Скачать презентацию РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Западники и славянофилы Скачать презентацию РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Западники и славянофилы

04.Русская философия 2 часть.ppt

  • Количество слайдов: 83

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Западники и славянофилы Западники и славянофилы

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856) Основные произведения: • «Философические письма • «Апология сумасшедшего» Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856) Основные произведения: • «Философические письма • «Апология сумасшедшего»

Николай Иванович Надеждин (1804 -1856) Журнал «Телескоп» 1831 -1836 Николай Иванович Надеждин (1804 -1856) Журнал «Телескоп» 1831 -1836

Основные историософские идеи П. Я. Чаадаева - история развивается прогрессивно и имеет своей целью Основные историософские идеи П. Я. Чаадаева - история развивается прогрессивно и имеет своей целью достижение Царства Божьего; - европоцентризм: центром мировой истории является католическая Европа (Запад); - Россия находится на периферии исторического процесса

Славянофилы Направление в русской мысли, которое выступало за самобытный путь развития России на основе Славянофилы Направление в русской мысли, которое выступало за самобытный путь развития России на основе традиционных ценностей (православной веры, общинности, солидарности и др. )

Основные представители «классических славянофилов» Алексей Степанович Хомяков (18041860): «О старом и новом» , «Записки Основные представители «классических славянофилов» Алексей Степанович Хомяков (18041860): «О старом и новом» , «Записки о всемирной истории» ( «Семирамида» ) Иван Васильевич Киреевский (18061856): «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России» , «О необходимости и возможности новых начал для философии» Константин Сергеевич Аксаков (18171860): «Об основных началах русской истории»

Основные идеи славянофилов - центром мировой истории является Россия, так как она в отличие Основные идеи славянофилов - центром мировой истории является Россия, так как она в отличие от Запада сохранила православную христианскую веру; - отрицательное отношение к реформам Петра Великого; - России необходимо вернуться к традиционным духовным ценностям; - соборность - духовное единство на основе принципов любви, свободы и солидарности

Западники Направление русской мысли, которое выступало за развитие России на основе западных идеалов, за Западники Направление русской мысли, которое выступало за развитие России на основе западных идеалов, за приобщение России западной цивилизации, и ее духовным ценностям (индивидуализм, демократические свободы и др. )

Основные представители «западников» • Тимофей Николаевич Грановский (1813 -1855): «О современном состоянии и значении Основные представители «западников» • Тимофей Николаевич Грановский (1813 -1855): «О современном состоянии и значении всеобщей истории» • Виссарион Григорьевич Белинский (1811 -1848): «Россия до Петра Великого» , «Письмо Гоголю 1847 г. » • Александр Иванович Герцен (1812 -1870): «Дилетантизм в науке» , «Письма об изучении природы»

Основные идеи «западников» - история развивается прогрессивно как единый процесс; - общность истории у Основные идеи «западников» - история развивается прогрессивно как единый процесс; - общность истории у России и Европы; - считали, то Россия отстает в своем развитии от Европы (Запада); - Россия должна воспринять западные ценности и идеалы: личной свободы, индивидуализма, демократии

Философия гуманизма Федор Михайлович Достоевский 1821 – 1881 Философия гуманизма Федор Михайлович Достоевский 1821 – 1881

Русский Сократ Русский Сократ

 «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие…» Икона Святая троица

 «Человек есть тайна. Ее надо разгадать» • Человек – загадка, сотканная из противоречий «Человек есть тайна. Ее надо разгадать» • Человек – загадка, сотканная из противоречий • Человек – сосуд пороков и грехов • Человек – сочетание светлого «божеского» начала и эгоизма, жестокости, саморазрушения • Человек – вечная борьба добра и зла • Человек – существо этическое • Человек – абсолютная ценность

Тема свободы • В свободе кроется сокровенная суть человека • Свобода – желание индивидуального Тема свободы • В свободе кроется сокровенная суть человека • Свобода – желание индивидуального самоутверждения • Свобода – желание «по своей глупой воле пожить» • Свобода – это движение к добру и злу • Свобода – сила, способная спасти мир • Свобода – ответственность и тяжелое бремя

