Скачать презентацию РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИКС Скачать презентацию РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИКС

Мишина - региональная история.pptx

  • Количество слайдов: 24

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИЗ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «…курс отечественной истории должен сочетать историю Российского ИЗ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «…курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории» .

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСТОРИИ Многоуровневая структура представления истории (федеральный (общенациональный), региональный и локальный уровни) МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСТОРИИ Многоуровневая структура представления истории (федеральный (общенациональный), региональный и локальный уровни) призвана формировать российскую гражданскую идентичность и чувство патриотизма через любовь к большой и малой родине, ощущение общности исторической судьбы народов и регионов России, способствовать социализации и аккультурации обучающихся через осмысление ими собственной многоуровневой (персональной, социальной и территориальной) идентичности. Потенциал многоуровневой структуры преподавания истории для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов исторического образования поистине огромен.

МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при явной бедности и схематизме историко-культурного материала; q приоритет общего, типичного, повторяющегося в ущерб уникальности, своеобразию, неповторимости, непохожести; q периодизация региональной истории искусственно подгонялась под периодизацию федеральной истории, что далеко не всегда оправдано; q господствуют традиционные представления о культуре как о высших достижениях в материальной и духовной сферах; q региональная история преподавалась вне контекста всемирной истории; q главный смысл изучения региональной истории - в подтверждении общих закономерностей развития общества; q не учитывались этнокультурные особенности обучавшихся; q преобладание краеведческой парадигмы в преподавании региональной истории; q изучалась история «титульного» народа в ущерб истории иных общностей;

РЕГИОН: НОВОЕ ВИДЕНИЕ q q микрорегион (социокультурное локальное пространство (например, мир-община, уезд, волость, округ, РЕГИОН: НОВОЕ ВИДЕНИЕ q q микрорегион (социокультурное локальное пространство (например, мир-община, уезд, волость, округ, поместье, город, село – локальный уровень); мезорегион, или собственно регион (историко-культурное, политикоадминистративное, хозяйственно-географическое и социокультурное пространство исторической области / субъекта федерации в прошлом и настоящем (например, Новгородской земли, Владимиро-Суздальского княжества, Казанского ханства, Запорожской Сечи, области Войска Донского, Крымского ханства, Саратовской губернии, промышленного Юга России, Ставропольского края, Чечено-Ингушской АССР, Республики Крым и т. д. ) – региональный уровень); макрорегион (историческое, социокультурное и геополитическое пространство большого историко-культурного региона (например, Великая Степь, древнерусские княжества, Золотая Орда, постордынское пространство, Северный Кавказ и Закавказье, исторический Центр России, Сибирь, Дальний Восток, Русский Север, Туркестанский край, Новороссия и т. д. – субнациональный уровень); мегарегион (историческое, государственно-политическое, геополитическое и социокультурное пространство, объединяющее всю страну или всю страну и несколько граничащих и иных стран (например, Древняя Русь, Русское государство – Россия в XV-XVII вв. , Российская империя, СССР и страны социалистического лагеря, Российская Федерация и страны ближнего зарубежья – общенациональный и наднациональный уровень).

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q регион как многоуровневое понятие; регион как НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q регион как многоуровневое понятие; регион как поликультурный феномен, в котором живут и активно взаимодействуют носители различных образов и картин мира, ментальностных особенностей, этических основ, т. е. представители разных культурных общностей – культурноисторических, цивилизационных, этнонациональных, этнографических, локальнотерриториальных, религиозных, этнолингвистических и прочих; регион в контексте всемирной истории в прошлом и настоящем; история регионов и народов России, взаимодействие их культур в одном историческом пространстве ( «по горизонтали» ) и во времени ( «по вертикали» ); история межнациональных и межконфессиональных отношений на всех исторических этапах; укрепление экономических, социальных, политических, семейных и других связей между народами, населяющими различные регионы; российская история как история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи; предмет патриотической гордости - великий труд многонационального народа региона по освоению его географического и исторического пространства, в условиях суровой природы, формирование социума на многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости.

