Презентацию по теме: «Донецк глазами писателей во второй

Скачать презентацию  по теме: «Донецк глазами писателей во второй Скачать презентацию по теме: «Донецк глазами писателей во второй

20-pisateli_o_donecke_(2).ppt

  • Количество слайдов: 14

>Презентацию по теме: Презентацию по теме: "Донецк глазами писателей во второй половине ХIХ века" подготовила ученица 9-Б класса ДОШ №125 /-/// ступеней Колганова Яна Учитель истории: Кривовяз Л.Д.

>Донецк глазами писателей во второй половине ХIХ века Донецк глазами писателей во второй половине ХIХ века

>Викентий Вересаев Одним из первых Донецк упоминает  известный советский писатель Викентий  Вересаев, Викентий Вересаев Одним из первых Донецк упоминает известный советский писатель Викентий Вересаев, который посещал Юзовку дважды и написал очерк «Подземное царство». В своей работе писатель рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал во время эпидемии холеры. С восхищением писал о шахтерской мужской дружбе, называл своих героев богатырями "подземного царства". Он говорил, что у шахтеров "веселые, ласковые глаза", "необыкновенное спокойствие, выдержка". Составил зарисовку шахтерского поселка: "Хаотическое нагромождение землянок, деревянных бараков, ни единого деревца или кустика - все вокруг голо и черно. Вместо улиц - кривые узкие переулки, засыпанные жужелкой, залитые помоями...".

>Александр Серафимович  Писатель Александр Серафимович приезжал в  Донецк , чтобы описать безрадостную Александр Серафимович Писатель Александр Серафимович приезжал в Донецк , чтобы описать безрадостную жизнь рабочих и по итогам своей экспедиции издал рассказ «На заводе». Если вы прочтете это произведение, то поймете, как выглядела Юзовка в 1899 году. «...Домики стоят необыкновенно тесно на нескончаемых улицах. Дворики тесные, все жмутся насколько возможно плотнее друг к другу. Это потому, что земля-то, на которой стоит Юзовское поселение, принадлежит заводу, и он неукоснительно собирает с обывателей очень высокую контрибуцию за каждую пядь земли. Здесь все обложено: каждый вершок земли, каждое яйцо, проданное торговкой, каждая картофели- на, привезенная мужиками, и эти деньги идут отнюдь не на благоустройство поселения, а в карман заводчиков. Удивительное дело: Юзовка – это целый город с тридцатью с лишним тысячным населением, с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, и жители его умирают без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и школы...»

>Образ степи в произведения  А.П. Чехова А. П. Чехов обогатил наше представление о Образ степи в произведения А.П. Чехова А. П. Чехов обогатил наше представление о степи и создал новый образ степи в художественной литературе. "Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Травка поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые,со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

>Александр Куприн  о металлургическом заводе Повесть Александра Куприна «Молох» хорошо известна в России, Александр Куприн о металлургическом заводе Повесть Александра Куприна «Молох» хорошо известна в России, её изучают в школах и вузах, восхищаясь тем, как точно и неумолимо автор описывает ужас человека перед железной хваткой прогресса. «...Заводский гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня. Густой, хриплый, непрерывный звук, казалось, выходил из-под земли и низко расстилался по ее поверхности. Мутный рассвет дождливого августовского дня придавал ему суровый оттенок тоски и угрозы...» Эти строки из «Молоха» говорят о неизгладимом впечатлении, которое произвел на писателя Юзовский завод.

>Константин Паустовский  о Гостинице Константин Паустовский о Гостинице "Великобритания" Не менее «поэтично» о старой Юзовке упоминал Константин Паустовский в своей автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность». О городе вы можете узнать из небезызвестной главы о Гостинице «Великобритания»: «...Стены ее были выкрашены в цвет грязного мяса. Но это владельцу гостиницы показалось скучным. Он приказал покрыть стены модной тогда декадентской росписью — белыми и лиловыми ирисами и кокетливыми головками женщин, выглядывавшими из водяных лилий...» Между прочим, это единственное в литературе описание первой донецкой гостиницы, которая до сих пор принимает постояльцев на ул. Постышева, 20.

