Скачать презентацию Русь в IX — начале XII века Скачать презентацию Русь в IX — начале XII века

Русь в IX - начале XII века.pptx

  • Количество слайдов: 35

Русь в IX - начале XII века Русь в IX - начале XII века

 • Есть множество теорий, объясняющих происхождение этого названия. Их можно условно отнести к • Есть множество теорий, объясняющих происхождение этого названия. Их можно условно отнести к трем основным группам: • 1. Славянская • 2. Скандинавская • 3. Иранская • 1 -е упоминание – под 839 годом, в немецкой хронике – русское посольство прибыло в землю франков • В Европе наша страна называлась «Рутенией» . • Арабы называли «Ар-рус» • Византийцы упоминают народ и страну «Росов» Происхождение названия «Русь»

РУССКИЕ КНЯЗЬЯ ВРЕМЕН ЯЗЫЧЕСТВА • Олег (882 – 912) – первый правитель объединенного Русского РУССКИЕ КНЯЗЬЯ ВРЕМЕН ЯЗЫЧЕСТВА • Олег (882 – 912) – первый правитель объединенного Русского государства • 907 г. I-й Поход Олега на Византию. • 911 г. II-й Поход Олега на Византию • 911 г. Первый Русско. Византийский договор (вообще, он был вторым, после заключенного в 904 году после I похода, но по своему значению, безусловно, его считают первым)

Изложение «Орвар-Одд саги» (Е. В. Пчелов) • Изложение «Орвар-Одд саги» (Е. В. Пчелов) • "Согласно саге, - пишет Е. В. Пчелов, - Одд был сыном Грима Бородатого (Мохнатые Щеки) с острова Рафниста (Халоголанд на северозападе Норвегии) и с детства воспитывался в доме отцовского друга Ингиальда с сыном последнего Асмундом. Однажды дом Ингиальда посетила пророчица Гейдр и предсказала судьбу всем, кроме Одда, который никак не хотел выйти к ней и узнать свое будущее. Однако Гейдр все-таки рассказала Одду о его дальнейшей жизни: якобы он проживет 300 лет, совершит множество подвигов, обретет славу и большое богатство в дальних краях, но умрет на родине. Причиной его смерти будет любимый конь. Одд обиделся на колдунью, поскольку лучшим концом для викинга была гибель в бою, а вовсе не спокойная смерть дома, и ударил прорицательницу до крови, за что Ингиальду пришлось платить ей большие деньги. На следующий день Одд с Асмундом убили коня Одда Факси (буквально - "Грива") и навалили над трупом курган из камней. Потом Одд, Асмунд и другие норвежские юноши отправились странствовать.

Княжение Игоря (Древлянского) 912 -945 • Главным врагом Руси в период правления Игоря становятся Княжение Игоря (Древлянского) 912 -945 • Главным врагом Руси в период правления Игоря становятся печенеги (скотоводы из Центральной Азии). • 941 – поход Игоря на Византию. Греки пожгли русские корабли «греческим огнем» • 944 новый поход Игоря на Византию. Заключение Русско-византийского договора • 945 Восстание древлян

Княжение Ольги (945 – 964) • Легенда о мести княгини Ольги древлянам • Как Княжение Ольги (945 – 964) • Легенда о мести княгини Ольги древлянам • Как вы думаете, с какими древними обычаями связано появление этой легенды в летописи? • Реформа Большого полюдья. Определение точных размеров дани с каждого подчиненного Киеву племени. Создание становищ и погостов – мест для сбора дани. • 947 г. Посещение Ольгой Константинополя и принятие ею христианства.

Княжение Святослава Воителя (964 – 972) • 964 -966 Разгром Хазарского Каганата • Разорение Княжение Святослава Воителя (964 – 972) • 964 -966 Разгром Хазарского Каганата • Разорение Волжской Булгарии • Подчинение ВЯТИЧЕЙ - самого восточного из славянских племен • Значение: Все эти победоносные походы позволили Руси выйти к Волге. • 967 г. Поход на Южную Болгарию. Начало войны с Византией (в период правления императора Иоанна Цимисхия) • 971 г. Окружение армии Святослава в битве при Доростоле. Заключение Русско-Византийского мирного договора. • 972 г. Гибель Святослава на Днепровских порогах в печенежской засаде, которую устроил хан Куря.

