Скачать презентацию Психология религии Предтечей психологии религии можно считать Скачать презентацию Психология религии Предтечей психологии религии можно считать

Психология религии.pptx

  • Количество слайдов: 11

Психология религии Психология религии

Предтечей психологии религии можно считать немецкого философа Людвига Фейербаха, который в своей работе «СУЩНОСТЬ Предтечей психологии религии можно считать немецкого философа Людвига Фейербаха, который в своей работе «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» впервые в философии открыто заговорил о психологических механизмах религиозной веры, показал ряд компенсаторных моментов в психологии веры, описал механизм психологической объективации в религии человеческих желаний, потребностей и т. д.

С ученых Вильгельма Вундта и Ульями Джеймса начинается развитие взглядов психологов на религию и С ученых Вильгельма Вундта и Ульями Джеймса начинается развитие взглядов психологов на религию и религиозность личности

Эволюция взглядов в психологии религии • Первоначально существовало представление, что предмет психологии религии – Эволюция взглядов в психологии религии • Первоначально существовало представление, что предмет психологии религии – субъективный опыт верующего: его эмоции, восприятия, волевые акты, переживания и т. д. (Вундт, Джеймс и другие). • Затем это представление было подвергнуто критики как со стороны конфессиональных психологов, так и со стороны психологов бихевиористов, которые в принципе отрицали возможность и нужность исследовать субъективные состояния религиозных индивидов, а утверждали необходимость исследовать поведение субъекта в области религии. • Ученые обратили внимание, на то что граница между «внутренней и «внешней» сторонами религии прочерчена не так четко как представлялось сторонникам Джеймса или бихевиористам.

Открытие интерсубъективности В результате споров ученые пришли к выводу, что существуют религиозные явления, которые Открытие интерсубъективности В результате споров ученые пришли к выводу, что существуют религиозные явления, которые носят интерсубъективный характер и тем самым образуют большую пограничную область между «внутренним» и «внешним» . Таким образом, развитие психологии религии на протяжении первого века ее существования как науки, т. е. XX веке, привело к отказу сводить ее объект только к тому, что «является субъекту» в качестве его собственного переживания, и расширить круг интересов психолога настолько, что бы включить в него весь спектр явлений религиозной жизни.

Объект и предмет Объект психологии религии является религия как психический феномен. Сегодня предмет психологии Объект и предмет Объект психологии религии является религия как психический феномен. Сегодня предмет психологии религии составляют психологические аспекты и закономерности ВСЕХ религиозных явлений Или иначе, предметом психологии религии являются ЛЮБЫЕ стороны религиозной жизни, которые могут представлять интерес для психолога.

 • Взгляды на религию со стороны психологии в большинстве своем не разделяли ни • Взгляды на религию со стороны психологии в большинстве своем не разделяли ни верующие ни конфессиональные психологи. Представители религиозный традиций связывали свою веру не с опытом, которому не доверяли , а божественным откровением. Так возникает деление на неконфессиональную, и конфессиональную психологию религии. • Во главе конфессиональной психологии религии стоит не опыт, а общая природа души как homo religious. • Т. е. в конфессиональном подходе психология религии часть, инструмент религиозной антропологии.

Ссылаясь на количество верующих, общество принуждают принять идею конфессионального подхода к науке. Ссылаясь на количество верующих, общество принуждают принять идею конфессионального подхода к науке.

Место в системе научного знания • Психология религии является междисциплинарной отраслью научного знания, сформированной Место в системе научного знания • Психология религии является междисциплинарной отраслью научного знания, сформированной на стыке теологии, философии, этнографии, социологии, психологии. • Психология религии выступает в равной степени и как один из разделов религиоведения и как часть психологии. • Ученые спорят- относить ли психологию религии к психологии индивидуальной или социальной? • Большинство ученых склоняются к тому, что опыт показывает, что, во – первых, большинство концепций психологии религии, обязано своим возникновением психологии индивидуальной: бихевиоризм, психоанализ, глубинная психология, экзистенциальная психология и т. д. ; во-вторых, социальная психология крайне редко интересуется феноменами религиозной жизни.

Методы психологии религии • Методы в теоретической части заимствуются из какой-либо общей психологической теории. Методы психологии религии • Методы в теоретической части заимствуются из какой-либо общей психологической теории. Например, персональная психология и теория личности, психоанализ и теория бессознательного, бихевиоризм и теория поведения и т. д. • Методы в эмпирическом исследовании соответствуют общей традиции рационального знания о человеке: интроспекция, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев, , анкетирование, интервью, опросы.

Недостатки методов У всех научных методов при подходе к такому объекту как религия есть Недостатки методов У всех научных методов при подходе к такому объекту как религия есть свои преимущества и недостатки, однако это не означает невозможность научного, рационального изучения религии, как то хотят показать конфессионально ангажированные исследователи.