Скачать презентацию ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Еда Жилище Костюм Скачать презентацию ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Еда Жилище Костюм

Повседневность.pptx

  • Количество слайдов: 52

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Еда Жилище Костюм ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Еда Жилище Костюм

В отечественной историографии эпоху Средневековья принято делить на три этапа: Раннее (6— 10 вв. В отечественной историографии эпоху Средневековья принято делить на три этапа: Раннее (6— 10 вв. ) Развитое (Высокое) (11— 15 вв. ) Позднее (16 — первая половина 17 в. )

Раннее Средневековье Период 4— 7 вв. называется эпохой Великого переселения народов, среди которых доминировали Раннее Средневековье Период 4— 7 вв. называется эпохой Великого переселения народов, среди которых доминировали германские, тюркские, славянские и угро-финские племена. Средневековая общественная система — феодализм. Одна из важнейших ее характеристик — монополия господствующего класса на землю. Процесс становления нового общества, рождение феодальной Европы составляют содержание раннесредневекового этапа. Управляющий имением и холопы О Ивекович Хорваты прибывают к Адриатическому морю

Развитое (Высокое) Средневековье Начиная с 10 в. в Западной Европе происходит бурный рост городов. Развитое (Высокое) Средневековье Начиная с 10 в. в Западной Европе происходит бурный рост городов. Они становятся центрами ремесел и торговли, представляют собой средоточие административной, военной и церковной власти. Средневековые города невелики: большими считались те, чье население насчитывало несколько десятков тысяч жителей. В 10— 13 вв. развернулась борьба городов против феодальных сеньоров за политическую независимость и самоуправление — коммунальное движение.

Центр города — собор, утверждающий идею теоцентризма, некая модель “небесного” града со строгой иерархией Центр города — собор, утверждающий идею теоцентризма, некая модель “небесного” града со строгой иерархией своих пространственных уровней. Ратуша — второй полюс власти, выражает идею господства зарождающегося бюргерства. Как правило, рядом с ней располагается рыночная площадь, дома богатых горожан, общественные здания: цеховые, гильдейские дома, склады, торговые ряды. Образ средневекового города — это “высокие стены” и “грозные башни”, контрапункт вертикальной структуры, возвышающейся над плоскостью.

Стянутый поясом каменных стен, город имеет мало места, дома тянутся вверх, почти соприкасаясь вторыми Стянутый поясом каменных стен, город имеет мало места, дома тянутся вверх, почти соприкасаясь вторыми этажами на тесных улочках: обычно улицы не превышали 8 м в ширину, а самые узкие — всего 1 м. Дома не нумеровались, но различались по внешнему виду и отдельным приметам: барельефу, скульптуре, оригинальной детали фасада. Большая проблема — водоснабжение и канализация, поддержание чистоты. В старых римских городах для этого могли использовать античные сооружения. Обычно же мусор и нечистоты выливались прямо на улицу, хотя подобные действия повсеместно запрещались. В 14 в. появляются водосточные канавы. Как правило, главные улицы — те, которые вели к собору, мостили.

Средневековое жилище в первую очередь — оборонительное сооружение, крепость. Мир, окружающий человека, полон угроз, Средневековое жилище в первую очередь — оборонительное сооружение, крепость. Мир, окружающий человека, полон угроз, поэтому задача дома — предоставить ему защиту, реальную или мнимую, укрыть и спрятать. В отличие от античного, открытого вовне, впускающего природу в свои стены и имеющего четкую планировку, средневековый дом закрыт и темен, отгорожен от окружающей среды, хаотичен. Он окружен глухой стеной, валом, забором. Публичность жизни не свойственна этому обществу. Материал, из которого построено жилище, зависел от местных условий и был разнообразен. Но одна закономерность прослеживалась в самых разных частях континента. Строительный материал определял богатство владельца, его социальный статус. Камень — привилегия власть имущих. Повсюду в средневековой Европе стоили замки как символ могущества знатных родов. Подражая сеньорам, из камня (или кирпича) строили свои дома городские патриции. Крестьянские дома — из дерева или глины, если употреблялся камень, то только на фундамент. Жилище могло быть и целиком из дерева — деревянные срубы особенно были распространены на востоке Европы — в России, Польше и т. д.

