Павловск.ppt
- Количество слайдов: 6
Санкт-Петербург, школа № 303 Фрунзенского района, 7 «c» класс Кириллова Александра Императорская Резиденция Павловск ПРЕДСТАВЛЯЕТ Учитель: Пименова Жанна Анатольевна
История создания Село Павловское, полученное молодой четой великим князем Павлом Петровичем и великой княгиней Марией Федоровной от императрицы Екатерины II, должно было стать приютом тихой и размеренной семейной жизни. Екатерине II хотелось, чтобы заботы о семье, об устройстве собственного дома отвлекали великого князя от мыслей о политике и государстве. Постройки двух загородных домов, Паулюста и Мариенталя, окруженных скромными садиками, придали новой резиденции характер благородной и сентиментальной простоты. С первых шагов обустройства села Павловского его образ создается юной хозяйкой Марией Федоровной. Воспоминания об отроческих годах, проведенных на родине в Монбельяре и Этале, летней резиденции родителей, а также в садах Гогенхейма дяди Леопольда Вюртембергского, отразились в постройке первых пасторальных павильонов — Эрмитажа, Шарбоньера и Старого Шале. В Старом Шале обедали, а в Шарбоньере музицировали. Именно музицирование являлось одним из самых любимых занятий общества юных придворных дам и кавалеров. Из них постепенно формировался Малый двор. Молодой хозяйке Павловска прибавилось хлопот, когда императрица Екатерина II прислала нового архитектора Чарльза Камерона, строгого и немного чопорного. Камерону было поручено превратить село Павловское в летнюю великокняжескую резиденцию. Обсуждение планов и проектов происходило при живейшем участии Марии Федоровны. Все работы по благоустройству парка, а затем и строительства дворца, развернувшиеся в Павловске под руководством Ч. Камерона, велись под скрупулезным надзором управляющего Карла Кюхельбекера выходца из Саксонии, вступившего в должность в 1780 году. Как рачительный и добропорядочный хозяин, он ведал всеми финансами, наймом рабочих, составлением договоров с подрядчиками. Когда в конце 781 года Павел Петрович с Марией Федоровной отправились в путешествие по Европе, все заботы легли на плечи Кюхельбекера, который регулярно писал хозяевам за границу о том, что происходит в Павловске.
В отсутствие владельцев 25 мая 1782 года произошла закладка фундамента Большого каменного дворца. С курьерами по маршруту следования великокняжеской четы присылались проекты, которые Великий князь или Великая княгиня должны были одобрить и подписать. Несмотря на такие трудности в начале строительства, стены дворца возводились довольно быстро, и к 1784 году дворец в целом был закончен, намечена планировка помещений и начата отделка комнат в первом этаже. После возвращения молодой четы из путешествия жизнь в Павловске становится очень насыщенной различными увеселениями и праздниками. Особенно это касалось музыки. Именно тогда придворным капельмейстером и клавесинистом становится Дмитрий Бортнянский, только что вернувшийся из Италии, где он прожил десять лет. Это было время увлечения домашним любительским театром, для которого Бортнянский написал три оперы: «Празднество сеньора «Сокол» и «Сын-соперник» , исполненные придворными Малого двора. Среди актеров-любителей особенно выделились Екатерина Нелидова и Иван Долгорукий. Сначала спектакли игрались в дворцовых залах, а с 1 794 года появилось здание Театра, построенное вблизи дворца архитектором В. Бренной. Приемы и встречи, праздники и семейные вечера, обеды и ужины — все обычно происходило под звуки музыки. Большое место занимали всевозможные трапезы. Наиболее торжественно они проходили в Итальянском зале. Однако летом предпочитали обедать на Колоннаде, которую позднее стали называть Галереей Гонзаго, иногда обед подавался в Вольере, иногда — в Трельяже. В Столовой нижнего этажа чаше накрывали ужин, когда гости собирались в Зеркальной гостиной. Места полдников, фуршетов, чая и кофе постоянно менялись: они бывали в Пиль-башне, в Старом и Новом Шале, в Храме Дружбы или просто на природе. Когда Павловск с 1796 года стал императорской резиденцией Павла I, во дворце проходили большие приемы. Особой церемониальностью отличались орденские праздники Св. Иоанна Иерусалимского, которые отмечались 24 июня. Став магистром Мальтийского ордена в 1 798 году, император Павел I перенес проведение праздника в Павловск. Накануне съезжались все кавалеры и чины Ордена. Приемы кавалеров и чужестранных министров проходили в Кавалерском или Большом тронном залах. На Парадном поле за Этюпскими воротами зажигали девять костров. На следующий день с утра шло торжественное богослужение, затем император принимал поздравления в Тронном зале. Обед накрывался в Большом зале на сто семьдесятсто восемьдесят кувертов, при этом в Картинной галерее играл оркестр и пел хор певчих Придворной капеллы, которой в 1790 -е годы руководил А. Бортнянский. Каждое лето он со своими учениками проводил в Павловске, поэтому ни один праздник не обходился без певцов.
Наряду с праздниками были просто тихие летние дни, когда хозяйка, устав от многочисленных гостей, занималась музицированием. Иногда к матери присоединялись и дочери, одна из них — Мария Павловна — превосходно играла на арфе. Бывало, что и старший сын Александр, неплохо игравший на скрипке, участвовал в домашних концертах. Содержание парка было неустанной заботой великой княгини. Она обсуждала с садовниками все посадки и уход за насаждениями. Особенно она любила цветущие деревья и деревья с красивым рисунком листвы. Но более всего уделялось внимание розам, которые ей привозили из разных стран Европы. Благодаря заботам императрицы Собственный садик был превращен в цветущий оазис редкостных кустарников и цветов. А с появлением Розового павильона вся территория вокруг превратилась в благоухающий розарий. Хозяйка Павловска отличалась различными талантами в рукоделии: она вышивала, точила изделия из слоновой кости и резала по камню, рисовала. По сей день залы Павловского дворца украшают изделия, выполненные ее рукой. За свои достижения в художествах императрица была избрана членом Берлинской Академии Художеств. В пору вдовства Марии Федоровны Павловск становится любимым местом литературных собрания, которые устраивались во дворце, но чаще всего — в Розовом павильоне. С 1815 года поэт В. А. Жуковский становится чтецом у Марии Федоровны. Павловску он посвящает полную лирической прелести элегию «Славянка» . Другим постоянным гостем в Павловске был поэт Ю. Нелединский-Милецкий. На вечерах также бывали литераторы Н. Карамзин, И. Крылов, С. Глинка. В 1801 -1828 годах Павловск оставался местом тихого уединения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она скончалась 24 октября 1828 года, и Павловский дворец перешел во владение младшему сыну Павла I и Марии Федоровны великому князю Михаилу Павловичу.
28 октября 1828 года Николай I подписал указ: «Блаженныя памяти Родительница Наша Государыня Императрица Мария Федоровна шестою статьею духовного своего завещания предоставить изволила Павловский дворец со всеми принадлежащими к нему зданиями, садами и деревнями, . . . с пашнями, сенокосами, лесными дачами и всякими угодьями. . . — в собственность любезного брата Нашего Великого Князя Михаила Павловича и старшего мужского поколения с тем, что в случае пресечения мужского поколения Его Императорского Высочества, наследие Павловской вотчины. . . переходит в мужское поколение младшего Нашего сына и так далее по праву наследства» . ВЛАДЕЛЬЦЫ ПАВЛОВСКА - 1777 -1801 ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (20. 09. 1754 — 11/12. 03. 1801), ИМПЕРАТОР С 1796 - 1801 -1828 МАРИЯ ФЕДОРОВНА (14. 10. 1759 — 24. 10. 1828), ИМПЕРАТРИЦА С 1796 - 1828 -1848 МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ (28. 01. 1798 — 28. 08. 1848), ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. СЫН ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I И ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ - 1848 -1892 КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (09. 1827 — 13. 01. 1892), ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. СЫН ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I И ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ - 1892 -1915 КОНСТАНТИНОВИЧ (СТАРШИЙ) (10. 08. 1858 — 02. 06. 1915), ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. СЫН ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ АЛЕКСАНДРЫ ИОСИФОВНЫ. - 1915 -1917 ИОАНН КОНСТАНТИНОВИЧ (23. 06. 1886 -17/18. 07. 1918), КНЯЗЬ ИМПЕРАТОРСКОЙ КРОВИ. СЫН ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА (СТАРШЕГО) И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ МАВРИКИЕВНЫ
THE END
Павловск.ppt