Любовь – высшая нравственноэтическая категория • живое и подлинное отношение к жизни измеряется лишь Любовь – высшая нравственноэтическая категория • живое и подлинное отношение к жизни измеряется лишь любовью, переступающей границы и рассудка, и разума • любовь становится сверхразумной, подымаясь до ощущения внутренней связи со всем миром, даже мертвым, даже с вещами • любовь, нравственная, деятельная, постоянная, способна спасти человечество от зла

Лев Николаевич Толстой (1828 -1910) Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)

Изложил свои этические идеи в произведениях: «Исповедь» «В чем моя вера» «Не могу молчать» Изложил свои этические идеи в произведениях: «Исповедь» «В чем моя вера» «Не могу молчать» «Отец Сергий»

В результате духовной работы и изучения христианства Л. Н. Толстой сделал вывод: o Церковь В результате духовной работы и изучения христианства Л. Н. Толстой сделал вывод: o Церковь исказила учение Христа; o Иисус являлся не Богом, а реформатором общества; o Основой учения Христа является заповедь непротивления злу

Жизнь человека получает смысл только в сочетании с Богом, который является: v абсолютным бессмертным Жизнь человека получает смысл только в сочетании с Богом, который является: v абсолютным бессмертным началом; v пределом человеческого разума

Любовь к Господу реализуется через: 1. Отношение человека к себе: 1. 1. осознание своего Любовь к Господу реализуется через: 1. Отношение человека к себе: 1. 1. осознание своего несоответствия божественному идеалу; 1. 2. стремление спасти душу 2. Отношение к другим людям: 2. 1. братское отношение; 2. 2. осознание всех равенство перед творцом

 «Не противься злому» : üабсолютный запрет насилия; üформула закона любви «Не противься злому» : üабсолютный запрет насилия; üформула закона любви

В своих трудах Л. Н. Толстой дает три все более углубляющихся определения насилия: 1) В своих трудах Л. Н. Толстой дает три все более углубляющихся определения насилия: 1) физическое пресечение, угроза убийства или убийство; 2) внешнее воздействие; 3) узурпация свободной воли человека

Иван Александрович Ильин (1883 -1954) Иван Александрович Ильин (1883 -1954)

 «О сопротивлении злу силой» Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу «О сопротивлении злу силой» Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом?

В. С. Соловьев (1853 -1900)русский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик В. С. Соловьев (1853 -1900)русский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик

Основные сочинения • Философские начала цельного знания (1877) • • Чтения о Богочеловечестве (1877 Основные сочинения • Философские начала цельного знания (1877) • • Чтения о Богочеловечестве (1877 -1881) Россия и Вселенская церковь (1889) Оправдание добра (1895) Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899 -1900) Избран почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900)

Основные идеи и идеалы философии В. С. Соловьева: • ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА – объединения и Основные идеи и идеалы философии В. С. Соловьева: • ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА – объединения и гармонии всех сторон бытия; • ИДЕЯ НРАВСТВЕННОСТИ как главного аспекта жизни человека; • ИДЕЯ ПРОГРЕССА как всеобщей связи поколений; • ИДЕЯ ВОСКРЕШЕНИЯ как главная цель человечества; • ИДЕЯ БОГА как выражения Добра; • ИДЕЯ «БОГОЧЕЛОВЕКА» - жизненного пути личности; • ИДЕЯ СОФИИ – всеобщей Божественной мудрости; • РУССКАЯ ИДЕЯ, включающая три идеи: «Святая Русь» (Москва – Третий Рим) - «Великая Русь» (реформы Петра I) – «Свободная Русь» (дух декабристов и Пушкина)

 • Задача философии: синтеза опыта, разума и веры – это формы истины, которая • Задача философии: синтеза опыта, разума и веры – это формы истины, которая есть единое, всеобщее. • Истина - абсолютная ценность, принадлежит всеединству. • Познавая истину человек вступает в пределы всеединого - Абсолюта.

