Практические работы ЛИТ 1 ПЛ 19 в.ppt
- Количество слайдов: 18
Практические работы. Практическая работа № 1 u u 1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения. . 2. «Поучение Владимира Мономаха» основные нравственные принципы, положенные в основу произведения. 3. «Слово о полку Игореве» : сюжет, содержание, основная мысль. 4. «Моление Даниила Заточника» . Анализ произведения.
5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина - Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила» . Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хотина» , выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, характер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора. - Новаторство Державина в оде «Фелица» : а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека; б) новизна в образе автора и в изображении одической героини; в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» ( «забавный русский слог» Державина); г) художественная структура образа Мурзы. - Поэтическая бытопись в поэзии Державина ( «Приглашение к обеду» , «Осень во время осады Очакова» , «Евгению. Жизнь званская» и др. ). - Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи» , конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у
u u Практическая работа № 2 1. Поэтика повестей Н. Карамзина Эстетическая позиция Н. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» ( «Наталья – боярская дочь» , «Марфа-посадница» ) как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина; в) специфика пейзажа и его функций; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы. «Письма русского путешественника» предромантическая повесть. Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.
2. Поэзия Жуковского Элегия Жуковского «Вечер» а) тема и лирический герой стихотворения; б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского? в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительновыразительное значение эпитетов у Жуковского; г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского; д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер» . Баллада Жуковского «Эолова арфа» : а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады; б) композиция баллады; в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет» , символическое значение вещественных деталей, роль пейзажа; г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
u u u u 3. Баллада Жуковского «Светлана» Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетнособытийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине. Картины природы и лирическое настроение. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы» . Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха). Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад ( «Людмила» , «Замок Смальгольм» , «Рыцарь Тогенбург» , «Эолова арфа» и др. ).
Практическая работа № 3 u u u I. «Мои пенаты» К. Батюшкова Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшкова и ее отражение в композиции. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К. Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях.
u u u III. Конфликт и образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ) Вопросы: 1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова. 2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии. 3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену. 4. Центральные образы «Горя от ума» : а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И. А. Гончаровым и А. С. Пушкиным); б) Фамусов и Молчалин; в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика. 5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы. 6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя
u u u u Практическая работа № 4 1. А. С. Пушкин. Начало творческого пути. 1. Тема вольности «Вольность» , «Деревня» , «К Чааадаеву 2. «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма. 2. А. С. Пушкин. Южная ссылка. 1. ( «Погасло дневное светило» , «Редеет облаков летучая гряда» , «Я пережил свои желанья» ). 2. Южные поэмы «Кавказский пленник» , «Братьяразбойники» , «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» . 3. Историческая поэма «Полтава» . 4. «Поэт» , «Поэт и толпа» , «Поэту» . 5. Философская лирика ( «Анчар» , «Воспоминание» , «Брож ли я вдоль улиц шумных…» ). 3. Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин» . 1. «Евгений Онегин» 4. Драматургия Пушкина. «Борис Годунов» . ( «Подражание Корану» , «Пророк» ). «Борис Годунов»
Практическая работа № 5 u u u u 1. Проза А. С. Пушкина. «Повести Белкина» ( «Дубровский» , «Капитанская дочка» ). «История Пугачева» . «Пиковая дама» . ( «Каменный гость» , «Пиковая дама» , «Медный всадник» ). 2. Поэты пушкинского времени Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. ( «К Дашкову» ) и исторической элегии ( «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» , «Переход через Рейн» ). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий ( «Умирающий Тасс» , «Таврида» ). Байронические мотивы лирики Е. А. Баратынского. «Сумерки» . ( «Осень» , «Последний поэт» ). Поэзия Н. М. Языкова. ( «К Чаадаеву» , «К не нашим» , «Д. В. Давыдову» ). «Пловец» . Творчество А. А. Дельвига. Стихотворения П. А. Вяземского. «Русский бог» . 3. Е. А. Баратынский и его творчество Анализ стихотворения по выбору 4. А. В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии. Анализ стихотворения по выбору.
