Семиотический методологический подход к коммуникации Отличие
semioticheskiy_podhod_k_kommunikacii.pptx
- Размер: 586.6 Кб
- Автор:
- Количество слайдов: 55
Описание презентации Семиотический методологический подход к коммуникации Отличие по слайдам
Семиотический методологический подход к коммуникации
Отличие между процессно-информационным и семиотическим подходами лежит во взгляде на коммуникацию. В первом случае – это механическое перемещение определенных объемов информации от одного субъекта к другому, имеющие определенный эффект. Во втором случае , коммуникация – это своеобразная социально обусловленная «история жизни и трансформаций сообщения» , некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента.
В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать вербальные средства ; невербальные средства ; материальные предметы. Дополнительные отличия семиотического подхода коммуникации от процессно-информационного подхода: — центральное понятие процессного подхода – информация (процесс прохождения информации), то здесь центральное понятие — знак. — особое внимание уделяется тексту и реципиенту (слушателю, читателю). Процессу декодирования отводится гораздо более значимая роль, чем в процессных моделях. — семиотические модели нелинейны. Они показывают не шаги и этапы перемещения информации, а отношения, возникающие в процессе движения значений и смыслов. — большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному (коллективному и индивидуальному) контексту коммуникативного акта.
Предмет семиотического подхода — процесс знакового опосредования информационного взаимодействия, коммуникативные средства его реализации, каналы, по которым передается сообщение и процесс восприятия. Теоретический фундамент семиотического подхода — семиотика – комплекс научных теорий, исследующих природу, виды, функции знаков, свойства знаковых систем и знаковую деятельность человека. В качестве знаковых систем семиотика рассматривает естественные (разговорные) языки, формальные языки математики и логики, искусственные языки, системы сигнализации в природе и обществе, языки изобразительного искусства, театра, кино, музыки.
Ф. де Соссюр (1857 -1913) в конце 19 века создал основания для научного направления, названного впоследствии структурной лингвистикой.
Чарльз Пирс сформулировал общие принципы семиотики, предложил понимание знака и знаковой деятельности, впервые сформулировал классификацию знаков. Школа Пирса, названная прагматической, продолжилась работами Чарльза Морриса, Р. Карнапа, представителями школы аналитической философии.
Основные вопросы, на которые отвечает семиотический подход к коммуникации, сводятся к следующему: — Что такое знак и каким образом в языке знаковой теории может быть описано коммуникативное взаимодействие? — Каковы основные типы знаков? — Какова структура знаковой деятельности субъектов коммуникации? — Что такое код и какие основные типы кодов используются для организации коммуникации в различных ситуациях? — Каковы прикладные аспекты использования семиотического подхода для планирования и организации рекламной и PR-коммуникации?
Структурно-лингвистическое направление. Концепция знака Ф. де Соссюра Ф. де Соссюр предложил провести строгую разграничительную линию между речью как продуктом использования языка при индивидуальной вербальной коммуникации и языком как взаимоувязанной знаковой системой и речевой деятельностью. Ф. де Соссюр пишет: «Язык – только часть, правда, важнейшая часть речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Язык представляет собою целостность сам по себе» . Главным предметом анализа для де Соссюра стали язык как целостная знаковая система с определенными структурными закономерностями и собственно знаки как конституирующие язык элементы.
Главная проблема понимания знаков по Соссюру – связи и отношения между знаками, общее и особенное в знаках, используемых людьми, принадлежащими к разным культурам. Языковой знак де Соссюр понимал как двуединую сущность – как единство означаемого , некоторого смысла, связанного в сознании человека с каким-либо объектом (предмет мысли), и означающего (звуки, буквы, изображения). Знак по де Соссюру, таким образом, состоит из вещественного носителя значения и самого значения, смысла. Конвенциональность знака носит для Соссюра принципиальный характер.
Если воспользоваться терминами, введенными выдающимся лингвистом ХХ века, основателем Копенгагенской школы глоссематики датским ученым Людвигом Ельмслевым , то в понимании основателя структурной лингвистики знак – это единство его плана выражения и плана содержания.