Для западноевропейского жилища характерен так называемый фахверк. Это особая строительная конструкция: деревянный каркас стен Для западноевропейского жилища характерен так называемый фахверк. Это особая строительная конструкция: деревянный каркас стен заполнялся тем или иным строительным материалом (камнем, щебнем, кирпичом), который заливался цементным раствором. Он как бы составлял определенный орнамент из горизонтальных, вертикальных и диагональных балок. Как правило, фахверк начинался со второго этажа, а первый возводился из камня. Такая конструкция, типичная для архитектуры средневекового города, намного пережила Средневековье.

На одном полюсе общества находилось жилище крестьянина. Это могли быть как ветхая лачуга, так На одном полюсе общества находилось жилище крестьянина. Это могли быть как ветхая лачуга, так и крепкий дом. Оно, как правило, состояло из одного помещения, где располагался очаг, на котором готовилась пища и который обогревал семью. Дом строился или ремонтировался только с разрешения сеньора или крестьянской общины. Они контролировали количество необходимого материала — глины, камня или бревен. Накрывался он, как правило, соломой, дерном или тростником. На другом полюсе общества феодальный замок олицетворял власть средневекового сеньора. Замки возводили первоначально из дерева, а позднее из камня, зачастую используя римское “наследие” — дороги. Сердцевина замка — донжон 89, представлявший собой 2— 4 -этажную круглую башню, сооруженную на возвышении. Он служил жилищем сеньору и был последним оплотом в случае осады.

Интерьер Как отмечали специалисты, на систему средневековых интерьеров “оказали воздействие три основных фактора: христианство, Интерьер Как отмечали специалисты, на систему средневековых интерьеров “оказали воздействие три основных фактора: христианство, феодальная система и “кочевой” образ жизни правящих классов. Церковь выступала главным и самым богатым заказчиком произведений искусства и ремесел. Светский интерьер заимствовал у церковного многие достижения той поры, начиная от оконного стекла и кончая мебелью. Необходимо было обеспечить максимальную безопасность жилища, а это отодвигало на второй план убранство покоев. Мебель, все вещи, украшающие покои, возят с собой. В отсутствие владельца помещения средневековых замков имеют пустой и неприглядный вид.

Вся замковая жизнь сосредоточена в парадном зале. Это, как правило, самое большое помещение, используемое Вся замковая жизнь сосредоточена в парадном зале. Это, как правило, самое большое помещение, используемое для различных целей: здесь собирают курию сеньора, вершат правосудие, принимают вассалов и послов, пируют и даже устраивают турниры. В зале обычно располагаются на ночлег приближенные. Личная жизнь еще не выделилась в особую сферу, не отделилась от общественной, и большую часть времени сеньор проводит вместе со своими приближенными. В зале есть возвышение, помост — место господина. Помимо главного помещения существуют гардеробные, опочивальни, комнаты для гостей и слуг, подсобные и хозяйственные помещения.

В залах и других помещениях сначала делали каменные своды, а затем — открытые деревянные В залах и других помещениях сначала делали каменные своды, а затем — открытые деревянные конструкции с балками и стропилами или плоские потолки. Деревянные потолки украшали росписями, резьбой. Стены штукатурили, белили, расписывали красками. Темы выбирались как из библейских, так и из светских сюжетов: изображения военных сражений, охоты, турниров, сцены из придворной жизни, литературных циклов

Полы в средневековом замке или богатом доме настилали деревянными досками (наиболее распространенный вариант), каменными Полы в средневековом замке или богатом доме настилали деревянными досками (наиболее распространенный вариант), каменными плитами либо керамической плиткой. В последнем случае они представляли собой самую яркую часть интерьера. Изразцы различались по размерам и рисунку: от гладкой однотонной глазури и несложных геометрических узоров до изображения растений, зверей, птиц, геральдических фигур и т. п. В бедных домах пол первого этажа всегда был земляным, и требовалось немало сил, чтобы утеплить его. Полы почти никогда не застилали коврами. Большой популярностью пользовались циновки из плетеной соломы, так называемые “египетские коврики”. Интересна традиция покрывать полы жилых комнат и залов травой. Зимой это — солома и сено, которые служат для утепления, а летом — травы, камыш и цветы.

