вынужден был открыться.
Философские и эстетические взгляды Бодлера сложились окончательно благодаря влиянию творчества Эдгара Аллана По. Самой характерной и объединяющей чертой стала «философия отчаяния» .
«Флакон» Есть запахи, чья власть над нами бесконечна: В любое вещество въедаются навечно. Бывает, что, ларец диковинный открыв (Заржавленный замок упорен и визглив), Иль где-нибудь в углу, средь рухляди чердачной В слежавшейся пыли находим мы невзрачный Флакон из-под духов: он тускл, и пуст, и сух, Но память в нем жива, жив отлетевший дух. Минувшие мечты, восторги и обиды, Мечты увядшие - слепые хризалиды, Из затхлой темноты, как бы набравшись сил, Выпрастывают вдруг великолепье крыл. В лазурном, золотом, багряном одеянье, Нам голову кружа, парит Воспоминанье. . . И вот уже душа, захваченная в плен, Над бездной склонена и не встает с колен. Возникнув из пелен, как Лазарь воскрешенный, Там оживает тень любви похороненной, Прелестный призрак, прах, струящий аромат, Из ямы, где теперь - гниенье и распад. Когда же и меня забвение людское Засунет в старый шкаф небрежною рукою, Останусь я тогда, надтреснут, запылен, Несчастный, никому не надобный флакон, Гробницею твоей, чумное, злое зелье, Яд, созданный в раю, души моей веселье, Сжигающий нутро расплавленный свинец, О, сердца моего начало и конец!
«Кот» Как в комнате простой, в моем мозгу с небрежной И легкой грацией все бродит чудный кот; Он заунывно песнь чуть слышную поет; Его мяуканье и вкрадчиво и нежно. Его мурлыканья то внятнее звучат, То удаленнее, спокойнее, слабее; Тот голос звуками глубокими богат И тайно властвует он над душой моею. Он в недра черные таинственно проник, Повиснул сетью струй, как капли, упадает; К нему, как к зелию, устами я приник, Как строфы звучные, он грудь переполняет. Мои страдания он властен покорить, Ему дано зажечь блаженные экстазы, И незачем ему, чтоб с сердцем говорить, Бесцельные слова слагать в пустые фразы. Тот голос сладостней певучего смычка, И он торжественней, чем звонких струн дрожанье; Он грудь пронзает мне, как сладкая тоска, Недостижимое струя очарованье. О чудный, странный кот! кто голос твой хоть раз И твой таинственный напев хоть раз услышит, Он снизойдет в него, как серафима глас, Где все утонченной гармонией дышит.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Козлова-Бодлер_1.ppt