План выражения знака – это форма, в которой он существует и выражается. В качестве плана выражения того или иного знака может выступать: 1)акустический образ, звучание слова; 2) пиктограмма, изобразительное или графическое решение; 3) архитектурное решение; 4)внешняя форма поведения человека, наблюдаемая канва поступка или события и т. п. План содержания знака – это его значение, внутренний, исконный смысл.
Согласно Ф. де Соссюру, в коммуникационном знаке связаны воедино план его содержания и план его выражения , или на языке логики – концепт и имя. Причем, первый и второе связаны друг с другом конвенционально на основании специального соглашения между людьми. Введенное Ф. де Соссюром отношение « означаемое-означающее » соответствует соотношению « значение (концепт) – имя» , или « содержание — выражение » , и именно это отношение в структурно-лингвистических семиотических моделях называется семантическим.
Логико-философское направление. Модель знака и семиотическая модель коммуникации Ч. Пирса Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение – коммуникативную субстанцию в знаковой форме , — реципиент не просто ее воспроизводит, а в процессе декодирования воссоздает сообщение , то есть порождает собственное его понимание, значение, смысл на основе своей культуры, интеллекта, эмоций, опыта. Особая роль при этом должна принадлежать знаку, который выполняет в процессе коммуникации сразу несколько функций и выступает , таким образом, как некоторое комплексное образование.
Знаковую деятельность Пирс понимал как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами – предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов, и знаковым миром – миром некоторых имен, обозначений. Когда один субъект вступает в коммуникацию с другим субъектом, для того, чтобы эта коммуникация состоялась у них должна быть конгруэнтная (совпадающая) система соответствий между предметным и знаковым миром.
Согласно определению Пирса, знак – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении » . Треугольник Пирса Знак О (объективный знак ) Субъект S Знак S Объект О (субъективный знак (денотат, референт) в сознании субъекта S) Основание модели составляют взаимодействующие между собой субъект S и объект О. О противостоит S в его практической и знаковой деятельности. Помимо объекта субъекту противостоит находящийся в третьей вершине объективный знак — феномен из объективного знакового мира, знаковое представление объекта, которое является согласованным для членов общества, в котором функционирует субъект . Это конвенциональный для данной общности знак объекта, его обозначение, наименование, имя.
В той же вершине, где находится субъект S, Пирс расположил субъективный знак – знак S. Знак S – результат индивидуального означивания человеком объекта (О). Он представляет собой индивидуальный знак, который в сознании субъекта S ставится в соответствие объекту (О). Строя свое коммуникативное поведение, индивид взаимодействует с обоими мирами и производит субъективные знаки S.
В модели Пирса отражены несколько видов отношений: Отношения Объект О – знак О — наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака; Отношения знак О – объект О – нормативное обозначение конвенциональным знаком объекта в сознании всех членов данной общности (знак обозначает объект); Знак О – знак s – субъект воспринимает и интерпретирует объективный знак и на его основе формирует субъективный знак; Объект О – знак s – субъект формирует субъективный знак на основе прямого взаимодействия с объектом.
( Знак – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении » ). Знак (Знак s) есть нечто, представляющее что-то (объект О) перед кем-то (Субъект s) в некотором отношении (связь «знак О –знак s» + связь «объект О – знак s» ). В модели Пирса представлены два вида знаков : знаки О и знаки s. При этом социальный объект – индивид или социальная общность – образует знак s и с его помощью выстраивает свое поведение либо на основании связей с двумя объектами – О и знаком О, либо на основании только одной из этих связей. Когда отсутствует объективный знак, субъект взаимодействует с объектом по линии О — S.
« Знак есть некоторый феномен (слово, предложение, текст, действие, материальный предмет, физическое явление и т. п. ), замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и коммуникативных процессах » .
Логическая модель знака Г. Фреге «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение» . В моделе Г. Фреге представлена зависимость между тремя феноменами : 1)знаком, 2)объективно существующим элементом реальности, который он отражает, и, 3)представлением об этом элементе (всем классе элементов), функционирующем в сознании субъекта знаковой деятельности.
