МХК. Софийский собор.pptx
- Количество слайдов: 30
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. Подготовила: Сахарова Мария Ученица 10 «Б» класса
Софийский Собор в Киеве Собо р Свято й Софи и (Софи йский собо р) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь
Мозайка в алтарной апсиде
Первоначально Софийский собор представлял собой Пятинефный крестовокупольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами.
Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29, 5 м, ширина — 29, 3; с галереями: 41, 7 и 54, 6. Высота до вершины главного купола 28, 6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7, 6 м.
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних Времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На Подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 Севастийских мучеников
купол
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена)
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век
Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви. На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на втором — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
В соборе, а также на его территории было Расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. 10 сентября 200 года в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды, в 1936, 1939 и 1964 годах. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены. Есть сведения о наличии подземных помещений под собором. Раскопки их проводились лишь однажды, в 1916 году, но не были завершены. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого»
Софийский собор в Константинополе Собо р Свято й Софи и — Прему дрости Бо жией, Святая София Константинопольская, Айя София— бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София
Собор был построен в 324— 337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника» . Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6 м длины и 68, 4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна» , покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно» , где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)
Иоанн Златоуст
Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом
Портрет императора Александра
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей
МХК. Софийский собор.pptx