Презентация tema1 FILOSOFIYa EE PROBLEM ROL V ZhIZNI

Скачать презентацию  tema1 FILOSOFIYa EE PROBLEM ROL V ZhIZNI Скачать презентацию tema1 FILOSOFIYa EE PROBLEM ROL V ZhIZNI

tema1_filosofiya_ee_problem_rol_v_zhizni.ppt

  • Размер: 1.3 Mегабайта
  • Количество слайдов: 39

Описание презентации Презентация tema1 FILOSOFIYa EE PROBLEM ROL V ZhIZNI по слайдам

МЭСИ кафедра философии и гуманитарных наук Презентация лекции Лукьященко А. В. МЭСИ кафедра философии и гуманитарных наук Презентация лекции Лукьященко А. В.

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА • 1. Предметное самоопределение философии • 2.ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА • 1. Предметное самоопределение философии • 2. Специфика философского знания • 3. Философия: личностное измерение • 4. Философия: некоторые структурные аспекты • 55. Основной вопрос философии и две его стороны

Предметное самоопределение философии     (Этимологический анализ понятия) «Философия» означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ ТерминПредметное самоопределение философии (Этимологический анализ понятия) «Философия» означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ Термин «философия» впервые употребил Пифагор (сер. VI в. до н. э. ) Но «любовь» в понимании древних греков означает стремление к тому, чем еще не обладаешь (Платон, «Пир» ) Поэтому мудр по-настоящему только Бог, философ же лишь любомудр, скромно стремясь к истине Однако, многознание уму не научает… Платон (427 -347 до н. э. )

1. Предметное самоопределение философии • Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но1. Предметное самоопределение философии • Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. . И даже прежде всего формой или образом жизни. Приобщение к мудрости, истине было для них одновременно и жизненным воплощением мудрости, мудрым преображением жизни. Демокритовская трактовка мудрости справедливо указывает на то, что ее нельзя свести к знанию. Хотя обширные и глубокие познания для мудрецов необходимы.

1. 1. Символы философской мудрости • Мудрость, как видим, трудно выразить чисто теоретически. Но она, а1. 1. Символы философской мудрости • Мудрость, как видим, трудно выразить чисто теоретически. Но она, а вместе с ней и философия, имеет ряд выразительных символов. Древнейший символ мудрости — сова. • Овод — — еще один образ-символ философской мудрости. На него нам указал в своей защитной речи на суде Сократ — сам живой символ философии. • Прекрасное женственное (греческое слово sophia — женского рода) олицетворение философии находим мы у римского философа Боэция (480 -524). • У английского философа Ф. Бэкона (1561 -1626) был свой образ философии — Орфей Деяния Орфея в такой же мере превосходят деяния Геркулеса своим величием и мощью, как творения мудрости превосходят творения силы

1. 2. От мифа к логосу • В общекультурном смысле,  исторически философии предшествует мифология с1. 2. От мифа к логосу • В общекультурном смысле, исторически философии предшествует мифология с с ее эмоционально-образным, чувственно-волевым и обобщенно-синкретическим постижением мира. Сказанное не следует понимать в том смысле, что философия просто-напросто сменяет и заменяет собой мифологию. Отрыв философии от мифологии никогда не был и не будет, видимо, абсолютным, полным • история философии представляет собой непрерывную борьбу за отделение и освобождение ее от мифа. Расширение круга знаний, развитие абстрактного мышления, рост общей культуры делают невозможным сохранение мифологической «заколдованности» мира. • В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. Зарождение философии — это движение, переход от от мифа к к логосу • философия возникла как результат борьбы между мифологической (стихийно и коллективно фантазийной) картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Миф и мифологическое сознание • Самая примечательные, непосредственно бросающаяся в глаза характеристика мифологии : - ееМиф и мифологическое сознание • Самая примечательные, непосредственно бросающаяся в глаза характеристика мифологии : — ее ее антропосоциоморфизм , т. е. уподобление мироздания человеку и тем социальным структурам, в которые он включен; — и и зооморфизм — наделение чертами животных реальных или предполагаемо реальных объектов В историческом плане зооморфизм, как правило, предшествовал антропо- и социоморфизму