Всеединство Категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы Всеединство Категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй

Софиология Понятие Софии Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо содержатся два Софиология Понятие Софии Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо содержатся два единства: с одной стороны, единство действующего начала, сводящего множественность элементов к себе как единому, – единство производящее или единство как начало, Логос с другой стороны, эта множественность как сведённая к единству, как определенный образ этого начала – единство произведённое или единство в явлении София

Софиология Нетварная и тварная София Софиология Нетварная и тварная София

Софиология Нетварная и тварная София Мир в Боге Бог С о ф и я Софиология Нетварная и тварная София Мир в Боге Бог С о ф и я Бог в мире Мир

София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического процесса Нетварная София – это материально-телесная осуществлённость София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического процесса Нетварная София – это материально-телесная осуществлённость самого абсолюта, отличная от него, но субстанциально от него неотделимая Тварная София – это разумная благоустроенность Космоса, либо разумная благоустроенность в человечестве София выступает, таким образом, посредником между Богом и миром и в этом качестве оказывается Церковью или человечеством

Разделение церквей и его последствия • Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества Разделение церквей и его последствия • Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества • Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры

Теократическая утопия • Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от Теократическая утопия • Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия • Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа» : § славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов; § принять чужую веру – византийское православие; § осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре • Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы • Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса»

Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) Русский религиозный и политический мыслитель, представитель экзистенциализма. К христианскому Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) Русский религиозный и политический мыслитель, представитель экзистенциализма. К христианскому миросозерцанию пришел от марксизма, испытав влияние мистических учений и Ф. Ницше

Основные работы • «Новое религиозное сознание и • • • общественность» , 1907; «Философия Основные работы • «Новое религиозное сознание и • • • общественность» , 1907; «Философия свободы» , 1911; «Смысл творчества» , 1916; «Духовные основы русской революции» (сборник статей), 1918; «Самопознание (опыт философской автобиографии)» , 1940; «Русская идея» , 1946

Вехи жизни 1874 г. - Родился в Киеве в дворянской семье Конец 1880 -х Вехи жизни 1874 г. - Родился в Киеве в дворянской семье Конец 1880 -х – учеба в кадетском корпусе, и на естественном факультете Киевского университета. Увлечение русской классической литературой, а затем –марксизмом 1890 -1900 -й гг. –начало политической активности Бердяева, ссылка в Вологду 1900 -е гг. – «богоискательство» , идейный переход к экзистенциализму 1910 -е-1922 гг. – «зрелый» период творчества Бердяева, эмиграция из Советской России

Представление о человеке • Человек и его существование занимают центральное место в философии Бердяева Представление о человеке • Человек и его существование занимают центральное место в философии Бердяева • Рассматривается с точки зрения свободы, понимаемой более в духовном аспекте, нежели в природном или социальном • Человек становится личностью тогда, когда приобретает свободу духа, утраченную в момент первоначального грехопадения

СВОБОДА Свобода онтологизирована. Она существует до бытия – как природного, так и божественного. Она СВОБОДА Свобода онтологизирована. Она существует до бытия – как природного, так и божественного. Она «вкоренена в ничто, в небытие» . Именно там источник зла, за которое Бердяев снимает ответственность и с Бога, и с человека

Как преодолеть зло? С помощью творчества, которое, являясь порождением свободы, способствует гармонизации бытия. Творчество Как преодолеть зло? С помощью творчества, которое, являясь порождением свободы, способствует гармонизации бытия. Творчество создает новый мир, приближает человека к Высшему Творцу (Богу) и продолжает дело Его творения

Почему человек теряет свободу? • Как результат объективации, когда направленность духа (творчества) – не Почему человек теряет свободу? • Как результат объективации, когда направленность духа (творчества) – не «вовнутрь» - к свободе, а «вовне» - к порождению объектов • Так возникают природный и социальный миры несвободы, которые человек принимает за первичный необъектированный мир • Подчинение или бунт против нереального вторичного мира имеют единый результат – отсутствие свободы

Как вернуть свободу? • Следовать за Богом (Христом) и развивать в себе божественную способность Как вернуть свободу? • Следовать за Богом (Христом) и развивать в себе божественную способность творчества. Творчество разрушает мир «объективации» , несет в него одухотворение и свободу • Однако творчество противоречиво, его оборотная сторона связана с распадом на отдельные акты «объективации» , что опять может привести к потере свободы

