репортаж.pptx
- Количество слайдов: 38
РЕПОРТАЖ
РЕПОРТАЖ РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ - Читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом.
5 ТЕЗИСОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕПОРТАЖА (МИХАЭЛЬ ХАЛЛЕР) 1. Задача журналиста-путешественника – преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далекое и чужое. Это далекое и чужое проявляет себя через переживания журналиста, которым
5 ТЕЗИСОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕПОРТАЖА (МИХАЭЛЬ ХАЛЛЕР) 2. Задача журналиста-свидетеля – преодолеть барьеры, чтобы сделать доступным неизвестное и спрятанное. Это неизвестное и спрятанное становится близким через описание событий. Репортаж – это мостик к событиям, которые происходят и без журналиста.
5 ТЕЗИСОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕПОРТАЖА (МИХАЭЛЬ ХАЛЛЕР) 3. В обоих типах репортажей журналист дает возможность читателю почувствовать себя участником событий. Поэтому язык репортажа рассказывающий и описательный, а происходящее передается конкретно, чувственно и непосредственно.
5 ТЕЗИСОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕПОРТАЖА (МИХАЭЛЬ ХАЛЛЕР) 4. В современном "непрозрачном" обществе дистанция и барьеры также проявляются в переносном смысле: журналист преодолевает социальную дистанцию и институциональные барьеры, то, что граждане самостоятельно преодолеть не могут.
5 ТЕЗИСОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕПОРТАЖА (МИХАЭЛЬ ХАЛЛЕР) 5. Каждая хорошая репортажная тема предполагает преодоление или дистанции, или барьеров. Если же тема содержит и то и другое, тогда она для репортажа подходит идеально. Наоборот, чем обыденнее тема, чем меньше дистанции и барьеров она содержит, тем труднее оформить ее как репортаж. В этом случае журналист должен найти какой-то неожиданный аспект этой темы, например рассказать о ней "с другой стороны прилавка", из-за кулис, чтобы знакомую ситуацию показать как новую. Еще один прием – провоцирование событий, чтобы сделать их центром репортажа.
СБОР МАТЕРИАЛА Посещение места события Изучение материала по теме репортажа поиск особенного аспекта события и эмоций, которые это событие порождает при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. эмоции не должны противоречить впечатлению, которое передает репортаж в целом.
ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ При подготовке репортажа главная цель общения – выявить характерные черты героев, особенности их речи и способа мышления. q надо не столько выспрашивать у людей определенную информацию, сколько просто давать им возможность выговориться, следя за их мимикой и жестами. q Если человек расскажет то, что его в этот момент волнует, это породит больше эмоций, чем ответы на заранее подготовленные вопросы журналиста. q
КРАСНАЯ НИТЬ – ЛИНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ хроника путешествие Развитие доказательства
ХРОНИКА Движение во времени Подходит для описания мероприятий или "квази– мероприятий". Последнее означает, что журналист оформляет в виде мероприятия какое-либо событие, например, визит к чиновнику или дежурство вместе с бригадой спасателей. Начало репортажа в этом случае совпадает с началом мероприятия, конец – с его окончанием либо с достижением мероприятием его высшей точки. К этому же типу относятся репортажи вида "Один день из жизни…". Такой репортаж начинается утром и заканчивается вечером.
ПУТЕШЕСТВИЕ движение в пространстве для реального путешествия, для ознакомления с темой, когда журналист последовательно обходит место действия и беседует с участниками. По схеме "путешествие" пишут репортажи из закрытых учреждений – тюрем, воинских частей, лагерей беженцев. Репортаж начинается с прибытия журналиста в учреждение и заканчивается его отъездом либо каким-то ярким эпизодом в процессе сбора информации.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО движение в репортаже происходит через раскрытие по-новому старой темы. Начинается репортаж с эпизода, который показывает тему так, как ее и раньше представлял читатель. Однако затем следуют другие эпизоды, изменяющие представление о теме, и к концу репортажа первоначальные представления читателя разворачиваются на 180 градусов. Конкретные события и эпизоды здесь вторичны, они служат лишь для доказательства тезиса.
