Ритуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21

Скачать презентацию Ритуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21 Скачать презентацию Ритуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21

elena_petrova_prazdniki_i_ritualy_v_ghizni_i_psihoterapii.ppt

  • Размер: 3.9 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 36

Описание презентации Ритуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21 по слайдам

Ритуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21 декабря 2016, прочитано на заседании секцииРитуалы и обряды в психотерапии Елена Петрова 21 декабря 2016, прочитано на заседании секции ГПТ: «Интегративный гештальт-подход» Санкт-Петербург

Роль ритуала в обыденной жизни человека  • Ритуал создает упорядоченность пространства и времениРоль ритуала в обыденной жизни человека • Ритуал создает упорядоченность пространства и времени • Ритуал создает рамки, в которых может быть размещена энергия человека • Ритуал помогает организовать мотивацию • Ритуал помогает, за счет рамок, избежать тревоги • Ритуал создает привычки, среди привычек есть полезные либо для социальной, либо для физической жизни человека

Из детства во взрослость • Переход это значит: старое осталось позади, новое наступает •Из детства во взрослость • Переход это значит: старое осталось позади, новое наступает • Пусть «старое» будет « детство » , а «новое» будет « взрослость » • Важно что из « детства » смотрю во « взрослость » и проецирую на этот объект свои ожидания, активные в детстве. То есть я как ребенок вижу снаружи поведение другого человека (взрослого) и приписываю ему из своего детского опыта свои смыслы и даю им символические • Эти символы и образы должны «сработать» во время перехода. Потому что мы знаем, что « взрослость » это не совсем то, чем то виделось из « детства »

В промежуточном (переходном) состоянии ОН пройдет через символическое разрушение и затем возрождение в новойВ промежуточном (переходном) состоянии ОН пройдет через символическое разрушение и затем возрождение в новой форме

Символы  места-времени в процессе перехода • Человек имеет опыт входа, пребывания и выходаСимволы места-времени в процессе перехода • Человек имеет опыт входа, пребывания и выхода в новый мир. • В промежутке между «входом» и «выходом» мы обнаруживаем особенное пространство-время • Символически этот эпизод не принадлежит «обыкновенному» миру. В этом интервале пространства-времени человек находится в измененном пространстве. • Символически этот опыт часто уподобляют позиции младенца в утробе матери, этот символ имеет разнообразные ассоциации, которые относятся к архетипу «материнской фигуры»

Символы «утробы» как архетипа Символы «утробы» как архетипа

Аналоги и культурные параллели  • Иона побывал в чреве Кита • Красная ШапочкаАналоги и культурные параллели • Иона побывал в чреве Кита • Красная Шапочка была проглочена Волком • Крокодил из сказки Корнея Чуковского проглотил Солнце • (? ? )

Что происходит во время пребывания  «в утробе»  • Во время пребывания «вЧто происходит во время пребывания «в утробе» • Во время пребывания «в утробе» человек проходит символическую «смерть и возрождения» • Получает «доступ» к символическим и чувственным ресурсам плодотворного хаоса • Разрушает или как минимум «размягчает» старые формы опыта

Куда ЧЕЛОВЕК выйдет и кто ЕГО встретит  • После общения с разного родаКуда ЧЕЛОВЕК выйдет и кто ЕГО встретит • После общения с разного рода силами в особом пространстве, посвящаемый готовится к выходу в свет • ЕГО встречают те же люди, которых он знал до того, но теперь они предстают перед ним в их истинном «взрослом» облике • Из «детской» позиции он видел тех же людей, но совсем другим способом. • Он был «ребенок среди взрослых» , а теперь ОН в отношениях с НИМИ взрослый и взрослый

ОН вышел из тьмы, а люди приветствовали его, давали ему новое имя, новую одежду,ОН вышел из тьмы, а люди приветствовали его, давали ему новое имя, новую одежду, новую пищу, новые атрибуты власти и новые инструменты для деятельности

А что будет после инициации?  • После инициации в человеке пробуждаются и формируютсяА что будет после инициации? • После инициации в человеке пробуждаются и формируются новые структуры, доступ к новым ресурсам и новые возможности • Он становится равным среди равных • Например, он был абитуриентом, а стал студентом

А как ОН будет жить после инициации?  • В его новой жизни, котораяА как ОН будет жить после инициации? • В его новой жизни, которая далее будет поддерживаться правилами, обычаями и ритуалами, ресурсами мира материального и мира сакрального, у человека будет много силы, полученной им от его мамы в человеческом теле, и много силы, полученной от «особого опыта» в контакте с сакральным пространством во время «инициации» . • Связь человека с сакральным миром после «инициации» постоянна и поддерживается циклическими практиками (ритуалами) и соблюдением обычая во время важных жизненных эпизодов.