Откройте учебник на странице 17 -18, прочитайте текст и составьте схему: «Социальная структура древнерусского Откройте учебник на странице 17 -18, прочитайте текст и составьте схему: «Социальная структура древнерусского общества» • В схеме обязательно должны быть : • КНЯЗЬ • ДРУЖИНА • ВЕЧЕ • ЛЮДИНЫ (свободные люди) • ХОЛОПЫ

Выписать в тетрадь определение понятий: ВЕЧЕ, ПОЛЮДЬЕ • Вече (от слова «вещать» – говорить Выписать в тетрадь определение понятий: ВЕЧЕ, ПОЛЮДЬЕ • Вече (от слова «вещать» – говорить - др. -русск. ) народное собрание, собиравшееся для решения важнейших задач и первоначально наделявшее властью князя. Предположительно, на вече собирались только мужчины. • Изучение НОВГОРОДСКОГО ВЕЧА (наиболее развитой в Новгородской земле формы) показывает, что это были лишь мужчины-домовладельцы, с 20 лет, не более 400 -500 человек.

ПОЛЮДЬЕ – система сбора дани князем и его дружиной с подвластных Киеву племен. • ПОЛЮДЬЕ – система сбора дани князем и его дружиной с подвластных Киеву племен. • Осуществлялось в строго определенное время (зимой, с ноября) по определенному маршруту. • Система Большого Полюдья была четко регламентирована в правление княгини Ольги (введены четкие размеры дани – «УРОКИ» ). • Тогда же возникли и места сбора дани – СТАНОВИЩА и ПОГОСТЫ

Из монографии Б. А. Рыбакова «Рождение Руси» о количестве становищ и погостов: «Количество становищ Из монографии Б. А. Рыбакова «Рождение Руси» о количестве становищ и погостов: «Количество становищ и погостов IX-XI веков мы определить точно не можем. Для большого полюдья становищ должно быть не менее 50. "Штат" каждого становища должен был насчитывать несколько десятков человек. К этому следует добавить села, расположенные вокруг опорного пункта (как становища, так и погоста), в которых жили и пахали землю люди, обслуживавшие стан или погост. Количество погостов, вероятно, значительно превышало число прежних становищ, но мы лишены возможности его определить. Можно думать, что плотность погостов в северной половине русских земель могла быть значительной, а общее их количество для земель Псковской, Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Муромской можно ориентировочно (исходя из грамоты 1137 года) определить в 500 -2000.

СТАНОВИЩА • Становище раз в год принимало самого князя и значительную массу его воинов, СТАНОВИЩА • Становище раз в год принимало самого князя и значительную массу его воинов, слуг, ездовых, гонцов, исчислявшуюся, вероятно, многими сотнями людей и коней. Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть теплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища могла быть не очень значительной, так как само полюдье представляло собой грозную военную силу. Оборонительные стены нужны были только в том случае, если в становище до какого-то срока хранилась часть собранной дани.

ПОГОСТЫ • Погост, удаленный от Киева на 1 -2 месяца пути, представлял собой микроскопический ПОГОСТЫ • Погост, удаленный от Киева на 1 -2 месяца пути, представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских "весей" (сел) и "вервей" (общин). • Там должны были быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но следует учесть, что погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья. • Полюдье устрашало окрестное население; ежегодный наезд всего княжьего двора был гарантией безопасности, чего не было у погоста: подъездные, данники, емцы, вирники, посещавшие погост, тоже были, конечно, вооруженными людьми, но далеко не столь многочисленными, как участники полюдья. В силу этого погост должен был быть некой крепостицей, острожком со своим постоянным гарнизоном. • Люди, жившие в погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от домениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, разводить скот. Что касается скота и коней, то здесь могли и должны были быть княжеские кони для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих данников ("колико черево возметь"). На погосте следует предполагать больше, чем на становище, различных помещений для хранения: дани (воск, мед, "скора" – пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. п. ), фуража (овес, сено). Весь комплекс погоста нельзя представить себе без тех или иных укреплений. Сама идея организации погоста, внедренного в покоренный князем край, требовала наличия укреплений, "града", "градка малого".