КАЛМЫКИ В ИСТОРИИ РОССИИ И ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q Наследники империи КАЛМЫКИ В ИСТОРИИ РОССИИ И ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q Наследники империи Чингисхана, Великой Ясы, создатели собственной письменности. Калмыки – донские и ставропольские казаки. Противостояние Сибирскому ханству, интеграции усилий казанских и крымских ханов во второй половине XVII в. Участие в войнах с Речью Посполитой и Крымским ханством (вторая половина XVII в. ) – сражения с гетманом Петром Дорошенко, бои за Чигирин, Чугуев, Харьков и др. Участие в походах и сражениях Петра I (второй азовский поход, Нарва, битва при Лесной, Полтавская битва, Персидский поход) Участие в войнах XVIII века (Семилетней войне, в русско-турецких и русско-иранских войнах, в русско-шведской войне, в «индийском походе» Павла I). Участие в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе русской армии, в т. ч. в Лейпцигской битве, во взятии Парижа. Создатель письменности Зая Пандита, Хан Аюка, военный инженер М. И. Сердюков, контр-адмирал российского флота Д. С. Калмыков, Серебджаб Тюмень, Д. И. Менделеев, В. И. Ленин, основоположник российского востоковедения, переводчик А. Д. Владыкин, зодчий Г. Калмыков, художники Михайло Калмык, А. Е. Егоров и др. 9

БУРЯТЫ В ИСТОРИИ РОССИИ И ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q q Сыграли БУРЯТЫ В ИСТОРИИ РОССИИ И ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q q Сыграли значительную роль в подписании Нерчинского, Буринского и Кяхтинского договоров и в присоединении Забайкалья (посольство Ф. А. Головина), строительство Селенгинского острога Ибрагимом Ганнибалом; Буряты – забайкальские казаки. Участие в войне 1812 года (Смоленск, Бородино, Париж). Буряты и декабристы. Буряты как сибирские предприниматели и купцы-меценаты. Буряты – переводчики (Буда Рабданов – читал лекции во Франции) Буряты – участники экспедиций Русского геошрафического общества – экспедиции П. А. Кропоткина, Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Свена Андерса Гедина (Дондок Иринчинов, Цокто Бадмажапов, Гомбо Шагдуров, Элбык-Доржи Челдонов) Буряты и тибетская медицина (Ч. -Д. Иролтуев, Ж. Бадмаев – крестник Александра III, лекарь Николая II и Распутина – идея строительства БАМа). А. Д. Старцев, А. П. Щапов, тайша Ниндак Вампилов, Доржи Банзаров. 10

 «НАШ КРАЙ» И «ЛОКУС» q q Традиционное краеведение: отдаёт предпочтение изучению исторических событий, «НАШ КРАЙ» И «ЛОКУС» q q Традиционное краеведение: отдаёт предпочтение изучению исторических событий, процессов, трансформаций, имевших место на определённой территории, очерченной определёнными, - чаще всего административно-территориальными - границами в конкретный период времени. «Локус» : совокупность микросообществ с их микроисториями, людей как субъектов исторического процесса: - особенности восприятия людьми происходящих событий, - их реакция на исторические процессы и трансформации, протекающие на уровне глобальной, национальной и региональной истории, - их поступки в этих обстоятельствах, которые связаны с культурными традициями, ментальностью, социально-психологическими мотивами; - представления людей о прошлом, настоящем и будущем, - формы проявления исторической памяти и её сакральных мест, выстраивание пантеона героев и антигероев, - стереотипы исторического сознания, этнические стереотипы, историческую мифологию, формы восприятия «своих» и «чужих» . Локальная история должна раскрываться в контексте региональной, федеральной и всемирной истории.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Локальная история опирается, прежде всего, на методологию социокультурного подхода. По мнению МЕТОДОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Локальная история опирается, прежде всего, на методологию социокультурного подхода. По мнению Л. П. Репиной, «согласно этому подходу, … в фокус внимания ставится человек как субъект действия, наделенный ментальными, ценностными, и этическими характеристиками, которые определяются исторически сформированным контекстом культуры, в свою очередь понимаемой как совокупность способов и результатов деятельности человека (включая идеи, ценности, нормы, образцы поведения)» .