Миф и мифологическое сознание • Ярким художественным антропоморфизмом (очеловечиванием) пронизана вся мифология древней Эллады • вМиф и мифологическое сознание • Ярким художественным антропоморфизмом (очеловечиванием) пронизана вся мифология древней Эллады • в мифологии гипостазируются, т. е. становятся самостоятельными сущностями (существами, отдельные свойства и качества человека. . • Убедительный пример социоморфизма , густо настоянного на кровно-родственных связях, являет собой древнегреческий Олимп • Носители мифологического сознания принимали за реальность, аналогичную реальности объективной, все события и персонажи, о которых говорилось в мифах , какими бы фантастичными и неправдоподобными они ни были. • Фантастическим, сказочно волшебным мифологический мир является только для тех, кто от него уже оторвался , для наблюдателей (интерпретаторов, ценителей, экспертов) со стороны, с позиции вне этого мира. • фантастичность — не внешняя или поверхностная характеристика мифа. . Скорее наоборот, она входит в его сущность, но сущность, которая скрыта, экранирована от человека — скрыта тем, что он живет среди мифов и с мифами

Миф и мифологическое сознание • Единство духовного и материального, или чувственно-вещественного,  в мифе держалось, конечно,Миф и мифологическое сознание • Единство духовного и материального, или чувственно-вещественного, в мифе держалось, конечно, лишь на жизненной вере человека , но от этого оно нисколько не теряло в реальности, не становилось менее плотным и убедительным. • миф нельзя опровергнуть. В процессе опровержения мы с неизбежностью превращаем его в гипотезу или рассказ о чем-то. Но миф ни о чем-то — он о себе самом, он в себе и для себя • Творил миф — бессознательно, стихийно — первобытный коллектив. . • В случае первобытного коллектива отдельный индивид мыслил, жил и действовал лишь как индивидуальное воплощение родовой общины. . Личности там по существу еще не было или она находилась в своем эмбриональном, зачаточном состоянии. • Миф, мифологическое мировоззрение отличается генетически-повествовательным объяснением, а вернее — пониманием мира

Миф и мифологическое сознание • Двухслойная, естественно-сверхъестественная структура мифологической реальности вносит соответствующие коррективы и в ееМиф и мифологическое сознание • Двухслойная, естественно-сверхъестественная структура мифологической реальности вносит соответствующие коррективы и в ее причинно-следственные связи. Причинный «ключ» ко всем событиям в мире находится, естественно, у богов, и других близких им по силе существ. . • В мифологии доминирует традиция, традиционный тип мышления. Все новые мысли, если они там вообще появляются, подаются и воспринимаются как переоткрытие старых. Конструирование настоящего, а по существу и будущего оказывается на деле лишь той или иной перелицовкой прошлого. . • Авторитетом традиции, изначального, божественного образца объясняется в конечном счете социально-охранительная функция мифологии. Если и был у нее какой-то критический настрой, то он не выходил в целом за консервативные рамки, т. е. оставался настроем на подгонку настоящего и будущего под прошлое Если мифология строит свою картину мира из символов, то философия — из понятий • миф претерпевает символическую трансформацию по мере освобождения человека из-под его духовной власти. Миф как символ — это уже свидетельство расставания, прощания человека с мифом. В символе миф умирает, «выпадает в кристалл « и, тем самым, сохраняется для потомков. Символ продлевает мифу жизнь.

 • Главный вопрос в мифологии , судя хотя бы по приведенным примерам, -  откуда • Главный вопрос в мифологии , судя хотя бы по приведенным примерам, — » откуда ? «, а еще точнее » от кого ? «. • Философия же , всегда пытается отыскать «почему», и притом самое глубокое или исходно-первое. – По библейскому мифу , например, Бог создал человека (мужчину) из «праха земного», а жену (женщину) из «ребра, взятого у человека». – В В древнегреческом мифе о Кадме говорится о воинах, рожденных землей из зубов дракона. – В мифе о Персее рассказывается, в числе прочего, о том, как капли темной крови из отрубленной головы горгоны Медузы превращались в ядовитых змей, которые в свою очередь опустошили, превратили в пустыню Ливию, поскольку всё живое в ужасе бежало от них.

