Правила композиции.
1. Целостность и неделимость • Нахождение такого композиционного решения , при котором ничего нельзя изъять , добавить или передвинуть без ущерба для целого. • Нахождение конструктивно-пластической структуры живописного произведения. • Нахождение конструктивных связей. • Нахождение сочетания основных пластических масс живописного произведения (от общего к частному) • Посмотреть наброски Грекова «Тачанка» , наброски композиции Сурикова «Степан Разин» . • Ошибки : неуравновешенность частей , распад композиции на части. • Решение : поиск конструктивно-пластических связей , объединяющих различные части живописного проиведения.
2. Выразительность • Сложно характеризуемое качество. • Посредством выразительности выявляется отношение художника…. заинтересованность темой. . • Новизна - эстетическое открытие. • Контрасты –одно из важных художественных средств. • Благодаря контрасту светотени мы воспринимаем форму. • Композиция- выразительна, когда в её основе лежит контраст. • «Вся художественная ткань д. состоять из контрастов» . контраст –основополагающий принцип в построении светотональной структуры. ритмически , а не хаотично.
3. Выявление композиционного центра. • В сюжетной работе- место изображения главных действующих лиц…центр выражения сюжетной линии. . • Построение всего живописного произведения выполняется для выявления композиционного центра-главного идейного содержания , нахождения конструктивных пластический связей второстепенных частей и деталей, выявляющих в к. к. к. Ц. • КЦ- это узел…главная часть картины…
Положение композиционного центра • Функция рамы. Кадр. Ракурсы. Планы. Перспектива. • К. ц. в русской иконе, в композициях раннего Ренессанса : центральные композиции. Совпадение с геометрическим центром. Симметрия относительно вертикальной оси. • Центр композиции не всегда изобразительно заполнен. М. б. пустым. • Зрительно фиксируется внимание на сильнодействующем раздражителе. Внимание фиксируется на сюжетно-композиционном центре. • К. ц м. б. расположен на любом плане. «Явление Христа народу» , «Боярыня Морозова» , «Утро стрелецкой казни» .
Метод акцентирования композиционного центра. • Посредством объединения элементов изображения в форму , приближенную к геометрической , например кругу, овалу, треугольнику. (поиск упорядоченности). Теория хорошей формы. • Символика круга и овала. «Троица»
4. Неодность картинного поля.
5. Выбор формата изображения.