1. Идея кризиса культуры • Она трансформируется в цивилизацию. Силы духа вытесняются силами природы 1. Идея кризиса культуры • Она трансформируется в цивилизацию. Силы духа вытесняются силами природы и общества, которые кульминируют в технике. Бездушная техника подавляет и подчиняет человека. Личность растворяется в массе. • Духовная культура вытесняется низшими инстинктами или экономикой. Начало духовного разложения при техническом процветании

2. Антиномии свободы 1. Невозможность полной свободы в условиях социального мира. Это неразрешимое противоречие 2. Антиномии свободы 1. Невозможность полной свободы в условиях социального мира. Это неразрешимое противоречие (указание Бердяева на иллюзии коммунистов и буржуазных демократов) 2. Провозглашение безусловности идеалов духовной свободы и непреходящей ценности человеческой личности

Русский космизм Мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца ХIХ-начала XX в. Русский космизм Мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца ХIХ-начала XX в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему

Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства

Космисты призывали: - понимать космос как эволюционирующее целое, где важную роль играла деятельность человека. Космисты призывали: - понимать космос как эволюционирующее целое, где важную роль играла деятельность человека. ; - совершенствовать дух и сознание человека во имя общей эволюции природы; - соединять усилия человечества в духе СОБОРНОСТИ на пути взаимодействия общества и природы

Космизм большое внимание уделял проблемам преодоления смертности, освоения космоса. Включает в себя элементы науки, Космизм большое внимание уделял проблемам преодоления смертности, освоения космоса. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства. Его принято делить на религиознофилософский и научный

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) Оригинальный мыслитель, один из самых известных космистов. Ему принадлежит Николай Федорович Федоров (1828 -1903) Оригинальный мыслитель, один из самых известных космистов. Ему принадлежит концепция философии общего дела Суть ее истекает из того, что Федоров своей главной задачей видел поиск смысла жизни. Его он видел в восстановлении братства между людьми на земле. Но нужно тогда воскресить и мертвых. Для полноты. Как? Вопрос открытый – управление молекулами или духовный путь – силой веры и науки

Константин Эдуардович Циолковский (1857 -1935) • Один из основоположников космонавтики. Вывел уравнение движения, стал Константин Эдуардович Циолковский (1857 -1935) • Один из основоположников космонавтики. Вывел уравнение движения, стал автором теории ракеты и пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. • Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Предвосхитил анализ множества глобальных проблем, в частности, экологической

Принципы «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной» и «Судьба Вселенной зависит от космического разума» Принципы «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной» и «Судьба Вселенной зависит от космического разума» взаимосвязаны, поскольку Циолковский считал что человек является одним из существ в иерархии космоса, а его разум должен созидать в космческих масштабах, именно тогда становится возможным влияние на судьбу вселенной

Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945) Выдающийся ученый и философ, создатель целого комплекса наук о Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945) Выдающийся ученый и философ, создатель целого комплекса наук о Земле Вернадский автор термина Биосфера, под которой он понимал совокупность живого вещества, покрывающего землю. Жизнь он понимал как космическое явление Ноосфера – сфера разума, новая сфера Земли, управляемая разумом на основе наук о природе

Вернадский много внимание уделял Пространству и Времени. Это реальные свойства природных объектов, признаки физической Вернадский много внимание уделял Пространству и Времени. Это реальные свойства природных объектов, признаки физической реальности. Время и пространство необратимы, а значит нет ничего устоявшегося во вселенной, все постоянно меняется. Из этого Вернадский выводит теорию Третьего синтеза космоса, где живое существо является не подчиненным природным сущностям, а равной с ними силе эволюции

В философии космизма отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: - человек – В философии космизма отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: - человек – неотъемлемая часть меняющегося космоса; - человек – фактор развития и эволюции космоса

Космизм призывает к целостному видению мира как единства человека и космоса Космизм призывает к целостному видению мира как единства человека и космоса