1. 3. Историческая концептуализация философии три исторически сменяющих друга философских традиции - В первой из них1. 3. Историческая концептуализация философии три исторически сменяющих друга философских традиции — В первой из них (по времени это античность) философия предстает в виде совокупности всех знаний человека о мире и своем месте в нем. . Древние философы были универсалами. Фактически они занимались всеми представляющими общий интерес вопросами Давид Непобедимый (V — VI вв. ) : » Философия есть мать мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут начало все искусства и науки «. «. — Вторая отождествляет философию с теоретическим знанием, противопоставляя его знанию эмпирическому, опытному, прикладному (и, конечно, обыденному). Такое понимание философии относится в основном к XVII -XVIII векам Ньютона называли философом, а его сочинение по теоретической механике, увидевшее свет в 1687 году, было озаглавлено «Математические начала натуральной философии» Книга Линнея по основам ботаники имела чисто философское название — «Философия ботаники» (1751). работа Лапласа (а это уже 1814 г. ), в которой он разъяснял основные понятия и положения новой науки — теории вероятностей, называлась «Опыт философии теории вероятностей». — Третья традиция в интерпретации философии, которую можно назвать современной, сводится к трактовке философии как науки или учения о всеобщем

2. Специфика, или существенные признаки,  философского знания •  Целостность философского знания • Проблемность философии2. Специфика, или существенные признаки, философского знания • Целостность философского знания • Проблемность философии Альтернативность философского знания • Критика и критичность в философии • Философия как рефлексивная культура • Гуманизм и философия

Специфика, или существенные признаки,  философского знания Целостность (целое) философского знания Философское знание - знание целостное,Специфика, или существенные признаки, философского знания Целостность (целое) философского знания Философское знание — знание целостное, знание целостности или целого. «Мир как целое», — так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии В предмете же философии — мире как целом — целое берется как бы в отличие от своих частей, как то дополнительное и новое, что появляется в результате их взаимодействия — ведь целое никогда не сумма его частей. существенно-общее (всеобщее) применительно к миру, целостность данного мира и есть предметный удел философии. • философия — внутренне расчлененное образование, состоящее из относительно самостоятельных дисциплин: – онтологии (учении о бытии как таковом); – эпистемологии, или теории познания; – аксиологии (теория ценностей); — социальной философии

Специфика, или существенные признаки, философского знания Проблемность в философии  Философское знание следует квалифицировать как проблемно-альтернативное.Специфика, или существенные признаки, философского знания Проблемность в философии Философское знание следует квалифицировать как проблемно-альтернативное. Проблема , проблемность входят в философию по определению. Проблема — это своеобразное знание о незнании, мостик из мира познанного в мир непознанного. В данной связи можно понять сократовское: «Я знаю, что я ничего не знаю». Расширяя круг познания, мы увеличиваем площадь соприкосновения (а она усыпана вопросами-проблемами) с миром незнания, вернее непознанного. Проблемы есть в любой науке, но в философии они совершенно особые — вечные. . То есть философия занимается проблемами, окончательного решения которых просто не может быть. Их в принципе нельзя разрешить раз и навсегда. Философия из ясного делает неясное, из безмятежного и самодовольного — напряженное и озабоченное. Подлинно человеческое существование — существование беспокойное, преследуемое извечными «зачем» и «почему».

Специфика, или существенные признаки, философского знания • Философия - род перманентного  исследования, сомнения, вопрошания. ФилософуСпецифика, или существенные признаки, философского знания • Философия — род перманентного исследования, сомнения, вопрошания. Философу остается только одно — согласиться с несогласием. . • Эддингтон : « прогресс философии следует измерять не числом вопросов, на которые она способна ответить, а числом вопросов, которые она способна задать»

Специфика, или существенные признаки, философского знания Альтернативность философского знания  На любой фундаментальный вопрос философия даетСпецифика, или существенные признаки, философского знания Альтернативность философского знания На любой фундаментальный вопрос философия дает множество самых разных, в том числе и противоположных ответов. Эвристикой обладает не только истина, но и заблуждение Философия в действительности представлена не только знанием, но и выбором. Выбор компенсирует недостаток информации, снимает неопределенность ситуации, подводит черту под бесконечными сомнениями и колебаниями мыслителя. Выбор вносит дополнительный — ценностный момент в философию. – А где выбор, там и свобода, внутренне мотивированное самоутверждение человека. – Знание является основой свободы, но и свобода — основой знания. Позволительно поэтому говорить о философии как о знании, опыте свободы.

