Скачать презентацию Предметный мир эпохи Возрождения Информативные-35 Иллюстративные-37 Всего слайдов-76 Скачать презентацию Предметный мир эпохи Возрождения Информативные-35 Иллюстративные-37 Всего слайдов-76

Предметный мир эпохи Возрождения.pptx

  • Количество слайдов: 76

Предметный мир эпохи Возрождения Информативные-35 Иллюстративные-37 Всего слайдов-76 Предметный мир эпохи Возрождения Информативные-35 Иллюстративные-37 Всего слайдов-76

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Содержание: • Предисловие…………………………………………………………………………. . 3 • Предпосылки…………………………………………………………………………. 5 • «Предметный мир эпохи Возрождения» Содержание: • Предисловие…………………………………………………………………………. . 3 • Предпосылки…………………………………………………………………………. 5 • 1. Предметная среда жилого дома: ………………………………………………………. . . 7 1. 1. интерьер: 1. 1. 1. полы…………………………………………………………………………… 11 1. 1. 2. потолки………………………………………………………………………. . 13 1. 2. 3. камины…………………………………………………………………………. 14 • 1. 2. мебель: …………………………………………………………………………. . . 18 1. 2. 1. столы…………………………………………………………………………… 19 1. 2. 2. кассоне…………………………………………………………………………. . 21 1. 2. 3. касса-панка………………………………………………………………………. 28 1. 2. 4. креденца………………………………………………………………………. . 30 1. 2. 5. диваны………………………………………………………………………… 32 1. 2. 6. кресла…………………………………………………………………………. 37 1. 2. 7. кровати…………………………………………………………………………. . 42 • 2. Способы декорирования изделий: ………………………………………………………. . 46 • 2. 1. Орнаментика 2. 1. 1. мебель …………………………………………………………………………. 47 2. 1. 2. керамика ……………………………………………………………………… 49 2. 1. 3. стелко …………………………………………………………………………. . 52 2. 1. 4. ювелирные изделия из металла ……………………………………………. . 54 2. 1. 5. текстиль………………………………………………………………………. . . 56 • 3. Часы в эпоху Ренессанса: 3. 1. солнечные………………………………………………………………………. . … 68 3. 2. водяные………………………………………………………………………… 69 3. 3. механические……………………………………………………………………. …. 70 • 4. Машину конструирует художник………………………………………………………. . 71 • Послесловие…………………………………………………………………………. … 73 • Источники……………………………………………………………………………. . 75 2

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Предисловие • Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) «Предметный мир эпохи Возрождения» Предисловие • Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. • Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. • Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века. 3

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Периодизация искусства Возрождения: • Проторенессанс (предвозрождение), треченто — вторая «Предметный мир эпохи Возрождения» Периодизация искусства Возрождения: • Проторенессанс (предвозрождение), треченто — вторая половина XIII века - XIV век. • Раннее Возрождение, кватроченто — XV в. , соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах. • Высокое Возрождение, чинквеченто — 90 -е гг. XV в. — первая треть XVI в. • Позднее Возрождение и маньеризм— вторая половина XVI в. — первая треть XVII века. 4

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Предпосылки • Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений «Предметный мир эпохи Возрождения» Предпосылки • Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. • Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. • Это привело к появлению гуманизма — общественнофилософского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. 5

 «Предметный мир эпохи Возрождения» • В городах стали возникать светские центры науки и «Предметный мир эпохи Возрождения» • В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. • Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. • Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20 -х годов XV века. • Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. • В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. 6

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома Монументальные «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома Монументальные интерьеры дворцов отличались богатством своего декоративного убранства, правда, это не были копии или имитации настоящих древнеримских интерьеров, т. к. зодчие Возрождения имели представление об интерьерах жилых домов римлян лишь по описаниям Витрувия. Тем не менее, лучшие интерьеры дворцов этой эпохи обладали пропорциональным совершенством, элементы которого имели модульную взаимосвязь. 7

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 8 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 8

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 9 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 9

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 10 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 10

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 1. Полы • Полы в жилых помещениях были покрыты плиткой, а в служебных помещениях были каменными. • В монументальных сооружениях использовались терраццо – небольшие кусочки мрамора, вделанные в пол и отшлифованные. 11