Окна средневекового дома, как правило, небольшие. К северу от Альп их затягивали пергаментом или Окна средневекового дома, как правило, небольшие. К северу от Альп их затягивали пергаментом или промасленной тканью, а также запирали деревянными ставнями, чтобы защитить помещение от холода. В средиземноморских странах оконный проем остается открытым. Стекло было большой редкостью. Это привилегия храмов 91, однако в богатых светских интерьерах также встречаются застекленные окна и витражи. Стекло того времени мутное, круглое, с утолщением посередине, маленькое по размеру. Оно оправляется в частый свинцовый переплет, что утяжеляет раму и делает створку неподвижной. Такое окно являлось предметом роскоши. Во время отъезда владельца рама вынималась и хранилась до лучших времен. В более скромных жилищах стеклили верхнюю часть окна, а низ закрывался ставнями. Таким образом обеспечивался доступ света и защита от злоумышленников.

Проблема обогрева жилища — одна из самых сложных. Вся Европа делится на две зоны: Проблема обогрева жилища — одна из самых сложных. Вся Европа делится на две зоны: Запад греется у камина, Восток — у печи. Печь может быть побелена, расписана, обложена фаянсовой плиткой. Перед ней (на ней) делается лежанка, на которой можно сидеть и даже спать. Камин первоначально представлял собой круглый очаг с открытым пламенем и располагался в центре помещения во избежание пожара. Он служил для приготовления еды, поэтому находились на кухне. С 12 в. в Западной Европе распространились пристенные камины, имевшие вытяжной колпак. Они становятся центром интерьера в замках и богатых домах, так как их обильно украшали фресками, резьбой и лепниной.

Мебель Общий упадок ремесла, натурализация хозяйства сказались и на мебельном производстве. Утрачены технологии обработки Мебель Общий упадок ремесла, натурализация хозяйства сказались и на мебельном производстве. Утрачены технологии обработки древесины и многие важные инструменты античного мира. Плотники тесали мебель так же, как и стены домов. Доски грубо соединялись встык и скреплялись железными полосками на гвоздях. В романском стиле мебельные формы громоздкие, массивные, прочные. Украшениями служили железные накладки, предпринимались первые попытки архитектурного членения, позднее — резьба по дереву. Все Средневековье и даже некоторое время спустя деревянные поверхности раскрашивали, чтобы скрыть грубую обработку древесины.

На протяжении многих столетий мебель остается роскошью. Она (ее лучшие образцы) находится в замках На протяжении многих столетий мебель остается роскошью. Она (ее лучшие образцы) находится в замках и церквах и в очень незначительном количестве — у состоятельных горожан. Бедняки обходятся без нее. Они сидят на соломе и едят без стола. Универсальный предмет обстановки — сундук. В нем хранили одежду, утварь, припасы. Дополнительно его использовали как скамью и лежанку, в нем перевозили скарб во время путешествий. Позднее он превратится в шкаф.

Важный предмет обстановки — кровать. Первоначально это просто рама на ножках, но начиная с Важный предмет обстановки — кровать. Первоначально это просто рама на ножках, но начиная с 12 в. она снабжается балдахином — навесом со специальной драпировкой (вероятно, одна из его форм — шатровая — была позаимствована на Востоке). Полог крепится к потолку, натягивается на каркас или драпируется над кроватью. Он позволяет сохранять тепло в холодном помещении и создает иллюзию защищенности и безопасности, в чем так остро нуждается средневековый человек.

Особенности средневекового города Первым типом города, распространившимся в Средние века, был епископский. Епископ был Особенности средневекового города Первым типом города, распространившимся в Средние века, был епископский. Епископ был главным признаком города, т. к. во главе любой значимой группы людей обязательно находился епископ. С течением времени, в процессе эволюции городской культуры, власть епископа была свергнута, или значительно ограничена. В связи с тем, что город населяли верующие христиане, качественно изменилась одна из черт организации городской жизни – захоронение умерших. Мертвое тело больше не вызывало страха у средневековых людей. «Христианство вернуло в город старые кладбища и основало новые»