Логический треугольник Фреге : Концепт (десигнат) объект Знак (слово) денотат референт В одной из вершин расположен Знак ( слово). В другой вершине находится объект , который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект – это некоторый элемент предметного, объективного, существующего мира. В логико-семиотических моделях, объект, вступающий в семиотические отношения с обозначающим его знаком, получает особое название – ДЕНОТАТ — предмет , как объект обозначения с помощью знаков. В лингвистке вместо термина денотат употребляется термин « референт » — конкретный предмет, к которому относится языковой знак в составе высказывания. В третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака , представленное в сознании субъекта знаковой деятельности. В логике это представление называют концептом , а в лингвистике – понятием.
Семантический треугольник Фреге : Смысл имени Значение имени (объект, обознача- имя емый именем) В теории значения имен Фреге и Черча значением (предметным значением, денотатом) некоторого имени (знака) называют обозначаемый этим именем предмет или класс предметов (объем именуемого понятия), а смыслом имени (концептом его денотата) называют содержание того же понятия , которое усваивается в процессе его понимания. Смысл знака , слова, языкового выражения служит для указания на его денотат, фиксируя определенные стороны, черты, свойства предметов, обозначаемых данным знаком. Знак, языковое выражение обозначает свой денотат и выражает свой смысл. В этом заключено главное содержание концепции знака Фреге. Семантический треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).
Понятие и модель знака Огдена и Ричардса Семантический треугольник Огдена – Ричардса В вершинах треугольника находятся: Объект /референт/ денотат, который дан субъекту коммуникации в ощущениях. Этот объект называется определенным именем и отражается в сознании субъекта в виде определенного обобщенного представления – концепта/понятия; Концепт /понятие – обобщенное представление об обозначаемом знаком объекте (всем классе объектов), возникающее как его мысленное отражение в психике субъекта коммуникации и выражаемое в определенной форме – виде имени/наименования/слова; Имя /слово, поставленное в данном обществе/сообществе в соответствие обозначаемому объекту, одновременно выступающее наименованием для объекта/денотата и выражающее в конкретном имени/названии смысл знака, заключенного в концепте/понятии.
Преимущество семантического треугольника Огдена – Ричардса над треугольником Фреге — первая модель разграничивает материальную и идеальную форму знака , вторая отождествляет знак и имя , что неприемлемо для естественного языка. По сторонам треугольника Огдена – Ричардса расположены термины, отражающие характер отношений между элементами модели: — Объект/денотат называется именем/словом (имя/слово называет/обозначает объект/денотат); — понятие/концепт выражается в имени/слове (имя/слово выражает смысл понятия/концепта); — объект/денотат отражается в понятии/концепте (понятие/концепт отражает содержание/смысл объекта/денотата).
Сущность и структура знака « Знак » – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знаний). Знак – это материально-идеальное образование, неразрывное единство плана содержания и плана выражения, выступающее в коммуникативных процессах в качестве представителя (заменителя, обозначителя) некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (знаний, эмоций, волевых импульсов).
В своей репрезентативной (показательной) функции знак представляет перед субъектом некоторый обозначаемый им объект, передавая субъекту информацию, характеризующую объект, его структуру, свойства и т. п. с объективной стороны. При этом повышается уровень когнитивной осведомленности субъекта коммуникации. Через свою экспрессивную функцию знак в коммуникативных процессах передает субъекту-реципиенту эмоционально окрашенную, оценочную характеристику объекта, обозначаемого субъектом-коммуникатором. Прагматическая функция языка связана с тем, что обозначаемый им объект может выступать в качестве побудительного мотива для субъекта коммуникации. В этом случае знак передает коммуникативную установку, детерминирующую определенную поведенческую реакцию субъекта.
Знак обозначает данный предмет (предметы) и выражает свое смысловое и экспрессивное значение. Предмет , обозначаемый знаком, называется его предметным значением. Смысловое значение знака – это его свойства представлять, фиксировать определенные стороны, черты обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака; это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак. Э кспрессивное значение знака – это выражаемые посредством данного знака эмоции и оценки, использующего этот знак субъекта (при использовании его (знака) в соответствующем контексте в данной ситуации). В семиотике и логике под значением языкового выражения понимают тот предмет или класс предметов, который обозначается (называется) этим выражением (предметное, или экстенсиональное, значение), а под смыслом выражения (смысловое, или интенсиональное, значение) – его мыслимое содержание.