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 1. Полы 12

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 2. Потолки • Интерьеры эпохи Возрождения – в основном симметричны, с заимствованием некоторых деталей из древнеримских образцов. • Пол украшался сложным геометрическим орнаментом. • Стены – часто нейтральных тонов или с узорами. • В богатых домах стены украшались фресками. • На потолке – открытые, не зашитые конструктивные балки. Также использовались кессонированные* потолки. Кессон* на потолке квадратное или многоугольное декоративное углубление, входящее в систему перекрестных балок или другого сложного несущего каркаса. Кессоны играют конструктивную и декоративную роль, применяются для улучшения акустики. 13

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 3. Камины еще оставались единственным источником тепла, украшались лепниной и резьбой. Опираясь на картины художников того времени, в обиходе были драпировки, а также другие интерьерные аксессуары, при чем активно использовался цвет. 14

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 3. Камины 15

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 3. Камины 16

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 1. Интерьер 1. Предметная среда жилого дома 1. 1. 3. Камины 17

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома Мебель «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома Мебель в этот период начинает играть большую роль, чем в жилищах эпохи средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны ( сундуки для хранения одежды и ценностей, ларцы, табуреты и кресла, столы, кровати). • Типично итальянское изделие — кассапанка — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками (а); • Появляются шкафы с архитектурными мотивами: карнизами, консолями и кронштейнами (в); • Разнообразна по назначению и форме мебель для сидения. Дощатый стул (г) по форме происходит от сиденья-емкости, в котором конструкция освобождается от всех лишних плоскостей. Оставлены только само сиденье и частично спинка; • Известны два типа Х-образных кресел: одно — на восьми соединенных металлическими стержнями опорах ; другое — на четырех. Сиденьем служит ткань или кожа, закрепленная в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой или бахромой. Мебель итальянского Возрождения: а — касапанка; б — сундук; в — шкаф; г, д, е — дощатые стулья 18

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 1. Столы • Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. • Появились столы на четырех ножках с выдвигающимся одним или двумя ящиками. • Начинают изготовлять столы с точеными в виде балясин ножками. 19

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 1. Столы 20

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне • Свадебный сундук для приданного с поднимающейся крышкой. • Изготавливался, как правило, из твердых пород деревьев. Маленькие служили для хранения драгоценностей. • Кассоне иногда использовался в качестве места для сидения. 21

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 22

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 23

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 24

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 25

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 26

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 2. Кассоне 27

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 3. Касса-панка • Это конструкция, которая по функциональности и внешнему виду напоминает скамью-сундук. • Касса-панка представляет собой скамью для сидения, внизу которой располагается ящик. Такая скамья часто обладает деревянной спинкой. • Чаще всего располагалась в залах, где богатые хозяева, относящиеся к привилегированному классу общества, принимали своих гостей. • При добавлении подушек или тюфяков касса-панка легко становилась спальным местом. 28

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 3. Касса-панка 29

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 4. Креденца Невысокий шкаф для посуды с распашными створками, над которыми находятся выдвижные ящики. Столешница может использоваться для декоративной сервировки. Фактически это буфет без верхней прозрачной части. Использовался сначала как храмовая мебель, затем домашняя. 30

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 4. Креденца 31

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 5. Диваны В элементах отделки интерьеров присутствуют шелковые ткани с крупными узорами, также бархатные и дамастовые ткани. Парча вошла в моду в XVI в. Судя по картинам, на скамьях и креслах лежали подушки в чехлах из ярких тканей. 32

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 5. Диваны 33

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 5. Диваны 34

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 5. Диваны 35

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 5. Диваны 36

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. Мебель 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. Мебель 1. 2. 6. Кресла а в • Кресло Савонаролы – складное кресло из изогнутых деревянных реек на штифтах(а). Считается, что оно нравилось знаменитому проповеднику. • Кресло Данте – похоже на кресло Савонаролы, но с более массивной рамой, мягким сиденьем и матерчатой спинкой(б). • Скабелло – стул с деревянной спинкой. Как правило, имел 3 ножки, 8 ми угольную форму сиденья(в). б 37

