Скачать презентацию Русская культура второй половины XIII XV вв Скачать презентацию Русская культура второй половины XIII XV вв

Культура второй половины 13-15 веков.pptx

  • Количество слайдов: 52

Русская культура второй половины XIII – XV вв. Русская культура второй половины XIII – XV вв.

Особенности культуры В. Г. Белинский: «Под татарским игом нравы грубеют… Застой и неподвижность, сделавшиеся Особенности культуры В. Г. Белинский: «Под татарским игом нравы грубеют… Застой и неподвижность, сделавшиеся с этого времени основным элементом исторической жизни старой Руси, тоже были следствием татарского ига. Централизация и возвышение княжеской власти на степень государственности, с одной стороны, искажение нравов русско-славянского племени с другой…» .

Особенности культуры К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Владимирский. Буданов писали об «огрублении нравов» . Особенности культуры К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Владимирский. Буданов писали об «огрублении нравов» . Д. И. Иловайский: «Восстанавливая свое политическое могущество, русский народ во время долгой и тяжелой борьбы невольно усвоил себе многие варварские черты от своих бывших завоевателей. Жесткие пытки и кнут, затворничество женщин, грубое отношение высших к низшим, рабское – низших к высшим, усилившиеся у нас с того времени, несомненно черты татарского влияния» .

Особенности культуры Н. М. Карамзин: «Не татары выучили наших предков стеснять женскую свободу и Особенности культуры Н. М. Карамзин: «Не татары выучили наших предков стеснять женскую свободу и человечество в холопском состоянии, торговать людьми, брать законные взятки в судах: мы все это видели у славян и россиян гораздо прежде…» . Монголо-татары задержали, даже во многом остановили культурное развитие страны, но не изменили ее национального характера.

Особенности культуры М. Н. Покровский: «Завоевание Руси татарами вовсе не было нашествием диких степняков Особенности культуры М. Н. Покровский: «Завоевание Руси татарами вовсе не было нашествием диких степняков на культурную земледельческую страну, а было столкновением двух равноправных культур, при том неизвестно, какая была относительно выше» .

Особенности - Москва быстро расширяется и обогащается; - Москва – соединение национального самосознания русских; Особенности - Москва быстро расширяется и обогащается; - Москва – соединение национального самосознания русских; - С первой половины XIV в. Москва становится не только - - - политическим, но и культурным центром; Переезд митрополита в Москву способствовал активизации связей с Константинополем (более чем где бы то ни было на Руси) => процесс византинизации искусства (в Москве не было «старой» художественной школы); Москва оказалась наиболее восприимчива к византийской культуре; Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Тверь, Псков, Новгород сохранили старые традиции, здесь сложились местные школы => культурные очаги местного значения. Старые центры входят так или иначе в орбиту притяжения Москвы или Новгорода.

Последствия татаро-монгольского владычества для развития культуры: - Ремесло: исчезновение ряда технических приемов, - - Последствия татаро-монгольского владычества для развития культуры: - Ремесло: исчезновение ряда технических приемов, - - - знакомых Киевской Руси; Тяжело пострадало зодчество: на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров строителей; Исчезло искусство белокаменной резьбы; утрачены многие приемы строительной техники; Гибель огромного количества памятников письменности; изменился и сам характер литературных произведений; упадок летописания; Упадок живописи и прикладного искусства.

Литература - Батыево нашествие – основная тема; - Монгольское нашествие – это конец света, Литература - Батыево нашествие – основная тема; - Монгольское нашествие – это конец света, «великая конечная погибель» => особый трагизм произведений. - Мотив героической смерти – ведущий в литературе, посвященной нашествию; - «Повесть о разорении Рязани Батыем» (гибель Рязани и всего рода рязанских князей; монголотатары стали победителями не потому что победили рязанцев, а потому , что их противников не осталось в живых).

