Скачать презентацию РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ Доклад по истории Скачать презентацию РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ Доклад по истории

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ.pptx

  • Количество слайдов: 30

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ Доклад по истории студентки I курса биологического факультета РГПУ РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ Доклад по истории студентки I курса биологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Егоровой Ксении Санкт-Петербург 2012

Введение Русская культура - это, по выражению Д. С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее Введение Русская культура - это, по выражению Д. С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоковучителей. дохристианская культура восточных славян отсутствие единства свобода иностранные влияния и заимствования Д. С. Лихачев

Кризис средневековой идеологии v проникновение идей и форм европейской культуры v идейные споры, приведшие Кризис средневековой идеологии v проникновение идей и форм европейской культуры v идейные споры, приведшие к расколу, v церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т. е. теряется единство средневековой духовной сферы. Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Патриарх Никон

Материальная Культура Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками Материальная Культура Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии. v развитие городских посадов , сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах v прогресс общественного разделения труда v рост товарного производства и обращения v развитие торговли и общение с другими странами v начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы расширили кругозор русских людей в XVII веке.

Ремесленное производство В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность Ремесленное производство В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры Мануфакту ра — большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда

Обработка Металлов Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно Обработка Металлов Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20 -х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля

Устное народное творчество В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас. Семнадцатый Устное народное творчество В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время. Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века.

Степан Разин На матушке Волге праздник – Сходись, голытьба, на праздник. Готовьтесь, бояре на Степан Разин На матушке Волге праздник – Сходись, голытьба, на праздник. Готовьтесь, бояре на праздник. Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. донской казак, предводитель восстания 1670— 1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России

Грамотность Грамотность "Аз, буки, веди страшат, что медведи" Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей. Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

Славяно-греко-латинское академия 1687 г. была основана во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Славяно-греко-латинское академия 1687 г. была основана во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Научные знания Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с Научные знания Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний “Кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился “ При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О строении человеческого тела".

Географические знания Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование Географические знания Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии). "Покорение Сибири Ермаком”, В. И. Суриков

Литература Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественнополитической Литература Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественнополитической мыслью, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины - протопопа Аввакума С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В реальности это автобиография самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 – 1682) Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев)

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России. В 1678 -1679 г. г. появились два сборника стихотворений "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион. Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С. Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко" второй половины XVII в

Силлаби ческое стихосложе ние или изосиллаби зм — принцип деления стиха на ритмические единицы, Силлаби ческое стихосложе ние или изосиллаби зм — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают. Первый же лист есть небо, на нем же светила, яко писмена, Божия крепость положила. Вторый лист огнь стихийный под небом высоко в нем яко Писание силу да зрит око. Третий лист преширокий аер мощно звати, на нем дождь, снег, облаки и птицы читати. Четвертый лист – сонм водный в нем ся обретает, в том животных множество удобь ся читает. Последний лист есть земля с древесы, с травами, с крушцы и с животными, яко с письменами. Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII века является оформление Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII века является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой социальной жизни того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодально -крепостнического общества; несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие. Повесть о Ерше Ершовиче Является ярким сатирическим изображением практики воеводского суда. Повесть обличает хитрого, пронырливого и наглого "ябедника" Ерша, стремящегося насилием и обманом присвоить себе чужие владения, похолопить окрестных крестьян. Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры.

Живопись Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и Живопись Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике. Реалистические тенденции в живописи развивались еще очень медленно. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Эмоциональность отступала перед описанием.

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Федоровича Ушакова (1626 – 1686). Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия» . "Спас нерукотворный" "Троица"

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов

Музыка К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Существовали местные певческие Музыка К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Театр Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России Театр Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И. Г. Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

Зодчество Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в Зодчество Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов. Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635 -1636 г. г. Перестройка кремлевских башен Знаменитый дворец в придала Кремлю совершенно новый. Коломенском, построенный в вид. Строго крепостной его облик 1667 -1678 г. г уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства

Скульптура Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохрани- лось много архаических черт. Скульптура Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохрани- лось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы. Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т. ч. и на оружии. В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

Вывод XVII в. , являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время Вывод XVII в. , являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: 1. проникновение западноевропейских влияний 2. прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени.

Использованные источники: 1. Авт. кол. М. Ю. Брандт, М. М. Горинов Использованные источники: 1. Авт. кол. М. Ю. Брандт, М. М. Горинов "Россия и мир", часть I; изд. "Владос", г. Москва, 1994 г. 2. А. В. Муравьев, А. М. Сахаров "Очерки истории русской культуры" 4. В. О. Ключевский "Русская история" в 3 -х томах; изд. "Мысль", г. Москва, 1993 г. 5. С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", изд. "Наука", г. Санкт-Петербург, 1994 г 6. http: //exam. forum 2 x 2. ru/t 15 -topic 7. http: //big-archive. ru/history_of_russia_1/39. php 8. http: //xreferat. ru/ 9. http: //ru. wikipedia. org 10. http: //orpheusmusic. ru

Спасибо за внимание Спасибо за внимание