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 6. Кресла 38

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 6. Кресла 39

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 6. Кресла 40

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 6. Кресла 41

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 7. Кровати • Роскошные большие кровати со стойками и балдахином, в основном только над головой. • Богатое украшение кроватей бархатом с вышивкой, жемчугом, серебром и золотом было принято во многих странах Европы. • Обычай принимать гостей лежа был очень распространен. Женщины часто принимали близких гостей, не вставая с постели, что по этикету разрешалось во многих случаях. 42

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 7. Кровати 43

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 7. Кровати 44

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 1. 2. Мебель 1. Предметная среда жилого дома 1. 2. 7. Кровати 45

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий • Ренессансная «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий • Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. • Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. • В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного Мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела. Кроме того, применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины. 46

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 1. Мебель • В XVI в. появляются разнообразные предметы мебели, пышным цветом расцветает ее декор, который тяготеет к помпезности. • Несмотря на то что столовой мебели было достаточно, всегда стоял credenza (сервант) – архитектурное сооружение с выставленной напоказ дорогой посудой. • Ведущие римские архитекторы, такие как Полидоро да Караваджо, Перино дель Вага, Джакомо да Виньола, в середине XVI в. применяют для разработки новых, экстравагантных форм декора античный орнамент. Скульптурные фигурные термы – опоры украшают столы и стулья. • Для работ Микеланджело характерны удлиненные фигуры, расположенные внутри или наверху картушей и придающие предмету элегантность. • Предпочтение отдается ореху, окрашенному или позолоченному, он хорошо поддается тонкой резьбе. • Понятие о стиле в гротескном орнаменте интерпретируется очень широко. Используются различные комбинации с арабесками, популярными в декоративном искусстве Венеции и северных народов. • В середине XVI века было начато использование pietre dure (камня твердой породы) и мрамора для столешниц. Первые узоры были геометрическими и стилизованными, но к концу столетия орнаменталистика становится более натуралистичной. 47

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 1. Мебель 48

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 2. Керамика • В XVI веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. Майолика представляет собой изделия из цветной обожженной глины покрытой глазурью, приглушенной окисью олова, это делает белую гладкую поверхность пригодной для росписи. • Роспись итальянской майолики отличается узорами с геральдическими изображениями и стилизованными дубовыми листьями; она делалась густым синим кобальтом. Популярными мотивами ранней цветной керамики становятся стилизованные павлиньи перья и портреты в круглых рамках. Для позднего Ренессанса характерны мотивы, заимствованные из античных монет и медалей, они использовались во всех видах прикладного искусства. • Большой интерес к античности, возникший в XVI веке, отразился и на печатной продукции: это повысило роль графики. Художников вдохновляет идея создания «картинообразного украшения» , то есть роспись библейских и мифологических сюжетов. Стиль получил название istoriato. У художников-керамистов вызывали наибольший интерес два источника: «Метаморфозы» Овидия и гравюры Маркантонио Раймонди по картинам Рафаэля. В некоторых случаях, художники брали образы из разных гравюр и составляли из них композиции. • Техника нанесения металлического блеска (люстрирование) зародилась в Южной Испании. Люстрировали обычно большие блюда, декорированные женским портретом с какой-либо надписью на свитке: «coppe amatory» (блюдо любви). Их также называли блюда belle donne (прекрасные дамы) и дарили их в день помолвки. 49

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 2. Керамика 50

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 2. Керамика 51

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 3. Стекло • В период позднего средневековья и раннего Ренессанса Венеция была могущественным торговым государством. Уже с XII века здесь процветают искусства, а производство художественного стекла достигло такого прогресса, что вызывает зависть у правителей других стран. • Значительный технический прогресс наблюдается в производстве бесцветного, исключительно чистого стекла. Из-за сходства с горным хрусталем его назвали cristallo. Cristallo стало синонимом термина «венецианское стекло» , что понималось как сочетание наивысшей чистоты и прозрачности с пластичностью. Что касается техники декора, венецианские мастера применяют все: и новинки, и опять вошедшие в моду романскую и византийскую техники, и технику Ближнего Востока. • Распространенным типом посуды для питья XV и XVI веков были так называемые Maigelen (бочкообразные бокалы с мотивом пчелиных сот или граненые). В XVI веке внедряют модели, берущие начало от бочкообразных стаканов с «леденцами» . Krautstrunk (кочерыжка) представляет собой толстостенный стакан, украшенный как бы вытянутыми пинцетом удлиненными «леденцами» . 52

