Скачать презентацию С Сибко 9 В класс Русские ученые-графики чертежники Скачать презентацию С Сибко 9 В класс Русские ученые-графики чертежники

c642effccffa91c06a711fd996eaf718.ppt

  • Количество слайдов: 12

С. Сибко, 9 «В» класс. Русские ученые-графики, чертежники и архитекторы n n Николай Александрович С. Сибко, 9 «В» класс. Русские ученые-графики, чертежники и архитекторы n n Николай Александрович Львов (слайды 2 -3) Лазарь Маркович Лисицкий (слайды 4 -7) Владимир Евграфович Татлин (слайды 8 -11) Информация о данной презентации (слайд 12)

Николай Александрович Львов (1751 - 1803/04) n Русский писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор Николай Александрович Львов (1751 - 1803/04) n Русский писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор и график, один из наиболее универсальных талантов русского “века Просвещения”. Родился в деревне Черенчицы (Новоторжский уезд, Тверская губерния) 4 (15) марта 1751 в семье отставного прапорщика. Приехав в Петербург (скорее всего, в 1769), вступил в бомбардирскую роту Измайловского полка, но уже в начале 1770 -х годов перешел на гражданскую службу. В 1771 поместил свои первые стихотворные опыты в рукописном журнале “Труды четырех общинников”. Путешествовал по Западной Европе, побывав, в частности, во Франции и Италии (1777; второй раз ездил в Италию в 1781). По возвращении в Петербург служил в Коллегии иностранных дел, а с 1782 в Почтовом департаменте. Жил в Петербурге и своем родовом имении Черенчицы-Никольское. n Долгие годы входил в поэтический кружок, членами которого были также Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и другие. Писал эпиграммы, басни, кантаты, оды, элегии сатиры, поэмы ( Русский 1791 год), в том числе в жанре научной поэмы (Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8 -го). Со временем перешел от сентиментализма ( Идиллия. Вечер 1780 года, ноября 8 -го) к романтизму (Ночь в чухонской избе на пустыре, 1797). Опубликовал сборник подстрочных переводов Анакреона (1794). Наиболее исторически значительны те из его литературных произведений, что тематически или постановочно связаны с музыкой (ода Музыка, 1780 -е годы; неоконченная поэма Добрыня, богатырская песня – опубликована посмертно в 1804). n Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и спектаклей, Львов (по словам Державина) “особенно любил русское природное стихотворство”, т. е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы Ямщики на подставе (музыка Е. И. Фомина; 1787) – первой в России хоровой оперы. Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное исполнение, выделяется “героическое игрище” (или “ ирои-комическая опера”) Парисов суд (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской “простонародной” пасторали. Большое значение для фольклористики имело изданное им вместе с чешским композитором И. Прачем Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем (1790), – в сопровождении львовского трактата О русском народном пении, где автор впервые указал на многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и Н. А. Римского-Корсакова. Публиковал также древние летописи ( Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь художников и художеств, – который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но остался просто замыслом). Окончание >>

