Скачать презентацию Профессиональная этика юриста Предмет и функции этики Скачать презентацию Профессиональная этика юриста Предмет и функции этики

Профессиональная этика юриста.pptx

  • Количество слайдов: 63

Профессиональная этика юриста Предмет и функции этики Профессиональная этика юриста Предмет и функции этики

Юридическая этика • — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников Юридическая этика • — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. • Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

 • Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, • Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. • В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

ФУНКЦИИ • Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему ФУНКЦИИ • Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм ориентиров, норм требований, норм запретов, норм рамок, ограничений, а также норм образцов (этикет). • Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

 • Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в • Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. • Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

 • Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом • Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. • Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

 • Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных • Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя» , поддержку и взаимовыручку.

Соотношение понятий «этика» , «мораль» , «нравственность» . • Слова «нравственность» , «мораль» , Соотношение понятий «этика» , «мораль» , «нравственность» . • Слова «нравственность» , «мораль» , «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Выше было сказано, что слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай. • Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль» . Например, «нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав» . Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

 • В первоначальном значении «этика» , «мораль» , «нравственность» – разные слова, но • В первоначальном значении «этика» , «мораль» , «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. • Если подходить к значению понятий «мораль» и «нравственность» с научной позиции, под моралью следует понимать субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы поведения людей. Нравственность выступает как объективные оценки поступков людей; высшие ценности.

 • Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного • Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, заключающийся в добровольном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. В этике существует понятие нравственного закона, означающего предписание делать добро и не делать зла. • Можно выделить также культурно языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

 • В целом попытки закрепить за словами «этика» , «мораль» , «нравственность» различный • В целом попытки закрепить за словами «этика» , «мораль» , «нравственность» различный содержательный смысл и соответст венно придать им различный понятийно терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаме няемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл при дается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравствен ной) илософией, а для ф обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (професси ональная тика, э этика бизнеса). • «Этика» - наука, область знания, а «мораль» или «нравственность» , изучаются этикой, это ее предмет.

Природа и исторические формы нравственности (коллективистская, сословная, индивидуалистическая). • Принцип коллективизма (общинности) • Для Природа и исторические формы нравственности (коллективистская, сословная, индивидуалистическая). • Принцип коллективизма (общинности) • Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т. е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

 • Единство и взаимность в сообществе поддерживались по золотому правилу нравственности: • чего • Единство и взаимность в сообществе поддерживались по золотому правилу нравственности: • чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка); • относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка). • Индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной. • Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности – знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

 • Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети» : низшие • Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети» : низшие должны почитать высших, а высшие – заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества. • Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря, в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть: • хорошего рода ( «благородным» ); верным своему господину; верным данному слову (обету); храбрым; благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков); щедрым. • Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве «ближнего» , упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как «воин Христов» , он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения. • Нравы и обычаи это устойчиво проявляющиеся в Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения. • Нравы и обычаи это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

 • Конкретный человек всегда находится в состояния выбора приоритетов целей, мотивов, потребностей, учитывая • Конкретный человек всегда находится в состояния выбора приоритетов целей, мотивов, потребностей, учитывая ожидания как собственные, так и субъектов внешней среды. От структуры этих приоритетов зависит поведение человека. Имеется ли у него приоритет социальных мотивов перед личными или хотя бы внимание к интересам общества, коллектива, других людей — от этого зависит и отношение общества к нему, и оценка результатов его деятельности. Посмотрим, как то же понятие поведения трактуется в «Словаре по этике» *: • Поведение — совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных показателей, как намерения, побуждения и др. , т. е. поведение дает больше оснований для нравственной оценки человека, чем поступок, мотив, средство, цель, поскольку поведение — это система, это относительно устойчивое явление. К. Маркс считал, что поведение — единственный объективный показатель нравственного облика человека, его моральных качеств, в том числе мотивов. •

Структура морали. Свойства и функции морали. • Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками Структура морали. Свойства и функции морали. • Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль - это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей.

 • Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее • Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: • нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье); • нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения); • нравственные нормы (образцы поведения); • нравственные чувства.

 • Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, • Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др. , выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях. •

Этика права и нравственные основания современной правовой теории. • Моральное содержание права определяется не Этика права и нравственные основания современной правовой теории. • Моральное содержание права определяется не только этическими началами законодательства, но и моральными требованиями, которые предъявляются к лицам, осуществляющим и правотворческую, и правоприменительную деятельность. Наличие в Гражданском кодексе оценочных категорий требует соответствующих моральных качеств судей. Обусловленность решений правоприменителя моральными убеждениями проблема, практически не исследованная в отечественной науке права. Данное положение в полной мере распространяется на административные органы власти, деятельность которых связана с принятием решений по усмотрению.

