Скачать презентацию Понятие о навыке чтения Этапы становления навыка чтения Скачать презентацию Понятие о навыке чтения Этапы становления навыка чтения

МНЛО ОЗО Навык....ppt

  • Количество слайдов: 18

Понятие о навыке чтения. Этапы становления навыка чтения ЧТЕНИЕ техническая сторона смысловая сторона зрительное Понятие о навыке чтения. Этапы становления навыка чтения ЧТЕНИЕ техническая сторона смысловая сторона зрительное восприятие осмысление прочитанного буквенных знаков, их озвучивание

Навык чтенияавтоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку Навык чтенияавтоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому (О. В. Сосновская). Навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильность, беглость, сознательность и выразительность. В. Г. Горецкий выделил еще одно качество – способ чтения (слоговой), целыми словами.

Этапы формирования навыка чтения Аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Этапы формирования навыка чтения Аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Задача – совершенствовать техническую сторону чтения. Синтетический этап: единица чтения - слово. Задача – развитие беглости и выразительности чтения. Автоматизированный этап: единица чтения - предложение. Задача – осмысление читаемого, совершенствование чтения (в направлении от беглости к осознанности и выразительности).

Методика работы над правильностью чтения Правильное чтение - чтение без искажения звукового состава слов Методика работы над правильностью чтения Правильное чтение - чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Основные типы ошибок: • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек (например, лапа вместо лампа, баран вместо барабан); • перестановка единиц чтения (ослик – солик, арбуз – рабуз); • вставка произвольных элементов в единицы чтения (таскали – тасакали); • замена одних единиц чтения другими (Я еще раз крепко с удивлением (вм. удовольствием) пожал руку); • наличие повторов (букв, слогов, слов, предложений; • нарушение норм литературного произношения (собственно орфоэпические ошибки - скворечник, свекла; озвучивание единиц чтения в строгом соответствии с их написанием - что, конечно; интонационные ошибки - неправильно поставленные логические ударения).

Виды упражнений: • упражнения на формирование внимания к слову и его частям: üчтение слов, Виды упражнений: • упражнения на формирование внимания к слову и его частям: üчтение слов, отличающихся одной буквой: мыл – мил – мал – мял; девушка – дедушка, булка – белка; üчтение слов, различающиеся звонкими и глухими фонемами: калька – галька; üчтение цепочек родственных слов (с общим корнем: ученье – ученый – ученик; зелень – зеленел - зазеленел; бодрый – ободрился приободрился); • работа над артикуляцией звуков (произношение гласных по порядку, парами, произношение сочетаний согласного и гласного: ба, бо, бу, бы, бэ, би); • чтение и четкое произношение скороговорок и чистоговорок (На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. Проворонила вороненка. Саша шапкой сшиб шишки).

Виды упражнений: • применение принципа многочтения; • упражнения, направленных на предупреждение ошибок при чтении Виды упражнений: • применение принципа многочтения; • упражнения, направленных на предупреждение ошибок при чтении конкретного текста. • упражнения в предварительном чтении многосложных слов с графическими пометами; • использование слоговой разметки у многосложных слов в тексте и установка на прочтение их по слогам; • работа над непонятными словами. В процессе чтения могут исправляться ошибки двух типов: орфоэпические ошибки и ошибки, ведущие к искажению смысла читаемого. Все другие ошибки могут быть исправлены после чтения.

Методика работы над беглостью чтения Беглость чтения - это такой темп, который характерен для Методика работы над беглостью чтения Беглость чтения - это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение. Критерием беглости чтения является количество слов, прочитанных в минуту. Нормы беглости чтения: 1 кл. – 40 слов, 2 кл. - 60 слов, 3 кл. - 80 слов, 4 кл. - не менее 100 слов в минуту.