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 «Философский пароход» символ драматического раскола единой культуры России на Русское Зарубежье и Россию «Философский пароход» символ драматического раскола единой культуры России на Русское Зарубежье и Россию Советскую В 1922 -1923 гг. высланы за границу и сосланы в отдаленные районы страны более 200 известных философов, ученых, политиков, инженеров, литераторов

Советский период русской философии (1917 -1991) Период до 1930 -х гг. Работы В. И. Советский период русской философии (1917 -1991) Период до 1930 -х гг. Работы В. И. Ленина: • «Материализм и эмпириокритицизм» (2 -е изд. 1920 ) • «О значении воинствующего материализма» (1922) • «Философские тетради» (опубликованы в 1929 -1930)

 Философские дискуссии • Первая по книге Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма (1921); Философские дискуссии • Первая по книге Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма (1921); • В 1920 -е гг. – по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания; • Спор между «механистами» и «диалектиками»

Сталинский период марксизма в СССР – догматизация философии (начало 1930 гг. – 1953 г) Сталинский период марксизма в СССР – догматизация философии (начало 1930 гг. – 1953 г) • полная политизация советской философии; «О диалектическом и историческом материализме» - глава в «Кратком курсе истории ВКП(б)» – (1938), который сразу же был канонизирован • философия становится служанкой идеологии

 «Философия за колючей проволокой» Флоренский П. А. (1882 -1937) Работы: • «Смысл идеализма» «Философия за колючей проволокой» Флоренский П. А. (1882 -1937) Работы: • «Смысл идеализма» (1914) • «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи» (1914); • «Сочинения в 4 т. » (19942004) + 2 дополнительных тома

Михаил Нестеров. Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) Михаил Нестеров. Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский)

ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ АНДРЕЕВ (1906 -1959) Книги: • «Русские боги» (1989) • «Железная мистерия» (1990) ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ АНДРЕЕВ (1906 -1959) Книги: • «Русские боги» (1989) • «Железная мистерия» (1990) • «Роза Мира» (1991)

 «Главная социально- политическая цель человечества – образование Всемирной федерации государств, управляемой этической инстанцией» «Главная социально- политическая цель человечества – образование Всемирной федерации государств, управляемой этической инстанцией»

Л. Н. Гумилев (19081992) Книги: • «Древняя Русь и Великая степь» (1989) • «Этногенез Л. Н. Гумилев (19081992) Книги: • «Древняя Русь и Великая степь» (1989) • «Этногенез и биосфера Земли» (1990) • «От Руси к России: Очерки этнической истории» (1992); • «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» (1993)

Обосновывал принцип культурного полицентризма, согласно которому, в истории были и есть иные центры развития, Обосновывал принцип культурного полицентризма, согласно которому, в истории были и есть иные центры развития, кроме европейского 2 базовые идеи 1) «этнос» 2) «пассионарность» (от лат. passio- страсть) – главенствующий побудительный мотив деятельности отдельных индивидуумов или групп в их стремлении к осуществлению своих идеалов

Алексей Федорович Лосев (1893 -1988) Работы: • «Эрос у Платона» (1916) • «Диалектика мифа» Алексей Федорович Лосев (1893 -1988) Работы: • «Эрос у Платона» (1916) • «Диалектика мифа» (1930) • «История античной эстетики» (19631994) • «Дерзание духа» (1989) • «Владимир Соловьев и его время» (1990) • «Философия, Мифология. Культура» (1991) • «Очерки античного символизма и мифологии» (1993) • «Бытие – Имя – Космос» (1993) • «Миф – Число – Сущность» (1994)

Советская философия периода (1950 -1980) • смерть Сталина (1953), осуждение культа личности на XX Советская философия периода (1950 -1980) • смерть Сталина (1953), осуждение культа личности на XX съезде КПСС (1956); • начало «хрущевской оттепели»

1. Постепенное ослабление жесткого идеологического контроля; 2. Оживление философии и стремление к философскому плюрализму; 1. Постепенное ослабление жесткого идеологического контроля; 2. Оживление философии и стремление к философскому плюрализму; 3. Начало 1960 -х гг. – обращение к изучению «раннего Маркса» ; 4. Начинается реабилитация генетики и кибернетики; 5. Переосмысление проблемы отчуждения