категория имени Имя – в логике — выражение естественного или формализованноего языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или класс, множество предметов (нарицательное, или общее имя). В современных логико-семантических концепциях этот предмет (класс предметов) называется денотатом данного имени , или его значением , отличая эту объемную характеристику имени от содержательной (интенсиональной) характеристики, которая представляет совокупность отличительных для данного имени признаков и называется его смыслом ( интенсионалом ), а по традиции логической терминологии – содержанием данного понятия.
Согласно концепции Морриса, любая человеческая деятельность, рассматриваемая как знаковое взаимодействие, состоит из трех стадий : 1) восприятия (знака) – выделения знака из других знаков и опирающегося на результат этого процесса выделения объекта, обозначаемого знаком; 2) оценки (манипуляции субъектом посредством восприятия оценочного элемента, содержащегося в знаке) – интерпретации знака на основании освоения эмоционально-оценочного содержания, представляемого субъекту знаком; 3) совершения реального действия, детерминированного освоением содержания, представленного знаком. Стадии действия субъекта Функции знака Характеристики воздействия объекта на субъект через знак Восприятие Репрезентативная Выделение объекта Интерпретация (манипуляция) Экспрессивная Оценка объекта и его доминирование Совершение действия Прагматическая Зависимость от объекта и мотивация к действию по отношению к нему. Соотношение стадий действия субъекта и функций знака
Типология знаков На основании критерия характера отношения между означающим (знаком) и означаемым (объектом) Чарльз Пирс выделил три типа знаков: иконические, знаки-индексы и символические знаки.
Наиболее простым знаком является иконический. Как таковой он неспособен передавать информацию , и пользование им возможно только на основе прошлого опыта субъекта. А. Соколов вместо понятия «иконический знак» предлагает понятие «знак-модель » . Знак-индекс (знак-признак) имеет более сложный характер. Он обладает способностью передачи информации и обогащения когнитивного потенциала субъекта коммуникации. Его свойства : — доступность для непосредственного восприятия со стороны субъекта коммуникации; — невозможность непосредственной коммуникации субъекта с обозначаемым объектом; — важность для процесса взаимодействия не самого индекса/признака, а того феномена, показателем которого он является. Наиболее сложным семиотическим конструктом является знак-символ. Этот знак способен выполнять все функции знаков, включая наиболее важную для организации коммуникативного взаимодействия – прагматическую. Символические знаки способны образовывать суждение, передавать информацию, оценочное отношение, детерминировать действие субъекта коммуникации.
По критерию характера используемых коммуникативных средств выделяют : — вербальные знаки – знаки, опирающиеся на вербальные коммуникативные средства: слова, словосочетания, которые в совокупности образуют вербальные системы; — невербальные знаки – знаки, опирающиеся на невербальные коммуникативные средства: жесты, мимику, тембр и модуляцию голоса, интонацию и т. п. ; — синтетические знаки – образы, которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в определенных видах искусства. По критерию характера формирования и функционирования могут быть выделены системные , то есть включенные в некоторую знаковую систему и функционирующие как элемент этой системы, и несистемные (одиночные) знаки.
Знаковая система , имеющая строгую структуру и существующая по определенным законам, представляет собой не что иное, как язык. Можно считать, что системные знаки существуют как языковые знаки. Языковые знаки не функционируют отдельно друг от друга, а образуют систему , правила которой определяют закономерности их построения (правила грамматики или синтаксические правила) и употребления (прагматические правила). Языковые знаки, входящие в состав языков как средство коммуникации в обществе, называются также знаками общения.
Классификация языковых знаков опирается на классификацию языков. Прежде всего, эти знаки делятся н а знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков). Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков , так и из соответствующих этим знака рукописных, типографских и иных знаков. Среди знаков искусственных языковых систем можно выделить: — знаки кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или для перекодированиия уже закодированных сообщений ; — знаки для моделирования непрерывных процессов ; — знаки, из которых состоят формулы, используемые в научных языках.
Свойства и принципы функционирования знаков и знаков систем Важнейшие свойства и принципы функционирования знаков и знаковых систем: — свойство принципиальной арбитрарности знака; — свойство полифункциональности знака; — принцип системно-исторической обусловленности знака; — свойство ассиметрической дуальной динамики знака; — принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем; — принцип многуровневости и ограниченности семиотических систем; — принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.