Специфика, или существенные признаки,  философского знания Критичность в философии • Философское знание является также знаниемСпецифика, или существенные признаки, философского знания Критичность в философии • Философское знание является также знанием критико-рефлексивным • Философия — это вечно неудовлетворенный поиск • Философия выносит на суд разума, рациональной критики все, включая свои собственные, формы мысли, созерцания и воображения. • Главное орудие философии — не убеждение и не проповедь , а открытие и критическое осмысление истины. • Философия, порвавшая с критицизмом , рано или поздно вырождается в косную и догматичную теорию, в идеологию. . Истинная же, критическая философия призвана лечить ум от всех этих болезней и поползновений, профилактически очищать его от заблуждений, любимых, но отслуживших свой срок верований, от интеллектуального самомнения и снобизма. .

Специфика, или существенные признаки,  философского знания Философия как рефлексивная культура • Рефлексию можно было быСпецифика, или существенные признаки, философского знания Философия как рефлексивная культура • Рефлексию можно было бы назвать критической самоотчетностью философии. . Как рефлексия, философия дает познанию его самосознание. Это самосознающее или познавательное мышление, поиск осознающего себя знания. • В рефлексии мы имеем перед собой метамышление, мысль о «мысли о предмете». Предметом здесь выступает уже сама мысль о предмете, сама мыслительная деятельность, само мышление. . Профессиональный философский язык фиксирует это самообращение мысли как переход от состояния «в себе» в состояние «для себя». • Рефлексия есть нечто вроде отстраненного наблюдения за работой сознания, предельно аналитическая культура нашей мыслительной деятельности. М. Мамардашвили «Я думаю, что думаю» • Особенно велика роль такой рефлексии в переходные периоды и переломные эпохи, когда происходит ломка устоявшихся ценностей и представлений, ведется активный поиск выхода из духовного кризиса.

Специфика, или существенные признаки,  философского знания Гуманизм и философия •  Философию интересует всеобщее вСпецифика, или существенные признаки, философского знания Гуманизм и философия • Философию интересует всеобщее в его человеческом, гуманистическом измерении и смысле. Она исследует мир, отображенный на человека, и человека, отображенного на мир. Все ее проблемы являются по существу лишь разными проекциями проблемы человека. • Судьба человека — центральный пункт всякого серьезного философствования. Философия смотрит на мир не только с точки зрения сущего, но и должного, человечески-проективного. Знание становится философским там и тогда, где и когда оно проецируется на бытие человека и вовлекается в формирование его мировоззренческой позиции • Гуманизм европейской философской традиции восходит своими истоками к древнегреческому мыслителю Протагору, заявившему, что «» человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют «»

Специфика, или существенные признаки,  философского знания • Философия стремится понять человека в его родовых (родСпецифика, или существенные признаки, философского знания • Философия стремится понять человека в его родовых (род Homo) характеристиках и связях. . В данном плане она выходит на общечеловеческие ценности, защищает достоинство, свободу и счастье человека, отстаивает право индивида на творческое и позитивное развитие всех его способностей и талантов, на гармонию и полноту его духовной и материальной жизни. • Философия является самовыражением человека, интеллектуальным, шире — духовно-культурным самоутверждением индивида. Безличные истины философию не интересуют. • В философии теоретически реализуется извечное стремление человека к единству с миром, космосом, универсумом. Именно в ней человек находит наибольшие возможности для бесконечного интеллектуального преодоления своей материально-физической конечности.

