Философские проблемы проблемы общества.ppt
- Количество слайдов: 122
План лекции 1. Понятие общества в философии. 2. Системная организация общества. Социальная структура. 3. Проблемы типологизации исторического процесса (К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби. ) 4. Философияисториио динамикеобщественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондорсе, Ж. Ж. Руссо). 5. Понятие культуры. Культура и цивилизация: единство и многообразие форм; особенности взаимодействия.
1. Понятие общества в философии. n «Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую, а так же физику органическую, растительную и животную. Остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику»
Социология n Исходит из того, что совместная жизнь людей есть сложное системное образование, которое должно изучаться в присущей ему целостности особыми методами, отличными от методов других наук
«Общество - совокупность или организация людей, имеет удивительное свойство: с одной стороны, кажется, что его вообще нет, тщетно было бы искать то, что существует помимо отдельных людей, с другой стороны, общество воздействует на нас, и нередко, очень сильно: временами мы чувствуем, насколько тягостна его власть над человеческой личностью»
Государство n. Организация, притязающая на монопольное право в области физического принуждения и насилия. Вообще говоря, никто не вправе лишать людей их доходов или имущества, указывать, по какой стороне шоссе им ездить, предписывать правила поведения, а в случае непослушания арестовывать и заковывать в кандалы. Если кто-либо так поступает, то он преступник и злодей. Государству же это дозволяется, оно взимает налоги, издает указы, производит аресты и т. д.
Понятие общества n. К. Маркс: Общество - это социальноисторические формы общественной деятельности людей, исходя из способа производства и состоит из экономической структуры, гражданского общества, политического строя и форм общественного сознания n. Огюст Конт: Общество – это органическое единство человечества или его части, связанного идеей «всеобщего согласия» .
Продолжение 1 n. Э. Дюркгейм: Общество – причинами его выступают действий, являющихся социальными образцы фактами. n. Г. Тард: Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний людей, коллективное сознание производно от индивидуального, выступает его функцией. Основа социальной жизни – подражание. n. В. Парето: Общество включает экономическую подсистему, приводящуюся в движение материальными интересами людей. Единицы социальной жизни – действия логические и политические.
2 n. М. Вебер: социальные явления выступают в виде действий как осмысленных актов поведения людей. На основе действий формируются сложные социальные формы: социальные отношения и легитимные порядки n. П. Сорокин: общество – система, образующаяся значительными взаимодействиями людей. Социокультурная действительность помимо действий включает еще две подсистемы: личность и культуру. Социокультурная реальность имеет три уровня: суперсистемы, социальные системы и социальные группы. n Б. Малиновский: человек не только удовлетворяет свои первичные потребности, но и порождает искусственную среду и новые способы удовлетворения потребностей, совокупность которых называется культурой.
2. Системная организация общества. Социальная структура n. Первая задача социологического анализа – задача структурного его рассмотрения, определяющего части, из которых складывается целое общественной жизни, установления способа взаимодействиячастей, условия достижения этими частями функционирования и развития n. Три «угла рассмотрения» : 1. Динамический 2. Структурный 3. Функциональный Социология– это наука об обществеи закономерности, проявляющейся в общественных явлениях Предмет социологии – общество или общественные явления
Общества - саморазвивающаяся n n n Система и рассматривается на трех взаимосвязанных уровнях, Общесоциологическом уровне Конкретно-социологическом уровне Историко-типологическом уровне Общество предполагает наличие не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких Т. Е. ОБЩЕСТВО означает прежде всего совокупность нескольких единиц и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия
Социология может быть разделена на четыре отдела n n Общее учение об обществе. Определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ основных процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, учение о методе, характеристика современных социологических отношений Социальная механика: (СТАТИКА) изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях: 1. разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы 2. изучение свойств этих элементов и эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни 3. понимание целостного механизма общества
продолжение n Социальная генетика ( «генезис» ) (ДИНАМИКА) 1. учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов (языка, семьи, хозяйства, права и пр. ) 2. учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательных ходом истории в развитии общества и общественных институтов n Социальная политика. Прикладная дисциплина