Практическая работа № 6 u u u u 1. М. Ю. Лермонтов. Начало творческого пути. 1. Ранняя лирика. «Московский период» . ( « 1831 -го июня 11 дня» ). 2. Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова Послание: монологизация жанра. Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский). 3. ( «Свидание» , «Договор» ). 4. ( «Не верь себе…» , «Есть речи – значенье…» ). 5. (Цикл «Восток» : «Ветка Палестины» , «Три пальмы» , «Листок» ). 6. «Бородино» , «Завещание» ). 7. “Кавказский пленник” 8. (“Последний сын вольности» . 9. ( «Литвинка» ). 10. “Аул Бастунджи” 11. “Измаил-Бей” 12. “Сашка 13. “Тамбовская казначейша
u u u u 3. М. Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад» . «Беглец» , «Мцыри» , «Демон» . 4. Период зрелого творчества Лермонтова. Мцыри” 2. “Демон” 3. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, 4. (“Люди и страсти”, “Испанцы”, “Два брата”, “Странный человек”). 5. Роман “Вадим”. 6. “Княгиня Лиговская” 5. Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым
Практическая работа № 7 u u u u 1. Н. В. Гоголь: «Миргород» , «Арабески» , эстетические взгляды. Драматургия. 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2. Сборник «Миргород» 3. «Петербургские повести» . 4. Драматургия Гоголя. «Женитьба» 5. «Ревизор» 2. Н. В. Гоголь: поэма «Мертвые души» . 1. «Мертвые души» . 3. Н. В. Гоголь. «Выбранные места» . Духовный кризис. 1. «Повесть о капитане Копейкине 2. «Выбранные места из переписки с друзьями» 4. Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века. Произведения В. И. Даля по выбору. Произведения Гребенки по выбору Произведения Герцена по выбору Характеристика творчества В. Г. Белинского
Практическая работа № 8 (Контрольная) Контрольные работы u u u Контрольная работа 1. Художественные особенности лирики В. А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое» ). Вопросы: Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство). Антиномическая структура понятия «природа» : сущность и формы выражения. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения. Список литературы: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики (любое издание). Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М. : Наука, 1976; или: Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. – М. : Аспект Пресс, 1995 (гл. : «Выразимо ли «невыразимое» ). Фридлендер Г. М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л. , 1987.
u u u u u u НЕВЫРАЗИМОЕ Отрывок Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью. . . Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью? . . Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих, u u u u u u Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката Сии столь яркие черты Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою, Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье Какой для них язык? . . Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится И лишь молчание понятно говорит. 1819
u u u Контрольная работа 2. Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка» Вопросы: - Причины обращения А. С. Пушкина к изучению истории – Пугачевского восстания после восстания декабристов. - Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины. - Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации. - Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки» . - Долг и человечность в «Капитанской дочке» . Список литературы: Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988. Цветаева М. И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М. И. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – Минск: Нар. асвета, 1989. – С. 345– 354.
u u u Контрольная работа 3. Проблема личности и государства в «Медном всаднике» А. С. Пушкина Вопросы: Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику» . Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник» . Образ стихии и его значение. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме. Стиль Пушкина и сюжет поэмы. Список литературы: Анненков П. В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С. 249– 251. Благой Д. Д. Пушкин – зодчий // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т. 2. – М. : Худ. лит. , 1979. – С. 171– 191. Мейлах Б. С. «. . . Сквозь магический кристалл. . . » : Пути в мир Пушкина. – М. : Высшая школа, 1990. – С. 115– 136. Осповат А. Л. , Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить. . . » – М. : Книга, 1987.
u u u u Контрольная работа 4. Тема игры у Пушкина и Лермонтова ( «Пиковая дама» и «Фаталист» ) Вопросы: Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поедино с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама» . Судьба и Случай в «Пиковой даме» : авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина. Судьба и Случай в «Фаталисте» : пари Вулича и Печорина. Пленение казака: Судьба или Случай. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии. Список литературы: Виролайнен М. Н. Ирония в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л. , 1975. – С. 169– 175. Лотман Ю. М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю. М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра» ). Смирнов А. С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования ( «Фаталист» М. Ю. Лермонтова) // Смирнов А. С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н. В. Гоголя. – Гродно: Гр. ГУ, 2004. – С. 119– 124.
u u u u u Контрольная работа 5. «Шинель» Н. В. Гоголя как полемика с романтизмом Вопросы: Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели: а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина; б) Акакий Акакиевич и герой- «энтузиаст» Э. Т. А. Гофмана. Романтическое двоемирие в повести Гоголя. Сюжетная основа повести Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели» : сходство и отличия. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского. Смысл фантастического финала повести. Автор и герой в повести Гоголя. Список литературы: Ветловская В. Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. 1988. № 4. Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии. 1993. № 8. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. 2–е изд. , доп. М. : Худож. лит. , 1988. Смирнов А. С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н. В. Гоголя. – Гродно: Гр. ГУ, 2004. – С. 103– 107. Чижевский Д. И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. 1997. № 1. Эпштейн М. Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М. : Сов. писатель, 1988.
Практические работы ЛИТ 1 ПЛ 19 в.ppt