НАЧАЛО РЕПОРТАЖА - СЦЕНА Цель - привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже
ВАРИАНТЫ СЦЕНЫ запутывание (что это? ), когда происходящее наглядно, но его смысл непонятен. Например, репортаж с одной из выставок начинается с описания Санта-Клауса со злым лицом, который пьет кока-колу из бутылки с нарисованной на ней свастикой;
ВАРИАНТЫ СЦЕНЫ вопрос (и это – это? ), когда смысл происходящего понятен, но такая трактовка воспринимается как сомнительная. Например, когда весь мир говорил о ядерной угрозе со стороны Северной Кореи, журналист начал репортаж из Пхеньяна с описания городского парка, где большинство аттракционов сломаны, а поиграть можно только в городки, причем в случае промаха бита полетит в нарисованного на полотнище американского солдата-агрессора. В результате военная мощь страны начинает восприниматься также карикатурно;
ВАРИАНТЫ СЦЕНЫ противопоставление (почему это так? ), когда происходящее кажется несправедливым. Например, репортаж о годовщине бесланской трагедии начинается с цитирования прессрелиза, согласно которому жизнь в городе налаживается, и затем текст сравнивается с тем, что журналист увидел в Беслане;
ВАРИАНТЫ СЦЕНЫ человек (почему с ним это происходит? ), когда загадкой является личность главного героя. Например, репортаж про московских гастарбайтеров начинается с истории врачакиргиза "с глазами побитой собаки", работающего в Москве дворником, чтобы вернуть деньги, взятые в долг на похороны отца;
ВАРИАНТЫ СЦЕНЫ комедия (что-то идет не так, но все равно идет), когда описываемое воспринимается как глупость, которую не должны делать, но ее делают. Например, репортаж про массовое отравление грибами в одной из областей России начинается с рассказа о человеке, который, несмотря на запрет, собрал и съел грибы, отравился, попал в больницу, был спасен, вернулся домой, доел оставшиеся грибы, чтобы они не пропали, после чего умер.
ЗАВЕРШЕНИЕ РЕПОРТАЖА сцена цитата Вывод автора
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД РЕПОРТАЖЕМ МАРКИРОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ необходимо Важное е В текст неважное По мере Можно возможности забыть
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД РЕПОРТАЖЕМ МАРКИРОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ ставить на полях первые буквы называний соответствующих элементов репортажа: "С" – для сцен, "Ц" – для цитат, "Д" – для деталей, "Н" – для настроения.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД РЕПОРТАЖЕМ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ цель репортажа; • особенный аспект; • конфликт; • "красная нить"; • главные действующие лица; • сцены; • цитаты; • ощущения органов чувств; • детали; • информация о действующих лицах; • информация в целом.
ТИПОВОЙ ПЛАН ГАЗЕТНОГО РЕПОРТАЖА 80 -100 СТРОК 1. Вводная сцена; 2. Развитие вводной сцены – описание темы, информационный повод; 3. Бэкраунд – предыстория события, представление персонажей; 4. Сильная сцена, яркая деталь; 5. Бэкграунд – аргументы персонажей, контекст события; 6. Завершающая сцена с участием главных героев или вывод журналиста.
ПРИЕМЫ ЭКСПРЕССИИ Смена перспективы Смена сцен и бэкграунда Смена планов монтаж Смена темпа речи Смена стиля
СМЕНА ПЕРСПЕКТИВЫ – ЭТО ПОКАЗ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЯВЛЕНИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН "из зрительного зала – из-за кулис" наряду с общедоступной стороной явления журналист показывает его скрытую сторону, например, рассказ о городском празднике попеременно ведется с центральной площади города и из штаба по организации праздника субъекты – объекты действия" меняются местами те, кто принимает решение (субъекты), и те, кого оно касается (объекты). Например, в репортаже о призыве в армию журналист дает слово то сотрудникам военкомата и представителям власти, то призывникам и их родителям.
СМЕНА СЦЕН И БЭКГРАУНДА– ЭТО ЧЕРЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И ОБЪЯСНЯЮЩЕЙ ИХ ИНФОРМАЦИИ. Информация касается предыстории события и вписывания увиденного журналистом в более широкий контекст, Информация подается порциями в виде перебивок. Репортаж - это поезд, где локомотив –сильная начальная сцена, а затем чередуются пассажирские вагоны (персонажи, которые чтото делают и говорят) и товарные (дополнительная информация). При этом последний вагон поезда всегда пассажирский. Оптимальная доля бэкграунда – 30% от объема репортажа.
