Скачать презентацию  выполнила Ученица 9 В класса Гимназии Скачать презентацию выполнила Ученица 9 В класса Гимназии

Сарьян 2003.ppt

  • Количество слайдов: 28

Презентацию выполнила: Ученица 9 «В» класса Гимназии № 42 Скоморохова Екатерина Презентацию выполнила: Ученица 9 «В» класса Гимназии № 42 Скоморохова Екатерина

* * * Родился 28 февраля (16 февраля, по старому стилю) 1880 года в * * * Родился 28 февраля (16 февраля, по старому стилю) 1880 года в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону в армянской семье, на северной окраине тех же Приазовских степей, которые дали русскому искусству Куинджи. В семье было девять детей - шесть братьев и три сестры. Мартирос - седьмой по старшинству. Отец будущего художника и мать владели небольшим участком земли на хуторе близ города, жили очень скудно. На хуторе прошли детские годы Мартироса Сергеевича. Он вспоминал: "В степях Приазовья, недалеко от речки Самбек, заросшей камышом, протекающей по зеленым лугам, немного выше ее берегов на бугорочке, отец мой построил домик из сырцовых кирпичей, покрыл его крышу камышом, и мы зажили в этом одиноком домике в степи. . . Величественное небо и широкая степь, с буграми и "миражными курганами" на горизонте, давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы. . . Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни. . . Детское восприятие всего этого неописуемо грандиозно и фантастично. . . » C детства впитывал в себя будущий художник атмосферу, создаваемую армянской апостольской церковью. В отрочестве Сарьян несколько лет пел в церковном хоре, а его школьным учителем был будущий католикос всех армян Геворг VI. До конца своих дней художник помнил песнопения, созданные крупнейшими авторами средневековья, и христианское мировосприятие и нравственная чистота всегда оставались для него определяющими.

* * В 1887 году Мартирос переезжает в город Нахичеваньна-Дону, где живет у старшего * * В 1887 году Мартирос переезжает в город Нахичеваньна-Дону, где живет у старшего брата Ованеса. Нахичевань тех лет - один из центров армянской культуры, историю и традиции которой Мартирос Сарьян многосторонне, тщательно и с искренним увлечением изучал еще с отроческих лет. Вместе с тем он свободно говорил по-русски - это был его второй родной язык. К пятнадцати годам Мартирос Сарьян заканчивает армяно-русское общеобразовательное городское училище. * Первое увлечение рисованием начинается в 15 летнем возрасте. "В свободное время я увлеченно читал газеты и журналы, рассматривая иллюстрации. . . Среди посетителей иногда попадались интересные типажи. Я садился в глубине конторы, в левом углу у стола и начинал рисовать, конечно, так, чтобы посетители ничего не заметили". В 1897 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение проходило под руководством замечательных мастеров В. Серова и К. Коровина. "Мы хотели взять все и от школы, от наших учителей: Касаткина, Архипова, Л. Пастернака, А. Корина. Праздники проводили в музеях - Румянцевском и у Павла Михайловича Третьякова. Знали любимые картины до мельчайших мазков. Хотелось дерзать - к этому устремляла и эпоха, ломающаяся, нетерпеливая. . . В девятисотых годах в школе были проведены реформы. Были привлечены новые преподаватели, в числе которых и В. А. Серов, преподававший в натурном классе год. В следующем году были открыты специальные мастерские: портретной мастерской руководили В. А. Серов и К. А. Коровин". В месяцы летних каникул (1900 -1902) вместе с товарищем по училищу, студентом архитектурных классов Геворком Миансаряном Сарьян совершает путешествие по Кавказу и Закавказью. "На этой большой и тернистой дороге самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот".

* Во время путешествий по Кавказу Сарьяном написаны первые пейзажи, изображающие Армению: * Во время путешествий по Кавказу Сарьяном написаны первые пейзажи, изображающие Армению: "Макраванк", 1902; "Гора Арагац", 1902; "Буйволы. Севан", 1903; "Вечер в саду", 1903; "В армянской деревне", 1903 и др. * Чуть позже, в 1904 -1905 гг. , по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью, - это поэтические диалоги с природой. * В 1903 году Мартирос Сарьян заканчивает училище, получив диплом и две серебряные медали. * Художественное образование продолжилось в портретной мастерской училища (1903 -1904 гг. ), которой руководили В. А. Серов и К. А. Два этих замечательных мастера были очень близки, родственны другу в понимании живописи. Они не противоречили, а великолепно дополняли друга". В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Сарьян был одним из лучших учеников. Серов и Коровин отмечали его талант, его серьезность и упорство в работе. * Мартирос Сарьян покинул мастерскую если и не сложившимся, то во всяком случае уже многое умевшим художником и стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности".