1. Свойство принципиальной арбитарности знака характеризует его генезис и сущность связи между планами его содержания и выражения. В истории науки коммуникации существуют два подхода к решению этого вопроса. 1. Задающая знак связь звучания и значения имеет естественное, глубинное сущностное происхождение, которое связано с природой отношений между миром людей и миром вещей. Этот подход исходит из того , что существуют исходные естественные языковые праформы, единые и универсальные планы выражения, которые просто в силу природы человека как существа, использующего знаки , самой природой поставлены в соответствие своим планам содержания. И соответственно, в своей знаковой деятельности человек подобен естествоиспытателю. 2. Связь между планом содержания и планом выражения знака — произвольный процесс , являющийся функцией ситуации обозначения и субъекта, который это обозначение выбирает. Превращение данного обозначения в объективный знак , который закреплен за конкретным объектом в рамках данной системы социальных отношений, наступает тогда, когда соответствие между планом содержания и предложенным планом выражения приобретает конвенциальный характер. Современная теория коммуникации опирается на второй подход.
Второе свойство знака – полифункциональность. Оно заключается в том, что каждый знак способен в коммуникативных процессах одновременно выполнять не одну, а несколько функций. Принцип системно-исторической обусловленности знака характеризует основные закономерности его функционирования и трансформации. Сущность данного принципа заключается в том , что любой знак приобретает свою качественную определенность , то есть становится тем , чем он есть – единством звучания и значения , соединением плана содержания и плана выражения, опираясь одновременно на две линии детерминации – системную и историческую.
В языковой системе, как и в любой системе, действует принцип системной конгурэнтности. Это значит, что субъекты, пользующиеся этой системой, способны интерпретировать знаки, принадлежащие другой системе, языковой, культурной или иной, только с помощью своей знаковой системы, своего языка и совей культуры. С одной стороны , знак является элементом определенной знаковой системы, определенного языка. Поэтому важнейшие характеристики знака обусловлены особенностями строения и развития этой знаковой системы. Язык как полузакрытая (или условно закрытая) знаковая система функционирует по собственным законам и никогда прямо не заимствует элементы и формы других языковых систем. Даже когда элемент чуждой знаковой системы попадает в иной язык, он начинает существовать там по законам этого нового для себя языка. С другой стороны , возникновение и развитие знака обусловлено исторически. Знаковая система, язык, в пределах которых формируется и изменяется знак, не является чем-то косным, застывшим. Её динамика – это функция динамики социума, коммуникативным средством которого она выступает.
Свойство асимметричной дуальной динамики знака. У филологов есть термин, «асимметричный дуализм языкового знака», обозначающий разницу между словом и предметом. Если рассматривать систему «слово — предмет, который оно обозначает» (дуализм языкового знака), то эта система не будет симметрична, т. к. слово не является полным отражением предмета (асимметричный). Свойство асимметричной дуальной динамики знака неразрывно связано с принципом системно-исторической обусловленности: у знака есть собственная внутренняя динамика, которая определяется исторической, культурной и иной динамикой каждого из его компонентов – плана содержания и плана выражения. Эти компоненты изменяются по своим автономным историческим траекториям.
Понятие асимметричного дуализма ввел русский лингвист С. О. Карцевский (1884 -1955). Как при формировании , так и при использовании знака в коммуникативных процессах означаемое и означающее связываются только на ограниченный временной отрезок. Длительность этого интервала – это длительность использования знака именно в этом контексте, именно с этим соотношением означаемого и означающего, именно этими субъектами. До данного момента, равно как и после него, план содержания и план выражения могут иметь свою историю развития. Детерминированность динамики знака носит дуалистический характер. Изменение знака – это функция двух независимых процессов – исторического развития плана его содержания и исторического развития плана выражения. Данный дуализм носит асимметричный характер в силу того, что в каждый конкретный момент времени любая из составляющих может быть ведущей в трансформации знака во всей полноте его коммуникативных функций.
Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем. Он отражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически организованных парных образований. В них одновременно представлены знаки с противоположными планами содержания. Знак не возникает и не функционирует в одиночку. Он, разумеется, является элементом целостной знаковой системы (языка), которой пользуется данное общество/сообщество. Но, кроме того, он еще и одна половина некоторой элементарной системы, где помимо него присутствует и другая половина – знак с противоположным значением. «Добро» и «зло» , «свет» и «тьма» , «правда» и «ложь» , «жизнь» и «смерть» и т. п. – эти знаки не существуют, не имеют смысла друг без друга.
