Цензура в начале Нового времени.ppt
- Количество слайдов: 33
Рекомендуемая литература • Английская буржуазная революция XVII века. В 2 т. М. , 1954. • Гегель Г. В. Ф. Философия права. М. , 1990. • Гизо Ф. История английской революции: В 2 т. Ростов н/Д. , 1996. • Лучинский Ю. В. Свобода слова и "свобода пустоты" в гегелевской концепции государства // Классический немецкий идеализм и современность. Краснодар, 1995. С. 19 -21. • Мильтон Дж. Ареопагитика // Корабли мысли: Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе. М. , 1980. С. 25 -45. • Пек Р. С. Пресса под защитой конституции // Америка, 1992. № 425. С. 15 -18. • Самарин P. M. Творчество Джона Мильтона. М. , 1964.
Введение цензуры Распространение печатного дела в Европе породило множество проблем, большинство из которых были связаны со стремлением властей контролировать процессы распространения информации и обмена идей. Уже в 1502 г. в Испании был принят закон, согласно которому все печатные издания должны были проходить предварительную цензуру. Цензорские функции возлагались на государственные и церковные структуры. Вормский эдикт 1521 г. , направленный против Лютера, также предусматривал введение предварительной цензуры. Реакцией католической церкви на победу Реформации во многих европейских странах стало появление в Риме в 1559 г. первого «Индекса запрещенных книг» , изданного Ватиканом и вводящего, цензуру на издания, циркулировавшие на территории стран католического мира.
Развитие информационно-обменных связей Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI - начале XVII в. , расширение торговых и культурных контактов между европейскими создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI-XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией. Необходимость получения оперативной информации как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты. Прямыми предшественниками газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета» , вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.
Первые газеты Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров ( «Fuggerzeitungen» ) и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI - XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей» , «листки новостей» , «реляции» и «баллады новостей» - печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом, и во многом напоминавшие первые газеты.
Распространение газет 1609 г. считается годом рождения европейской газетной периодики. Место появления первых газет - Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen» , появилась в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Издавал страсбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» - другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. С 1609 по 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение периодических изданий объясняется возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. В Англии первая еженедельная газета появляется в 1621 г. , в Швеции - в 1624 -м, во Франции - в 1631 -м, в Италии - в 1636 -м, в Испании - в 1641 -м.
Кардинал Ришелье и издательская политика Официальная пресса Франции первоначально была представлена «Mercure francais» ( «Французский Меркурий» ), выходившим всего раз в год. Кардинал Ришелье - первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Став первым министром Франции в 1624 г. , кардинал стал конфиденциально курировать все публикации «Mercure francais» . Однако кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа. Создать первую национальную французскую газету было суждено королевскому медику Теофрасту Ренодо. Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование - знать латынь, уметь читать по-гречески - и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом.
La Gazzette Первый номер «La Gazette» увидел свет 30 мая 1631 г. С легкой руки Теофраста Ронодо слово «газета» вошло во многие европейские языки. «La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости из Рима, Праги, Константинополя. Тематика торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» первых лет издания не превышал 1200 экз. , сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался «Recueil des Gazettes» ( «Годовой сборник La Gazette» ). «La Gazette» воспринималась как печатный орган правительства, а потому смогла просуществовать 150 лет (при потомках Ренодо) вплоть до революции 1789 г. Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» , которая появилась в 1650 г. в Лейпциге. Первая английская ежедневная газета «The Daily Courant» , выходившая всего на двух страницах, появилась лишь в 1702 г.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. , обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в XVII в. во Франции. Усиление абсолютизма во Франции XVII в. : феномен кардинала Ришелье ( «Ришелье чувствовал важность литературы. . . » (Пушкин)). Создание Французской Академии. Формирование классицизма как основной философской и эстетической системы. В основе преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала. Философский рационализм Декарта (cogito ergo sum) - герменевтическая основа классицизма. Попытка художественного преодоления противоречия посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности. «Поэтическое искусство» (1674) Н. Буало как систематизация классицистической теории.
«Парнас» (Мадрид, Прадо)
«Отплытие царицы Савской» (1648). Холст, масло. 149, 1 x 196, 7 Национальная галерея, Лондон
Театр французского классицизма Конфликт ума и сердца в трагедии «Сид» (1636) П. Корнеля. Тайна «чести» как главного экзистенциального кода интерсубъективности. «Прекрасно, как Сид» : общенациональное признание величия художественного психологизма Корнеля. Новая концепция личности в трагедии «Гораций» (1639): подавление всех чувств во имя грозных требований государства. Корнель как политический автор с верой в свободу.
Однако главные мысли пьесы, особенно идеализация родового долга и личной доблести в отрыве от идей государственности, вызвали закономерное недовольство правящих кругов. Ришелье инспирировал бурное и широкое публичное обсуждение Сида, которое формально возглавила Французская академия. Морис Лелуар
Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера Мольер (1622 – 1673) как создатель комедии нового типа: «поучать и развлекать» , ставя глубочайшие философские, нравственные и политические задачи. Сгущение порока в образах-гротесках ( «Скупой» , «Мещанин во дворянстве» ). Комедия «Тартюф» (1665) как «художественное восстание» против лицемерия как деструктивной силы в сознании и обществе. Мольер в эпицентре борьбы двух противостоящих типов сознания: проблема «новой свободы» . Идейно-нравственный парадокс комедии «Дон Жуан» (1665): глубинная несвобода «новой свободы» . Кризис гуманистического идеала человеколюбия в трагикомедии «Мизантроп» .