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 3. Стекло • Изготавливается еще одна разновидность – Berkemeyer, стаканы с короткой ножкой и относительно цилиндрическим, состоящим из двух частей туловом, которое вверху загибается внутрь. • Reomer, один из самых популярных видов посуды для питья XVII столетия, произошел от Berkemeyer. Верхняя часть Reomer имеет сферическую или яйцевидную форму; приблизительно с 1620 года их начинают делать с высоким устьем или ножкой, которые декорируются налепленными горячим способом «леденцами» . Reomer обычно используют для белых вин: зеленоватое стекло хорошо сочетается с цветом вина. 53

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 4. Ювелирные изделия из металла • В средневековой Европе не существовало различий между художниками и ремесленниками. Художниками называли тех, кто занимался искусством или ремеслом; искусство ювелиров считалось королем ремесел. Материалы, с которыми они работали – золото и серебро, ценились очень высоко. Эти изделия имели не только утилитарное значение, они свидетельствовали о статусе их владельцев или заказчиков, каковыми чаще всего были представители знати и Церковь. • Такое положение вещей не претерпело изменений и в ранний период Ренессанса. Герцоги и прелаты продолжают делать дорогие заказы; многие ведущие художники и скульпторы, такие как Лоренцо Гиберти, Андреа дель Верроккио, Антоние Поллайоло, изготавливают изысканные золотые украшения. К северу от Альп известнейшие художники – Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Николас Хиллиарл – занимаются ювелирным делом. Частично по этой причине, частично потому, что изделия из драгоценных металлов можно переплавлять и переделывать, множество нововведений в декоре осуществлено именно в этом виде декоративного искусства. Образцами для кубков, кувшинов, канделябров и ваз служат декоративные детали архитектурных чертежей. • Пропорциональность орнаментальной композиции, горизонтально рассеченной на секторы, заключается в соразмерности частей в отношении целого и друга. Классический орнамент был строго организован и ограничивался мотивами каннелюр, завитков, листьев аканта, медальонами. • Художники Ренессанса прилагают все усилия, чтобы расширить диапазон декора. Кувшины, блюда и прочие изделия из металла в больших количествах завозятся в Европу. Типичным узором декора были густо гравированные абстрактные завитки, которые очень скоро привились и в Северной Европе. • Декоры дворцовых предметов говорят о необычайно тонкой работе золотых дел мастеров. В золотые и серебряные изделия для высоких покровителей часто включают драгоценные или экзотические материалы: горный хрусталь и морские раковины из тропиков. Для украшения также используются эмали. Ими украшали гербы и медальоны; иногда применяются цветные эмалевые пластинки. 54

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 4. Ювелирные изделия из металла 55

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 5. Текстиль • Парча и бархат выделывались с разнообразными стилизованными мотивами, чаще всего это был гранат. Аранжировка часто включала обрамление, обычно в форме капли слезы. Так называемая оживальная форма существовала и раньше, но в период Ренессанса она стала многообразнее: тонкая лоза, завиток листа, ленточное плетение. • В некоторые виды декора со стилизованным плетением возвращается геометрический узор, который становится более отчетливым в многочисленных повторах мелких деталей. Особенно это касается структурированных узоров, предназначенных для кружева reticella и вышивки льняных рубашек и блузок, то есть для структурированных, сетчатых материалов, где для узора нужно рассчитывать клетки. • Вариации оживального декора венчают лист и лоза винограда, которые могут быть структурированы в регулярный узор, слева направо или наоборот. Самый формальный узор – это узор со стволом, который выделен различными украшениями, например переплетающимися лентами, или подчеркнут соответствующими мотивами: усик винограда, гроздь, тяжелый, будто отлитый из металла, завиток. 56