Город — феномен средневекового мира. Он включен в систему феодальных связей и одновременно противостоит Город — феномен средневекового мира. Он включен в систему феодальных связей и одновременно противостоит им. Он создает особый мир, обнесенный крепостными стенами, отгороженный от “чужой” и чуждой ему территории. Система городских укреплений аналогична замковой: ров, вал, стена с каменными галереями и амбразурами. Средневековый город отказывается от прямоугольной планировки античности. План его запутан, улицы и переулки кривы и непредсказуемы. Вид на средневековый замок Буда из хроник Хартмана Шиделя

Важнейшим из всего античного наследия средневекового города были стены, преимущественно построенные для защиты от Важнейшим из всего античного наследия средневекового города были стены, преимущественно построенные для защиты от нападения варварских народов. Средневековые люди чинили эти стены, а также возводили новые. Но наряду с защитной функцией, стены стали важнейшим символом города. После получения юридического статуса на печатях города будут часто изображаться его стены. В связи с тем, что в эпоху Средневековья стенам стали придавать большое символическое значение, появляется особый интерес к воротам. Через них проходили люди и скот, ввозили продовольствие. Ворота в период Средневековья воплощали диалектику «внутри — снаружи» , где внутренне пространство было более значимым, чем внешнее пространство.

Одним из наиболее развитых типов города является городгосударство. Такой образец преобладал в основном в Одним из наиболее развитых типов города является городгосударство. Такой образец преобладал в основном в Италии. В городах шла непрекращающаяся борьба между господствующими кланами-семьями. В связи с их политикой происходило к подчинение близлежащих территорий. С этого начиналась эволюция городов в сторону городов-государств. Самыми яркими примерами является Венеция, Милан и Флоренция. Однако города Италии выступали особым случаем и были для средневековой Европы скорее исключением, чем правилом.

В городской культуре, начиная с уже с IX века, происходит складывание нового типа общества, В городской культуре, начиная с уже с IX века, происходит складывание нового типа общества, которое адаптировалась к феодальной структуре, приобретает качественно отличающиеся черты. Постепенно горожане начали требовать установления формы самоуправления (коммуны). В настоящее время существует миф о коммунальном движении, но на самом деле, за исключением Италии, горожане редко добивались этой почти полной формы независимости. В эпоху Средневековья люди еще не любовались природной красотой, поэтому единственное из всего географического разнообразия они выбрали объектом восхищения города. В данный период появляется и начинает свое бурное развитие такой литературный жанр, как городские хроники, где и происходило разноплановое восхваление города. Например, средневековые европейцы восхищались многолюдностью и экономической активностью городов. Также в восторг приводила красота памятников и церквей, разнообразие ремесел, распространение культуры, и наконец, память о прошлом города, зачастую легендарном. Несмотря на присутствие мифов о героях-основателях городов еще в античности, в эпоху Средневековья происходит обновление этой традиции.

Еда Пища человека всегда свидетельствовала о его социальном статусе, о месте, которое он занимает Еда Пища человека всегда свидетельствовала о его социальном статусе, о месте, которое он занимает на иерархической лестнице. Существовала простая пища для большинства и роскошная — для привилегированных. Простой народ довольствовался кашами и похлебками из зерна и овощей. Зерно и хлеб — основа питания, “троица — зерно, мука, хлеб — заполняет историю Европы”, — пишет Ф. Бродель.

Для бедняков хлеб пекли из проса, ячменя, ржи (в муке много отрубей и других Для бедняков хлеб пекли из проса, ячменя, ржи (в муке много отрубей и других низкосортных добавок) делали это редко, один—два раза в месяц, и он был предназначен для длительного хранения. белый хлеб — продукт редкий и дорогой. Религия придает ему сакральный смысл в память о чудесах Иисуса Христа. Однако сквозь мистический покров просвечивает самая низменная проза: хлеб означает жизнь. С 12 в. среди разных социальных слоев утверждается обычай есть с хлебом. Последний потребляют в больших количествах: монахи, знать, богатые горожане съедают в день более килограмма хлеба.

Крестьяне обычно ели каши, но на стол господину поставляли (а позднее выносили на рынок) Крестьяне обычно ели каши, но на стол господину поставляли (а позднее выносили на рынок) мясо, молоко, птицу, яйца. Знать к тому же потребляла много дичи, так как ее традиционным занятием была охота. Крестьяне, ремесленники, другой бедный люд ели мясо редко, как правило, по праздникам. Самой доступной была для них свинина. Обильные трапезы в крестьянских семьях бывали в декабре, когда к Рождеству закалывали поросенка.

