Постмодерн ПР. Анохина Ж..pptx
- Количество слайдов: 16
Постмодерн. Проблемы современной культуры. Выполнила: ст. гр. БК – 21. Анохина Жанна
Цели: Исследовать проблемы современной культуры; рассмотреть постмодернизм и узнать исследования мыслителей, с которыми связано становление этого стиля; изучить истоки постмодернизма, а также проанализировать общие черты у данного направления.
Задачи Для достижения этих целей необходимо решить несколько задач: • 1. Рассмотреть исходное представление о культуре. • 2. Проанализировать постмодерн. • 3. Рассмотреть проблемы современной культуры. • 4. Рассмотреть пути преодоления кризисных явлений в культуре.
Взгляды на современную культуру в современном мире таковы: Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это: новые средства труда; новые продукты питания; новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства; новые научные идеи; идеологические концепции; религиозные верования; нравственные идеалы; произведения всех видов искусств и т. д.
Немецкий социолог Освальд Шпенглер рассматривал современную культуру не как единую общечеловеческую, а расколотую на восемь культур. Эти культуры: Ø Египетская Ø Индийская Ø Вавилонская Ø Китайская Ø Греко – римская Ø Византийско-арабская Ø Русско-сибирская
Сегодня относительно судьбы культуры выявились два разных понимания, два взгляда, так сказать «оптимистический» и «пессимистический» . Оптимисты утверждают, что мировая культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, регионально-организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т. д. ) являются истинными. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура клонится к закату.
Постмодернизм и его истоки
Фердинанд де Соссюр С его исследованиями связано зарождение структурализма – направления в познании XX в. , задачей которого является выявление структуры в различных областях культуры, в том числе в языке. По его мнению, язык – это система знаков, но сами связи между словом и предметом, знаком и означаемым являются произвольными. (1857– 1913)
Людвиг Витгенштейн (1889– 1951) Задача философии состоит не в достижении истины, а в анализе логической структуры языка. Значение слов и выражений естественного языка не является каким-либо объектом, обозначаемым словом. Значение словам и выражениям языка придает только использование слов в определенном контексте (языковой игре) и в соответствии с принятыми правилами.
Мартин Хайдеггер (1889– 1976) Дал экзистенциальнолингвистическую критику метафизики. Он сознательно отказался от традиционных категорий философии модерна, таких как субъект, объект, познание, дух, материя и т. д. , и занялся «деструкцией» ( «разбором» ) исторических конструкций разума при помощи феноменологического метода. Истина, по нему, – это не соответствие наших представлений реальности, она укоренена в способе бытия человека. Истина есть истинное бытие, она тождественна бытию.
Мишель Фуко (1926– 1984) Внес заметный вклад в разработку проблематики постструктурализма своими исследованиями в области социального конструирования знания. В европейской эпистемологии (теории познания) он выделил три «эпистемы» (познавательных поля): Возрождение, классический рационализм, современность. Если для Возрождения язык выступает как вещь среди вещей, а для классического рационализма (модернизма) – как средство выражения мысли, то в современной эпистеме язык является самостоятельной силой.
Жак Деррида Является уже ярким представителем постструктурализма и постмодернизма, который отбросил всякую возможность установить для текста какой-либо единственный и устойчивый смысл. С его именем связан способ прочтения и осмысления текстов, названный им деконструкцией, которая выступает у него основным методом анализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. (1930 – 2004)
Современная культура и цивилизация. Цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.
Пути преодоления кризисных явлений в культуре Сегодня намечаются два противоположных пути решения. Один — это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Другими словами первостепенное значение должны иметь цели духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать “альтернативным” или “эзотермическим”. Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более “естественным” для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.
Заключение В целом мировая культура представляет собой достаточно сложный процесс. Некоторые мыслители считают, что современная техника поставила на службу человека и природу; что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства.
Постмодерн ПР. Анохина Ж..pptx