А бывают ли персональные  «переходы» ?  • Некоторые ситуации инициации не включаютА бывают ли персональные «переходы» ? • Некоторые ситуации инициации не включают в себя сопровождающих персонажей, и организованы как сугубо индивидуальное действие. • «ПУТЬ ГЕРОЯ» это движение по пути кризисов, от старого мира к новому миру, с опорой на сакральные ресурсы и собственную волю • Зададим себе вопрос: КТО создает условия для инициации ГЕРОЯ и КТО встречает его после прохождения цикла? • Вспомним печальную судьбу ЦАРЯ из сказки «Конек-Горбунок» , после того, как он обеспечил условия для инициации ИВАНА

 «Правила жизни» мифологического мира • Пространство мифологического мира совмещено с реальным пространством, но «Правила жизни» мифологического мира • Пространство мифологического мира совмещено с реальным пространством, но оно «наложено» на бытовое пространство • «В некотором царстве, в некотором государстве … » • Время мифологического мира отличается от бытового времени. Сакральное время закольцовано и идентично бессмертному (вечному) времени

Особое (Сакральное) время и миф • В особом пространстве мифа ситуация повторяется • ЭтотОсобое (Сакральное) время и миф • В особом пространстве мифа ситуация повторяется • Этот мир динамичен по сюжету действия, но статичен и неподвижен по форме движения во времени • В сказке каждый раз снова и снова Мужчина и Женщина изготавливают КОЛОБОК, а в финале ЛИСА проглатывает его • ОСИРИС раз за разом переживает предательство и смерть , и его сестра ИЗИДА снова и снова помогает ему возродиться • Каждый год в ночь на 1 января Дед Мороз привозит на оленях детям подарки, не так важно, где он проводит оставшееся время

Схема организации сакрального времени Схема организации сакрального времени

Верх и низ мифологического пространства • МИР МИФА: В верхнем мире ОНО раз заВерх и низ мифологического пространства • МИР МИФА: В верхнем мире ОНО раз за разом проживает свой цикл и снова становится тем, что ОНО есть • МИР ЧЕЛОВЕКА: в нашем мире люди рождаются, растут, проходят ряд кризисов и завершают свой путь • В некоторых мифологических системах после физической смерти важная часть человека ( ДУХ) преремещается в области, которыми руководят парвила и законы САКРАЛЬНОГО времени

Сакральный мир и ритуал • Во время исполнения ритуала и во время праздников «воротаСакральный мир и ритуал • Во время исполнения ритуала и во время праздников «ворота миров» приоткрываются, границы бытийного и сакрального пространства-времени становятся проницаемыми • Время бытовое (бытийное) и время сакральное согласовываются

 Совмещение сакрального и бытийного миров в момент ритуала или праздника Совмещение сакрального и бытийного миров в момент ритуала или праздника

   Делаем эксперимент! Эксперимент:  «Встреча со своим страхом»  • Представьте Делаем эксперимент! Эксперимент: «Встреча со своим страхом» • Представьте себя на опушке леса • Кто или что выйдет к вам из леса • ( а еще интереснее – кто или что НЕ ВЫЙДЕТ из леса , а останется ТАМ В ЛЕСУ ) • Познакомьтесь с тем, что ПРИДЕТ из леса • Может быть, мы сможем понять этот символ как ПРОЕКЦИЮ?

Ресурсы и их получение • Человек берет от мира ресурсы и использует их вРесурсы и их получение • Человек берет от мира ресурсы и использует их в своем опыте жизни, символы помогают организации композиции • Мир хаоса и мир логоса ( хаос и космос) • Мир универсалий и мир предметный

Хаос и его ресурсы Хаос и его ресурсы

В мире, кроме «универсальных ресурсов» ,  есть еще и практические предметные ресурсы •В мире, кроме «универсальных ресурсов» , есть еще и практические предметные ресурсы • Вода, земля, воздух и огонь • Животные , минералы, растения • Космос, солнце, луна и звезды … • Наука и знание • Любовь • Поддержка группы

 мир и его ресурсы мир и его ресурсы

Функция праздников в жизни человека и группы • Праздники нужны, чтобы организовать переход отФункция праздников в жизни человека и группы • Праздники нужны, чтобы организовать переход от одного состояния или статуса к другому состоянию или статусу • Праздники нужны для человека и/или для группы • Праздники разного типа это время приобретения ресурсов и время прощания с недоступными более ресурсами • Время радости и время печали • Время соблюдения правил и время нарушения правил • Время изменения и перестройки структуры опыта