Цензура в Англии В Англии в 1538 г. был принят закон, согласно которому любой типограф должен был получить королевский патент на свою деятельность, а цеховая организация типографов - "Компания книгоиздателей" - была обязана не только представлять печатные материалы на предварительную цензуру, но и следить за деятельностью членов своего цеха. Ордонанс 1585 года регламентировал появление печатной продукции и определял количество действующих в королевстве типографий (их число не должно было превышать 20), функции цензуры в Англии были возложены на так называемую Звездную палату при Тайном совете короля, игравшей в XVI-XVII вв. роль комитета по делам печати. Право главных цензоров в Звездной палате получили архиепископы лондонский и кентерберийский, без санкции которых не мог быть опубликован ни один печатный текст.
Борьба против цензуры Борьба против цензурных ограничений неизменно обострялась в периоды социальных потрясений, когда власть была уже не в силах контролировать полное выполнение цензурных запретов. Одним из самых знаменитых выступлений, направленных на отмену предварительной цензуры, считается «Ареопагитика» (1644) - памфлет великого английского поэта и публициста Джона Мильтона. Противостояние короля и парламента, начавшееся в Англии в 1642 г. и завершившееся казнью Карла I в 1649 г. , привело к появлению огромного числа публицистических текстов.
Джон Мильтон Английский писатель, публицист, общественный деятель Джон Милтон (Мильтон; 1608— 1674) широко известен как автор поэм «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и «Самсон-борец» (1671). Эти произведения неоднократно переиздавались, толковались, анализировались. Многие исследователи писали, в частности, о том, как в последних поэмах Милтона отразился опыт Английской революции и гражданских войн. Это неудивительно: Милтон был активным участником тогдашних событий и последовательным приверженцем республиканских идей.
Джон Мильтон и цензура В самый разгар политической борьбы Джон Мильтон обратился к проблеме цензуры и свободы слова. Он взял за образец «Логос ареопагитикос» - речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин. Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Аргументация Мильтона, подкрепленная историческими примерами и библейскими цитатами, вкратце сводилась к следующему: цензура бесполезна, ибо Добро и Зло взросли на одной почве, и человек, вкусив яблоко с древа познания, получил понимание и того, и другого.
Из «Ареопагитики» Мильтона Самое главное – «книгу нельзя считать неодушевленной вещью; в ней скрыты жизненные силы, способные проявить себя в той мере, в какой эту способность обнаруживает создавший ее гений <. . . > Я знаю, что книги обладают жизненной и плодотворящей силой, вроде зубов легендарного дракона, и если их посеять, то из земли могут выйти воины. Но, с другой стороны, необходима великая осторожность в суждениях, потому что убить хорошую книгу едва ли не то же, что убить человека; убивающий человека губит разумное создание, образ божий; но тот, кто уничтожает хорошую книгу, губит самый разум, гасит светоч божественного образа. Множество людей только обременяют собой землю, тогда как хорошая книга - это драгоценный живительный сок созидающего духа, сокровенный и сбереженный для будущих поколений» .
Мильтон и цензура С точки зрения Мильтона, предварительная цензура унижает писателя, науку, литературу, самого цензора и нацию, которая допускает подобное. Стоит отметить, что, несмотря на весь радикализм мильтоновской критики, автор «Ареопагитики» считал разумным оставить цензуру для католических изданий, а сам (что не менее парадоксально) во времена Кромвеля некоторое время служил цензором. Хотя предварительная цензура не была отменена ни во времена английской революции, ни в правление Кромвеля, ни в период Реставрации, «Ареопагитика» получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы «Ареопагитики» стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи. Так, накануне Великой французской революции 1789 г. «Ареопагитику» перевел и издал граф Мирабо.
Процесс либерализации Предварительная цензура исчезла в Англии после «Славной революции» 1688 г. В 1689 г. был принят «Билль о правах» , а в 1694 г. отменен, а точнее, не продлен «Licencing Act» ( «Закон о цензуре» ). Стало возможным издавать печатную продукцию без предварительной цензуры, а разрешение возникающих между автором и властью конфликтов было предоставлено судебным инстанциям. По мнению Юргена Хабермаса, «смысл демократических процедур в том и состоит, чтобы институализировать коммуникативные формы, необходимые для разумного формирования воли» . Однако процесс либерализации проходил весьма болезненно. Отмена «Licencing Act» считается одним из важнейших этапов в развитии свободы слова, но определенные ограничения для английской печати продолжали сохраняться: до 1771 г. британским газетам было запрещено публиковать отчеты о парламентских дебатах.
Томас Гоббс Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции 17 века. Он создал первую в истории идей законченную систему механистического материализма. После упрочения диктатуры Кромвеля Гоббс стремился идеологически обосновать его политику. Его основные сочинения, созданные под влиянием Бэкона, Галилея, Гассенди и Декарта – философская трилогия «Основы философии» : «De corpore» (1655), «De homine» (1658), «De cive» (1642); «Левиафан» (1651, рус. пер. 1936). Гоббс рассматривал знание как силу и конечной задачей считал его практическую пользу. Его социологическое учение оказало большое влияние на общественную мысль Европы. Гоббс определял государство как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло на основе общественного договора в целях всеобщего мира и безопасности, т. к. естественное догосударственное состояние – это «война всех против все» ( «homo homini lupus est» ). Поэтому Гоббс превозносил роль государства как гаранта гражданского мира, являющегося главным благом. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что препятствует и что способствует достижению блага.
Цензура в начале Нового времени.ppt