 • Повышение моральности правоприменителей может осуществляться по нескольким направлениям: • 1. Принятие этических • Повышение моральности правоприменителей может осуществляться по нескольким направлениям: • 1. Принятие этических профессиональных кодексов. Они играют важную роль в установлении нравственных параметров поведения субъектов, позволяют исключить конфликт интересов. Кодексы используются в формальных процедурах, в результате которых в ряде случаев люди могут быть исключены из данного профессионального сообщества за нарушение стандартов профессиональной этики. • 2. Формирование у будущего юриста нравственно юридического мировоззрения, имеющего аксиологическим ядром высшие ценности свободу, справедливость, равенство. Подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования, ибо недостаток знаний можно впоследствии пополнить усиленным самообразованием, а отсутствие «морального стержня» ничем не компенсировать. Этому юристу — следователю, прокурору, судье, в каждом конкретном случае придется решать, что является не только законным, но еще и справедливым.

Основные этические проблемы правовой деятельности (эвтаназия, смертная казнь, клонирование и др. ). • Эвтаназией Основные этические проблемы правовой деятельности (эвтаназия, смертная казнь, клонирование и др. ). • Эвтаназией от греческих слов «eu» (хорошо) и «tha'natos» (смерть) – принято называть приближение смерти больного по его просьбе какими либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Сам термин «эвтаназия» ввел английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) для обозначения легкой безболезненной смерти. В современных публикациях на русском языке используются два варианта передачи этого греческого слова: «эвтаназия» и «эйтаназия» .

 • В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей • В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). • Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца» ) выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.

 • Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном • Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале в 1998 году, 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти. • Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах: «Убийство из милосердия» происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход. «Самоубийство, ассистируемое врачом» происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

 • Собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает • Собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки. • Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии (как, впрочем, и пассивной) заключается в попытках оправдать умышленное причинение врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его близких.

Идеалы и нравственные ценности. • Идеал высший образец чего либо, достойный уважения, восхищения, изучения, Идеалы и нравственные ценности. • Идеал высший образец чего либо, достойный уважения, восхищения, изучения, подражания. Идеал от французского слова (idealis вид, образ, идея). Идеал это высшая степень позитивного качества в культуре и в искусстве. Этичнеские идеалы проявляются в различных явлениях общественной жизни. Идеалы бывают духовные и материальные, субъективные и объективные, синтетические, рукотворные и естественно природного происхождения и др. • Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между должным и сущим: • достоинством человека и реальными условиями жизни; • обликом земного человека и образом Иисуса Христа. Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ мученика, аскета.

 • Идеал является ценностным и императивным представлением (утверждает безусловное, положительное содержание поступков), определяющим • Идеал является ценностным и императивным представлением (утверждает безусловное, положительное содержание поступков), определяющим содержание добра и зла, должного и т. д. Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма. Моральный идеал - это: • универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном; • образ совершенных отношений между людьми; • устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал); • высший образец нравственной личности.

 • Личный моральный идеал человека - это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он • Личный моральный идеал человека - это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он должен иметь социальную значимость. Аспекты личного идеала: • чувственно эмоциональный (представления о личном счастье); • понимание цели и смысла жизни; • мотивы деятельности; • отношение к другим людям. Содержание идеала определено социальной средой. Формирование идеал, это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир индивида. В основе идеала могут лежать индивидуальная нравственная программа, положительный пример и т. д.

 • Основные функции идеала: • определение цели нравственной деятельности человека; • побуждение человека • Основные функции идеала: • определение цели нравственной деятельности человека; • побуждение человека к нравственным поступкам; • объединение должного и сущего; • определение морального облика человека. Моральный идеал может быть основан на социальном идеале. Социальный идеал: • определяет образ жизни и деятельности общества; • включает моральные установки; • нравственно ориентирует общество • Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

 • Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими • Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями» . Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Мораль как фундамент правовой культуры. • Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется Мораль как фундамент правовой культуры. • Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется расширением области действия судебной власти. В настоящее время суды все чаще взыскивают не только материальный, но и моральный ущерб, защищают авторские права, интересы потребителей. Отчасти это связано и с появлением новых форм преступности (в экономической сфере, в сфере защиты информации и др. ), криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности. Открытыми моральными проблемами называются сложные нравственные коллизии, имеющие различные (как правило полярные) подходы к своему решению. Их обсуждение всегда вызывает широкий общественный резонанс, так как они обращены к проблеме ценности человеческой жизни.

