Роман М.Сервантеса «Дон Кихот» План Своеобразие испанского романа
Роман М.Сервантеса «Дон Кихот»
План Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения Жизненно-творческий путь Сервантеса Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе Испания 16-17 вв. и её выражение в романе: народ, образ Санчо Панса Элементы пародии в романе. «Дон Кихот» как выражение гуманизма эпохи Возрождения Значение произведения для дальнейшего развития европейского романа Список использованной литературы
Своеобразие испанского романа В Испании возник роман как итог европейскому Возрождению. Он стал жанром на все последующие века европейской литературы. Усилия разных национальных традиций привели к его созданию, но у испанской, пожалуй, самая важная роль — объединяющая. Именно здесь романность стала характерной чертой жизненной ситуации, отмеченной новой подвижностью, сделавшей местом своего действия большую дорогу. Выйдя на неё, замечательная традиция повествования Средних веков — рыцарский роман стал формой осознания современности. Однако испанский роман не совершил бы прорыв, если бы он остался в рамках рыцарски приключений. Одновременно он спустился с небес на землю.
Своеобразие испанского романа Испания была страной кричащих контрастов. Это очень заметно не только в социальной жизни, но и в литературе. Именно здесь возник плутовской роман, стремившийся изображать жизнь без всякой идеализации. Совершенно иные тенденции властвуют на другом краю романной прозы, приближенной не к области идеала, а к суровой реальности. Здесь царит повседневность. Описание обращено на документальное воспроизведение жизненных типов и ситуаций.
Своеобразие испанского романа Интерес к личности, к глубине её чувств; распространение гуманизма Диалогичность (не только сопоставление разновременных «мнений, вкусов, верований, культурных позиций» (Л. М. Баткин), но и встреча открытых друг другу личностных позиций, контакт разноустроенных сознаний Интерес к античности Иллюстрация из книги «Дон-Кихот Ламанчский» от 1780 г.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения, особенно же развитие романа, подготовило появление Сервантеса. Его творчество, несмотря на внутреннюю неравноценность, представляет собой вершину литературы «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет и поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве.
Жизненно-творческий путь Сервантеса В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, многократно устраивал заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей», которая была издана в 1585 г.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Сервантес работал сборщиком недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях. Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее, это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет вторая его часть. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас» Последним произведением Сервантеса был роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Сборник 14-ти «Назидательных новелл». Новеллы Сервантеса составили важный этап в развитии этого жанра в Испании. Он впервые утвердил в Испании тип ренессансной итальянской новеллы, решительно отойдя от традиции средневековых рассказчиков, но в то же самое время он реформировал этот итальянский тип, придав ему национальные испанские черты.
Жизненно-творческий путь Сервантеса Оценки человеческих свойств и человеческих отношений, проступающие в «Назидательных новеллах» Сервантеса, нашли еще более глубокое выражение в «Дон Кихоте», который, будучи написан им на склоне жизни, является итогом его творческих раздумий. Произведение это, недостаточно оцененное современниками, принесло его автору посмертную славу и было объявлено критиками XIX-XX вв. одним из величайших созданий человеческой мысли. Вместе с тем вследствие своего чрезвычайно глубокого и сложного идейного содержания оно вызвало множество толкований, часто очень несходных между собой.
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе Дон-Кихот — центральный образ романа «Хитроумный гидальго Дон-Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры. При всем различии толкований почти все писавшие о Дон-Кихоте сходились на утверждении, что Дон-Кихот является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, причисляли его к «вечным спутникам» человечества (Мережковский).
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе «Д.К.» был пародией не только на рыцарский роман, но и на всю схоластическую ученость и даже на некоторые, уже ставшие к тому времени штампом, приемы литературы Ренессанса. Пародия на рыцарский роман в «Д.К.» до крайности обнажена. Она в основных фигурах: рыцаря, его оруженосца, его коня и его дамы. Обнажение пародии уже в самих сонетах, которыми Сервантес открывает «Д.К.» и которые являются пародированием обычая авторов рыцарских романов открывать книгу сонетами, посвящениями.
