Скачать презентацию Программирование алгоритмов линейной структуры Основные конструкции языка Pascal Скачать презентацию Программирование алгоритмов линейной структуры Основные конструкции языка Pascal

Лб_ 1_осн_конструкции паскаля.ppt

  • Количество слайдов: 31

Программирование алгоритмов линейной структуры Основные конструкции языка Pascal Программирование алгоритмов линейной структуры Основные конструкции языка Pascal

1. Этапы решения инженерных задач с применением ЭВМ n 1 1. 2. 2 3 1. Этапы решения инженерных задач с применением ЭВМ n 1 1. 2. 2 3 4 3. 4. 5. 5 6 7 8 6. 7. 8. Постановка задачи Математическая модель задачи Разработка алгоритма и построение блок-схемы Составление программы Ввод и отладка программы Проверка правильности программы Проведение расчетов Анализ результатов

2. Основные конструкции языка PASCAL Константы - это величины, которые не изменяются в процессе 2. Основные конструкции языка PASCAL Константы - это величины, которые не изменяются в процессе выполнения программы Константы Числовые Логические (boolean) Целые (integer) Вещественные (real) Символьные(char)

Примеры записи констант n n n Целые Вещественные с фиксированной запятой Вещественные с плавающей Примеры записи констант n n n Целые Вещественные с фиксированной запятой Вещественные с плавающей запятой n 82 -5 n 7. 4 n -2. 3 е+4 0 +346 -0. 043 25. 0 -695 е-2

Запись констант Неправильно Правильно 7, 8 7. 8 28. 0 . 79 0. 79 Запись констант Неправильно Правильно 7, 8 7. 8 28. 0 . 79 0. 79 Е-3 1 е-3

n n n Переменные – это величины, которые могут изменяться в процессе выполнения программы n n n Переменные – это величины, которые могут изменяться в процессе выполнения программы и для обращения к которым нужно указать их имя. Имя переменной (идентификатор) последовательность букв латинского алфавита и цифр количеством не более восьми и начинающихся с буквы. В Паскале строчные и заглавные буквы не различаются: index, INDEX, Index. Для имени нельзя использовать служебные слова (program, begin, end и т. д. ) и названия функций ( например: sin, cos, . . . ).

Запись переменных Неправильно Правильно A+B F 28 M. Alfa 5 X X 5 Prim Запись переменных Неправильно Правильно A+B F 28 M. Alfa 5 X X 5 Prim 1 X_5 Студент Stud

К величинам целого и вещественного типов могут применяться арифметические операции: n n сложение, вычитание, К величинам целого и вещественного типов могут применяться арифметические операции: n n сложение, вычитание, умножение, деление. Для сложения, вычитания и умножения результат будет вещественным, если хотя бы одна величина, участвующая в операции вещественного типа, в противном случае результат будет целого типа. Для деления результат всегда будет вещественного типа

Для величин целого типа могут применяться операции : n n DIV - целочисленное деление Для величин целого типа могут применяться операции : n n DIV - целочисленное деление (дробная часть отбрасывается). MOD - остаток от целочисленного деления Например: n 28/10=2. 8 n 28 div 10=2 n 28 mod 10=8

Стандартные математические функции (PI- число пи 3. 14…) Стандартные математические функции (PI- число пи 3. 14…)

Арифметическое выражение – это последовательность констант, переменных , стандартных функций, разделенных знаками арифметических операций Арифметическое выражение – это последовательность констант, переменных , стандартных функций, разделенных знаками арифметических операций и круглыми скобками. Порядок действий в арифметическом выражении: n Скобки n Стандартные функции n / div, mod – слева направо n + , - - слева направо

Задание: Дано арифметическое выражение. 5*8/100*2 -3*1 е 2/(5*4) Записать порядок выполнения действий и подсчитать Задание: Дано арифметическое выражение. 5*8/100*2 -3*1 е 2/(5*4) Записать порядок выполнения действий и подсчитать результат.

ФОРМАТ ПРОГРАММЫ PROGRAM <Имя программы>; <Раздел описаний>; BEGIN <Раздел операторов>; END. ФОРМАТ ПРОГРАММЫ PROGRAM <Имя программы>; <Раздел описаний>; BEGIN <Раздел операторов>; END.

Раздел описаний Все переменные, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе описаний в Раздел описаний Все переменные, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе описаний в строке VAR, т. е. указаны имена переменных и тип присваиваемых им данных. Тип переменных отделяется от имени двоеточием. Тип данных определяет во-первых множество значений, которые могут принимать (хранить) переменные этого типа , во-вторых, множество операций, которые можно применять к значениям данного типа.