Из монографии Б. А, Рыбакова «Рождение Руси» о погостах: • «В социологическом смысле первоначальные Из монографии Б. А, Рыбакова «Рождение Руси» о погостах: • «В социологическом смысле первоначальные погосты представляли собой вынесенные вдаль, в полу-освоенные края, элементы княжеского домена. Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала – домениальное и государственное – тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей. Погосты были как бы узлами огромной сети, накинутой князьями X-XI веков на славянские и финно-угорские земли Севера; в ячейках этой сети могли умещаться и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собою те узлы прочности, при помощи которых вся сеть держалась и охватывала просторы Севера, подчиняя их князю. • Каждый погост с его постройками, оборонительным тыном, примыкавшими к нему селами и пашнями, где вели свое хозяйство люди, поддерживавшие порядок в погосте, представлял собой как бы микроскопическое полусамостоятельное государство, стоявшее в известной мере над крестьянскими мирами-вервями местного коренного населения. Сила его заключалась не в тех людях, которые жили в погосте и окружавших его сельцах, а в его связи с Киевом (а позднее с местной новой столицей), с государством в самом обширном смысле слова. Надо полагать, что каждый погост, каждый узел государственной сети был связан с соседними погостами, а все погосты в целом представляли собой первичную форму живой связи столицы с отдаленными окраинами: гонцы из Киева могли получать в каждом погосте свежих коней, чтобы быстро доехать до следующего погоста; иные вести могли передаваться от погоста к погосту самими их жителями, лучше гонцов знающими дороги и местные топи и гати. В наших средневековых источниках понятие "погост" вплетено в такой комплекс: погост, села, смерды. Смерды – это не все крестьянское население (которое именовалось "людьми"), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить "без княжья слова") и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. »

Единственный пример погоста – Векшенга, Вологодская область (раскопки А. Никитина) • Единственный случай, когда Единственный пример погоста – Векшенга, Вологодская область (раскопки А. Никитина) • Единственный случай, когда археологами был обследован погост, упоминаемый в грамоте 1137 года, это погост Векшенга (при впадении одноименной реки в Сухону, в 89 километрах к востоку от Вологды). "…У Векшенге давали 2 сорочка 80 шкурок святой Софии". А. В. Никитин обследовал место рядом с селом, до сих пор называемое "погост". Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого две стороны образованы оврагами, а с третьей, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Городище небольших размеров. Укреплено оно было, по всей вероятности, тыном. Культурного слоя на самом городище почти нет: люди проживали, очевидно, на месте современного села Векшенги.

 «Встроенный напоминатель» : • 1. В правление какого князя Киев становится столицей Руси? «Встроенный напоминатель» : • 1. В правление какого князя Киев становится столицей Руси? • 2. В правление какого князя заключается два договора с Византией? • 3. В какую страну каждый из изученных на этом уроке князей совершал походы или визиты? Почему? Какую роль эта страна играла в русской внешней политике? • 4. Какой из русских князей смог победить Хазарский каганат? • 5. Плаванья по какой великой реке стали возможны для русичей после княжения Святослава? • 6. Что такое система Большого Полюдья? • 7. Что такое уроки? Что такое становища? Что такое погосты?

Война Святославичей • Что такое КРОВНАЯ МЕСТЬ? • Трое сыновей Святослава правили в разных Война Святославичей • Что такое КРОВНАЯ МЕСТЬ? • Трое сыновей Святослава правили в разных городах: Ярополк – в Киеве, Олег – в Древлянской земле, Владимир – в Новгороде. • В 978 году начинается вражда между братьями (на Руси - усобица). Ярополк совершает поход на Древлянскую землю. Олег бежит в город Овруч. Но погибает в давке. Узнавший о случившемся Владимир по действовавшим тогда законам должен был отомстить Ярополку за смерть брата. В ходе этой войны Владимир захватил Полоцк и, убив князя Рогволда и его сыновей, женился на Рогнеде. Она родила 4 сыновей, в том числе и Ярослава Мудрого. • Впоследствии воины Владимира убили князя Ярополка.