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q человеческое, ценностное наполнение и измерение истории (интересы НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q человеческое, ценностное наполнение и измерение истории (интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей); история «общины» (мир-община, посад, деревня, крепостное поместье, город, колхоз, иной локальный социум и т. д. ); основные характеристики экономической и демографической ситуации в «общине» ; история рода и семьи, структура семьи и домохозяйства; системы родственных, дружеских и соседских связей, индивидуальные и коллективные социальные контакты; индивидуальная и групповая социальная и географическая мобильность, формы социальной солидарности; гендерные функции мужчин и женщин, представление о детстве; локальные политические структуры, формальные и неформальные средства социального контроля, распределения власти и влияния внутри «общины» ; культурные представления и влияния в локальном социуме; локальная культура с глубокими корнями в прошлом и связями с природным окружением, сочетающая традиции и новации; особенности исторической памяти локального социума; история повседневности.

ИСТОЧНИКИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q семейные истории и предания фотографии предметы быта ИСТОЧНИКИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q семейные истории и предания фотографии предметы быта устный эпос, легенды, сказания, предания, былины мифы (в том числе мифы об этнической / национальной / религиозной исключительности) анекдоты, слухи, письма, поздравительные открытки проповеди исторические сочинения памятники истории и культуры топонимы и этнонимы, ономастика музейные экспонаты, школьные и вузовские учебники разных лет популярные издания, политическая публицистика, газеты и журналы, плакаты документальные и художественные фильмы реклама, ритуалы художественная литература и изобразительное искусство

РИСКИ И ВЫЗОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q возможность использования потенциала РИСКИ И ВЫЗОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q возможность использования потенциала региональной истории в негативных целях (противопоставление федеральной истории и формированию общенациональногосударственной формы идентичности в условиях глобального нарастания центробежных тенденций; использование истории региона в интересах исторической политики, фальсификаций истории; формирование этноцентричного или религиоцентричного исторического сознания; разжигание противостояния различных моделей идентичности (глобалистские и национально-государственные, национально-государственные и локальнорегиональные, традиционные и модернизированные); конкуренция форм идентичности; конфликт идентичностей «в себе» ; проблема переосмысления идентичности; проблема региональной идентичности как проблема государственной безопасности, территориальной целостности, нерушимости границ государства; проблема использования региональных форм идентичности как фактор разжигания информационной войны и создания «образа врага» .

16 16

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ УКРАИНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА q Перекодировка общественного сознания ( «цивилизационная перевербовка» ) на ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ УКРАИНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА q Перекодировка общественного сознания ( «цивилизационная перевербовка» ) на этнонационалистических началах, полное размежевание с Русским миром ( «Украина – не Россия» ); q формирование новой идентичности ( «Украина – это Европа), подгоняемой под внешнеполитический выбор «элиты» и служащей её обоснованием; q идеал: «оранжевые мамы, оранжевые папы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют» .

ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ УКРАИНСКИХ ИСТОРИКОВ ДОКАЗАТЬ, ЧТО: q украинский народ имеет древнее и автохтонное происхождение, ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ УКРАИНСКИХ ИСТОРИКОВ ДОКАЗАТЬ, ЧТО: q украинский народ имеет древнее и автохтонное происхождение, и прародиной его была нынешняя территория Украины; q украинский язык, несмотря на его естественную историческую эволюцию, был присущ украинскому народу изначально; q несмотря на славное историческое прошлое, отмеченное великими открытиями и свершениями, в результате козней врагов украинский народ лишился независимости, государственности и благосостояния, попав в колониальное состояние; q его культура и язык оказались под угрозой полного уничтожения, а имя и достижения были приписаны другому народу; q в истории Украины были герои, не принявшие условия поработителей и всеми возможными способами боровшиеся за её независимость, пока историческая справедливость не восторжествовала.

УКРАИНСКАЯ ДОКТРИНА ИСТОРИИ q q q q Между Украиной и Россией нет ничего общего, УКРАИНСКАЯ ДОКТРИНА ИСТОРИИ q q q q Между Украиной и Россией нет ничего общего, а если и было, то лишь негатив. Россия препятствовала независимости Украины. История Украины - это история страданий, «несчастны не только Украина и ее история, но и язык, музыка, песни» . В текстах преобладает мотив сиротства, голода, болезни и неотвратимой смерти. (Это продукт мазохистской культуры). В Украине были и есть силы, которые всегда стремились к независимости и европейским ценностям, но этому выбору мешали «враги» , пытавшиеся поработить украинцев. Борьба за украинскую независимость была многовековой и упорной, в неё вовлекался весь украинский народ. Нынешняя власть в Украине проводит ту же политику, что и великие украинские деятели прошлого: И. Выговский, И. Мазепа, Д. Апостол, М. С Грушевский, С. Бандера и пр. Беды сегодняшнего дня объясняются бедами и обидами прошлого, что снимает с современной элиты ответственность за настоящее. Объединяющий миф: в отношении Украины была попрана историческая справедливость и её необходимо любой ценой восстановить. Началась эпоха исторической правды. На деле это сводится к попытке сплотить украинцев комплексом неполноценности, воспроизводя былые, нередко выдуманные исторические обиды и проецируя их на настоящее.