Пища простых людей недостаточно питательна, в ней не хватает витаминов, так как потребляется мало Пища простых людей недостаточно питательна, в ней не хватает витаминов, так как потребляется мало свежих овощей и фруктов. Из овощных культур распространены в то время репа, горох, бобы, лук, чеснок, к которым постепенно добавятся свекла, капуста, петрушка и некоторые другие. Лук считается также и лекарством, рыцари приписывали ему магическое свойство предохранять воинов от ран и носили его как талисман — “лук победный”.

На протяжении Средних веков развивается садоводство, постепенно окультуриваются дикие плодовые и ягодные растения, например На протяжении Средних веков развивается садоводство, постепенно окультуриваются дикие плодовые и ягодные растения, например земляника. За ними ухаживали особенно тщательно, поскольку эти культуры приносили большую прибыль.

Европа богата рыбой, так как ее берега омываются множеством морей, а континент изрезан реками. Европа богата рыбой, так как ее берега омываются множеством морей, а континент изрезан реками. Она более доступна простому населению, чем мясо, но ею не брезговала и знать, потому что ее разрешалось есть во время поста. (Количество постных дней составляло едва ли не треть года. ) Средневековая Европа почти не знала сахара. Она познакомилась с ним через испанских арабов, а также во время крестовых походов. Вплоть до 16 в. он оставался большой редкостью. В некоторой степени его заменял мед, а также виноградное сусло, утоляя потребность в сладком.

Среди напитков выделяется вино, как исконно европейский напиток Средиземноморья, и пиво. Пиво известно как Среди напитков выделяется вино, как исконно европейский напиток Средиземноморья, и пиво. Пиво известно как в Европе, так и в других регионах мира с незапамятных времен. Во времена Карла Великого его пьют и в хижинах, и во дворцах. Рецепты прошлого были чрезвычайно разнообразны: пиво варили из пшеницы, ячменя, ржи; могли добавлять мед, мак, грибы, лавровый лист и т. д. Использование в пивоварении хмеля — открытие Средневековья. Вино доступно (за исключением средиземноморского региона) только состоятельным людям: знати, богатым горожанам. Вино используется в церковных обрядах и поэтому является непременным атрибутом монастырей. Алкоголь уже известен средневековой Европе — имеются в виду методы и механизм его получения: перегонка и перегонный куб. По одной из версий он был открыт около 1100 г. в Салерно (Южная Италия), где существовала знаменитая медицинская школа. Однако алкоголь использовался не как пищевой продукт, а как лекарство против разнообразных болезней, своеобразная аква вита.

Средиземноморье, практически закрытое для христианского мира вплоть до крестовых походов, после них вновь, как Средиземноморье, практически закрытое для христианского мира вплоть до крестовых походов, после них вновь, как в античную эпоху, стало поставлять в Европу корицу, имбирь, мускатный орех, гвоздику, перец. Наступает настоящее “пряное безумие”, мания на приправы охватывает все страны. Пряности в определенной мере служили консервантами и одновременно могли маскировать плохое качество мясной пищи, не приспособленной к длительному хранению и потому не всегда свежей. Они становятся символом богатства и престижа, гостям их предлагали после еды, подобно кофе в современном застолье. Для бедняков эта заморская роскошь была недоступна и заменялась тем, что росло на соседнем огороде: анисом, кориандром, тимьяном и чрезвычайно популярным чесноком, который служил “крестьянским обезболивающим”.

Недостаточную питательность и скудность ассортимента компенсировали количеством еды. Если предоставлялась возможность, то ели до Недостаточную питательность и скудность ассортимента компенсировали количеством еды. Если предоставлялась возможность, то ели до отвала, до ощущения тяжести в животе. Легкоусвояемых продуктов было мало, большинство же могло вызвать несварение желудка. Вследствие подобного рациона типичной становится полная фигура и вздутый живот. Это не относилось к знати, которая находилась в хорошей физической форме, постоянно занимаясь военной подготовкой и употребляя в пищу много дичи.

