Russkaya_kultura_v_XVII_v.pptx
- Количество слайдов: 36
Русская культура в XVII веке
Особенности развития русской культуры в XVII веке • Главной особенностью русской культуры XVII в. стал бурный процесс ее обмирщения. ü Обмирщение - усиление светских начал в культурной жизни. • Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. • Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. • В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства.
Образование и книгопечатание • Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это и обусловило рост системы образования, хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения. • Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ, широкое распространение среди получило домашнее образование.
Образование и книгопечатание 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии. Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее всесословное учебное заведение, учреждённое по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Академия готовила священников и чиновников. Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; 1629 — 1680)
Образование и книгопечатание • Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. • Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды «Грамматика» Мелетия Смотрицкого издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения.
Литература и общественная мысль • Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественнополитической мыслью. • Жанры литературы : ü летописи ü жития ü исторические повести ü драматургия ü поэзия ü демократическая сатира ü бытовая повесть
Литература и общественная мысль • Изживает себя традиция летописей. • В 30 -е гг. XVII в. было создано последнее летописное произведение – «Новый летописец» , в котором излагались события от окончания царствования Ивана IV до 1630 г. • В произведении ярко прослеживается публицистическое начало, основной его целью было доказать право Романовых на престол.
Литература и общественная мысль • Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. • Первым в русской литературе таким произведением стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» .
Литература и общественная мысль • Новые черты приобретает историческая повесть. • Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков). В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
Литература и общественная мысль • Родоначальником русской драматургии и поэзии считают ученого и просветителя Симеона Полоцкого, написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре-царе» и «Притча о блудном сыне» . • Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежит два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» , воспевающих Российское государство и его правителей.
Литература и общественная мысль • В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). • Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. • Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок ( «Сказание о куре и лисице» ). «Повесть о Ерше Ершовиче»
Литература и общественная мысль • К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. • «Повесть о Савве Грудцыне» , «Повесть о Горе-Злосчастии» воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.
Литература и общественная мысль • Дальнейшее развитие получила публицистика. • Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова. Авраамий (писатель и историк) на Памятнике « 1000 -летие России» в Великом Новгороде
Архитектура • В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. • Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. • Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий, каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы.
Архитектура • В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившиеся русским зодчим шатровое строительство. • В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля.
Архитектура Церковь Рождества Богородицы в Путинках; Москва, 1649 - 1652 • Выдающимся памятником шатрового является многошатровая церковь Рождества в Путинках в Москве. • Здание построено в стиле «русского узорочья» .
Архитектура • В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. • Но шатер не исчез из русского зодчества, его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы – в Ярославле, Костроме и других городах.
Храм Ильи Пророка в Ярославле, 1693 -1694 гг. )
Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде, 1628 -1631 гг.
• Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. • Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656 — 1685 гг. ) — уникальный памятник древнерусской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона. • Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были даже специально привезены в Москву.
Архитектура • Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. • Широкое распространение получили «солнечные плитки» – изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» . • Русское узорочье — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII в. на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Теремной дворец (1635– 1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Ларионом Ушаковым и Трефилом Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).
Архитектура • В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. • Великолепным образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича Коломенском, в названный современниками «восьмым чудом света» . • Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. • В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости, воссоздан по макету в к. XX – XXI в.
Церковь Преображения Господня в Кижах (остров Кижи Онежского озера), 1714 г.
Архитектура • В 1640 -х - 1670 -х гг. усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко. • Московское барокко ( «нарышкинское барокко» ) — 1680 -е - 1700 -е гг. ; переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.
Архитектура • Характерные черты московского барокко: ü четкость и симметричность композиции ü многоярусность ü тщательная проработка деталей ü декоративная резьба по белому камню ü устремленность здания вверх ü сочетание красного и белого цветов
Московское барокко Строгановский стиль свойственен постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656— 1715). Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери в Нижнем Новгороде Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде
Московское барокко • Нарышкинский стиль своим названием обязан молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Церковь Покрова в Филях (1690 - 1694) ( «восьмерик на четверике» )
Новодевичий монастырь Колокольня с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, ок. 1690 г Преображенская надвратная церковь Напрудная башня
Московское барокко Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций ( «пошибов» ) в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Церковь Знамения в Дубровицах (Московская область; 1690 -1704) Знаменская церковь в Перово (1699 -1709)
Живопись • Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.
«Ветхозаветная Троица» ; 1671 г. , Государственный Русский музей Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Икона «Древо государства Российского» ; 1668 Спас Нерукотворный, написан для Троице. Сергиевой лавры; 1658 Симон Фёдорович Ушаков (1626 — 1686) — русский московский иконописец и график.
Живопись • Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. • Парсуны (от. лат. рersona – личность) – портреты реальных исторических лиц. Царь Федор Иоаннович М. В. Скопин-Шуйский Патриарх Никон
Театр • В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. • В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. • Придворный театр просуществовал всего четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.
Вывод • Русская культура XVII в. представляла собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в. • Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремлении к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений.
Вывод • Несмотря на внутренне своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. • В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.
Russkaya_kultura_v_XVII_v.pptx