Схема 1 Сознание Понятие происхождение Человек Понятие сущность Личность Роли, ценности, место в об-ве Общество Понятие, Происхождение, сущность социализация
К схеме 1 механика n n n Возникновение и развитие общества Что и из каких единиц возникло Под влиянием каких факторов развивается Взаимовлияние и обратное действие вновь возникающих на уже существующие Сознание как начало человека Социализация как начало человека
Схема 2 Статика Духовное Бытие Социальное бытие Материальное бытие Предпосылки: Народонаселение и географическая среда
К схеме 2 Статика n n Предпосылки: не входят в структуру общества. В зависимости от уровня развития общества свойства географической среды и структуры народонаселения «перекашивает» по-разному Материальное бытие: то, зачем люди объединились в общество – выжить можно только вместе производя и обмениваясь произведенным, создавая совместно орудия труда и способы обмена и распределения
К схеме 2 Статика (разное расположение «слоев» ) n n Социальное бытие: государство, общество(семья, церковь, партии, общественные и профессиональные союзы и пр). Духовное бытие: политика, право, искусство, наука, мораль, религия, идеология или другой срез: общественная психология и общественная идеология
Динамика (генетика) n n n Механизм и источник развития Единицы развития ( на какие единицы поделен всемирно-исторический процесс) Направление и цель развития Место в таком процессе Представление о всем процессе целиком
3. Проблемы типологизации исторического процесса (К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби. ) n у истории есть определенная структура, жесткая и сквозная, и история «распадается» на определенные единицы, которые можно описывать благодаря этой структуре
Столкновение и наложение различных, иногда взаимоисключающих интерпретаций и оценок n одних и тех же «исторических фактов» и «событий» , документов создало впечатление, что история – это «пустой каркас» , произвольно наполняемый значениями и смыслами, заданными исследователями, «открылась» плюралистическая и вариативная история и показала, что закономерности свойственны историческому самосознанию, а не самому «развитию» общества, и эти формы организации истории ( «теории» ) последовательно сменяют одна другую.
Любые «прочтения» истории n есть феномен культуры и срез этой эпохи, и в той мере осмысливают историческую реальность, в какой им позволяет это сделать их собственная историческая эпоха с ее нормативными представлениями о движущих механизмах истории, исторических закономерностях и смысле истории
Для исторического мышления n n n (как и для любого гуманитарного), характерна зависимость предмета от методологических установок исследователя, результаты исторического анализа есть необходимое условие существования анализируемого объекта (исторического процесса). Но данное соотношение знания и его предмета принято называть «парадоксом Мидаса» : осмысляя историю как нормативную систему фактов, событий и процессов, историк сам подключен к этой нормативной системе и подчинен ее нормативам.
Историк n выступает как индикатор и как эксперт, формируя нормативы и сам их при этом выражая в своих суждениях. Он встроен в знаковую систему культуры и выступает как ретранслятор культурных кодов своего времени ( идет постоянный перевод с одного языка на другой).
Историзм, примененный как метод n n к природе и социуму, заставил применяющего сформулировать правила метода: выявить границы объекта исследования, выделить и фиксировать исторические состояния объекта воспроизвести эти состояния в виде определенных структур.
К. Маркс: структурный подход к истории n формация - это «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером»
Марксизм увидел в непрерывном n и неостановимом течении истории ряд отдельных общественно-экономических формаций, с естественной неизбежностью сменяющих друга, когда вся история носит «поступательный характер» , следующая стадия развития повторяет предыдущую, на более высоком уровне, когда отбрасывается устаревшее и сохраняется еще способное развиваться.
Маркс (и Энгельс) исходил из нескольких постулатов: n n n В основе исторического процесса лежит развитие и изменение социально-экономического строя. Подобное развитие и изменение имеет постоянный характер и эволюционно, в определенных условиях, могут приобретать революционный характер. В истории существуют объективные законы, абстракции, применяемые историками и философами необходимы для облегчения упорядочивания исторического материала, его организации. Законы, действующие в истории, существуют объективно и являются существенными , необходимыми, повторяющимися связями явлений общественной жизни.
Законы развития общества показывают направленность n n n развития, как всей истории, так и отдельного общества, развития, направленного от низшего к высшему. Маркс и Энгельс говорили о специфике исторической закономерности. Они не существуют вечно, так как не вечно человеческое общество, и проявляются в совокупной деятельности людей, как законытенденции, исторические законы связаны со спецификой истории, которая никогда не повторяется. Случайность играет большую роль в истории, чем в природе, и есть адекватная форма проявления необходимости.
