Русская философия Основные вопросы: 1. Развитие русской

Скачать презентацию Русская философия Основные вопросы:  1. Развитие русской Скачать презентацию Русская философия Основные вопросы: 1. Развитие русской

gu_-_elena_mashukova_-_russkaya_filosofiya_-_prezentaciya.pptx

  • Размер: 492.2 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 25

Описание презентации Русская философия Основные вопросы: 1. Развитие русской по слайдам

Русская философия Основные вопросы:  1. Развитие русской философии Х-XVIII века. 2. Специфика отечественнойРусская философия Основные вопросы: 1. Развитие русской философии Х-XVIII века. 2. Специфика отечественной философии XIX века 3. Особенности русской философии 4. Отечественная философия советского периода Лекция №

X-XVII век – пролог к русской философии  делится на  древнерусский (культура КиевскойX-XVII век – пролог к русской философии делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневековый (культура государства Московского) периода. Основными для древнерусской философии выступали представления : о мире как творении Бога. о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней. о человеке как единстве бренного тела и бессмертной души.

 митрополит Илларион поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом митрополит Илларион поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» (ХII в. ), летописные своды: » Повесть временных лет » (ХI-ХIIв. в. ) и др.

Средневековая философия Главная тема: Обоснование особого назначения Руси для развития мировой цивилизации.  НаиболееСредневековая философия Главная тема: Обоснование особого назначения Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным является созданное во времена правления Василия III учение игумена псковского монастыря Филофея о » Москве как третьем Риме «.

Философия XVIII века XVIII век был веком учебы , он характеризуется  становлением светскогоФилософия XVIII века XVIII век был веком учебы , он характеризуется становлением светского мировоззрения и культуры. Во второй половине XVIII века Н. И. Новиков, А. Н. Радищев создают учение о человеке. М. В. Ломоносов начинает традицию естественнонаучного материализма. Продолжаются поиски места России в мировой истории. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли: ( Б. Щербатов ) Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры: Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. философия преподавалась в учебных заведениях – Киево-Могилянской и Московской духовных академиях.

XIX век  Русская культура обретает свой национальный язык , рождается русская классическая литератураXIX век Русская культура обретает свой национальный язык , рождается русская классическая литература , а вместе с ней и национальное самосознание , определяющее своей главной темой особую миссию и судьбу русского народа в мировой истории В этом контексте и возникает третья историческая форма русской философии, отличающаяся наибольшей оригинальностью.

П. Я. Чаадаев- «Философические письма»  В этих «письмах» Россия относилась к культурной периферии,П. Я. Чаадаев- «Философические письма» В этих «письмах» Россия относилась к культурной периферии, а Запад понимался как культурный центр

 Чаадаев сформулировал отличительные черты России:  « Мы не принадлежим ни к Западу, Чаадаев сформулировал отличительные черты России: « Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого» ; «исключительность» русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а служит лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок » . Чаадаев упрекает русский народ в «слепом, поверхностном подражании другим нациям» и даже склоняется к мысли, что в русской культуре есть « нечто враждебное всякому истинному прогрессу » , — начало, как бы ставящее Россию вне всемирной истории.

 Славянофильство.  Славянофилы подчеркивали национальную самобытность России , которая, по их мнению, Славянофильство. Славянофилы подчеркивали национальную самобытность России , которая, по их мнению, проявлялась в следующем: отсутствием в России классовой борьбы ; наличием поземельной общины ; господством православия. А. С. Хомяков указал на коренное отличие православного общества от западной реальности: основанное на соборности духовное единство в отличие от классового противостояния, преобладание личных отношений между людьми над обезличенными отношениями граждан. Россия не должна подражать Западу, полагали соратники Хомякова — И. В. Киреевский и К. С. Аксаков , так как Запад «погряз» в рационализме, индивидуализме и мещанстве

Славянофилы подчеркивали национальную самобытность России Хомяков А. С Славянофилы подчеркивали национальную самобытность России Хомяков А. С

Западничество А. И. Герцен. (1812 -1870)Свобода лица- величайшее дело, на ней и только наЗападничество А. И. Герцен. (1812 -1870)Свобода лица- величайшее дело, на ней и только на ней может быть основана свобода народа Основатель народничества, создатель теории русского социализма, основатель первой русской вольной прессы: газеты «Колокол» , журнала «Полярная звезда»

Западничество   А. И. Герцен, В. Г. Белинский, М. А.  Бакунин Западничество А. И. Герцен, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин необходимость развития России по западноевропейскому пути. Основное средство для утверждения своих идей западники видели в просвещении и науке. В идейном противопоставлении славянофилов и западников получила оформление «русская идея» .

Философия всеединства В. Соловьева Философия всеединства В. Соловьева

 Объединение всех христианских конфессий Центральная идея философии - идея всеединства Всеединство - это, Объединение всех христианских конфессий Центральная идея философии — идея всеединства Всеединство — это, прежде всего, единство творца и творения, философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире». Основой и существом мира является » душа мира» —София , которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества

    П. Л. Лавров. Позитивизм и материализм П. Л. Лавров. Позитивизм и материализм

Позитивизм и материализм Русской интеллигенции П. Л. Лавров внушал идею долга перед народом. РеволюционнаяПозитивизм и материализм Русской интеллигенции П. Л. Лавров внушал идею долга перед народом. Революционная борьба с царизмом и крепостничеством, подготовка сознания людей к идеям социализма – только так интеллигенция может возвратить свой долг народу. Народническая философия была поддержана М. А. Бакуниным, П. А. Кропоткиным, Н. К. Михайловским, П. Н. Ткачевым.