До 15 в. Европа не знала кулинарного искусства. После падения Римской империи богатые традиции До 15 в. Европа не знала кулинарного искусства. После падения Римской империи богатые традиции кулинарии были утрачены. Роскошь застолья выражалась скорее в изобилии, чем в изысканности. Мясо, жаренное на вертеле, подавалось в огромных количествах, иногда вместе с рыбой и овощами. Ели обычно два раза в день. Опасаясь яда, пищу перед едой проверяли на слугах, либо при помощи специальных амулетов.

Все, относившееся к убранству стола, являлось в средневековом мире роскошью, недоступной простым людям — Все, относившееся к убранству стола, являлось в средневековом мире роскошью, недоступной простым людям — посуда, скатерть, салфетки. Столы накрывали длинными, свисавшими до пола скатертями (ими же зачастую вытирали руки). Посуда в богатых домах серебряная, ювелирной работы, а в семьях победнее — оловянная, глиняная или деревянная. Время художественной керамики и стекла ушло вместе с античностью, и теперь они встречались чрезвычайно редко 95. Наиболее распространены блюда, котлы, кубки, ножи. Ножи обычно носили с собой, и каждый пользовался собственным. Бокал (кубок, кружка) мог быть тоже персональным, хота по правилам старинной вежливости следовало, допив свой бокал, передать его соседу, т. е. они ходили по кругу. Тарелки на протяжении многих веков заменялись деревянной дощечкой или оловянным кружком, а чаще всего — траншуаром, специальным куском черствого хлеба, на который клали мясо из общего блюда.

Жидкую пищу подавали на двоих (одна миска и одна ложка), и этот обычай просуществовал Жидкую пищу подавали на двоих (одна миска и одна ложка), и этот обычай просуществовал до 17 в. Употребление ложек также не сделалось общепринятым. Могли черпать похлебку ломтем хлеба. Вилка, большая и двузубая, являлась исключительно кухонной утварью. Главный “столовый прибор” — руки.

Костюм средневековой Европы складывался под влиянием античного наследия и традиций варварского мира. Из грекоримского Костюм средневековой Европы складывался под влиянием античного наследия и традиций варварского мира. Из грекоримского быта в новою эпоху перешли некоторые виды одежды, принцип одновременного их ношения и др. , т. е. то, что получило одобрение христианской церкви. Новый христианский дух воплощает Византия, поэтому существуют аналогии в западноевропейском и византийском костюме. Особенно это касается знати с ее пристрастием к пурпуру, торжественной церемониальное™ длинных одежд, и т. п.

Главное требование церкви — закрытость одежды: тело объявлялось греховным, и его следовало прятать. Одежда Главное требование церкви — закрытость одежды: тело объявлялось греховным, и его следовало прятать. Одежда свободна, она скрывает формы человеческой фигуры. Кроме того, она тяжеловесна. Женщины покрывают голову в знак своего подчиненного положения. В отличие от античности средневековый костюм не драпированный, а кроеный. Первоначально в его основе лежал примитивный крой, принесенный варварами с Востока (существовал вплоть до 11 в. ). Основные типы одежды — накладная (одевалась через голову) и распашная (имела спереди разрез). Одежда и обувь в основном шилась в крестьянском хозяйстве. Ткани того времени — шерсть и лен.

Основные виды одежды варваров — штаны и рубаха. В принципе они одинаковы для мужчин Основные виды одежды варваров — штаны и рубаха. В принципе они одинаковы для мужчин и женщин, отличаясь лишь отдельными модификациями. Именно эти виды одежды сыграли решающую роль в эволюции европейского платья. Мужской костюм в 6 — 9 вв. состоял из рубашки — камизы (шенса), штанов — бре и плаща. Женщина также носит закрытые одежды (рубашки, далматики), на голове покрывало. На ногах были обмотки (похожие на русские онучи) и мягкая кожаная обувь. Далматика Бре Камиза

Период 10— 11 вв. характеризует развитие первого общеевропейского стиля — романского. Его спокойные монументальные Период 10— 11 вв. характеризует развитие первого общеевропейского стиля — романского. Его спокойные монументальные формы находят отражение не только в искусстве архитектуры, но и в костюме. Поверх шенса теперь носят блио — длинную или полудлинную верхнюю одежду. (Крестьяне, как правило, довольствовались одной рубашкой и бре. ) В костюме рыцаря главную роль играют доспехи, поэтому их форма определяет и вид одежды. Появляются металлические перчатки (кольчужные рукавицы), идея которых заимствована из крестьянского быта. В женском костюме возникает тенденция к подчеркиванию женственности, линий фигуры с помощью облегающего шенса и блио, которая со временем будет все более прогрессировать. Обычной отделкой одежды того времени служила вышивка. Знать имела украшения: дорогие пояса, застежки, пряжки из драгоценных и полудрагоценных камней, золота и эмали, а также ожерелья и браслеты. К верхней одежде относят плащ с капюшоном. Холодной зимой носили полушубки (тулупы) из овчины.