>Н.Е. Каронин-Петропавловский Очерки Донецкого бассейна Въ такое-то страшное время я и выхалъ въ первый Н.Е. Каронин-Петропавловский Очерки Донецкого бассейна Въ такое-то страшное время я и выхалъ въ первый разъ на донецкія копи. Изъ оковъ вагона, по ту и другую сторону рельсовъ, въ разныхъ направленіяхъ возвышаются черныя, курящіяся массы, — это и есть шахты и копи. Видишь странную картину: кругомъ нтъ ни горъ, ни другихъ какихъ-нибудь признаковъ горнозаводской страны, — все та же кругомъ степь, безлюдная, безлсная, изрытая сухими балками, между тмъ, по обимъ сторонамъ дороги курятся шахты, гд же такъ называемый «Донецкій бассейнъ», донецкая горная цпь? Дальше же за этимъ крутымъ берегомъ он, какъ будто, скрываются подъ землю, куда и надо углубиться, чтобы отыскать ихъ богатства. Тамъ, подъ землей, он образуютъ массивныя толщи кварцита, известняка и песчаника, заключающихъ въ себ желзо, ртуть и другіе минералы; тамъ же, подъ землей, тянутся и слои каменнаго угля и каменной соли. На поверхности же ничего невидно; вокругъ все та же безконечная степь, изрзанная въ разныхъ направленіяхъ сухими балками и такими же возвышеніями, нисколько не напоминающими собой горной цпи.

>Н.Е. Каронин-Петропавловский (1853-1892) Н.Е. Каронин-Петропавловский (1853-1892)

>М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов "Тамань" (описание Азовского побережья) «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведеном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка,менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно- синие волны...»

>А.Н. Толстой Степи Екатеринославщины «Плодородные степи  Екатеринославщины, падающие к Черному и Азовскому морям, А.Н. Толстой Степи Екатеринославщины «Плодородные степи Екатеринославщины, падающие к Черному и Азовскому морям, были новым краем. Это была та Дикая Степь, где в давние времена проносились на косматых лошадках, по плечи в траве, скифы, низенькие, жирные и длинноволосые; пробирались под надежной охраной греческие купцы — из Ольвии в Танаис; двигались со стадами рогатогоскота готы, кочевавшие в огромных повозках между двумя морями; от северных границ Китая, подобно тучам саранчи, вторгались сюда многоязычные полчища гуннов, наводя столь великий ужас, что степи эти пустели на много столетий;

>В.В. Берви-Флеронский  о положении рабочих  Он описывает обездоленные слои  русского общества, В.В. Берви-Флеронский о положении рабочих Он описывает обездоленные слои русского общества, главным образом тяжелое положение, нищету и бесправие рабочих и крестьян. Берви-Флеровский резко выступает против выводов большинства экономистов того времени, которые объясняли нищету и беспросветность трудящихся масс их ленью и пьянством. Для обоснования своих положений автор обобщил большой статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социально- экономического развития трудящихся масс в различных губерниях России.

>Н.Ф. Чернявский  Н.Ф. Чернявский "Донецкие сонеты" Я вижу вас, родные горы! Внизу Донец в лесах блестит, В привычном он сейчас уборе, Байдарка под горой шумит. Весь век она с водою в споре, Волну всё пенит и дрожит… А той, блестящей, что за горе – Стряхнула, далее бежит. Картина эта не забыта… Прими меня, родной мой край. И грустью вновь душа увита, Разбито сердце, хоть стреляй. Прими меня – и будет смыта Моя глубокая печаль. Особенность стиля Н. Чернявского — сочетание в поэтическом слове разных направлений — импрессионизму, символизму. Особое место занимает тема родного края, степного Донбасса. В «Донецких сонетах» первым в украинской поэзии создал жанровые картины из жизни донецкого крестьянства и рабочих.

>Конец Конец