Николай Александрович Львов (1751 - 1803/04) << начало n Зодчий-самоучка, внес большой вклад в Николай Александрович Львов (1751 - 1803/04) << начало n Зодчий-самоучка, внес большой вклад в архитектуру русского классицизма. Базисный смысл со времени визитов Львова в Италию имело для него творчество А. Палладио; в 1798 издал в собственном переводе и со своим предисловием и примечаниями первый том Четырех книг об архитектуре. Стремился распространить в своих постройках первозданный “вкус Палладиев”, с его гармоническим сочетанием красоты и практической пользы. Среди его реализованных проектов – собор святого Иосифа в Могилеве (1781– 1797; разрушен в 1930 -е годы), петербургский почтамт (1782– 1789), Невские ворота Петропавловской крепости (1784– 1787), Троицкая церковь в селе Александровском, ныне в черте Петербурга ( Кулич и Пасха, 1785– 1797), Борисоглебский собор в Торжке (строил архитектор Ф. И. Буци; 1785– 1796), Екатерининская церковь-ротонда в городке Валдай (1793), усадьбы в Знаменском (“Раек”), Арпачево, Митино-Василево, Премухине в Тверской области, Воронове и Введенском в Московской области (все – 1780– 1790 -е годы; сохранились лишь более или менее крупные фрагменты былых ансамблей). К 1789– 1804 относятся жилые и хозяйственные постройки, а также семейная усыпальница в Никольском- Черенчицах. Часто выделяясь – подобно Невским воротам или “Куличу и Пасхе” (храмовая ротонда с пирамидальной колокольней) – оригинальной выразительностью композиции и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время и большое типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. К тому же он постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками (такова, в частности, система водоснабжения в Торжке, оформленная ротондой-колодцем на Торговой площади, 1802). Не раз выступал и как паркостроитель: изложил принципы устройства пейзажного парка с элементами регулярной планировки в многочисленных пометках и рисунках на полях книги К. Гиршфельда о садоводстве (экземпляр в собрании Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), а также в альбоме с проектами парка в московской усадьбе своего покровителя канцлера А. А. Безбородко (1797– 1799). Открыв в 1786 в районе Валдайской возвышенности и города Боровичи залежи каменного угля, активно способствовал его разработкам, попутно исследуя новые возможности его отопительного и промышленного применения (для получения корабельной смолы, серы, кокса и “каменного картона”, т. е. толя). В 1795 опубликовал трактат Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов с собственноручно награвированными чертежами новых отопительновентиляционных устройств (первую работу такого рода в России), а в 1799 – сочинение О пользе и употреблении русского земляного угля. В тот же период изобрел способ возведения зданий из утрамбованной земли, укрепленной известковым раствором, и учредил школу землебитного строительства в Никольском. Примером такого рода здания явилась резиденция приора Мальтийского ордена (Приорат) в Гатчине (1798– 1799). С 1799 центром его экспериментов была Тюфелева дача близ подмосковного (в то время) Симонова монастыря, ставшая своеобразным технологическим институтом. В 1803 предпринял краеведческое путешествие в южнорусские губернии, в Крым и на Кавказ. n Умер Львов в Москве 22 декабря 1803 (3 января 1804).

Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) n ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) [10 Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) n ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) [10 (22) 1890, станция Починок близ Смоленска — 30 декабря 1941, Москва], российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик. Один из создателей нового вида искусства — дизайна. n Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Ю. М. Пэна (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия (1909 -14). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, после начала Первой мировой войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве (1915 -16). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года — энергичный деятель национального культурного возрождения, участник и организатор выставок профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в 1917 -23 книги на идише: “Пражская легенда” (М. , 1917), “Козочка” (Киев, 1919) и др. ; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое знамя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса. n В начале 1919 после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. После приезда К. С. Малевича в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма; в 1920 принял артистическое имя “Эль Лисицкий”. Активный член группы “Утвердители нового искусства” (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Продолжение >>

Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << начало n Был автором панно и плакатов, Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << начало n Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений (“Клином красным бей белых”, 1919, и др. ). В течение 1920 года оформил “Альманах Уновис № 1”, создал книгу “Супрематический сказ про 2 квадрата” (издана в Берлине, 1922), спроектировал фигурины к футуристической опере “Победа над Солнцем”, задумав эту постановку как “электромеханическое шоу” с исполнителями-марионетками (папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923). n В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им “проуны” (проекты утверждения нового). В 1919 -20 написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (так называемая “Папка Кестнера”, 1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа “пересадочной станцией от живописи к архитектуре”. В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты “горизонтальных небоскребов”, театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн. n В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры. Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную роль в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами — в особенности берлинской группой дадаистов, нидерландской группой “Стиль” и Баухаузом. Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения. В 1922 издавал вместе с И. Г. Эренбургом журнал “Вещь” (на русском, французском, немецком языках). Продолжение >>

Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << назад n Активно сотрудничал в издании ряда Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << назад n Активно сотрудничал в издании ряда художественных и архитектурных журналов: “ Брум”, Берлин, 1922; “Де Стиль”, Амстердам, 1922; “Г” (совместно с Мис ван дер Роэ), Берлин, 1922 -1923; “Мерц” (совместно с Куртом Швиттерсом ), Берлин, 1923 -1924; “АВС” (совместно с М. Стамом), Швейцария, 1925. n В 1923 в Берлине вышла книга “Маяковский. Для голоса”, где Лисицким впервые были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги. n В 1922 -23 в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован “зал проунов” (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение “Де Стиль”. В 1924 состоялась его персональная выставка в Берлине; в этом же году выставил в Вене проект передвижной “Ораторской трибуны”, восходивший к проектам Уновиса. Обострение туберкулеза заставило Лисицкого несколько месяцев провести в санатории в Швейцарии (1924 -25), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала “Мерц” (№ 8 -9), приступил к проектированию “горизонтального небоскреба”, создал дизайнерское оформление для фирмы “Пеликан”. В 1925 прошла персональная выставка в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во Вхутемасе (с 1926 — Вхутеине). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова); разработал целый ряд архитектурных проектов, ни один из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства “Правда” и др. ). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. В 1927 -28 в Ландес-музеуме Ганновера по проекту Лисицкого был оформлен “Абстрактный кабинет”. В сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом создал проект сценической установки для пьесы “Хочу ребенка” С. Третьякова (1929 -30). На протяжении 1920 -х гг. написал целый ряд статей и трактатов, где выступил теоретиком и пропагандистом новой визуальной культуры, порожденной движением искусства в 20 веке; в 1930 опубликовал на немецком языке в Берлине свою книгу о современном русском искусстве ( Russland. Architectur fur eine Weltrevolution). Окончание >>

Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << назад n Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Лазарь Маркович Лисицкий (1890 - 1941) << назад n Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 году, ознаменовало рождение в СССР самой профессии проектировщика, дизайнера выставок; Лисицкий проявил себя как художественный руководитель большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Со второй половины 1920 -х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ — проектыразработки советских павильонов на Международной выставке печати “Пресса” в Кельне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде (1940 -1941, не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930 -е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы “ 15 лет СССР”, “ 15 лет РККА”, “СССР строит социализм” и др. ); в 1932 -1940 работал художником-оформителем журнала “СССР на стройке”. После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов.

Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) n ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) n ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же], российский художник, график, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в. , родоначальник художественного конструктивизма. n Татлин родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В 1905 -10 учился в Пензенском художественном училище, где получил звание “профессионального рисовальщика”. Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910 -х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом. n В конце 1900 -х — начале 1910 -х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А. Е. Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты “Матрос (Автопортрет)” (темпера, 1911, Русский музей), “Продавец рыб” (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки — романтические герои, связанные с морем, — часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым “морским волком” — черта длительного периода в биографии Татлина. n Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль “Царь Максимилиан” в Московском литературно-художественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки “Жизнь за царя” (1913 -15) и Р. Вагнера “Летучий голландец” (1915 -18). Продолжение >>

Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << начало n Летом 1912 организовал в Москве Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << начало n Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие “левые художники”, ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920 -х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов. n Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. n В мае 1914 в Москве Татлин организовал “Первую выставку живописных рельефов”. Выставленные произведения (их другими названиями были “материальные подборы”, “контррельефы”) представляли собой объемнопространственные композиции, изготовленные из заведомо “нехудожественных” материалов — железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д. , иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д. ). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеровноваторов. n После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом “левого блока”, председателем “молодой фракции” в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 — председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа (“музеев художественной культуры”). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым и другими кафе “Питтореск”. Был председателем Объединения левых течений в искусстве (1921 -25), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры (1923 -25) в Петрограде. Ленинграде. Продолжение >>

Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << назад n В 1919 -20 Татлин спроектировал Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << назад n В 1919 -20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения — Памятника 3 - му Коммунистическому Интернационалу (“Башни Татлина”) — выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8 -го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из “металлических” балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ “Башни Татлина” сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и техникоинженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением “синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры”. Оригинальная пятиметровая модель “Башни Татлина”, выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели “Башни” была создана в России в 1992 -93). n В 1919 -25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925 -27 работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль “ Зангези” по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант “конструктивистского театра”. В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т. д. Окончание>>

Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << назад n Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) << назад n Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929 -32 художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата “ Летатлин”, испытания которого закончились неудачей. n В 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930 -х гг. , творчество художника шельмовалось как “формалистическое”. Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930 -х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960 -е гг. , с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в.

О презентации Работу выполнил ученик 9 класса «В» школы № 28 г. Омска Сибко О презентации Работу выполнил ученик 9 класса «В» школы № 28 г. Омска Сибко Сергей ([email protected] ru). При создании презентации использовались материалы из БЭКМ-2002 и различных Интернет-сайтов, посвященных истории графики и дизайна. Март, 2004 г.