Специфика, или существенные признаки,  философского знания • Философия очерчивает перспективу - законность присутствия человека иСпецифика, или существенные признаки, философского знания • Философия очерчивает перспективу — законность присутствия человека и его сознания в мире, который этот же человек и познает, правомерность включения субъективного в объектную структуру познавательного процесса. . • Отстаивание права познающего субъекта быть представленным в любом, даже самом объективном знании о мире можно назвать гносеологическим гуманизмом. . • В философии как «любви к мудрости» глубоко сидит «любовь к человеку» • философия в высшей степени гуманоцентрична. .

3. Философия: личностное измерение О начале философствования  С чего может или должна начинаться философия в3. Философия: личностное измерение О начале философствования С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек? • Аристотель Философия начинается с удивления. Удивления перед таинством мира, его единством и многообразием, его бесконечностью. • Декарт видел истинное начало философии в сомнении. . • Дидро рассматривал неверие в качестве первого шага к философии. • Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти. • Кьеркегор выводил философию из отчаяния. . • Фейербах считал, что это — любовь , социально-онтологическая потребность в другом, Я — в Ты, мужчины — в женщине, женщины — в мужчине.

О начале философствования К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ееО начале философствования К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому самоопределить свою жизнь, найти действительные или верные ценности и идеалы. Фундаментальное философское «настроение» есть род духовного подвижничества, особого интеллектуального напряжения, некая открытость основам мира, желание и способность участвовать в его бытии. Это некая причастность к тайне бесконечного. . Воля к смыслу, изначальному жизненному смыслу — таков, истинный мотив философствования

  Философия: некоторые структурные аспекты  Философия выполняет ряд важных социокультурных функций. Философия есть средство Философия: некоторые структурные аспекты Философия выполняет ряд важных социокультурных функций. Философия есть средство рационального прояснения, структурного упорядочения и систематического развертывания мировоззренческих взглядов, принципов, идеалов. . Философия — это теория в среде мировоззренческих убеждений, теоретическое мировоззрение.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИГ у м а н и с т и ч е с к а яФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИГ у м а н и с т и ч е с к а я К о н с т р у к т и в н о — ц е н н о с т н а я И н т е р п р е т а т и в н а я К р и т и ч е с к а я С о ц и а л ь н о — а к с и о л о г и ч е с к а я К у л ь т у р н о — в о с п и т а т е л ь н а я И н ф о р м а ц и о н н а я М и р о в о з з р е н ч е с к и е Э в р и с т и ч е с к а я К о о р д и н и р у ю щ а я И н т е г р и р у ю щ а я Л о г и к о — г н о с е о л о г и ч е с к а я М е т о д о л о г и ч е с к и е Ф у н к ц и и ф и л о с о ф и и (эвристика – прием, указание, использование которого может вести к получению нового знания) Архимед

Философия есть стратегия жизни – учение о том,  «каким надо быть, чтобы быть человеком» Философия есть стратегия жизни – учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком» • Что я могу знать? • Что я должен делать? • На что я могу надеяться? _______________ • Что есть человек? ИММАНУИЛ КАНТ (1724 -1804)

Теоретическая и практическая философия • Теоретическая философия , если пользоваться кантовской терминологией,  отвечает на вопросТеоретическая и практическая философия • Теоретическая философия , если пользоваться кантовской терминологией, отвечает на вопрос «Что я могу знать? «. • Практическая , опять же по Канту, сосредоточена на вопросе «Что я должен делать? «. • Теоретическая философия учит свободе мысли • практическая – свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь).

Философия: некоторые структурные аспекты • К теоретической философии  относятся такие дисциплины, как онтология (учение оФилософия: некоторые структурные аспекты • К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления) • В практической философии выделяют прежде всего этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права и т. д.

Философия: некоторые структурные аспекты • философия есть учение о конечных причинах,  предельных основаниях и трансцендентныхФилософия: некоторые структурные аспекты • философия есть учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают единство или целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.