Направления работы над беглостью чтения 1. Многократное систематическое чтение текста. 2. Создание мотивации быстрого Направления работы над беглостью чтения 1. Многократное систематическое чтение текста. 2. Создание мотивации быстрого чтения 3. Упражнения на развитие поля чтения: • Буквенные и слоговые пирамидки МЫ---ЛО МУ-----ХА РЕ---------КА ВО------------ДА • Пирамидки из слов. снег весна ручейки побежали

Направления работы над беглостью чтения 4. Упражнения на развитие антиципации (предвосхищение смысла, догадка). «Угадай» Направления работы над беглостью чтения 4. Упражнения на развитие антиципации (предвосхищение смысла, догадка). «Угадай» . • Упражнение на антиципацию слов. Ц-Л; С-Л • Упражнение на антиципацию устойчивых сочетаний. Он сам во всем … Солнце уже … Весь день шел … • Упражнение на антиципацию частей поговорок: Сделал дело … Лучше поздно… • Упражнение на антиципацию частей диалога. Ты уже читал книгу? Когда ты вернешь ее мне? • Чтение предложений и текстов (записанных на карточках), у которых отсутствуют конечные слоги или буквы. Мы с пап… сегод… по… в ки…

Направления работы над беглостью чтения 5. Упражнение в развитии оперативной памяти. «Зрительные» диктанты. (Федоренко, Направления работы над беглостью чтения 5. Упражнение в развитии оперативной памяти. «Зрительные» диктанты. (Федоренко, Зайцев). 6. Упражнения в стимуляции быстрого чтения. • «Молния!» . «Финиш» . «Буксир» ; • организация домашнего чтения в щадящем режиме; • ежеурочные пятиминутки чтения.

Работа над сознательностью чтения Сознательность чтения – это понимание, осмысление содержания читаемого. Приемы работы: Работа над сознательностью чтения Сознательность чтения – это понимание, осмысление содержания читаемого. Приемы работы: -работа над значением непонятных слов до чтения текста, в процессе чтения, после чтения текста; -создание наглядных ситуаций – картины, экскурсии; комментирование фактов, событий перед прочтением; прогнозирование содержания текста по заголовку; - выразительное прочтение текста учителем; - беседа по тексту; - выборочное чтение в последующим обсуждением прочитанного.

Методика работы над выразительностью чтения Выразительность чтения - способность средствами устной речи наиболее полно Методика работы над выразительностью чтения Выразительность чтения - способность средствами устной речи наиболее полно передать эмоциональное и смысловое содержание произведения. Условия работы над выразительностью чтения: • демонстрация образца чтения; • анализ художественного произведения; • работа над языком произведения; • развитие воссоздающего воображения учащихся; • обсуждение вариантов прочтения проанализированного произведения.

Интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями Интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Сила голоса Ритм Логическое ударение Мелодика речи Интонация Темп чтения Тон голоса Тембр Паузы

Сила голоса – степень его громкости, его усиления или ослабления. Логическое ударение – выделение Сила голоса – степень его громкости, его усиления или ослабления. Логическое ударение – выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. Ритм - чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Мелодика речи – движение голоса (вверх, вниз) по звукам разной высоты. Тон голоса – эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.

Тембр – природная окраска голоса. Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Тембр – природная окраска голоса. Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Психологическая пауза – остановка, которая психологическое значение высказываемой мысли. усиливает Темп чтения – скорость речи (медленный, замедленный, средний, ускоренный, быстрый).

Подготовка к выразительному чтению включает несколько этапов: 1 этап – работа над содержанием текста. Подготовка к выразительному чтению включает несколько этапов: 1 этап – работа над содержанием текста. 2 этап – представление содержания в ярких зрительных образах ( «видение текста» ). 3 этап – определение отношения автора и своего отношения к исполняемому тексту. 4 этап – определение задачи своего чтения. 5 этап – обдумывание и выбор средств, с помощью которых можно передать соответствующую интонацию. 6 этап – репетиция в чтении с найденной интонацией. 7 этап – исполнение текста и оценка его чтения (конкурс чтецов).

Составление партитуры чтения Короткая пауза Длинная пауза Повышение голоса Понижение голоса Логическое ударение Читать Составление партитуры чтения Короткая пауза Длинная пауза Повышение голоса Понижение голоса Логическое ударение Читать слитно, как одно целое Запись: сила голоса (громко, тихо, шепотом…); темп чтения (медленно, замедленно, постепенно ускоряя темп, быстро); тон (радостно, огорченно, удивленно, грустно…. )

И. А. Крылов «Ворона и лисица» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, И. А. Крылов «Ворона и лисица» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок…»