Русская философия XIX века Западники и славянофилы:

Скачать презентацию Русская философия XIX века  Западники и славянофилы: Скачать презентацию Русская философия XIX века Западники и славянофилы:

russkaya_filosofiya_xix_veka.ppt

  • Размер: 1.3 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 20

Описание презентации Русская философия XIX века Западники и славянофилы: по слайдам

Русская философия XIX века Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России •Русская философия XIX века Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России • П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории • И. В. Киреевский: особенности русского просвещения • А. С. Хомяков: доктрина соборности • А. И. Герцен: критика славянофильства • Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов Владимир Соловьёв: философия Всеединства • Понятие Всеединства • Софиология • Историософия: Богочеловеческий процесс

Славянофилы • И. В. Киреевский (180 6 -1856) • А. С. Хомяков (1804 -1860) • К.Славянофилы • И. В. Киреевский (180 6 -1856) • А. С. Хомяков (1804 -1860) • К. С. Аксаков (1817 1860)‑ • Ю. Ф. Самарин (1819 1876) ‑

Философия культуры Киреевского  • Западная Европа – наследница классической (римской) античности.  • Обе формыФилософия культуры Киреевского • Западная Европа – наследница классической (римской) античности. • Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. • Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания. • Для человека западной культуры характерен рационализм • Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. • Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. • Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа. • Человек русской культуры – носитель целостного сознания. • Русский человек – носитель общинного духа

Западники • П. Я. Чаадаев (1794 -1856) • В.  Г. Белинский (1811 1848)‑  •Западники • П. Я. Чаадаев (1794 -1856) • В. Г. Белинский (1811 1848)‑ • А. И. Герцен (1812 1870) ‑ • Т. Н. Грановский (1813 -1855) • Н. В. Станкевич (1813 -1840) • М. А. Бакунин (1814 -1876) • К. Д. Кавелин (1818 -1885)

Чаадаев: Критика русской истории [ Провидение ] как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая намЧаадаев: Критика русской истории [ Провидение ] как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своём благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чём вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времён для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий Закон человечества сведён на нет. Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.

Н.  Я. Данилевский  (1822 1885)‑ • Россия и Европа: Взгляд на культурные и политическиеН. Я. Данилевский (1822 1885)‑ • Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869) • Дарвинизм: Критическое исследование (1870 -1885) Основные сочинения

Теория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развития • В основе универсалистской парадигмы лежит логическиТеория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития • В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи , отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития : свои «древность» , «средневековье» и «новое время» . Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур • Культура не универсальна (западная – в том числе).  •Теория культурно-исторических типов Многообразие культур • Культура не универсальна (западная – в том числе). • Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. • Разнообразие , а не единообразие – закон и условие прогресса.

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо,Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа» .

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Прогресс … состоит не в том, чтобы идти все в одномТеория культурно-исторических типов Многообразие культур Прогресс состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа» .

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов • Египетский • Китайский • Древнесемитский • Индийский • ИранскийТеория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов • Египетский • Китайский • Древнесемитский • Индийский • Иранский • Еврейский • Греческий • Римский • Аравийский • Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации • Цивилизации не бывают  «лучше»  илиТеория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации • Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. • Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры : еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. • Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. • Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной» : Россия призвана решить и социально-экономический вопрос , который в Европе остался неразрешённым. • Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. • Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

В. Соловьев, С. Булгаков, С. Франк, Н. Лосский  • Философские начала цельного знания (1877), ОправданиеВ. Соловьев, С. Булгаков, С. Франк, Н. Лосский • Философские начала цельного знания (1877), Оправдание добра (1895) • Свет Невечерний (1917) • Непостижимое (1939) • Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938) В. С. Соловьев (1853 -1900) С. Н. Булгаков (1871 -1944) С. Л. Франк (1877 -1950) Н. О. Лосский (1870 -1965)

Философия Соловьева Концепция всеединства • Любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следуетФилософия Соловьева Концепция всеединства • Любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следует понимать как всеединство. «…отношение данного предмета ко всему может существовать для нас, лишь поскольку в нас самих есть принцип всеединства, то есть разум. » • Истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. • Бог является всеединством, которое есть, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) в виде идеи, а небожественным является материя, проявляющаяся в множественности и разделенности • Развитие мира – стремление к всеединству • Вещество есть результат действия сил «Не сила есть принадлежность вещества, как это должен предполагать механический материализм, а, напротив, вещество есть лишь результат сил, или, говоря точнее, общий предел их взаимодействия. »

Философия Соловьева Учение о Софии  • София в качестве неактивного начала, получающая от Бога своюФилософия Соловьева Учение о Софии • София в качестве неактивного начала, получающая от Бога свою форму, есть вечная женственность. « Для Бога Его другое (т. е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединяться. » • София в качестве божественной идеи в мире есть душа мира • Мир в своем развитии проходит два этапа: эволюция природы и исторический процесс. Стадии развития: неорганическая природа, растительный мир, животный мир, человек и общество, Царство Божие «… для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо должно прежде всего быть, затем оно должно быть живым, потом — быть сознательным, далее — быть разумным и, наконец, — быть совершенным. Эволюция низших типов бытия не может сама по себе создавать высших, но она производит материальные условия или дает соответствующую среду для проявления или откровения высшего типа»