О РУССКИХ НА УКРАИНЕ q q q q Русские на Украине – не русские, О РУССКИХ НА УКРАИНЕ q q q q Русские на Украине – не русские, а украинцы, несознательные и забывшие о своём происхождении. Задача власти – помочь им вспомнить свои украинские корни, язык, культуру. Не допускается мысль о естественном равенстве народов, населяющих Украину, приоритет отдаётся «национально сознательным» этническим украинцам. Русские России присвоили себе имя украинцев (русь, русины), имя Украины. Руси, разрушили замечательный демократический «строй» казацкой Украины, подарив взамен отвратительный азиатский деспотизм. Образ России: это безжалостная и холодная, чиновничье-бесстрастная держава, несправедливо возникшая на северо-восточных окраинах святой Украины-Руси. Русские - не славяне, а смесь татар и угро-финнов. Наследие Древней Руси принадлежит только украинцам. Воспитание школьников в духе ненависти к соседнему государству, к почти половине собственного народа — это нарушение всех норм национального и международного права, грубейшее попрание собственной Конституции, не говоря уже об элементарных правах человек.

МЕССИАНСКАЯ РОЛЬ УКРАИНЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q Украина – граница между МЕССИАНСКАЯ РОЛЬ УКРАИНЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ q q q q Украина – граница между западной цивилизацией и восточным варварством русского византийского православия, мост в цивилизованную Западную Европу. Украина «. . . играла роль культурного центра Литовского государства» . Украинский ренессанс, взламывая барьеры московского культурного своеобразия, покорил духовный мир России. «Украинская культура стала той отдушиной, через которую Московское общество знакомилось с духовными достижениями западноевропейской цивилизации» . На протяжении XVII в. они подготовили плодородную почву для реформы Петра I… Несмотря на все усилия украинских миссионеров, им так и не удалось преодолеть вековую отсталость России и чудовищную жестокость её правителей. Роль Западной Украины - роль будущего «украинского Пьемонта» в борьбе за независимость от Москвы. К началу ХIХ в. «украинские земли Российской империи, сохранив православную конфессию, постепенно теряют свою культурно-этническую самобытность» . С другой стороны, западноукраинское общество под властью австрийских императоров, в жесткой борьбе с польской культурой сохранило свою культурно-этническую самобытность» .

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q q оптимальное ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ q q q q q оптимальное сочетание федеральной, региональной и всемирной истории; сочетание возможностей субстанциальной и рефлексивной истории регионов; включение в исторический нарратив сюжетов, связанных с разоблачением фальсификаций истории, использованием выводов исторической политики, преодолением стереотипов негативного восприятия истории народов и регионов, включение мер по предотвращению формирования образа врага; усиление мер по предотвращению формирования ксенофобии и экстремизма, этноконфессионального превосходства и неполноценности тех или иных народов и других общностей в подростково-молодёжной среде; обучение диалоговым методикам и элементам диалоговых технологий обучающих и обучающихся (выработка навыков понимания/эмпатии, создание пространства диалога на уроке, обучение способности проникновения в культурно-генетическое ядро социума, обучение навыкам культуротворчества); создание информационно-образовательной среды поликультурной направленности со свойствами диалогичности (интерактивности); распространение методик преподавания неоднозначно трактуемых, чувствительных, болезненно воспринимаемых исторических сюжетов (войн, конфликтов, противостояний в историческом прошлом); развитие конфликтологических и поликультурных компетентностей; широкое использование возможностей и мировоззренческо-воспитательного потенциала внеурочной деятельности по региональной и локальной истории.

 • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 24 • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 24