Готический стиль В зрелое Средневековье происходят поистине революционные изменения: бурно растут города, развиваются ремесла. Готический стиль В зрелое Средневековье происходят поистине революционные изменения: бурно растут города, развиваются ремесла. Европа получает все более качественные ткани. С 12 в. появляется новый материал — хлопок, а на юге начинают разводить шелковичных червей и изготовлять шелк. Простые домотканые одежды остаются только в обиходе крестьян. Крестовые походы знакомят феодалов с роскошью Востока и вносят заметные коррективы в одежду, обогатив костюм рядом заимствованных форм. Выделяется особый костюм знати и духовенства; длинные одежды символизируют статус господ, их праздность и неприспособленность к труду.

Со второй половины 12 в. в Европе формируется новый художественный стиль — готика. Он Со второй половины 12 в. в Европе формируется новый художественный стиль — готика. Он находит отражение и в одежде того времени, более всего в женской. Это игра света, динамика подвижных многослойных одежд, особенно их плиссированных частей, перекликающаяся с ритмами готического стиля, а также и новые пропорции платья, как бы вытягивающие фигуру вверх, создающие “готическую вертикаль”. Менее динамично меняется мужской костюм, так как он формируется под влиянием доспехов, практически не менявшихся на протяжении нескольких столетий. Мужчины надевали длинные, свободные шенсы и блио, а также особые чулки-штаны (шоссы), которые прикрепляли тесемками к поясу бре. Появляются башмаки с удлиненными носами — пигаш (их появление связывают с именем графа Анжуйского, имевшего уродливую стопу).

Господствующий в рыцарской среде культ Прекрасной Дамы, позволив четко дифференцировать формы мужского и женского Господствующий в рыцарской среде культ Прекрасной Дамы, позволив четко дифференцировать формы мужского и женского платья, определяет направление развития женской одежды. Красоту форм подчеркивают с помощью узкого жилета или боковых шнуровок. Блио ниспадает до пят, расширяясь от бедер. Юбка плиссированая и “играет” при движении. Рукава, узкие вверху, расширяются от локтя и заканчиваются длинными плиссированными манжетами, свисающими едва ли не до земли. В моде косы, перевитые лентами, покрывают голову легкой вуалью.

В 13 в. на смену блио приходят новые по названию и покрою виды одежды: В 13 в. на смену блио приходят новые по названию и покрою виды одежды: котт и сюрко (сюрко носят поверх котта). Прообразом белья становится нижняя рубашка, поверх которой надевают дублет — узкую куртку, а затем котт и сюрко. Последние шьются с вырезом, лиф плотно облекает фигуру, платье расширяется книзу. Верхняя одежда, как и прежде, представлена широкими плащами, меховыми накидками. Котт Сюрко

Трессуар Появляется специальная “гербовая одежда”, отражающая принадлежность к определенному роду — ми парти (моя Трессуар Появляется специальная “гербовая одежда”, отражающая принадлежность к определенному роду — ми парти (моя партия): члены знатной семьи носят костюмы цвета родового герба или его изображение (слуги и вассалы — герб сеньора). Меняются головные уборы и прически: у девушек распущенные волосы, а женщины укладывают косы в сетку. Знатные дамы, как и мужчины, могут украшать голову обручами с цветами (шапо де флер), повязками из парчовой ленты (трессуар). У женщин входит в моду головной убор барбетт: белая ткань укутывает шею, уши, подбородок, часть груди. Барбетт

Франко-бургундский стиль В 14 в. изменяются доспехи — на место кольчуги приходят латы, обусловившие Франко-бургундский стиль В 14 в. изменяются доспехи — на место кольчуги приходят латы, обусловившие появление новых видов одежды, создание сложного кроя. Новый эстетический идеал требует от рыцаря ловкости, подвижности, что подчеркивается костюмом. Место длинного платья занимает короткое, а силуэт имеет четко очерченные графические формы. Длинное платье остается только для определенных групп — ученых, судей, духовенства, магистратов и вообще почтенных пожилых людей — “люди в длинных одеждах”. В моду входит многослойный костюм.