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 5. Текстиль Стилизованный виноград часто составляет основу переплетающегося орнамента, что свидетельствует о сильном влиянии Ближнего Востока и Мавритании. Влияние гуманизма и классицизма еще присутствует, в частности в вышивке, где применялась ручная техника, охотнее бросающая вызов развитию перспективы. 57

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 2. 1. 5. Текстиль 58

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 59 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 59

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 60 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 60

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 61 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 61

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 62 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 62

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 63 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 63

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 64 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 64

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 65 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 65

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 66 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 66

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 67 «Предметный мир эпохи Возрождения» 2. 1. Орнаментика 2. Способы декорирования изделий 67

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 1. Солнечные 3. Часы в эпоху Ренессанса С «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 1. Солнечные 3. Часы в эпоху Ренессанса С развитием сельского хозяйства, ремесел, науки ориентация во времени стала первейшей и насущной необходимостью. Воткнутая в землю палка, отбрасывавшая тень, подсказала мысль об измерении времени — идея уже созрела. Один из первых создателей солнечных часов с корректирующим компасом — астроном и математик Региомонтан, настоящее имя которого Иоганн Мюллера (Muller) (1436 -1476), известный также как Жоан де Монте Регио, работавший в середине XV века в Нюрнберге. Он был также автором первого специального труда о солнечных часах. Сочетание солнечных часов с компасом привело к тому, что их стало возможно использовать повсеместно, и появились портативные, карманные, или дорожные, модели часов. Солнечные часы в виде полого полушария со стрелкой, отбрасывающей тень на внутреннюю полость, начали строить с 1445 года. 68

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 2. Водяные 3. Часы в эпоху Ренессанса Кроме «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 2. Водяные 3. Часы в эпоху Ренессанса Кроме солнечных часов, люди пользовались и водяными часами: время измерялось количеством воды, вытекавшей через отверстие сосуда. Еще древние греки усовершенствовали водяные часы, снабдив их регулирующими механизмами и даже циферблатом со стрелкой. Правда, водяные часы никогда не показывали точного времени. В начале нашей эры они приводились в действие от водяного колеса. Клепсидра (водяные часы): а — внешний вид; б — разрез; 1 — трубка подачи воды из постороннего источника; 2 — фигура, из глаз которой вода капля за каплей равномерно поступает по трубке 3 в резервуар 4; 5 — пробка с укреплённой на ней фигурой 6, показывающей палочкой время на цилиндрическом циферблате 7; 8 — трубка сифона, по которой в конце суток вода вытекает из наполненного резервуара 4, поворачивая цилиндр 7 вокруг вертикальной оси на 1/365 часть окружности. 69

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 3. Механические 3. Часы в эпоху Ренессанса • «Предметный мир эпохи Возрождения» 3. 3. Механические 3. Часы в эпоху Ренессанса • В середине пятнадцатого века в Италии начали изготавливать часы, которые приводились в действие при помощи пружины. • Эта конструкция позволила начать изготовление часовых механизмов гораздо меньших размеров. • Самые ценные антикварные старинные часы были изготовлены в шестнадцатом веке нюренбергским механиком Петром Генлейном, который впервые изготовил портативные механические часы. 70

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 4. Машину конструирует художник • В эпоху Возрождения число «Предметный мир эпохи Возрождения» 4. Машину конструирует художник • В эпоху Возрождения число машин растет. Строятся подъемные краны, военные, горные и различные технологические машины, водоподъемные устройства и другие машины, поражающие современников хитроумными механизмами и мощью. • Крупнейшей фигурой среди инженеров XV. . . XVI столетий был Леонардо да Винчи (1452. . . 1519), один из титанов Возрождения, ученый, художник, мыслитель, экспериментатор. В рисунках, набросках, которых так много в его рукописях, встречаются конструкции, значительно опережающие свое время. С точки зрения формы техническое творчество Леонардо воплощает в себе стиль Возрождения. • В его работах есть множество технических сюжетов: пушки, бомбарды, отдельные механизмы, в особенности различные зубчатые передачи. На листах рядом с ними рисунки приспособлений для литья, подъемных механизмов, кранов, отдельных инструментов. 71

