Скачать презентацию Природа человека Что такое человек Говорят Скачать презентацию Природа человека Что такое человек Говорят

Природа человека.pptx

  • Количество слайдов: 15

Природа человека Природа человека

Что такое человек ? Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над Что такое человек ? Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген? » - «Ищу человека» - отвечал философ. Человек весь соткан из парадоксов: Ø Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе Ø У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом Ø Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе Ø У человека есть разум, но есть и бессознательное Кто же есть человек?

Теории происхождения человека Космическое происхождение человека Божественное происхождение – весь мир, в том числе Теории происхождения человека Космическое происхождение человека Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА из животного мира (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев) В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч. Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"

(14 -20 млн. лет назад) ра з не ге с по ес ия и (14 -20 млн. лет назад) ра з не ге с по ес ия и ека ро роц ен ов нт п овл чел А ан я ст ити зв Рамапитек Австралопитек (5 -8 млн. лет назад) Питекантроп homo habilis (человек умелый) около 2 млн. лет назад homo erectus, человек прямоходящий, 1 -1, 3 млн. лет назад Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец (homo sapiens)

Биологические и социальные начала в человеке Человек существо биосоциальное Человек как биологическое существо принадлежит Биологические и социальные начала в человеке Человек существо биосоциальное Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность Антропогенез Социогенез Процесс становления и развития человека Процесс становления и развития общества Антропосоциогенез Человек

Антропосоциогенез - процесс историкоэволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи Антропосоциогенез - процесс историкоэволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление.

Движущие силы антропосоциогенеза Биологические факторы Социальные факторы 1. Совместная трудовая 1. Наследственность деятельность. 2. Движущие силы антропосоциогенеза Биологические факторы Социальные факторы 1. Совместная трудовая 1. Наследственность деятельность. 2. Изменчивость 2. Общественный образ 3. Естественный отбор жизни. 4. Борьба за существование 3. Речь. 4. Мышление

Концепции антропосоциогенеза 1. Мифологическая концепция чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. Концепции антропосоциогенеза 1. Мифологическая концепция чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. 2. Креационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. 3. Эволюционная теория Дарвина ( «Происхождение человека и половой отбор» ) считается, что человек произошел от обезьяны. 4. Трудовая теория Энгельса ( «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» ), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. 5. Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). 6. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаковосимволическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. 7. Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Биологические и социальные начала в человеке Биологические начала – те признаки, что присущи человеку Биологические и социальные начала в человеке Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. «Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества.

Биосоциальная природа биологическая наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др. ); эмоции; биологические Биосоциальная природа биологическая наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др. ); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д. ); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. социальная способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т. п. ) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Вторая половина XIX в. • Различные теории социального дарвинизма суть которых заключается в попытках Вторая половина XIX в. • Различные теории социального дарвинизма суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей.

В XX в • Теория П. Тейяра де Шардена (1881 -1955) человек воплощает и В XX в • Теория П. Тейяра де Шардена (1881 -1955) человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

Настоящее время • Теория биосоциальной природы человека. социальное не только не принижается, но отмечается Настоящее время • Теория биосоциальной природы человека. социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. В то же время сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека и огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

Важность социальных факторов • Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне Важность социальных факторов • Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. • Жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности.

Выводы Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы Выводы Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.