55. Основной вопрос философии и две его стороны 1. Онтологический аспект основного вопроса философии  55. Основной вопрос философии и две его стороны 1. Онтологический аспект основного вопроса философии 2. Гносеологический аспект основного вопроса философии • Основной вопрос философии есть вопрос об отношении материи к сознанию, мышления к бытию, духа к природе.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос о соотношении бытия и мышления ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ ВОПРОС? 1. ПотомуОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос о соотношении бытия и мышления ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ ВОПРОС? 1. Потому что без его предварительного решения нельзя успешно и последовательно решать другие, менее общие вопросы. 2. Потому что этот вопрос является наиболее фундаментальным, общим. 3. Потому что его решение дает ключ к рассмотрению и решению всех остальных. Фридрих Энгельс

ОСНОВНОЙ ВОПРОС  ФИЛОСОФИИС т о р о н ы  и  в а рОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИС т о р о н ы и в а р и а н т ы р е ш е н и я О В Ф Ч т о п е р в и ч н о : д у х и л и п р и р о д а ? О н т о л о г и ч е с к а я с т о р о н а К а к о т н о с я т с я н а ш и м ы с л и о м и р е к с а м о м у э т о м у м и р у ? Г н о с е о л о г и ч е с к а я с т о р о н а О с н о в н о й в о п р о с ф и л о с о ф и и

О Н Т О Л О Г И Ч Е С К А Я  СО Н Т О Л О Г И Ч Е С К А Я С Т О Р О Н А О В Ф М а т е р и я ( м а т е р и а л и з м ) О б ъ е к т и в н ы й и д е а л и з м С у б ъ е к т и в н ы й и д е а л и з м И д е а л ь н о е н а ч а л о ( и д е а л и з м ) Ч т о — т о о д н о и з н и х Д у а л и з м О б а С п и н о з и з м Н и о д н о и з э т и х н а ч а л н е я в л я е т с я с у б с т а н ц и е й м и р а Ч т о п е р в и ч н о ? Ч т о в ы б и р а е т с я к а к п е р в о н а ч а л о м и р а ( д у х и л и м а т е р и я ) ? ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ Дух овное первона чало существует само по себе, объективно, независимо от сознания субъекта, а зачастую и мира Д ух. первоначало отождествляется с сознанием субъекта, из к оторого выводится вся структура мира ; мир – результат деятельности сознания

МАТЕРИАЛИЗМР а з н о в и д н о с т и  м аМАТЕРИАЛИЗМР а з н о в и д н о с т и м а т е р и а л и з м а С т и х и й н ы й » м а т е р и а л и з м » п е р в ы х д о с о к р а т и к о в ( Ф а л е с , А н а к с и м е н , Г е р а к л и т ) А н т и ч н ы й а т о м и з м ( Д е м о к р и т , Э п и к у р , Л у к р е ц и й К а р р ) Н а т у р а л и з м э п о х и В о з р о ж д е н и я С т и х и й н ы й » м а т е р и а л и з м » » р а н н и х » а н г л и й с к и х э м п и р и с т о в ( Ф. Б э к о н , о т ч а с т и Г о б б с и Л о к к ) Ф р а н ц у з с к и й м а т е р и а л и з м э п о х и П р о с в е щ е н и я ( Д и д р о , Г о л ь б а х , Г е л ь в е ц и й , Л а м е т р и ) Н е м е ц к и й в у л ь г а р н ы й м а т е р и а л и з м 1 9 в е к а ( Ф о х т , Б ю х н е р , М о л е ш о т т ) А н т р о п о л о г и ч е с к и й м а т е р и а л и з м Ф е й е р б а х а Д и а л е к т и ч е с к и й м а т е р и а л и з м ( Э н г е л ь с , Л е н и н , М а р к с и К о ) В и д ы м а т е р и а л и з м а

ИДЕАЛИЗМР а з н о в и д н о с т и  и дИДЕАЛИЗМР а з н о в и д н о с т и и д е а л и з м а » С т и х и й н ы й » а н т и ч н ы х с о ф и с т о в и с к е п т и к о в ( П р о т а г о р , П и р р о н ) З р е л о г о а н г л и й с к о г о э м п и р и з м а 1 8 в е к а ( Б е р к л и , Ю м ) » П р о б л е м а т и ч е с к и й » И. К а н т а Ф и х т е Н е к о т о р ы х ш к о л с о в р е м е н н о й ф и л о с о ф и и ( п р а г м а т и з м , к о н в е н ц и о н а л и з м , Т. К у н ) С у б ъ е к т и в н ы й и д е а л и з м К л а с с и ч е с к и й а н т и ч н ы й ( П л а т о н , А р и с т о т е л ь ) С р е д н е в е к о в ы й ( А в г у с т и н , Ф о м а А к в и н с к и й , А н с е л ь м ) Н е м е ц к о й ф и л о с о ф и и 1 8 — 1 9 в в. ( Л е й б н и ц , Ш е л л и н г , Г е г е л ь ) В о л ю н т а р и з м Ш о п е н г а у э р а О б ъ е к т и в н ы й и д е а л и з м В и д ы и д е а л и з м а