 «Предметный мир эпохи Возрождения» 4. Машину конструирует художник • Станок для насечки напильников(а). «Предметный мир эпохи Возрождения» 4. Машину конструирует художник • Станок для насечки напильников(а). Станина и брус станка хорошо уравновешены, линии просты и изящны. Машина слагается из четко выраженных законченных узлов: ворота с противовесом, зубчатой передачи, бруса с напильником. а • Не менее интересна и другая конструкция Леонардо да Винчи – самопрялка на три нити(б). Такая же пропорциональная и четкая, как и все, что было выполнено великим мастером, она характером своей формы органично связана с традиционной народной прялкой, хотя конструкция ее нова и оригинальна б 72

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Послесловие • С одной стороны, в Италии, первой в «Предметный мир эпохи Возрождения» Послесловие • С одной стороны, в Италии, первой в Европе, к 1400 году сложилась система государственного управления, которая разрешала ростовщичество (в Средние века оно было запрещено). Это приносило огромную прибыль. И это породило желание узнать больше о цивилизации, предшествовавшей эпохе Средних веков. Далее этот стиль получил развитие во Франции, более известный как Ренессанс. • С другой стороны, гуманизм как мировоззрение, сложился именно в эпоху Возрождения. В основе него лежит признание о ценности человеческой личности. Основная идея заключается в возможностях каждого человека к усваиванию знаний, совершению открытий и в возможности добиться успеха. • Также гуманизм принес идею, что очевидное тоже может вызывать вопросы, но загадку можно исследовать и изучать. Все это послужило основой современной науки – эксперименты, которые вскрывают причинно-следственные связи. • В этот период возникает интерес к исторически памятникам, но не приводит к копированию форм и образов. Создаются новые формы. • Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения 73

 «Предметный мир эпохи Возрождения» • . Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, «Предметный мир эпохи Возрождения» • . Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование бло доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей. • Изменяется характер прикладного искусства, заимствующего формы и мотивы орнаментики в античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами. В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красок сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, составляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов. • Ренессанс заложил основы культуры Западной Европы последующих нескольких столетий, вплоть до конца XIX в. Соответственно этому художественные стили Европы, в которых значительную роль играло орнаментальное искусство, при всей их внешней специфичности объединены между собой общими параметрами мировоззрения совершенно нового, светского типа. Выработанная декоративным искусством новая стилевая форма распространилась на всю материально-художественную культуру, включая и церковную сферу. Упразднив истинно духовные основы жизни общества, европейская культура переместила эпицентр формирования стиля в мир чисто светских, земных идей. 74

 «Предметный мир эпохи Возрождения» Источники: • http: //stroy-spravka. ru/mebel-i-oborudovanie-interera-v-epokhu-vozrozhdeniya; • «Дизайн: история и «Предметный мир эпохи Возрождения» Источники: • http: //stroy-spravka. ru/mebel-i-oborudovanie-interera-v-epokhu-vozrozhdeniya; • «Дизайн: история и теория» Н. А. Ковешникова; • http: //gemmastyle. ru/interer-vozrozhdeniya/ ; • «История стилей в искусстве и костюме» . Сидоренко В. И. Ростов-на. Дону: Феникс, 2004. • http: //crossmoda. narod. ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_condition. html • http: //www. liveinternet. ru/journalshowcomments. php? jpostid=97693542&journalid =1332534&go=next&categ=0 ; • http: //n-t. ru/ri/cg/id 02. htm • Элла Григорьевна Цыганкова. «У истоков дизайна» . М. : Наука, 1977. • http: //www. dizayne. ru/txt/1 hist 05. shtml; • http: //interior. ashley. ru/? mode=art&awid=77; • http: //www. cad-project. ru/arxitektr/w 3. html. 75

 «Предметный мир эпохи Возрождения» СГАСУ Кафедра инновационного проектирования ФД Предметный мир эпохи Возрождения «Предметный мир эпохи Возрождения» СГАСУ Кафедра инновационного проектирования ФД Предметный мир эпохи Возрождения Подготовила: Бровикова В. М. , Студентка 3 курса гр. 14 ДС Проверила: Потапова Е. А. 2013 г. 76