6. Усиливается внимание к диалектической логике; 7. Формирование новых школ: методология науки, гносеология, аксиология, 6. Усиливается внимание к диалектической логике; 7. Формирование новых школ: методология науки, гносеология, аксиология, социальная философия; 8. Становление философской антропологии; 9. Историко-философские исследования: 1) 1957 -1965 гг. - «История философии» в 6 томах; 2) 1968 -1988 гг. - «История философии в СССР» в 5 томах; 3) 1995 -1999

70 -е гг. – дискуссия по проблеме сознания (Э. В. Ильенков – Д. И. 70 -е гг. – дискуссия по проблеме сознания (Э. В. Ильенков – Д. И. Дубровский) Э. В. Ильенков (1924 -1979) Работы: • «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса» (1960) • «Идеальное» (1962) • «Об идолах и идеалах» (1968) • «Диалектическая логика» (1974, 1984) • «Философия и культура» (1991)

Давид Израилевич Дубровский (1929) Работы: • «О природе идеального» • «Информация, сознание, мозг» (1980) Давид Израилевич Дубровский (1929) Работы: • «О природе идеального» • «Информация, сознание, мозг» (1980) • «Обман. Философскопсихологический анализ» (1994) • «Восточные и боевые искусства в контексте взаимодействия западной и восточной культур»

 «Перестройка» (начало 1985 г) – раскрепощение философии - Издается Приложение к журналу «Вопросы «Перестройка» (начало 1985 г) – раскрепощение философии - Издается Приложение к журналу «Вопросы философии» ; издавались книги по истории русской философской мысли конца XIX – начала XX в. ; - с начала 90 -х годов - стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Активно внедрялся цивилизационный подход; - исследования диалога философских культур: «История философии. Запад – Россия – Восток» (в 4 кн. , 1995 -1999) - «Новая философская энциклопедия» (в 4 т. , 2000 -2001)

Мераб Константинович Мамардашвили (1930 -1990) Книги: «Картезианские размышления» (1981); Классический и неклассический идеалы рациональности Мераб Константинович Мамардашвили (1930 -1990) Книги: «Картезианские размышления» (1981); Классический и неклассический идеалы рациональности (1984); «Лекции о Прусте» (1995); «Лекции по античной философии» (1997); «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» . (1997); «Кантианские вариации» (1997); Культура создана для открытого существования и существует только на открытом пространстве»

Философские исследования в современной России Иван Тимофеевич Фролов (1929 -1999) Книги: «Современная наука и Философские исследования в современной России Иван Тимофеевич Фролов (1929 -1999) Книги: «Современная наука и гуманизм» (1975); «Перспективы человека» (1979, 1983); «Сущность и значение глобальных проблем» (1981); «Глобальные проблемы и будущее человечества» (1982); «О смысле жизни, смерти и бессмертии» (1985); «О человеке и гуманизме. Работы разных лет» (1989) «Введение в философию» (1990)

Вячеслав Семенович Степин (1934) Книги: • «Философская антропология и история науки» (1992) • «Философия Вячеслав Семенович Степин (1934) Книги: • «Философская антропология и история науки» (1992) • «Философия науки и техники» (1996) • «Эпоха перемен и сценарии будущего» (1996)

Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (1939) Книги: «Золотое правило нравственности» (1979, 1982, 1988) «Этика ненасилия» (1991) Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (1939) Книги: «Золотое правило нравственности» (1979, 1982, 1988) «Этика ненасилия» (1991) «Этика» (1999) «Античная этика» (2003)

Михаил Александрович Маслин (1947) Книги: • Словарь «Русская философия» (1995, 1999) • «История русской Михаил Александрович Маслин (1947) Книги: • Словарь «Русская философия» (1995, 1999) • «История русской философии» (2008)

Философское осмысление проблем глобализации «Глобалистика» Энциклопедический справочник (2012) Главные редакторы И. И. Мазур и Философское осмысление проблем глобализации «Глобалистика» Энциклопедический справочник (2012) Главные редакторы И. И. Мазур и А. Н. Чумаков

Философское осмысление проблем информационного общества Философское осмысление проблем информационного общества