Выбор веры и принятие князем Владимиром христианства в 988 году • 980 г. Реформа Выбор веры и принятие князем Владимиром христианства в 988 году • 980 г. Реформа языческой веры славян. Были учреждены культы 7 или 8 славянских богов (Дажьбога, Перуна, Велеса, Ярилы, Хорса, Семаргла, Стрибога, Мокоши). На специально оборудованных культовых местах – КАПИЩАХ – горели негасимые костры, приносились различные жертвы, в т. ч. и человеческие. • Но спустя короткое время Владимир принимает послов из Европы и Азии, выбирает новую веру для страны. • Как вы думаете, почему в итоге Владимир выбрал для Руси христианство византийского толка? • - Христианство вводило Русь в круг более цивилизованных стран • - Новая вера способствовала объединению различных племен в державу Рюриковичей • - Христианство приобщало Русь к важнейшим достижениям культуры • - Изменение быта и нравов • - Византия – главный торговый и политический партнер Руси.

Древняя Русь при князе Владимире 980 - 1015 • 1. Владимир – учредитель новых Древняя Русь при князе Владимире 980 - 1015 • 1. Владимир – учредитель новых порядков на Руси. • - княжеские пиры • - соблюдение законов • - строительство храмов по всей Руси • - распространение грамотности и образования • 2. Новая система управления страной: • - на каждом крупном княжении были посажены сыновья Владимира (их было 12) • - сбор дани, княжеский суд, охрана рубежей

Внешняя политика Владимира • - Борьба с печенегами. Укрепление рубежей – Змиевы валы, крепости, Внешняя политика Владимира • - Борьба с печенегами. Укрепление рубежей – Змиевы валы, крепости, заставы • - Основание города Переяславля Русского на месте битвы русского юноши с печенегом, в котором русский воин «переял» (победил) врага. • - Установление добрых отношений с Чехами, Ляхами (поляками) и Венграми

Итоги правления князя Владимира (980 – 1015) • 1. Образовалось единое Древнерусское государство • Итоги правления князя Владимира (980 – 1015) • 1. Образовалось единое Древнерусское государство • 2. Сформировалась единая территория, единая система власти и законов • 3. Русь принимает христианство. Эта вера становится единой для всех русичей. • 4. Формируется общая православная культура.

Повторение и обобщение • 1. Как Владимир пришел к власти? • 2. Сколько реформ Повторение и обобщение • 1. Как Владимир пришел к власти? • 2. Сколько реформ веры было принято при Владимире? • 3. Когда было принято христианство на Руси? • 4. Почему Русь принимает именно христианство? • 5. С какими странами Владимир устанавливает добрососедские отношения? • 6. Как укрепляются границы Руси при Владимире? • 7. Почему народ создал былинный образ Владимира Красное Солнышко?

Киевская Русь в первой четверти XI века • Усобица сыновей Владимира • После смерти Киевская Русь в первой четверти XI века • Усобица сыновей Владимира • После смерти Владимира к власти приходит его сын Святополк Окаянный. Он убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Начинается война Святополка и Ярослава за киевский престол. Дважды приводил Святополк на Русь вражеские войска – сначала поляков, а потом и печенегов. Но земля горела под ногами братоубийцы. Ему не удалось вернуть себе киевский престол. Князем стал Ярослав.