Основной гносеологический вопрос философии:  «Можем ли мы познать мир? » В соответствии с утвердительным илиОсновной гносеологический вопрос философии: «Можем ли мы познать мир? » В соответствии с утвердительным или отрицательным ответом на данный вопрос философы разделились на два направления: Гностицизм (познавательный оптимизм) Сторонники познавательного оптимизма утверждают, что человек может адекватно познать окружающий мир; что непознаваемого нет, а есть только непознанное. К числу сторонников этого направления относится большинство материалистов и объективных идеалистов. Агностицизм (познавательный пессимизм) Сторонники агностицизма отрицают возможность познания сущности мира, утверждая, что в лучшем случае мы можем познать лишь наши ощущения и мыслительные конструкции, то есть мир явлений О мире за пределами сознания можно высказывать лишь гипотетические, вероятностные суждения, подтвердить достоверность которых принципиально невозможно. Тенденцию к агностическим выводам имеют субъективные идеалисты. Самый известный агностик — Д. Юм.

Вопросы для самопроверки • О какой любви и к чему говорит философия?  • Что означаетВопросы для самопроверки • О какой любви и к чему говорит философия? • Что означает переход от мифа к логосу в истории культуры? • Что может быть (стать) стимулом или толчком к философствованию? • Как Вы представляете себе отношения между философией и жизнью? • Мир как целое — что это такое? • Что такое проблема и проблемность в философии? • В чем состоит рефлексивный характер философского знания? • Понятие альтернативы и альтернативности в философии. • Какое содержание надлежит вкладывать в понятие критичности философского знания? • Как выглядит гуманистическая координата философии? • Чем отличается практическая философия от философии теоретической? Темы рефератов • Философия как мудрость: соотношение знания и нравственности • Символы философской мудрости • Миф и мифологическое сознание: отличительные признаки • Удалось ли философии избавиться от мифа? • Философия и рациональность: устарел ли переход от мифа к логосу? • Философия и мировоззрение • Целостность философского знания — что это такое? • Почему философы продолжают спорить о предмете своих занятий? • Специфика философских проблем • Рефлексия и рефлексивная культура • Философия: взаимосвязь логики и риторики • Альтернатива и альтернативность в философии • Взаимосвязь истины и добра • Гуманизм: современный ракурс проблемы

Список литературы • Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 3Список литературы • Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — 3 -е изд. , перераб. и доп. — М. Гардарики, 2003. • Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. — М. : Юрайт-Издат, 2004. • Поупкин Ричард, Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник / Под общ. Редакцией И. Н. Сиренко. М. : Серебряные нити, 1998. • Библер В. Е. Что есть философия ? // Вопросы философии. – 1995. – № 2. • Вольф Р. П. О философии. М. , 1996. • Корявко Г. Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. – М. , 1990. • Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. , 1992. • Ортега – и — Гассет Х. Что такое философия ? – М. , 1991. • Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -1994. — № 6. • Сознание и теория мировоззрения. М. , 1992. • Туровский М. Б. , Туровская С. В. Мифология и религия как формы знания // Философские науки. – 1991. — № 10. • Делез Ж. , Гваттари Ф. Что такое философия? — М. -СПб. , 1998. • 13. Патнем Хилари. Разум, истина и история. — М. : Праксис, 2002. • Интернет-ресурсы (ссылки) • http: //www. philosophy. ru/library/ — электронная библиотека Института философии РАН • http: //www. earlham. edu/~peters/gpi/ — путеводитель по философии в Интернете (англ. ) • http: //www. sol. ru/Culture/Filosofy/ • http: //books. atheism. ru/philosophy/