 • Многие открытые моральные проблемы связаны с интенсивным развитием биомедицинских наук (эвтаназия, искусственное • Многие открытые моральные проблемы связаны с интенсивным развитием биомедицинских наук (эвтаназия, искусственное оплодотворение, трансплантация органов и тканей и др. ). Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.

 • В древнем мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником • В древнем мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником норм морали и права признавался божественный закон. Древнегреческий общественный деятель и законодатель Ликург (VIII век до н. э. ) разработал «Кодекс законов, нравов и обычаев» . Римский юрист Цельс первым дал определение права: «право есть наука о добром и справедливом» . Отсюда следует, что в древнем мире мораль и право были неразделимы. • В позднеантичном обществе начал формироваться новый тип человека, способный на самостоятельные поступки и личную ответственность. Отчасти этому способствовало возникновение римского права, что привело к относительному разделению морального и правового регулирования. В определенном смысле этот процесс был связан и с распространением христианства, которое провозгласило идею равенства (всех людей перед богом, а следовательно и перед законом).

 • В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали • В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права. • Для понимания сущности и специфики морального и правового регулирования следует уяснить черты сходства и различия между моралью и правом.

 • Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования • Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие и хулиганство осуждается как правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию в обществе стабильности и порядка. Различия: право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет общественного мнения, право требует только соблюдения установленных законов.

Природа и содержание добра и зла. • Добро и зло связаны тем, что они Природа и содержание добра и зла. • Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друга. Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они и своему онтологическому статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы. • В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, Дьявол). Таким образом, существуют две точки зрения на причины возникновения добра и зла. • 1. Эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека. Доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания; злое – то, что порождало несчастья и страдания.

 • 2. Вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или • 2. Вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них: • - добро – веление Бога /// - зло – Дьявола. • Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т. д.

 • Итак, в выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно • Итак, в выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична (вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности). Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно, ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение. • Нормативно ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала или высшего блага, а тем, каково его содержание.

 • В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и • В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т. д. Если нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

 • а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении • а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними. • б) Как человеческие качества добро, т. е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т. е. злобное – во враждебности, насилии. • Нормативно ценностное содержание добра и зла различно в обыденном, религиозном и светском понимании. • Человек постоянно сталкивается с добром и злом в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Проблема ненасилия и право. (борьба за справедливость) • Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Проблема ненасилия и право. (борьба за справедливость) • Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. Непротивление злу, будучи свидетельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом, не рассматривалось в качестве пути преодоления самого зла или, если выражаться мягче, эта очищающая роль ненасилия была слабо акцентирована.

 • Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с • Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Г. Торо. Л. Н. Толстого, в особенности М. Ганди и М. Л. Кинга, их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. теоретическая конструкция, но прежде всего как сумма практических опытов, характерны, по крайней мере, два важных момента.

 • Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное, • Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное, при том более действенное, чем другие, и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба есть единственно возможный и реальный путь к справедливости. Она вносит изменения в мир, является завязью нового справедливого, отвечающего идеалам любви и правды типа отношений между людьми. Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм ожидания конца ненавистного мира. а героизм ответственного поведения.

 • Основные методы ненасильственной теории. • Методы ненасильственного протеста и давления убеждением: публичные • Основные методы ненасильственной теории. • Методы ненасильственного протеста и давления убеждением: публичные речи, письма, декларации, массовые петиции, лоббизм, молитвы, братание, религиозные и светские процессии, ассамблеи протеста, митинги, пикеты, демонстрации, сидячие забастовки, и т. д. • методы не сотрудничества: метод социального не сотрудничества социальный бойкот, акции гражданского неповиновения, отказ от воинской службы и д. р. Метод экономического не сотрудничества стачки, забастовки. Метод политического не сотрудничества различные формы политических бойкотов, уходы из правительственных учреждений и д. р. • Методы ненасильственного вмешательства вступление в запрещенную зону, окружение военных объектов, установление новых альтернативных социальных направлений и т. д.

Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста. • Общими в этических правилах представителей Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста. • Общими в этических правилах представителей всех юридических профессий будут принципы справедливости, независимости, беспристрастия, добросовестности, честности, порядочности, гуманности и т. д. • Цели профессиональной этики юриста: • Профессиональная этика юриста помогает регулировать отношения адвоката с судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами. • Участники нравственных отношений, вступая в них и действуя соответствующим образом, так или иначе мотивируют свои поступки и поведение.

 • Мотив является основанием поступка. Он представляет собой внутреннее побуждение к действию, заинтересованность • Мотив является основанием поступка. Он представляет собой внутреннее побуждение к действию, заинтересованность в его совершении. Мотив реализуется в цели. Цель же это желаемый результат предпринимаемого субъектом действия или поступка. Участники уголовно процессуальных отношений, действуя в пределах установленных законом рамок, преследуют разные цели и, стремясь к их достиже нию, используют разные средства. • Проблема соотношения цели и средства одна из важнейших в этике. Она приобретает правовой аспект, едва мы коснемся права и правоприменения. В узкой сфере уголовного процесса можно констатировать эволюцию в подходе к ее решению как в праве, так и в нравственном сознании.

 • Если инквизиционный процесс был подчинен цели изобличить преступника во что бы то • Если инквизиционный процесс был подчинен цели изобличить преступника во что бы то ни стало, чтобы затем жестоко его покарать "в назидание другим", то и средства, предназначенные для ее достижения, согласовывались с этой целью. Система доказательств "сосредоточилась на показаниях и прежде и главнее всего на собственном сознании и оговоре. Это сознание надо добыть во что бы то ни стало не убеждением, так страхом, не страхом, так мукою. Средством для этого является пытка. . . Судья допытывается правды и считает за нее то, что слышит из запекшихся от крика и страданий уст обвиняемого, которому жмут тисками голени и пальцы на руках, выворачивают суставы, жгут бока и подошвы, в которого вливают неимоверное количество воды. Этого нельзя делать всенародно и суд уходит в подземелье, в застенок", так писал А. Ф. Кони о цели и средствах в средневековом уголовном процессе.

Свобода и нравственность. • Дефицит нравственных начал в современном обществе требует целенаправленного культивирования личностного Свобода и нравственность. • Дефицит нравственных начал в современном обществе требует целенаправленного культивирования личностного бытия, важным измерением которого выступает единство свободы и нравственности. Свобода воли, сознание, включая не только разум, но и желания, познание действительности (необходимости), самосознание, ценностная определённость в социокультурном контексте, – словом, всё относящееся к содержанию свободы, существенным образом влияет на формирование ответственности. Она же, будучи эпицентром нравственности, способствует подъёму самой свободы на более высокий и зрелый уровень.

 • Соловьев видит в свободе этический феномен. В его рукописи «Вселенское христианство» соотношение • Соловьев видит в свободе этический феномен. В его рукописи «Вселенское христианство» соотношение свободы и необходимости рассматривается в разделе о нравственности. Положительной, или разумной свободой (в отличие от отрицательной – эгоистической, или безразличной) может считаться, по его мнению, лишь такая, которая просветлена нравственным сознанием, соответствует нравственной необходимости. Это – «свобода, обусловленная искренним подчинением тому, что свято и законно» . Ее внутреннее самоограничение означает не обеднение, а обогащение, одухотворение. Человек – это в принципе одухотворенная самость. Безнравственная свобода – такой же нонсенс, как несвободная нравственность.

Свобода как этическая и правовая проблема. • Свобода – осуществление общественных и личных действий, Свобода как этическая и правовая проблема. • Свобода – осуществление общественных и личных действий, как только нравственных, так и нравственных, но имеющих юридическое значение. В данное понятие мы также включаем, для целей работы, способность самости или психе индивида давать нравственную оценку своим мыслям и действиям, равно как нравственности вообще как мировоззренческой категории.

Свобода и ответственность: нравственное содержание и политико-правовое измерение. • Право служит официальным мерилом действующей Свобода и ответственность: нравственное содержание и политико-правовое измерение. • Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития. А также и мера социальной ответственности. • Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, – писал он, – где господствует закон, а не произвол» . Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. Пожалуй, только Лев Толстой, вопреки всему, считал право насилием над личностью.

 • Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) • Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. • Теорию взаимодействия права, свободы и интереса глубоко разработал упомянутый выше Рудоль Иеринг. Русский юрист Н. М. Коркунов также видел назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу» , заявляя: «Немыслимо право, которое бы всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение» . • Иными словами, право предполагает не только санкции, но и разрешение, дозволение, возможность (в рамках закона) личного усмотрения, выбора.