Праздник может быть ночью или может быть днем Праздник может быть ночью или может быть днем

Что такое «календарные» праздник?  • Праздник это событие, которое соединяет мир материальный иЧто такое «календарные» праздник? • Праздник это событие, которое соединяет мир материальный и мир символический, , мир стабильный и мир изменений. • Календарные (повторяющиеся) праздники нужны для того, чтобы дать возможность миру воспроизвести новый цикл активности. Старое остается позади, новое приходит. Свежие мысли и свежие чувства на непрерывно развевающейся материальной базе • День рождения, праздник урожая, «день психолога» , Рождество, Новый Год, день свадьбы,

Праздники  «перехода»  • Праздник это событие, которое соединяет мир материальный и мирПраздники «перехода» • Праздник это событие, которое соединяет мир материальный и мир символический, мир стабильности и мир изменений. • Уникальные праздники ( обряды, ритуалы) обслуживают необходимость при переходе (инициация? ) человека или группы из статуса в статус. Свадьба, рождение ребёнка, назначении на должность, увольнение, смерть, новая квартира, ремонт … • В ходе праздника перемены должны затронуть все 5 уровней функционирования мира : физический, психический, личностный, социально-групповой, культурный

Хоровод не помешает любому праздник у Хоровод не помешает любому праздник у

Праздник: выпить, потанцевать и обязательно вкусно покушать! • Принести в жертву подходящее животное иПраздник: выпить, потанцевать и обязательно вкусно покушать! • Принести в жертву подходящее животное и зажарить мясо, а потом съесть его • Собрать плоды земли и приготовить их в изобилии • Собрать гостей в особенном месте или украсить привычное место • Выпить особого напитка • Устроить игры, танцы и забавы • Пригласить шутов, которые все перевертывают «вверх ногами» и пригласить жрецов, которые подчеркивают связь мира сакрального и мира профанного …

Такого быка мы нарисовали, когда думали о ритуале Такого быка мы нарисовали, когда думали о ритуале

Почему именно быки?  • В древности, как говорят антропологи, наша цивилизация началась сПочему именно быки? • В древности, как говорят антропологи, наша цивилизация началась с того, что древние люди приручили быков и кочевали вместе с стадами быков по степям Северной Африки • Поэтому люди во время инициации соплеменники помещали своих претендентов на инициацию в шкуру быка. А потом претендент в этой шкуре проходил этапы опыта символической смерти, пребывания в утробе и снова опыт нового рождения. • По аналогии с рождением маленьких телят от коров • А голова (череп) коровы это символ богини Гекаты … • И дикие быки были прекрасными объектами для охоты в лесах Средневековой Европы

А кто и что помогает человеку во время инициации?  • Некоторые авторы считают,А кто и что помогает человеку во время инициации? • Некоторые авторы считают, что сюжеты старых волшебных это фрагменты и воспоминания о существовавших из древности обрядов и инициации, и содержат «подсказки» для претендента • Персонажи детских сказок это герои персонажей инициации. Или эти персонажи воплощают часть атрибутов и сил, действующих в душе человека. И опредмеченных или персонализированных во время ритуала переживаний, духовных состояний и ресурсов человека • Персонажи и сюжеты сказок помогают в символической форме получить ресурсы в кризисные моменты обыденной жизни

Добрая фея на картинке – это просто иллюстрация для деток. Мы то, как взрослыеДобрая фея на картинке – это просто иллюстрация для деток. Мы то, как взрослые люди, знаем, как все устроено на самом деле!

А вот совсем настоящий тигр, его сила символизирует полученные во время инициации ресурсы А вот совсем настоящий тигр, его сила символизирует полученные во время инициации ресурсы

Хорошего всем вечера! • Елена Петрова, психолог, гештальттерапевт • Ритуалы и праздники глазами психотерапевтаХорошего всем вечера! • Елена Петрова, психолог, гештальттерапевт • Ритуалы и праздники глазами психотерапевта • контакты +7 921 9086944, эл почта petrova. gestaltspb@gmail. com сайты www. gestalt. sp. ru и www. elenapetrova. ru • Интегративный Институт Гештальт Тренинга в СПБ • www. vk. com/iigt_spb и www. facebook. com/groups/iigt. spb

Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть полный документ!
РЕГИСТРАЦИЯ