Киевская Русь при Ярославе Мудром (1019 – 1054) • Ярослав был сыном Владимира и Киевская Русь при Ярославе Мудром (1019 – 1054) • Ярослав был сыном Владимира и Рогнеды Полоцкой. Известно, что был он умным, хитрым и осторожным. • Князь не очень любил воевать, но если требовалось, всегда выступал во главе своей дружины. • Был грамотен и набожен. Покровительствовал церкви. При нем строится важнейший для Руси храм – Святой Софии Киевской (1037 -1053)

Внешняя политика Руси при Ярославе Мудром • 1. Установил добрососедские отношения со странами Европы. Внешняя политика Руси при Ярославе Мудром • 1. Установил добрососедские отношения со странами Европы. Женился на Ингигерде (в крещении Ирине) дочери шведского кроля Олафа. Свою сестру выдал замуж за польского короля. • 2. Династия Рюриковичей вошла в семью европейских королевских династий • Ярослав выдал замуж своих дочерей за иностранных королей: • Анну – за французского короля Генриха I • Елизавету – за норвежского короля Харальда Сурового • Анастасию – за Андрея I Венгерского • Сыновья Ярослава женились на иностранных принцессах: • Изяслав – на польской • Святослав – на немецкой • Всеволод – на византийской принцессе Марии Мономах

Политика Ярослава в пределах Руси • Установил мир на южных рубежах. • 1036 г. Политика Ярослава в пределах Руси • Установил мир на южных рубежах. • 1036 г. – победа над печенегами под стенами Киева. Больше они не вторгались на русские земли. • 1037 г. На месте победы заложен храм Святой Софии Киевской – главный храм Руси. • Ярослава именовали царем, подчеркивая его равное положение по отношению к византийским императорам.

Начало русского законодательства • С именем Ярослава Мудрого связано создание первого русского Свода законов. Начало русского законодательства • С именем Ярослава Мудрого связано создание первого русского Свода законов. РУССКАЯ ПРАВДА • Первая редакция этого кодекса законов называется ПРАВДА ЯРОСЛАВА • Вторая часть – ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ • Общая характеристика: 1 -я редакция - Варварская правда, (как и Салическая правда). Все споры решаются на княжеском суде. Сохраняется кровная месть (хотя и в ограниченном виде). Обвиняемый дает клятву, держась за раскаленное железо. • 2 -я редакция показывает изменения в структуре общества.

 • О кровной мести: «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо • О кровной мести: «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови» • Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду» , от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое» , преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению, действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным. ПРАВДА ЯРОСЛАВА

Правда Ярославичей • Отменена кровная месть • Убийца должен был заплатить штраф – виру, Правда Ярославичей • Отменена кровная месть • Убийца должен был заплатить штраф – виру, в зависимости от положения убитого в обществе. • За убийство княжеских и боярских приближенных вира составляла 80 гривен (1 гривна=200 г серебра). • За простого свободного человека вира = 40 гривен • За убийство женщины и тяжкие увечья полувирье = 20 гривен • За убийство княжеского старосты 12 гривен • За убийство несвободного человека – закупа, рядовича, смерда – 5 гривен • За убийство княжеского коня – 3 гривны • За убийство коня простолюдина – 2 гривны

Категории свободного и полузависимого населения в Древней Руси по Русской правде • Людины (отсюда Категории свободного и полузависимого населения в Древней Руси по Русской правде • Людины (отсюда – слово простолюдин) – свободные крестьяне, живущие общиной – ВЕРВЬЮ (однокоренное слово «веревка» ). За убийство вира = 40 гривен • Полузависимое население: • Закупы – должники, еще не отдавшие долг. Работали за «купу» (т. е. за ссуду деньгами или зерном) (вира 5 гривен) • Рядовичи – должники, которые «подрядились» - заключили «ряд» (договор) на выполнение какой-либо работы и пока ее не доделали. (вира 5 гривен)

Категории зависимого населения по Русской Правде • Тиуны и ключники – управляющие княжеского хозяйства. Категории зависимого населения по Русской Правде • Тиуны и ключники – управляющие княжеского хозяйства. Личные холопы князя. Абсолютно несвободны. Но за убийство самая большая вира = 80 гривен • Смерды – крестьяне, которые обрабатывали землю князя. За убийство 5 гривен • Челядь – домашняя прислуга у знатных людей • Раб и роба – абсолютно бесправные люди, выполнявшие черную работу.