Поэтика художественной публицистики Тема 2. Зачетные работы
Поэтика художественной публицистики Тема 2. Зачетные работы № 2 -3.
Определение поэтики Для создания образа автор публицистического произведения использует специальные художественные приемы построения текста. Система приемов создания образа называется поэтикой.
4 группы приемов поэтики o образ автора o хронотоп o ассоциативный уровень o интонационно-речевое построение
Образ автора в худ. публицистике o Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста.
Образ автора в худ. публицистике • Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые определяют личность журналиста в реальности. • Этот отбор зависит от темы и задач каждого конкретного текста. • В худ. публицистике автор активно пользуется игровыми возможностями образной природы авторской позиции. Наиболее репрезентативный пример: маска в фельетоне.
Классификации образа автора в журналистском тексте По отношению к материалу • Автор- наблюдатель, • Автор-участник события • Автор-комментатор • Автор-повествователь Укрупненный вариант этой классификации: • автор-действующий • автор-размышляющий
Степень присутствия автора в тексте • От первого лица • От третьего лица • От обобщенного мы
Социальные роли автора в журналистском тексте • Профессиональные (журналист и его специализации, филолог, экономист и т. д. ) + хобби (садовод, автомобилист, путешественник) • Демографические (пол, возраст) • Межличностные (отец, сын, жена, мух, друг и т. д. ) • Жизненная позиция (скептик, оптимист) • Гражданские (гражданство, национальность)
Примеры выбора социальной роли в очерке При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) o В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. o В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. o В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т. д.
Приемы построения образа автора o Бэкграунд автора (образование, культурный контекст, эрудиция). Проявляется в сравнениях, цитатах, ассоциациях. o Методы представления информации (ассоциативное мышление, метафоричность, преобладание рационального начала, установка на интервью, описательность и т. д. ) o Манера письма (стилистические особенности, выбор речевых приемов: сдержанность, экспрессивность, точность и т. д. ) o Выбираемая социальная роль (см. классификацию) o Подробности биографии автора (воспоминания, примеры из собственного опыта)
Хронотоп – пространственно-временная организация o Сюжет o Система персонажей o Пейзаж o Описание места действия o Деталь o Приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика
Сюжет o Сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. o Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Система персонажей o Система персонажей - художественное единство, в котором персонажи вступают во взаимоотношения и соотносятся друг с другом, и эта их соотнесенность в сюжете служит одним из выражений - иногда важнейшим - содержания произведения o Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения: 1) как систему взаимоотношений персонажей (борьбу, столкновения и т. п. ) 2) как конкретное воплощение композиционного построения текста
Пейзаж в худ. публицистике чаще всего появляется в очерке, особенно путевом. Служит для оценки предмета изображения: пространства или героя. o Природный и урбанистический
Описание места действия Важнейшее средство создания образа в портретном и проблемном очерке, а также фельетоне – т. е. тех жанрах, которые связаны с изображением поступков персонажа. Подробности описания м. д. «работают» на воссоздание «картинки» и оценку персонажа.
Деталь Точная и яркая деталь позволяет при помощи одной подробности передать o характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения; o выпукло и зримо описать обстановку, место действия, предмет, или даже целое явление. Деталь должна быть конкретной и емкой.
Виды деталей o Опорная деталь – концептуальная деталь, которая характеризует основное содержание образа (детали-символы и образные детали) o Микродетали - детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.
Приемы создания образа героя o Психологическая характеристика (изображение характера героя) o Портретная характеристика o Речевая характеристика
Психологическая характеристика героя Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т. д. Для раскрытия психологического облика персонажа журналисты используют: o рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа; o прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.
Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика Обращение к портретной и речевой характеристике героя подчинено главной идее текста. И портрет, и речь героя связаны с основным содержанием его образа. Портрет чаще всего иллюстрирует особенности характера, манеру поведения, темперамент героя, отношение к действительности. Речь – еще и уровень мотивации и образования.
Ассоциативный уровень произведения Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации. o Основными приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы). o Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).
Интонационно-речевая организация текста Речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. В разных жанрах худ. публицистики формируются своего рода стилистические предпочтения. o фельетон активно использует приемы речевой игры o эссе строится на подчеркнуто авторских тропах o в очерке преобладает экспрессивная описательность: яркие эпитеты, динамичные глаголы, синонимические ряды.
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 2 ЗЕ) 1. Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев). 2. Сформулировать в 1 предложении концепцию созданного образа. 3. Дать характеристику приемов поэтики по представленной в лекции классификации (первая часть: образ автора, хронотоп (пейзаж, деталь, м. д)).
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 3 зе) 1. Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев). 2. Дать характеристику сюжета и системы персонажей. 3. Дать характеристику приемов создания образа героя (психологическая хар-ка, портретная хар-ка, речевая хар-ка).
Поэтика художественной публицистики. Тема 2. ЗЕ..ppt
- Количество слайдов: 24