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе Необходимость приспособиться к новой жизни диктует писателю его реализм, но приспособиться в качестве идальго к новой жизни невозможно. И эта невозможность сохранения рыцарства как социальной группы, трудность приспособления к новому социальному порядку питают грусть писателя о прошлом, диктуют писателю лиризм финала его романа, определяют то, что «Сервантес окружил своего рыцаря „печального образа“ ореолом поэтического сияния» (В. М. Фриче).
Образ Дон Кихота был подготовлен всей предыдущей литературой, которую породили разрушения средневекового феодального сознания. Есть однако одно существеннейшее различие между лит-рой новелл, фаблио, шванков, «Гаргантюа и Пантагрюэлем» Рабле и «Д.К.» Сервантеса. Они сатиричны, а «Д.К.» юмористичен. Юмор, в отличие от сатиры, — это любовь и боль за слабости родного. В противоположность сатирику, который не желает «понять и простить», — ибо дело идет о прощении врага, Сервантес «понимает и прощает», он пишет о своей среде. Он любит ее и сострадает ей и через эту любовь, сострадание и понимание поднимается до вершин «Д.К.», до вершин, до которых писателю обычно удается подняться лишь при изображении своей среды. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Дон Кихот — один из многих. Он «из числа тех, что имеют родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку». Жизнь такого обедневшего идальго, мечтающего вернуть себе все былое значение, не замечающего, что «в вечность отошли те условия, при которых боролись и торжествовали странствующие рыцари», является сплошной пародией на прошлое, которое дало материал для рыцарских романов. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Дон Кихот ничему не учится больше на опыте жизни. Учиться на опыте жизни обозначает признать свой смертный приговор. Он искренне убежден не только в своей правоте, но и в безошибочности своих расчетов. Субъективно он себя считает наиболее последовательным реалистом, убежден, что другие ошибаются, с величайшим пренебрежением относится к их возражениям. Его аргументы несокрушимы. Ведь именно так действовал знаменитый рыцарь, и именно так дело происходило с неустрашимым рыцарем. Память о деяниях и происшествиях этих героев и рыцарей заменяет ему в пути компас и географическую карту. Их жизнеописания — для Дон Кихота единственный источник знаний законов действительности. Он антиисторичен. Он заменил историю сказанием об одном мгновении истории, когда его класс сыграл свою наиболее выигрышную роль. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Дон Кихот никогда не падает духом, не отчаивается при неудачах, ибо, не постигая смысла происшедшего с ним, он не видит в происшедшем своего несчастья, своих неудач. Отсутствие сомнений, глубочайшая вера, несокрушимый оптимизм, абсолютная убежденность в своем практицизме, в реальности своих выкладок и расчетов — все это результат того, что Дон Кихот страдает социально-историческим лунатизмом. Его действительность — воспоминания, легенда отошедшей действительности. Этот социальный лунатизм затрудняет приспособление к новой жизни. Наиболее прогрессивные представители умирающего мелкого дворянства всячески стремятся преодолеть его. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Так, образ Дон Кихота, как и его слуга Санчо-Пансо, — два образа, выросших из социальной действительности погибавшего испанского мелкого дворянства и служившие преодолению средневекового сознания и приспособлению этой социальной группы к новым буржуазным условиям бытия. Эти образы были с самого начала, как мы уже указывали эпохальными (вековыми) образами и выражали определенные социально-бытовые категории. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Испания 16-17 вв. и её выражение в романе: народ, образ Санчо Панса Испания стала в XVI веке первой по времени и значению колониальной державой. Но добытые ею за пределами Европы богатства не становились капиталом, как в других странах. Богатства колоний доставались в Испании праздной знати, а королевский двор оплачивал ими всемирное католическое государство. Бывали дни, когда у испанского короля нет денег на мелкие расходы. Испания мало производила, но много ввозила, рассчитывая покрыть всё возраставший дефицит колониальным золотом; страна превратилась в мост, по которому золото переправлялось в чужие страны. Земледелие, скотоводство и некогда цветущая промышленность приходили в упадок из-за безрассудной налогово-таможенной системы. Авантюрные способы обогащения разорили страну и развратили население, прививая ему лень и страсть к бродяжничеству (в годы, когда создавался «Дон-Кихот», в Испании насчитывалось около 150 000 бродяг).
49-don_kihot.ppt
- Количество слайдов: 37