Романтизм Романтизм – течение ( направление) в
romantizm.pptx
- Размер: 340.2 Кб
- Автор: Снежана Бережная
- Количество слайдов: 19
Описание презентации Романтизм Романтизм – течение ( направление) в по слайдам
Романтизм
Романтизм – течение ( направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – начала 19 века.
1) Каковы черты романтизма как литературного направления? 2) Каковы предпосылки возникновения романтизма в Европе и в России? 3) Основные течения русского романтизма.
Какие исторические события в Европе и России в конце 18 – начале 19 веков могли стать почвой для возникновения романтизма?
Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства» . Но революция вскоре обернулась якобинской диктатурой, террором и закончилась переворотом, совершённым крупной буржуазией, установлением империи Наполеона.
Нечто подобное произошло и в России. Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы.
Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё, даже свою жизнь, ради любви к Отечеству было сердечным побуждением нашим. М. М. Муравьёв — Апостол
Программа романтизма Статья « О романах В. Гюго и вообще о новейших романах» Автор — Полевой, критик, писатель, журналист
В основе романтизма: неприятие современной действительности, основанной на несправедливости стремление противостоять ей, бросить вызов
Способы выражения несогласия с современными формами жизни уход в мир мечты, иллюзий, своих чувств созерцательный романтизм борьба с тем, что неприемлемо революционный романтизм
Черты романтизма : 1) Субъективность 2) Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность 3) В центре – личность (исключительный характер в исключительных обстоятельствах) 4) Основной конфликт – между личностью и обществом 5) Интерес ко всему экзотическому, яркому, сильному, возвышенному
Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям, тяга к интуитивному – характерные особенности романтизма. Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар» .
Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен : с одной стороны – реальность , гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости; с другой – мечта , прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая. Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием : реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.
Основные понятия романтизма Романтический герой Романтические обстоятельства Романтический сюжет Романтический пейзаж
Романтический герой – исключительная личность. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия. Внутренний мир героя-романтика противоречив и сложен. Человек – малая Вселенная со своими стихиями и страстями. Герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание, «покинутость» в мире. Судьба романтического героя чаще всего трагична. Идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории , ушедшее, фантастическое.
Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.
Один из центральных романтических образов – путник, странник – человек, оставляющий защищённость и удобство домашнего очага, идущий навстречу неизвестному, возможно, враждебному миру без твёрдой убеждённости, что он когда-нибудь вернётся обратно. .
Романтический сюжет Новеллистический характер Отсутствие эволюции характера Таинственность Фрагментарность Случайный характер событий
Часто романтики искали свой идеал свободной, одухотворённой личности в историческим прошлом, а потому обращались к жанрам исторической повести, новеллы, баллады, исторической думы.