СМЕНА ПЛАНОВ – ЭТО ПРИБЛИЖЕНИЕ И УДАЛЕНИЕ ПОКАЗЫВАЕМОГО Самый крупный план служит для показа отдельных деталей, например выражения глаз, шрама, татуировки Крупный план – это лицо в целом, он служит для передачи мимики. Средний план – это человек по пояс, этот план служит для показа жестов. Общий план – это человек в полный рост. Такой план нужен, чтобы показать позу, походку. Самый общий план – это человек в интерьере
ПРИМЕР СМЕНЫ ПЛАНОВ Стоящий в грузовике человек берет буханку хлеба и бросает ее, не глядя. (Общий план. ) У нее нет шансов упасть на землю. Слишком много людей стоят вокруг грузовика и следят за ее полетом. За буханкой следует вторая, третья, и сотни рук тянутся в небо. (Самый общий план. ) "Для детей!" – кричит женщина, пытаясь дотянуться до хлеба. (Средний план. ) Позади в нее вцепилась девочка лет восьми. (Общий план. ) Толпа ее давит со всех сторон, и девочка кричит. (Самый общий план. ) Сзади стоит еще одна девочка лет десяти. (Общий план. ) Она одета в яркий свитер с нарисованными кошками и цветами. (Средний план. ) На свитере видна грязь. (Деталь. ) У девочки рыжие волосы. (Крупный план. ) В ее волосах тоже грязь. (Деталь. )
МОНТАЖ – ЭТО ПОСТАНОВКА СЦЕН И ЭПИЗОДОВ В ОСМЫСЛЕННЫЕ РЯДЫ. Поэтесса Дина Мамчуева сказала, что в Беслане погибли дети, чистые души, цветы жизни, ангелы. На слове "ангелы" женщина рядом со мной стала вытирать слезы, а девушка, державшая плакат "Враг будет разбит, победа будет за нами" стала звонить домой и говорить, что освободится еще часа через полтора. (Панюшкин В. Свистать всех на спуск // Коммерсантъ, 2004. 8 сент. )
СМЕНА ТЕМПА РЕЧИ – ИЗМЕНЕНИЕ: длины предложений, q размеров абзацев, q грамматического времени глаголов, q стиля речи. q
ПРИЕМ "ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ И РЕАЛЬНОСТИ" при описании "псевдособытий" – всевозможных церемоний и прочих ритуальных мероприятий, где сценарий мероприятия заранее известен, роли распределены, а реплики являются стандартными для соответствующего мероприятия и, следовательно, не несут сами по себе никакого смысла. Выход для журналиста – представить себя зрителем спектакля и перевоплотиться в театрального критика. Тогда репортаж будет посвящен тому, насколько хорошо играют актеры свои роли, правильно ли подобраны декорации и освещение, добросовестно ли работают клакеры. Можно сравнить данное "псевдособытие" с другими подобными ему, оценить, в какой мере нынешняя постановка лучше или хуже предыдущих.
«Я» В РЕПОРТАЖЕ Употреблять нежелательно Можно – если репортер- одно из действующих лиц = включенное наблюдение. Повествование от первого лица допустимо, когда журналист описывает свой экстремальный опыт, например, как он спасался с тонущего корабля.
ГИБРИДНЫЕ ФОРМЫ РЕПОРТАЖА – СОВМЕЩЕНИЕ С ДРУГИМ ЖАНРОМ Новостной Политический Специальный
НОВОСТНОЙ РЕПОРТАЖ Расширение новости (ответа на основные шесть вопросов) повествованием с места события. Одному событию посвящают два текста – большой субъективный репортаж, написанный с места события, и в виде подверстки короткую новость, излагающую суть случившегося. Текст готовят один – новостную заметку, "разбавленную" репортажными элементами (сценами и цитатами). Репортажные сцены появляются в начале и в конце заметки
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ - НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ РЕПОРТАЖА И КОММЕНТАРИЯ. Журналист присутствует на месте события и детально фиксирует происходящее, но при этом вспоминает, что говорил этот политик в прошлый раз, насколько соответствует реальности то, что он говорит сейчас, высказывая тем самым свое отношение к происходящему. Мнение журналиста должно быть обоснованным, а сам он должен пользоваться у читателей доверием, потому что в противном случае его ироничные комментарии вызовут лишь раздражение.
Открывая форум, секретарь Общественной палаты Евгений Велихов был настроен откровенно оптимистично, так как у него, как он сообщил, имеется доклад о состоянии гражданского общества. Действительно, одно только существование этого доклада недвусмысленно намекало на существование самого гражданского общества. – Я рад, – сказал Евгений Велихов, – что здесь встретились те, на ком держится гражданское общество. И он, по-отечески оглядев зал, рассказал о результатах последнего социологического опроса на эту тему. Выяснилось, что "60 процентов граждан так или иначе помогают ближнему". Участники опроса признались в этом на условиях полной анонимности. – Только пять процентов опрошенных считают, что общественные организации могут что-то изменить, – без тени расстройства заметил академик Велихов. Я даже не понял, относит он этот результат к достижениям общественных организаций и Общественной палаты или все-таки к их недоработкам.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ – ЭТО ГИБРИД РЕПОРТАЖА И РАССЛЕДОВАНИЯ При его подготовке вначале журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а затем выезжает на место события и встречается с героями материала, чтобы выявить связанные с проблемой и "эмоционально заряженные" детали. Потом собранный материал подается как репортаж с хорошей фактологической составляющей. Особенность специального репортажа – большой объем (до 200– 600 строк) и наличие сразу нескольких событий и главных героев в одном тексте.
репортаж.pptx