Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л.

  • Размер: 13.6 Mегабайта
  • Количество слайдов: 23

Описание презентации Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л. по слайдам

Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л. Р.  студентка ОС-304 Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л. Р. студентка ОС-

Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками:  • союзом мужчины и женщиныСемья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками: • союзом мужчины и женщины • добровольностью вступления в брак • члены семьи связаны общностью быта • вступлением в брачные отношения • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

  До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни.

Морган выделяет следующие формы семьи по соответствующим системам родства 1. Кровнородственная семья 2. Пуналуальная семья 3.Морган выделяет следующие формы семьи по соответствующим системам родства 1. Кровнородственная семья 2. Пуналуальная семья 3. Синдиасмическая или парная семья 4. Патриархальная семья 5. Моногамная семья

 • Кровнородственная семья - семья, основанная на браке между кровными родственниками.  От этой формы • Кровнородственная семья — семья, основанная на браке между кровными родственниками. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса. • Относится к Малайской системе родства

Малайская система родства.  • По этой системе все кровные родственники,  близкие и отдалённые, Малайская система родства. • По этой системе все кровные родственники, близкие и отдалённые, находятся в одном из следующих отношений родства: родители, дети, деды, внуки, братья и сестры. • Эта система возникла вместе с первой формой семьи — кровнородственной — и представляет собой важнейшее доказательство её древнего существования, так считает Льюис Морган.

 • Пуналуальная семья – семья,  образованная от кровнородственной постепенным исключением родных братьев и сестёр • Пуналуальная семья – семья, образованная от кровнородственной постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. • Относится к Туранской системе родства.

 • Синдиасмическая или парная семья - частично индивидуализировавшаяся семья,  в которой место больших групп, • Синдиасмическая или парная семья — частично индивидуализировавшаяся семья, в которой место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары. • Относится к Туранской системе родства.

 • Патриархальная семья – семья,  представляющая собой организацию известного числа свободных и несвободных людей • Патриархальная семья – семья, представляющая собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. • Относится к Туранской системе родства.

Туранская система родства.  • Эта система возникает тогда,  когда начинает господствовать пуналуальная семья иТуранская система родства. • Эта система возникает тогда, когда начинает господствовать пуналуальная семья и появляется родовая организация. Морган считает, что эта система могла возникнуть только тогда, когда на предыдущую систему родства, малайскую, повлияла родовая организация. А именно видоизменения произошли вследствие того, что стали ограничиваться брачные отношения между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными.

 • Моногамная семья – полностью индивидуализировавшаяся семья.  «В своей вполне развитой форме эта семья • Моногамная семья – полностью индивидуализировавшаяся семья. «В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов» . • Относится к Арийской системе родства.

Арийская система родства.  • Эта система выражает виды родства моногамной семьи.  Она не былаАрийская система родства. • Эта система выражает виды родства моногамной семьи. Она не была основана на туранской системе, как эта последняя — на малайской, но она сменила у цивилизованных наций прежнюю систему, что доказывается Морганом иным путём. • Туранская система была остановлена, а на её место был введён описательный способ — своеобразный переход от одной системы родства к другой. • Далее потребовалось такое великое учреждение, как родовая организация, чтобы изменить малайскую систему в туранскую, и столь влиятельное учреждение, как собственность с её правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьёй, чтобы устранить туранскую систему и сменить её арийской.

Последовательный ряд важнейших общественных и домашних учреждений, влияющих на развитие семьи от кровнородственной до моногамной ПерваяПоследовательный ряд важнейших общественных и домашних учреждений, влияющих на развитие семьи от кровнородственной до моногамной Первая стадия I. Промискуитетные связи. II. Групповой брак между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Отсюда: III. Кровнородственная семья (Первая стадия семьи). Отсюда: IV. Малайская система родства. Вторая стадия V. Организация на основе различия полов и обычай пуналуа, препятствующие браку между братьями и сёстрами. Отсюда: VI. Пуналуальная семья (Вторая стадия семьи). Отсюда: VII. Родовая организация, исключившая братьев и сестёр из брачного общения. Отсюда: VIII. Туранская и ганованская система и свойства.

Третья стадия IX.  Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшуюТретья стадия IX. Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшую ступень варварства. Отсюда: X. Брак отдельных пар, но без исключительности сожительства. Отсюда: XI. Синдиасмическая семья (Третья стадия семьи). Четвертая стадия XII. Пастушеская жизнь на равнинах в ограниченных областях. Отсюда: XIII. Патриархальная семья (Четвёртая, но не всеобщая стадия семьи). Пятая стадия XIV. Рост собственности и переход к наследованию по прямой линии. XV. Моногамная семья (Пятая стадия семьи). Отсюда: XVI. Арийская, семитическая и уральская системы родства и свойства и исчезновение туранской системы.

Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи:  • Матриархальная семья • Патриархальная семья • Индивидуальная семьяКовалевский создал свою периодизацию развития семьи: • Матриархальная семья • Патриархальная семья • Индивидуальная семья

Матриархальная семья • В данной семье счёт родства вёлся по матери,  но главным добытчиком пищиМатриархальная семья • В данной семье счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя. • Ковалевский считал, что при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье; • Главным всё же был мужчина – брат матери, муж, отец или материнский дядя.

Патриархальная семья • второй этап эволюции,  имеет вид общины,  состоящей из людей,  которыеПатриархальная семья • второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. • Зародыш распада патриархальной семьи, по его мнению, заключался в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю – отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы. • Для Ковалевского важным фактором для возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование.

Индивидуальная семья •  «Характерным для индивидуальной семьи является то,  что она представляет собой союз,Индивидуальная семья • «Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённый по добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти» . • Можно сделать вывод, что взаимность прав и обязанностей супругов придаёт индивидуальной семье совершенно новый характер союза на равных правах.

Одной из основ, на которой строится теория Энгельса, является соответствие трёх основных типов брака трём главнымОдной из основ, на которой строится теория Энгельса, является соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества. Дикость – групповой брак Варварство – парный Цивилизация – моногамия. Итак, отметим положения, выделенные Энгельсом в работе «Материнское право» : • у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения. • такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии • женщины пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей до полного господства женщин (гинекократии);

 • Энгельс говорит:  «Достаточно было простого решения,  что на будущее время потомство членов • Энгельс говорит: «Достаточно было простого решения, что на будущее время потомство членов рода мужчин должно оставаться внутри него, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца» . • Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почётного положения, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения.

 • Моногамия, по мысли Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, • Моногамия, по мысли Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки – именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. • Господство мужа в семье и рождение достоверно известных детей, наследующих его богатство, — такова была исключительная цель пожизненного единобрачия. • Словом, моногамия появилась как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во все предшествовавшие времена противоречия между полами.

 • Л.  Морган,  Ф.  Энгельс и М.  Ковалевский занимались исследованием предшествующих • Л. Морган, Ф. Энгельс и М. Ковалевский занимались исследованием предшествующих стадий становления семьи, так как понимали, что нельзя заниматься изучением современной, индивидуальной семьи и предполагать то, что произойдёт в будущем с этим социальным институтом • Они представляли современную семью, но они твёрдо знали, что эта ячейка общества будет прогрессировать, изменяться, вместе с самим обществом, пока в нём возникают новые взаимоотношения между людьми, а значит, появляются и новые движущие силы, зародыш которых необходимо разгадать.

Семья-главная ценность в жизни! Семья-главная ценность в жизни!