Литература - «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского» , «Слово о Меркурии Литература - «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского» , «Слово о Меркурии Смоленском» (мотив предпочтения смерти бесчестию и признанию поражения); - «Слова» и «Поучения» Серапиона Владимирского (нашествие как наказание, наложенное богом за грехи, проявление «ярости его» ); - «Житие Александра Невского» (борьба с «немцами» ); - «Слово о погибели земли Русской» (книжники использовали его как предисловие к своим сочинениям (житиям));

Литература - «Задонщина» (главная тема – победа на Куликовом - - - поле; создана Литература - «Задонщина» (главная тема – победа на Куликовом - - - поле; создана рязанским боярином Софронием; образец – «Слово о полку Игореве» ; слава Князю Дмитрию, его брату и «могучему городу Москве» ); «Сказание о Мамаевом побоище» (автор неизвестен, слог очень эмоционален и экспрессивен; все подчинено двум идеям: идее патриотической (борьба против татарского ига), идее политической (центром борьбы является Москва); Московское летописание (вторая четверть XIV в. ; идеологическое обеспечение процесса объединения земель вокруг Москвы); «Летописец великий русский» (конец XIV в. ); «Троицкая летопись» (1408 г. по инициативе митрополита Киприана);

Литература - «Сказание о князьях Владимирских» (кон. XV в. ; рассказ о судьбе царских Литература - «Сказание о князьях Владимирских» (кон. XV в. ; рассказ о судьбе царских регалий, преподнесенных византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Мономаху и унаследованных московскими князьями, которые таким образом трактовались как преемники византийских царей и великих князей Киевских); - Расцвет агиографического жанра (Епифаний Премудрый (Житие Сергия Радонежского), Пахомий Логофет (Житие митрополита Алексея, Житие Варлаама Хутынского)); - Кон. XV – начало XVI вв. – преобразование в Житие легенды о Петре и Февронии Муромских (возможный автор – священник Ермолай-Еразм);

Литература - В XV в. возрождается интерес к произведениям, рассказывающих о путешествиях в дальние Литература - В XV в. возрождается интерес к произведениям, рассказывающих о путешествиях в дальние страны – «хождениям» : «Хождение во Флоренцию» (о русском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор); «Хождение за три моря» Афанасия Никитина; - «Христианская топография» византийского путешественника Козьмы Индикоплова (переводное произведение);

Архитектура К середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры: - Ранее всех каменное строительство Архитектура К середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры: - Ранее всех каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия; - Новгородскими мастерами созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов – это небольшие одноглавые храмы – церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине улице (простота и конструктивная ясность);

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Федора Стратилата на Ручью Церковь Федора Стратилата на Ручью

Архитектура - Монументальные здания в Москве возводятся - при Иване Калите; Монументальное зодчество с Архитектура - Монументальные здания в Москве возводятся - при Иване Калите; Монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер; Главная забота московских князей – украшение Кремля; 1367 г. – белокаменный Кремль (при Дмитрии Донском); Современный ансамбль Кремля сложился при Иване III (итальянские мастера храмы, дворцы, крепостные стены);

Успенский собор (1475 -1479 гг. ) - Архитектор – Аристотель Фиорованти; - Собор возведен Успенский собор (1475 -1479 гг. ) - Архитектор – Аристотель Фиорованти; - Собор возведен на свайном фундаменте (новшество) с - использованием кирпича и белого камня (между внутренними и наружными белокаменными стенами – полноценная кирпичная кладка); Традиционная для православной церкви крестовокупольная постройка с пятью мощными куполами; За образец взят Владимирский Успенский собор; Внутреннее пространство собора представляло огромный торжественный зал; Для венчания московских государей на царство и других торжественных служб; Внутренне убранство собора выполнено художникам круга Дионисия; Символ перехода статуса главного города от Владимира к Москве;

Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти) Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти)

Успенский собор во Владимире (образец) Успенский собор во Владимире (образец)