В программе может быть несколько строк VAR. Например: VAR A, I 5: INTEGER; X, В программе может быть несколько строк VAR. Например: VAR A, I 5: INTEGER; X, Y: REAL; F 1, Z 12: CHAR; VAR L: BOOLEAN;

Раздел операторов описывает последовательность действий, которые необходимо выполнить. Раздел операторов называется выполняемой частью программы. Раздел операторов описывает последовательность действий, которые необходимо выполнить. Раздел операторов называется выполняемой частью программы. Операторы при запуске программы выполняются последовательно сверху вниз.

Операторы в языке PASCAL Простые n. Присваивания n. Процедуры n. Перехода Структурные ( в Операторы в языке PASCAL Простые n. Присваивания n. Процедуры n. Перехода Структурные ( в их состав могут входить другие операторы) n. Составной n. Варианта n. Условия n. Цикла n. Оператор над записями n. Пустой оператор

Оператор присваивания <переменная >: = <выражение >; При выполнении оператора присваивания сначала вычисляется значение Оператор присваивания <переменная >: = <выражение >; При выполнении оператора присваивания сначала вычисляется значение выражение в правой части оператора присваивания, после этого переменной, указанной в левой части, присваивается вычисленное значение. При этом переменная и выражение должны быть одного типа.

ВВОД Операция ввода READ(<Список ввода>); READLN (<Список ввода>); Эти операторы вводят значения с клавиатуры ВВОД Операция ввода READ(<Список ввода>); READLN (<Список ввода>); Эти операторы вводят значения с клавиатуры и присваивают их последовательно элементам из списка ввода. Выполнение программы не продолжится до тех пор, пока не будет введено столько значений, сколько переменных указано в списке ввода <Список ввода>- переменные через запятую

ВЫВОД Операция вывода: WRITE (<Список вывода>); WRITELN (<Список вывода>); Эти операторы выводят в окно ВЫВОД Операция вывода: WRITE (<Список вывода>); WRITELN (<Список вывода>); Эти операторы выводят в окно последовательно значения из списка вывода.

<Список вывода> - константы, переменные, арифметические выражения и строки через запятую. WRITE /писать/ - <Список вывода> - константы, переменные, арифметические выражения и строки через запятую. WRITE /писать/ - после выполнения оператора курсор устанавливается последнего выведенного символа WRITELN /писать строку/ - после выполнения оператора курсор устанавливается в начале следующей строки

Формат вывода: <целое>: n <Вещественное с плавающей запятой>: n <Вещественное с фиксированной запятой>: n: Формат вывода: <целое>: n <Вещественное с плавающей запятой>: n <Вещественное с фиксированной запятой>: n: m Здесь n- количество позиций, отводимых на экране для числа m - Количество цифр после запятой

Примеры вывода в формате: Примеры вывода в формате:

Задача 1. Вычислить значение выражения: Задача 1. Вычислить значение выражения:

1. Постановка задачи n Исходные данные: n Результат: Q A , B, P 1. Постановка задачи n Исходные данные: n Результат: Q A , B, P

2. Математическая модель 2. Математическая модель

3. Блок-схема алгоритма 3. Блок-схема алгоритма

4. Программа на языке Pascal program Lin 1; var a, b, p, q: real; 4. Программа на языке Pascal program Lin 1; var a, b, p, q: real; begin write('ввести величины a, b, p: '); readln(a, b, p); Q: =3. 76 E-3*(ln(a/(2*b))/ln(10))exp(3*Ln(1+p))/(1+s. Qr(p)); writeln('Q=', q: 12: 5); end.

5. Ввод и отладка программы 5. Ввод и отладка программы

6. Тестовый пример: Известно, что lg 10=1 Подберем исходные данные так, чтобы аргумент стандартной 6. Тестовый пример: Известно, что lg 10=1 Подберем исходные данные так, чтобы аргумент стандартной функции совпадал с вышеуказанным. Р возьмем равным 1, чтобы степени вычислять легче: A=20; B=1; P=1. Результат Q=-3, 99624

7. Проведение расчетов n Если результат тестового примера, вычисленный вручную совпадает с результатом, полученным 7. Проведение расчетов n Если результат тестового примера, вычисленный вручную совпадает с результатом, полученным при выполнении программы, значит можно считать программу правильной.