Русский духовный Ренессанс.  Н. А. Бердяев, С. М. Булгаков, В. В. Зеньковский, Русский духовный Ренессанс. Н. А. Бердяев, С. М. Булгаков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк. Главной проблемой русской мысли этого времени становится проблема социального прогресса и оценка возможных последствий: либо прогресс идет через войны, революции и другие катастрофы , либо он совершается через нравственное развитие человечества. В 1909 году под названием « Вехи » вышел сборник статей « О русской интеллигенции» в , котором вопрос был поставлен прямо : что же является прочным основанием общественной жизни – внутренняя духовная жизнь личности или внешние формы общежития (государство, политические партии ) ?

Русский космизм Основные представители :  Н. Федоров, А. Сухово-Кобылин, Н. Умов, К. Русский космизм Основные представители : Н. Федоров, А. Сухово-Кобылин, Н. Умов, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, В. Муравьев, А. Горский. Основные идеи : единства Человека с Космосом космическая экспансия преодоление болезни и смерти и достижение бессмертия

Отличительные черты русской философии русская философия складывается сравнительно поздно и лишь к XVIII векуОтличительные черты русской философии русская философия складывается сравнительно поздно и лишь к XVIII веку начинает выступать самостоятельной формой духовного освоения мира не могла избежать ученичества. Многие идеи и темы в философии России были заимствованы историософичность, внимание к проблемам развития истории Русская философия утопична ( все русские мыслители предлагали свои проекты социальных преобразований)

 Антропоцентричность (внимание к проблемам человека)  Панморализм (этика положена в основание философствования в Антропоцентричность (внимание к проблемам человека) Панморализм (этика положена в основание философствования в целом) Религиозная проблематика (материалисты, так и идеалисты не обходили стороной вопросов, связанных с верой, религией) Тесная связь с литературой (Достоевский , Толстой – русские философы) « Народопоклонство » — попытки любую идею оценить с точки зрения содействия делу освобождения народа. Антибуржуазность – (бурж. – усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Н. Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (А. Герцен), приоритет материальных ценностей над духовными ( Ф. Достоевский ).

Специфика отечественной философии ХХ века Русское зарубежье Н. Бердяев, П. Струве,  И. Ильин,Специфика отечественной философии ХХ века Русское зарубежье Н. Бердяев, П. Струве, И. Ильин, П. Сорокин, С. Булгаков, С. Франк, Л. Карсавин, Б. Вышеславцев , Г. Федотов. Советский период Л. Деборин, Э. Ильенков, А. Зиновьев, М. Мамардашвили, Г. Щедровицкий, А. Пятигорский М. Кедров, М. Лившиц Т. Ойзерман, А. Александров, М. Бахтин, П. Гайденко, Ю. Давыдов, Э. Соловьев, С. Аверинцев.

Советская философия классический тип материалистической философии, который отличали: рационализм,  опора на естественные науки,Советская философия классический тип материалистической философии, который отличали: рационализм, опора на естественные науки, диалектика как метод познания, идеал общественного прогресса, особое понимание человека как социального существа, познающего и преобразующего мир и др.

К сильным сторонам относится следующие:  Были достигнуты серьезные успехи в развитии теории познания,К сильным сторонам относится следующие: Были достигнуты серьезные успехи в развитии теории познания, его методологии и логике. Значительный вклад отечественная философия внесла в решение историко-философских проблем. Осуществлялось комплексное исследование материалистической диалектики, активно велась разработка философских проблем естествознания.

К слабым сторонам относится следующие:  догматизм и начетничество, вульгаризаторство марксизма.  применение политическихК слабым сторонам относится следующие: догматизм и начетничество, вульгаризаторство марксизма. применение политических методов в теоретической работе, вульгаризация принципа партийности и перенос его на науку, подчинение философии политике и жесткий идеологический контроль. Были канонизированы труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. наиболее слабым звеном была социальная философия — бесплодность и практический вред выводов по целому ряду проблем: теория общественно-экономической формации, общественный прогресс, теория классов, наций и национальных отношений, теории социальной революции и государства и др.

Этапы развития советской философии  Первый этап (1920 -1930 гг. ) дискуссия между механистамиЭтапы развития советской философии Первый этап (1920 -1930 гг. ) дискуссия между «механистами» и «диалектиками». В центре дискуссии находился вопрос о соотношении философии и естествознания Второй этап (1930 -1953 гг. ) Внимание философов было привлечено к исследованию ленинского идейно-теоретического наследия, прежде всего положения о совпадении в марксизме диалектики, логики и теории познания, закона единства и борьбы противоположностей как «ядра» диалектики, теории отражения. Третий этап ( 50 -е-80 -е гг. ) новое прочтение трудов классиков марксизма-ленинизма, основы отечественной методологии науки, проблемеыгносеологии и теории сознания. Четвертый этап (середина 80 -х гг. ) Открытыми для широких масс стали ранее запрещавшиеся труды отечественных мыслителей и немарксистких авторов. На первый план выходят проблемы судьбы России, человека и гуманизма.