Архангельский собор - Архитектор – Алевиз Новый; - Сочетание древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо Архангельский собор - Архитектор – Алевиз Новый; - Сочетание древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо (завершение фасадов полукружиями в виде раковин; легкий горизонтальный поясок изящных арочек; пять барабанов различного диаметра, увенчаны изящными главами и смещены к востоку) => динамичность и зыбкость очертаний, подчеркивающих мощь и величие Успенского собора; - Усыпальница московских князей;

Архангельский собор (1505 -1508 гг. ) Архангельский собор (1505 -1508 гг. )

Благовещенский собор (1484 -1489 гг. ) - Возведена псковскими зодчими; - Домовая церковь русских Благовещенский собор (1484 -1489 гг. ) - Возведена псковскими зодчими; - Домовая церковь русских царей, предназначенная для торжественных обрядов: бракосочетание, крещение детей; в подклете находилась великокняжеская казна; - Более нарядный и легкий по пропорциям, опоясанный декоративным рельефным узором, дополненный боковыми пределами храм воплощает парадный идеал светской власти

Благовещенский собор (1484 -1489 гг. ) Благовещенский собор (1484 -1489 гг. )

Церковь Ризоположения (1484 -1485 гг. ) Церковь Ризоположения (1484 -1485 гг. )

Колокольня Ивана Великого (1505 -1508 гг. ) - Архитектор – Марко Боно (по прозванию Колокольня Ивана Великого (1505 -1508 гг. ) - Архитектор – Марко Боно (по прозванию Бон Фрязин); - Вертикальная доминанта столицы: башня высотой 81 м. , состоящая из поставленных один на другой восьмигранников, уменьшающихся в размерах; внутренняя лестница ведет к площадкам с колоколами (их – 21); - В 1532 -1543 гг. итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к сооружению прямоугольную звонницу на манер новгородских с храмом в нижнем этаже; - Простота и удачно найденные пропорции, объединили здание в единое целое;

Великокняжеский дворец, стены и башни Кремля - Архитекторы – Марк Фрязин и Пьетро Антонио Великокняжеский дворец, стены и башни Кремля - Архитекторы – Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари; - От великокняжеского дворца сохранилась только Грановитая палата (1491 г. ); - Новые стены Кремля (1495 г. ); - По проектам Пьетро Антонио Солари в 1490 г. построены Константино-Еленинская (ранее Тимофеевская), Угловая Арченальная и Сенатская башни Кремля.

Грановитая палата (1491 г. ) Грановитая палата (1491 г. )

Константино-Еленинская и Сенатская башни Кремля Константино-Еленинская и Сенатская башни Кремля

Угловая Арсенальная и Никольская башни Кремля Угловая Арсенальная и Никольская башни Кремля

Живопись - «Золотой век» русской иконописи; - Расцвет иконописного искусства в этот период связан Живопись - «Золотой век» русской иконописи; - Расцвет иконописного искусства в этот период связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия; - Проявление византийского влияния.

- Фигуру мыслил трехмерно; - Имел четкое представление о - - расположении фигуры в - Фигуру мыслил трехмерно; - Имел четкое представление о - - расположении фигуры в пространстве, фигуры живут в пространстве, несмотря на условность фона; Большое значение уделялось передаче объема в живописи ( «пробела» – блики); Способ моделировки кажется небрежным и эскизным; Экспрессивность и темперамент; Красно-коричневая охра и белила; Роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде; Феофан Грек (1340 -1410 г. )

Троица, Христос Пантократор Троица, Христос Пантократор

Столпники Столпники

- Роспись Успенского собора - - Московского Кремля (совместно с Феофаном); Успенский собор во - Роспись Успенского собора - - Московского Кремля (совместно с Феофаном); Успенский собор во Владимире (совместно с Даниилом Черным); Иконы Звенигородского чина (Спас, архангел Михаил, апостол Павел); Троицкий собор Троице. Сергиева Монастыря (совместно с Даниилом Черным); Росписи собора Спасо. Андроникова монастыря; Андрей Рублев (1360 -1430 гг. )