В соответствии с принципом многоуровневости и ограниченности семиотических систем возможно существование систем знаков менее и более высоких уровней , причем то, что в системах низшего порядка пользователи считают реальностью, в более высоких системах способно выступать в качестве знака. Данный принцип говорит о том, что любая семиотическая система имеет свои границы , и, функционирующий здесь субъект воспроизводит соотношения между «миром вещей» и «миром знаков» со всеми задающими эти соотношения условиями и условностями только в пределах этих границ. Выходя за них на одну ступень выше, он становится способен видеть на один семиотический уровень больше.
Принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса отражает тот факт, что семиотическое отношение, задающее форму и содержание знака, не является раз и навсегда заданным и неизменным. Новые семиотические системы могут образовываться не только на основании элементов предметного мира, но и на базе уже существующих знаковых систем. Если для обозначения какого-либо феномена предметного мира можно выбирать из нескольких знаков , то результат выбора имеет собственное семиотическое значение. По существу этот результат представляет собой образование нового знака на базе существующих знаков.
Три измерения знаковой теории. Синтактика. Семантика и прагматка Концепция трех измерений семиозиса (обозначений), равно как и трехчастная структура семиотики , была основана последователем Ч. Пирса, американским философом Чарльзом Моррисом. По Моррису, человек – это животное, использующее знаки, причем уровень используемой знаковой системы принципиально отличает человека от всего остального животного мира.
Семиотика , согласно Моррису, может быть условно разделена на три предметно обусловленные области – синтактику , которая направлена на изучение отношений между знаками, закономерностей их сочетания и композиции в языковых конструктах – высказывания или дискурсах; на семантику , рассматривающую отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирующую значение и смысл знаков; и на прагматику , изучающую отношение «человек-знак» и ставящую в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем, языков в процессе коммуникации.
Трем компонентам классического тривия (трехпутье в переводе с латинского) могут быть в предметном и методологическом плане поставлены в соответствие три измерения семиотики. Грамматика будет соответствовать синтактике, логика – семантике, а риторика – прагматике. «тривий» гуманитарных наук Три измерения семиотики Предмет изучения Грамматика Синтактика Знак-Знак (объект знакового мира) Логика Семантика Знак-Предмет (объект предметного мира) Риторика Прагматика Знак-Человек (элемент субъектного мира) Синтактика посвящена изучению закономерностей построения знаковых систем, их синтаксиса, то есть структуры сочетаний знаков , правил образования и преобразования этих сочетаний безотносительно к их значениям.
Семантика соотносит знаки языка с объектом номинации (денотатом для языкового знака или референтом для речевого знака). Предложение, используемое в естественных языках, также может рассматриваться как особый знак. Семантику этого типа знаков (предложений/высказываний) изучает специальная область семиотического знания – лингвосемиотика. Семантический треугольник для знаков-предложений имеет следующий вид: Знак предложение значение понятие денотат (смысл) (истинность или ложность высказывания) Согласно концепции Р. Карнапа, семантика может быть подразделена на теоретическую (чистую), изучающую искусственные, прежде всего формализованные, языки, и прикладную, имеющую в качестве объекта естественные языки. Изучаемый язык при этом называется объектным, а язык, посредством которого ведется анализ объектного языка – метаязыком.
Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями – людьми и социальными общностями. Именно прагматическое измерение семиозиса выступает в качестве ведущего для понимания и объяснения характеристик человеческого общения в конкретной ситуации. Оно показывает , каким образом субъекты коммуникации интерпретируют знаки, как они используют семиотические средства в различных ситуациях, как их установки, оценки и эмоциональные состояния влияют на отбор и применение языковых конструктов.
Разграничение трех измерений семиотики носит условный характер и является необходимым именно для решения аналитических и познавательных задач. В функциональном и прикладном коммуникативных планах семиотическая, синтаксическая и прагматические характеристики существуют неотрывно друг от друга и только в этом единстве адекватно описывают человеческое общение.