Появляется новый вид платья для феодальной элиты — мужской и женский упелянд. Его сильно Появляется новый вид платья для феодальной элиты — мужской и женский упелянд. Его сильно расширенные книзу рукава отделывались мехом, фестонами и напоминали крылья птиц. Длинный упелянд из дорогой ткани — торжественное одеяние королей и высшей знати. Головные уборы того времени чрезвычайно разнообразны и живописны. К уже известным добавляется шаперон — род капюшона, который может драпироваться различными способами, типа петушиного гребня и др.

Меняются пропорции костюма — ясно проступает “готическая вертикаль”. Поверхность костюма собирается складками, которые сужаются Меняются пропорции костюма — ясно проступает “готическая вертикаль”. Поверхность костюма собирается складками, которые сужаются к талии и опять расширяются к бедрам. Талия несколько опущена и чрезвычайно тонка по контрасту с огромными плечами (широкие в окате рукава снабжаются специальным валиком). Края одежды иссечены фестонами — это “экревиссы”, “раковые шейки”, возникшие как подражание рыцарским латам. В чрезмерно стилизованном костюме фигура приобретает странные вытянутые очертания, кажется неустойчивой. Костюму соответствует обувь. Длина стопы дополнительно увеличивается чрезвычайно длинным носком. В ней неудобно ходить, но все приносится в жертву сословному тщеславию: носок набивают волосом, вставляют китовый ус и поддерживают специальной цепочкой.

В женском костюме под влиянием бургундской моды появляется S-образный изгиб фигуры, так называемая готическая В женском костюме под влиянием бургундской моды появляется S-образный изгиб фигуры, так называемая готическая кривая. Он получался при помощи специального корсета из деревянных планок. Талия поднимается высоко под грудь, а овальный вырез сменяется глубоким треугольным. ) Платья носят со шлейфом, который, в зависимости от знатности дамы, мог достигать нескольких метров. Новые каркасные головные уборы — генин или эннен, эскофьон — достигают различной высоты в зависимости от знатности женщины (до 70 см). Генин Эскофьон

Крестьянская одежда чрезвычайно проста и “вечна”: она мало подвержена изменениям. Все та же блуза, Крестьянская одежда чрезвычайно проста и “вечна”: она мало подвержена изменениям. Все та же блуза, бре (или шоссы), куртка. Одежда горожан разнообразнее и богаче. Патриции подражают знати, а бюргеры — патрициям. Но в целом костюм скромный и практичный; используется сукно, темные цвета, знаки профессиональной принадлежности. Женщины носят цельнокроеные котт и сюрко, высокие головные уборы заменяют более практичным капюшоном из полотна с отворотом — омюссом, который позднее превратится в чепец.

Платье горожанки хотя и более скромное, но имеет эстетические элементы. Так, чепец, омюсс и Платье горожанки хотя и более скромное, но имеет эстетические элементы. Так, чепец, омюсс и рубашка всегда изготовлялись из белого полотна. Одежда выражает статус ее владельца, власти в многочисленных указах жестко регламентируют то, что дозволяется носить каждому сословию или профессиональной группе. Так называемые законы о роскоши защищают господствующий класс от попыток копировать его костюм и тем самым уподобиться элите.

Средневековая одежда необыкновенно ярка и красочна. Цвет — также привилегия знати. Очень популярны контрастные Средневековая одежда необыкновенно ярка и красочна. Цвет — также привилегия знати. Очень популярны контрастные решения: например, синее сюрко и белая котт. Модны были изысканные аксессуары (кошельки, пояса, шляпы), разнообразные ювелирные украшения, особенно с драгоценными камнями: кольца, браслеты, застежки, обручи, сетки для волос и т. д. Дамы увлекались косметикой (мужчиныщеголи также пудрили лицо и выщипывали брови). Франкобургундский стиль с манерновычурными декоративными формами заканчивает эпоху средневекового костюма, он будет существовать до второй половины 15 в.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!