- Ромбоидальный принцип - - - построения изображения => легкость; Краски: чистые и гармоничные - Ромбоидальный принцип - - - построения изображения => легкость; Краски: чистые и гармоничные цвета (голубец, темно-вишневый, серебристо-лиловый, серебристозеленый, светло-зеленый, золотисто-желтый); Отказ от излишней детализации изображений; Изображение перестает быть аскетичным (телесное начало полностью сливается с духовным); Плавные линии и статичные позы; Стремление к изображению неземной красоты, т. н. «светлости» . Андрей Рублев (1360 -1430 гг. )

Благовещение Благовещение

Вознесение Господне Вознесение Господне

Рождество Рождество

Звенигородский чин (архангел Михаил , апостол Павел) Звенигородский чин (архангел Михаил , апостол Павел)

Троица Троица

- На иконе изображены лишь - - три фигуры ангелов, трапеза, евхаристическая чаша, дуб - На иконе изображены лишь - - три фигуры ангелов, трапеза, евхаристическая чаша, дуб Мамврийский, дом и скала; Фигуры ангелов – символ триединого божества, прообраз Евхаристии; На иконе нет ни движения, ни действия; все выражает смирение; Средний ангел – Христос (благословляет чашу, изъявляя желание принять на себя жертву за искупление грехов человеческих); Левый ангел – Бог-отец (вдохновляющий на подвиг); Правый ангел – Святой дух (присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как «утешитель» ) => Троица

- акт жертвенной любви: Отец обрекает Сына на искупительную жертву за мир; - Одновременно - акт жертвенной любви: Отец обрекает Сына на искупительную жертву за мир; - Одновременно художник запечатлевает и акт величайшего послушания – изъявление сыном готовности на страдание и принесение себя в жертву миру; - Пейзаж усиливает вневременность и внепространственность : дуб Мамврийский – древо жизни, древо вечности; Палаты – не только дом Авраама, но и символ Христа. Домостроителя, символ безмолвия, совершенного послушания воле отца; Гора – Троица

- Наиболее прославленный мастер - зрелого XV – раннего XVI в. ; Никогда не - Наиболее прославленный мастер - зрелого XV – раннего XVI в. ; Никогда не работал один, постоянно сотрудничал с другими мастерами; 1467, 1477 гг. – роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре; 1481 г. написание Деисусного чина для Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере; Деисус для Успенского собора Московского Кремля; 1488 г. – роспись церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре; 1502 г. – вместе с сыновьями роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре; Дионисий (ок. 1450 - ок. 1520 г. )

- Образы Дионисия лишены - - - драматизма – фигуры торжественные и статичные, лики - Образы Дионисия лишены - - - драматизма – фигуры торжественные и статичные, лики – спокойные и просветленные; Намеренное искажение пропорций человеческого тела: соотношение головы к телу равно 1: 9 или даже 1: 10 => ощущение вытянутости, воздушности фигур, мягкости и плавности поз; Цветовая гамма: мягкие тона (голубой, сиреневый, светлокоричневый, золотисто-бежевый «Распятие» – трагическая сцена казни превращена в удивительное зрелище: изящный изгиб тела Христа, стройные, непропорционально вытянутые фигуры предстоящих, богатый колорит; Утрачена глубокая религиозная духовность иконописи;

- Своеобразное переплетение - - - различных идейных веяний его времени; Изображение неземной красоты, - Своеобразное переплетение - - - различных идейных веяний его времени; Изображение неземной красоты, изображение таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию; Сила мудрости, добротолюбие, смирение; Усиление каноничности художественного мышления, повторяемость одних и тех же мотивов движения и художественных приемов; Особая мягкость и гармоническая закругленность форм; Светлость Рублева незаметно переходит в праздничность;