* Показанные в Москве в 1907 году и позже, они были встречены свистками и * Показанные в Москве в 1907 году и позже, они были встречены свистками и насмешками. * Произведения цикла "Сказки и сны" Мартироса Сарьяна были впервые с большой полнотой представлены на выставке, состоявшейся в 1907 году в Москве и носившей название "Голубая роза". Выставка явилась настоящей сенсацией в московской культурной жизни и имела обширную и весьма разноречивую прессу. * В пору, когда официально еще был сильным престиж реалистического искусства, когда в крупнейших русских художественных школах преподавали мастера-передвижники, поэтическое искусство романтиков "Голубой розы" явилось протестом против обыденности, заземленности позднего передвижничества, против проповедуемых им принципов.

* * Сарьян, уже выработавший собственную живописную манеру, * * Сарьян, уже выработавший собственную живописную манеру, "в поисках новых впечатлений" ежегодно путешествует по родственным его душе краям. В 1910 году Константинополь, в 1911 - Египет, в 1912 - северо-запад Армении, в 1913 - Персия, в 1914 - юг Армении, Гохтан. Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим возникают знаменитые полотна Сарьяна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Финиковая пальма", "Армянка", "Гора Абул и проходящие верблюды", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки" и др. По возвращении в Москву из путешествия в Персию, сняв мастерскую недалеко от Кремля (в доме Перцова), Сарьян выполнил цикл картин на персидские темы. "Передо мной, как в калейдоскопе, пронеслись мои путевые впечатления и прекрасный пейзаж, и застывшая жизнь страны, и затерявшийся в пыли Тегеран. Я написал картину-панно "Персия" в память об этой стране". В Константинополе, в Египте, в Персии - везде, где бы он ни был, Сарьян находит свой мир и передает его присущими ему скупыми средствами. Он синтезирует. Почти все свои ранние портретные композиции Сарьян строил на сочетании человеческого облика и символико-декоративного фона, разработанного с глубоким вниманием и чрезвычайно тщательно. На полотнах Сарьяна в первую очередь бросается в глаза богатство художественных форм и разнообразие колорита, истоки которого - фольклор, народные песни, посвященные природе и т. д. Основное содержание сарьяновского творчества идет от непоколебимого жизнелюбия, в высшей степени присущего народу

* В 1921 году по приглашению председателя * * Совнаркома Армении А. Мясникяна Сарьян * В 1921 году по приглашению председателя * * Совнаркома Армении А. Мясникяна Сарьян с семьей переселяется в Ереван. Здесь по поручению Народного Комиссара Просвещения Ашота Иоаннисяна организует Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства , где Сарьян стал первым директором. Отныне Армения навсегда становится его родным домом и главной темой творчества. В советские годы Ереван, столица новой республики, оказывается центром притяжения для армянских ученых, писателей, музыкантов, художников, разбросанных доселе по разным городам России и других стран. В 1926 году Сарьян едет в Париж, где после полуторалетнего пребывания организует выставку своих работ также преимущественно на армянские темы и сюжеты. Период осень 1926 -весна 1928 гг. относится к временам высшего расцвета его таланта и, главное, много решает в его судьбе. Эти полтора года Сарьян провел в Париже. По его собственным словам, он там работал увлеченно и с полной самоотдачей. Сарьян вспоминает: « А ведь обычно я писал не более десяти, редко пятнадцати композиционных полотен в год. Лишь в 1910 -1912 годах я сделал много больше. Но тогда я был в каком-то самозабвении. И в 1927 году, пожалуй, тоже» . К несчастью, почти все картины, написанные в все до единого - погибли.

* * * Постепенно Сарьян находит новые принципы живописной стилистики, которые перекликаются с различными * * * Постепенно Сарьян находит новые принципы живописной стилистики, которые перекликаются с различными из предшествующих примеров, но, в общем, самостоятельны и обладают своей, особой ориентацией. Ныне отсчет идет от человека, от его восприятия и переживания: пропорции видоизменяются, жанровые элементы, разнородные частности и подробности людской жизни "вырастают", появляются единая световая среда и ведущая тональность. Произведения Сарьяна в тридцатые годы экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, Ленинакане, а также за рубежом - в Вене, Венеции, Стокгольме, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 50 -60 -е годы, когда художник вошел "в долину лет преклонных", сотни людей, посещающих его мастерскую в Ереване и персональные выставки, быстро убеждались: Сарьян не просто "еще пишет", а настойчиво, даже в странном для такого возраста споре с самим собой, ищет иных, чем раньше, решений. Чтобы сохранить до глубоких седин неуемную страсть к новаторству, необходимы, конечно, и талант, и мастерство, без которых всякие искания окажутся бесплодными, станут цепью неудач, быстро изматывающих и опустошающих художника. Но нужно и многое другое - постоянное общение с жизнью, умение видеть ее свежим, проницательным взглядом; ненависть к штампу и самоповторению.

* Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал * Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни.