ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
Категория бытия ‒ это универсальная категория, обладающая предельным уровнем обобщения и общемировоззренческой направленностью.
Любая форма общественного сознания (мифология, религия, филосо фия, наука) предполагает анализ общих принципов существования мироздания ( «предельных оснований» бытия) Общ ность темы исследований продиктована необходимостью: рационального осмысле ния мироздания осмысле ния происхождения мироздания осмысления вещественной и пространственно временной структуры мироздания поисков смысла существования мироздания
Сопряжение бытия мира и бытия человека определяет необходимость осознания смысла человеческой жизни в контексте целесообраз нос ти природных процессов Построение любой теоретической модели мира требует анализа категорий предельной степе ни общности Актуальность проблемы бытия
Категория бытия ‒ это предметная область онтологии. Онтология (гр. ontos – сущее и logos – понятие, учение, слово) ‒ учение о сущем, о бытии как таковом, т. е. исходная, наиболее общая философская категория. Задача онтологии ‒ исследование наиболее общих мировоззренческих проблем, среди которых ‒ и проблема бытия.
Материальная и ду ховная деятельности человека Потребность в постижении смысла бытия Осознание основ и целесообразности существования ма териального мира, общества и человека Придание бытию реального смысла ‒ одна из основных задач философии, её «основной вопрос» . ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ: 1. СМЫСЛ БЫТИЯ МИРОЗДАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАКОНАМИ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИ ТИЯ. 2. СМЫСЛ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ КООРДИНАЦИИ СМЫСЛА ЧЕЛО ВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ С БОЛЕЕ ОБЩИМ СМЫСЛОМ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Философская проблема бытия ‒ это проблема осознания «исходных начал» , «первых причин» , целей и смысла существования мира в его целостности, системности и развитии; мира, который определяет смысл человеческого существования. В истолковании бытия наблюдается противоборство материалистического (основания бытия материальные) и идеалистического (основания бытия идеальные) подходов.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ Категория Бытие человека Социально е бытие Материаль ное бытие Идеальное бытие Небытие Ноуменаль ное бытие Феноменал ьное Содержание категории Реально существующая, объективная, самодостаточная, вечная и бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее. Существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека (реальность и для других людей, и для него самого). Существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества. Существование матери ального как самостоя тельной реальности в ви де вещей и явлений при роды, окружающего мира. Существование идеального как самостоятельной реаль ности в форме индивидуали зированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духов ного бытия. Реальное состояние, противоположное бытию. Бытие, существующее реально и независимо от сознания (от слова «ноумен» ‒ вещь сама по себе). Кажущееся состояние, бытие, каким его видит познающий субъект (от слова «феномен» ‒ явление, данное в опыте).
ЭТАПЫ В ТРАКТОВКЕ БЫТИЯ Первый период ‒ мифологическое истолкование бытия. Второй период связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология) Третий период (начинается с философии И. Канта) ‒ бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека Современная немарксистская философия переосмысливает бытие исходя из анализа человеческого существования
ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Элейская школа античности (VI V вв. до н. э. ). • Учение элеатов заменило мифологическую форму общественного сознания философской • Рассматривала принцип существования (бытия) как специфический объект философской мысли. Парменид (V IV вв. до н. э. ). • Ввёл понятие «бытие» в философию. • Первым стал оперировать понятиями предельной степени общности (бытие ‒ сущее и небытие ‒ несущее). • Сормулировал две основные философские проблемы: проблему соотношения бытия и небытия и про блему отношения бытия и мышления.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ПАРМЕНИДА Проблема соотношения бытия и небытия. 1. Бы тие представляет собой огромный шар, непод вижно покоящийся в центре мироздания. 2. Мир есть бытие вещественное, небытие же есть нечто соотносимое с пустым пространством. 3. Бытие существует, не бытие ‒ нет (его нет во Вселенной). 4. Парменид оставляет бытие без возникновения, поэтому «Бог ‒ неподвижен, конечен и имеет форму шара» . Проблема отношения бытия и мышления. В учении Парменида о бытии присут ствует «отождествление» мысли с предметом мысли
Созданная Парменидом метафизическая картина бытия была основана на недоверии к чувственному познанию. Истинное бытие по стижимо только разумом. Так появляется идея Абсолютной Мысли. Бытие есть Мысль. Од нако это не мысль человеческого разума, а Абсолютная Мысль, Логос, Космиче ский Разум.
ТРАКТОВКИ БЫТИЯ В АНТИЧНОСТИ Парменид ‒ бытие неизменно. Гераклит ‒ бытие изменчи во. Платон ‒ истинное бытие образует мир идей. Аристотель ‒ существуют различные уровни бытия: от чувственного до интеллигибельного (сверхчувственного, постигаемого только разумом).
Общемировоззренческие установки античной философии 1. Подлинное бытие является универсальной характеристикой мироздания. Оно предстает как «начало начал» , «причина причин» и содержит в себе все предельные характеристики мира (единство, неизменность, упорядоченность, необходимость, гармония и др. ). В бытии заключается вся полнота совершенств, среди которых главными считались Истина, Благо, Добро.
2. Подлинное бытие есть некая идеальная реальность (Абсолютная Мысль, Логос, Космический Разум), которая «затеня ется» вещественным (чувственно материальным) миром. Поэтому она постижима лишь абстрактным мышлени ем человека, которое оперирует понятиями высокой степени обобщения (категориями). Разум человека посредством оперирования такими категориями способен познавать истину без эмпирических данных чувственного опыта.
3. Подлинное бытие определяет смысл человеческого существования. Если же оно отлично от материального бытия, то цель человеческой жизни должна быть направлена не на удовлетворение мирских потребностей, а на единение с Абсолютной Реальностью, постижение которой принесет человеку Высшее Благо.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Открыла две формы бытия Бытие божественное (соотнесено с истинным бытием ‒ Богом) ‒ подлинное, сверхчувственное Бытие сотворённое (соотнесено с Божьим творением) ‒ существование человека
НОВЫЕ МОМЕНТЫ В ПОНИМАНИИ БЫТИЯ Христианская философия стала рассматривать бытие не космологически (как Космический Разум), а теистически (как христианского Бога) Согласно средневековой метафизике, подлинное бытие есть Бог, который Своей волей, премудростью и силой творит мир
Человек, являясь вен цом творения Бога, создан «по образу и подобию Божию» , а потому субъ ективная реальность, духовный мир личности есть «искра Божия» , или частица подлинного (божественного) бытия
Философия эпохи Возрождения и Нового времени Отожде ствляет бытие с природным, материальным началом; формируется натуралисти ческая концепция бытия. В качестве Абсолютной Реальности выступает природа.
В Новое время философская мысль создает три модели бытия Монистическая • Б. Спиноза, отождествляя Бога с природой, исходит из единой и само достаточной субстанции модель Дуалистическая • Р. Декарт, постулирует и рассматривает в качестве основы бытия две субстанции ( «мышления» и «протяжения» ) модель Плюралистичес кая модель • Г. Лейбниц, утверждая бесконечную множественность субстанциальных основ мироздания ‒ монад, упорядочивает их посредством божественной «предусмот ренной гармонии» Во всех этих моделях сохраняется идея Бога
Французское Просвещение (Ж. О. Ламетри, Д. Дид ро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций) исходит из материалистического миропонимания, утверждающего в качестве единственной реальности мироздания вещество (материю).
Философия XVII в. объявила о субстанциальной самодостаточности бытия человека. «Бог умер» Ф. Ницше. Самоутверждение человека и снижение интереса к проблеме онтологического бытия (смысл челове ческой жизни оказался сведённым к удовлетворению материальных и духовных потребностей человека) М. Хайдеггер назвал «онтологическим нигилизмом» .
В классической немецкой философии проблема бытия решалась с идеалистиче ских позиций И. Кант: «Бытие есть идеальная, априорная категория мышления» . Г. Фихте: «Подлинное бытие ‒ это свободная деятельность абсолютного "Я"» . Ф. Шеллинг: «Подлинное бытие заключается в свободе человека в процессе его духовной деятельности» . Г. Ге гель: «Бытие есть нечто объективно идеальное (объективно развивающаяся идея)» .
Марксистская философия отождеств ляет бытие с природой. Диалектический материализм рассматривает бытие как независимое от сознания существование материи, отвергает «чистое бытие» как бессодержательную абст ракцию. Бытие до материи либо заблуждение, либо осознанное признание Бога.
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Позити визм Отказывается рассматривать проблему бытия, как не входящую в предметную область философского знания Феномено логия Рассматривает «подлинное бытие» как «чистые» и интуитивно ясные компоненты опыта Экзистенциа лизм Утверждает, что только человек есть подлинное и предельное бытие, а проблема бытия ‒ это проблема смысла человеческого существования Постмодер низм Утверждает словесно языковую знаковую форму человеческого бытия О. Конт Э. Гуссерль Ж. П. Сартр Ж. -Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида
Две основные тенденции за падноевропейской философии в понимании проблем бытия Философия до эпохи Возрождения бытие отождествляла с Абсолютом (Разумом, Богом), с трансцен дентной реальностью, которая ‒ основа и предел постигаемого человеком мира В период Ренессанса и Нового времени в онтологии преобладает субстанциальный подход к иссле дованию бытия, в рамках которого бытие рассматривалось с позиций материалистических или идеалистических
Основные значения термина «бытие» в истории философии Материалистическая философия 1. Чувственно воспринимаемая материя. 2. Фактическое существование чего бы то ни было материального. 3. Возникновение и уничтожение как разновидность становления материи.
Идеалистическая философия: 1. Обобщенное существование, либо неразрывно связанное со все ми заполняющими его качествами и количествами, либо имеющее тен денцию освободиться от них и образовать самостоятельную и абсолютную действительность. 2. Сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств. 3. Сущее в значении «смысл» , «суть» . 4. Реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.
5. Нечто самостоятельное и независимое от материи и обла дающее божественной силой создавать, осмысливать и направлять и само го себя, и все иное, кроме себя. 6. Бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект боже ства и являющихся творческим первообразом всего существующего. 7. «Чистая деятельность» , принимающая весьма разнообразные формы (аристотелевская «энергия» , неоплатонические «эманации» и т. п. ). 8. «Совпадение противоположностей» , стоявшее выше всякого субъекта и выше всякого объекта (Платон, Н. Кузанский и др. )
9. «Чистое» , «пустое созерцание» , «пустое мышление» (чистое бытие тождественно ничто» ). Чистое бытие есть чистая мысль, лишен ная какого либо содержания и равная ничто (Г. Гегель). 10. Некая абсолютная идеальная сущность ‒ Абсолют, Мировой разум, Логос, Дух, Сознание (Г. Гегель).