К семинару Вопросы для обсуждения: • Что изучает семиотика? • Раскройте понятие знака и знаковой системы. • Дайте характеристику различных знаковых систем и выделите их особенности. • Раскройте содержание социальной обусловленности знаков. • Что представляет собой содержание речевой деятельности?
1. Ф. де Соссюр 1. Березин Ф. М. История лингвистических учений. лингвистической мысли. — М. , 1985 2. Холодович А. А. Фердинанд Соссюр: Жизнь и труды. // http: //www. classes. ru 3. Календарь знаменательных дат. // http: //archive. libfl. ru 4. 1857 год – родился Ф. де Соссюр, основатель семиотики // http: //strelkovskoe. ru 5. Е. И. Шлыкова, Л. И. Пархоменко Идеи де Соссюра и их роль в становлении современных лингвистических исследований // http: //www. pglu. ru 6. Кондрашов, Н. А. История лингвистических учений [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Кондрашов. – 2 -е изд. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 224 с. 7. Шулежкова, С. Г. История лингвистических учений [Текст]: учеб. пособие для филологических вузов / С. Г. Шулежкова. – М. : Флинта: Наука, 2004. – 400 с. 8. Горных, А. А. Соссюр Фердинанд де [Текст] / А. А. Горных // Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. – Минск: “Книжный Дом”, 2003. – С. 638 -640. 9. Левицкий, Ю. А. История лингвистических учений [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Левицкий. – М. : Высшая школа, 2005. – 302 с.
Ч. Пирс • Брент Дж. Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь ( PDF ) / Перевод А. Смирнова // Логос. — 2004. — № 3 -4 (43). — С. 231— 278. Или // http: //www. ruthenia. ru • Мельвиль Ю. К. Философия Ч. С. Пирса. — М. , 1964. • Мельвиль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. — М. : Издательство МГУ, 1968. • Порус В. Н. Чарлз Пирс и современная «философия науки» // Вопросы философии. — 1982. — № 3. — С. 137— 144. • Чарльз Сандерс Пирс // http: //filosof. historic. ru/books • Сухачев Н. Л. О семиотике Ч. С. Пирса. — СПб. : Наука, 2003.
Р. О. Якобсон (1896– 1982) 1. Иванов Вяч. Вс. Лингвистический путь Романа Якобсона//Р. Якобсон Избранные работы. М. , «Прогресс» 1985 2. Топоров В. Н. Вступительное слово на открытии Международного конгресса «100 лет Р. О. Якобсону» // Роман Якобсон. Тексты, документы исследования. М. , 1999 3. Якобсон Р. О. Из воспоминаний. // Мир Велимира Хлебникова. Издатель А. Кошелев. М. : Языки русской культуры. 2000. Стр. 83– 89 — http: //www. ka 2. ru/hadisy/jakobson. html 4. Иванов Вяч. Вс. Поэтика Романа Якобсона//Р. Якобсон Избранные работы. М. , «Прогресс» 1985 5. Стахнова, О. В. Функциональная модель Р. О. Якобсона: преимущества и недостатки / О. В. Стахнова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы II Международной научной конференции, посвящ. 87 -лет. образов. Бел. гос. ун-та, Минск, 30 октября 2008 г. ; редкол. : В. Г. Шадурский [и др. ]. — Минск: Тесей, 2008. — С. 51— 53.
История формирования и развития семиотики как научной дисциплины Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М. , 1998. Барулин А. Н. Основания семиотики: Знаки, знаковые системы, коммуникация. Ч. 1, 2. М. , 2002. Горный Е. Что такое семиотика? // http: //www. zhurnal. ru/staff/gorny/texts/what_is_semiotics_r. html. Дейк. Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М. , 1989. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. М. , 1998. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. — М. , 2004. С. 38— 42. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. Изд. 2 -е. М. ; Екатеринбург, 2001. С. 46. Печенкин А. А. Современная философия науки. М. , 1996. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М. , 1998. Ревзин И. И. Субъективная позиция исследователя в семиотике // Труды по знаковым системам. Вып. 5. — Тарту, 1971. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. — Благовещенск, 2000. Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: Антология. Изд. 2 -е. М. ; Екатеринбург, 2001. Фещенко В. О внешних и внутренних горизонтах семиотики // Критика и семиотика. Вып. 8. Новосибирск. 2005.