Философия Булгакова Концепция двух Софий • София занимает место между богом и миром, являясь божественной Идеей,Философия Булгакова Концепция двух Софий • София занимает место между богом и миром, являясь божественной Идеей, но не обладает способностью творения «…София … только приемлет, не имея что отдать, она содержит лишь то, что получила. » • По отношению к миру София есть органическое единство идей всех существ. В этом аспекте София проявляет себя как мировая душа «Божественная София как панорганизм идей является вечным человечеством в Боге, Божественным прототипом и основой человеческого бытия. » • В акте творения мира Бог заменил свое вечное бытие становлением. При этом Божественная София становится сотворенной Софией «Одна и та же София раскрывается как в Боге, так и в твари. Отрицательное утверждение, что Бог сотворил мир из ничто, опровергает концепцию о всяком небожественном или сверхбожественном начале в творении; но ее положительным утверждением может быть только то, что Бог сотворил мир посредством Себя, из своей природы. »

Философия Франка Концепция непостижимого • Область постижимого включает все рациональное. Эта область предстает пред нами какФилософия Франка Концепция непостижимого • Область постижимого включает все рациональное. Эта область предстает пред нами как «объективное бытие» . Наше познание ее в понятиях абстрактно и рационалистично • Познание объектов не охватывает всего, что содержит реальность: мистический опыт открывает нам более глубокую сферу, невыразимую в понятиях и «непостижимую» • Непостижимое представлено на трех уровнях: 1) в объективном существовании; 2) в нашем собственном бытии, как наша внутренняя жизнь, психическая и духовная; 3) «на том уровне реальности, который как первичная основа и всеобъемлющее единство объединяет эти два разнородных мира и обеспечивает их основу» • Два рода познания: вторичное, абстрактное познание посредством суждений и понятий и «непосредственную интуицию объекта в его металогической цельности и сплошности» (первичное познание). Между обоими родами познания существует не логическое тождество, а только «металогическое сходство» ; «конкретный образ существования переводится нами на язык идей»

Философия Франка • Познание в форме понятий учитывает невременные, тождественные,  стабильные содержания, однако в становленииФилософия Франка • Познание в форме понятий учитывает невременные, тождественные, стабильные содержания, однако в становлении содержится нечто изменяющееся и динамическое. Бытие, содержащее элемент становления, есть потенциальность • Потенциальность всегда содержит элемент неопределенности и неопределимости, т. е. свободы. Реальность включает в себе единство рациональности и иррациональности, т. е. необходимости и свободы. • Односторонность рационального познания реальности должна быть преодолена посредством диалектического мышления. «Одна вещь не есть иная, но в то же время она — иная. Следовательно, реальность всегда троична или триедина; но третье — самый высокий уровень, синтез — абсолютно трансрационально, невыразимо никаким понятием или суждением и является, так сказать, самим воплощением непостижимого» • Сущность непостижимого «… никогда не бывает одной и той же или тождественной самой себе, но в каждый момент и в каждом своем конкретном проявлении она есть нечто абсолютно новое, единственное в своем роде и неповторимое» .

Философия Лосского Интуитивизм • Мир есть органическое целое, а познающий субъект - сверхвременное и сверхпространственное бытие,Философия Лосского Интуитивизм • Мир есть органическое целое, а познающий субъект — сверхвременное и сверхпространственное бытие, связанное с целым миром. • По теории интуиции, чувственные качества объекта — цвета, звуки, тепло и т. п. принадлежат к реальным объектам внешнего мира • Идеальное бытие включает в себя содержание общих понятий таких отношений, как, например, связь между качеством и его носителем, количественные формы и отношения (число, единство, множество ) и т. д. Идеальное бытие — это объект интеллектуальной интуиции (умозрения). Оно созерцается непосредственно, в самом себе. • Все явления, т. е. что дано в форме времени или пространства, называются реальным бытием. Реальное бытие может возникнуть только на основе идеального бытия. • Бытие, выходящее за пределы законов тождества, противоречия и исключенного третьего, например бога называется металогическим бытием и является объектом мистической интуиции. • Познание совершается сверхвременным и сверхпространственным деятелем, субъектом (субстанциальным деятелем).

Философия Лосского • Как носители творческих сил субстанциальные деятели индивидуальны и независимы, но как носители основныхФилософия Лосского • Как носители творческих сил субстанциальные деятели индивидуальны и независимы, но как носители основных абстрактно-идеальных форм они тождественны и образуют единое бытие • Всеобъемлющая абсолютная ценность — это абсолютная полнота жизни. Она может быть достигнута деятелями посредством взаимного дополнения друга, их участия в жизни друга, понимания целей друга посредством любви, интуиции. • Объединение нескольких деятелей, которые восприняли некоторые стремления друг к другу, для того, чтобы осуществить их совместно, является средством достижения более сложных стадий существования. В таких случаях группа деятелей подчиняет себя одному деятелю, стоящему на более высоком уровне развития, и становится его органом. • Мир не может существовать без сверхкосмического принципа, но сверхкосмический принцип мог бы существовать без мира. Философия открывает его посредством умозрения мира, т. е. посредством интеллектуальной интуиции, направленной на мир и ведущей к мистической интуиции, которая уже направлена по ту сторону мира, к сверхкосмическому, металогическому принципу.