 • Конечный (глубинный) источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, • Конечный (глубинный) источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы. Н. А. Бердяев писал, что право – «это лишь минимум человеческой свободы» . Но без правовых форм и средств в государственно организованном обществе невозможно «юридическое признание» свободы, ее выражение, закрепление и «распределением в индивидуальное пользование. Важно ведь не только достигнуть известного уровня свободы, но и соответствующим образом распорядиться ею, законодательно оформить, сделать доступной для людей, поставить на службу обществу.

Нравственные основы социального (профессионального) взаимодействия. Долг и совесть. Этика ригоризма в сфере правовой деятельности Нравственные основы социального (профессионального) взаимодействия. Долг и совесть. Этика ригоризма в сфере правовой деятельности и отношений. • Понятие долга ввел в античную философию Сократ. В чем заключается долг человека в понимании стоиков? Во первых, в познании необходимости и подчинении ей. Во вторых, в развитии своей воли и формировании внутреннего мира. В третьих, в достижении особого душевного состояния внутренней свободы, невозмутимости и спокойствия. Наконец, долг состоит в том, чтобы «быть человеком» в любых ситуациях.

 • Долг - чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. По • Долг - чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. По И. Канту: «долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону» , то есть в основе нравственного мотива, по Канту, лежит чувство внутреннего долга. Совесть - способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностей. Совесть также можно определить как чувство неисполненности долга.

 • Совесть представляет способность человека критически осмысливать свои поступки и переживать их, эмоционально • Совесть представляет способность человека критически осмысливать свои поступки и переживать их, эмоционально реагировать на собственные оценки. Она представляет автономную, по сути независимую от мнения окружающих способность человеческого сознания. В этом совесть отличается от другого контрольного механизма сознания стыда. Стыд и совесть, в общем, довольно близки. В стыде отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих, но, в отличие от совести, в стыде более четко, более формально определяются критерии несоответствия. Они всецело заданы здесь со стороны правил приличия, выработанных данной общностью, группой и т. д. , в то время как в совести человек в гораздо большей степени самостоятельно определяет критерии оценки. И стыд, и совесть являются специфически нравственными чувствами сознания вины.

Нравственность и право: проблема соотношения. • Проблемы соотношения морали, нравственности и права всегда являлись Нравственность и право: проблема соотношения. • Проблемы соотношения морали, нравственности и права всегда являлись достаточно неоднозначными, что проистекает уже из самой неопределенности данных понятий, поскольку прежде чем рассматривать проблемы, связанные с каким либо понятием, в том числе и с понятием "право", необходимо, как представляется, дать определение самого понятия. • В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

 • В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, • В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”. • Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.

 • Вообще, следует отметить, что проведение линии отличия между правом и нравственностью таким • Вообще, следует отметить, что проведение линии отличия между правом и нравственностью таким образом, что право остается во внешнем, а нравственность – во внутреннем мире человека, имеет под собой некоторые основания. • В частности, система норм права устанавливается обществом, являющимся для каждого человека внешним фактором, в то время как морально нравственные нормы, хотя и также формируются в результате принятия каких либо норм большинством общества, получают все же своеобразное преломление во внутреннем мире человека и допускают несколько различное толкование, в то время как толкование норм права не зависит от их восприятия данным субъектом.

Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их разрешения. САМОСТОЯТЕЛЬНО ОППОНЕНТАМИ ИЛИ С ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ТРЕТЬИХ Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их разрешения. САМОСТОЯТЕЛЬНО ОППОНЕНТАМИ ИЛИ С ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ТРЕТЬИХ ЛИЦ Затухание конфликта Разрешение конфликта ПОТЕРЯ МОТИВА К БОРЬБЕ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ МОТИВА ИСТОЩЕНИЕ РЕСУРСОВ, СИЛ Урегулирование конфликта Переговоры Устранение конфликта ПЕРЕВОД ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ ОППОНЕНТОВ НА ДР. МЕСТО РАБОТЫ СОТРУДНИЧЕСТВО СГЛАЖИВАНИЕ КОМПРОМИСС УСТУПКИ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ИЗЬЯТИЕ ОБЪЕКТА КОНФЛИКТА

Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность. • Справедливость мера соответствия между содержанием того Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность. • Справедливость мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справедливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности ( «больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог» ).

 • Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип • Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей» . Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: • а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и • б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем. • В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.

 • Достоинство нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, • Достоинство нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» . • Ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.