История, состоящая из определенных единиц-формаций, n развивается по спирали. И каждая формация проходит качественно определенные ступени. Ступени развития общества характеризуются как общими законами, действующими на всех периодах развития истории, фиксирующими повторяющееся и устойчивое в историческом процессе, так и специфическими, связанными с определенными пространственновременными рамками исторического процесса.
Законы истории: n n Общие: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, и пр. , Специфические: классовая борьба как источник и движущая сила развития и пр.
Материалистический принцип понимания истории: n «каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи, образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения и даже религиозные представления» . « В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Базис общества n Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
К. Маркс: n Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»
У Маркса n n В статике система общества можно представить как состоящую из формаций, при рассмотрении которой Маркс использовал понятия базис и надстройка, социальная структура, бытие и сознание. В динамике: как конфликт производительных сил и производственных отношений, могущий разрешаться по-разному (или медленный и длительный переход, либо быстрая и резкая ломка и смена).
Естественноисторический характер смены ступеней n n развития обосновывал «естественную» смену формаций и доказывал неизбежность и неотвратимость последней, описанной Марксом, коммунистической формации, о которой наиболее подробно сказано в «Критике Готской программы» . Материалистическое понимание истории обуславливало поступки и действия людей, происхождение социальных институтов экономическими причинами, бытием, которое определяло сознание. Формационная модель истории, созданная, или как он говорил «открытая» , в действительной истории, делила весь исторический процесс на ограниченное число общественно экономических формаций.
формация характеризуется определенной социальной n n структурой, основу которой составляют классы, Маркс говорил об основных и неосновных классах. В формациях, основанных на частной собственности отношения между классами носят антагонистический характер, при отсутствии частной собственности – дружественный. Классовая структура обусловлена формой собственности на средства производства, общественной или частной, при которой класс, владеющий собственностью, может пользоваться трудом класса, не владеющего собственностью, если она частная, или, если она общественная, то все классы являются владельцами этой собственности
Материальное производство, n n основополагающее и определяющее все остальные элементы структуры социума. Материальное производство или процесс производства материальных благ, носит общественный характер, в ходе которого люди преобразуют природу и создают продукт, необходимый для существования человека. Материальное производство есть единство производительных сил и производственных отношений.
Ведущими в системе производственных n n отношений являются отношения экономические, основу которых составляют отношения собственности, которая в истории существовала в двух формах: общественной и частной и вызывать отношения сотрудничества и взаимопомощи, во втором – господства и подчинения. Производственные отношения складываются независимо от воли и сознания людей, т. е. носят объективный характер и поэтому могут выступать критерием развития, как всего общества, так и отдельных его элементов.
Маркс сформулировал тезис: n n соответствие производительных отношений характеру и уровню развития производительных сил – основной принцип развития материального производства. Это соответствие носит временный характер и постоянно нарушается, что ведет к противоречию, разрешающемуся в замене устаревших производственных отношений новыми, соответствующими постоянно развивающимся и опережающим производственные отношения производительным силам, это соответствие, в дальнейшем принимающее характер несоответствия, приводит к смене формаций.
Формации имеют жесткую сквозную структуру: n n базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, и надстройку – совокупность идей и идеологических отношений и закрепляющих их учреждений и организаций. Базис определяет надстройку. «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство действительной жизни»
К числу важнейших понятий типологии истории Маркса n n помимо классов, формаций, производительных сил и производственных отношений, следует отнести понятие социальной революции: как о смене формаций и глубоком перевороте в социальной, экономической и духовной жизни общества. Маркс называл революции локомотивами истории. Экономической основой революций является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.
Особенности типологии истории в концепции Освальда Шпенглера: культура как организм n n Цивилизационный подход отрицал самую возможность единой истории и говорил об уникальности не только отдельных культур, но и всех проявлений и символических структур, соединившихся в результате длительного исторического развития, как части целой органической системы.
Цивилизационный подход n имеет дело не только с суперсистемами (Античность – рабовладельческая формация – Новое время – феодализм и пр. ), сколько с элементами этих суперсистем, или культурами.
О. Шпенглер n Одновременное сосуществование в отдельной культуре более мелких ее составляющих – феноменов культуры, не связанных между собой, или ее символических форм поднимает вопрос о принципе, связующем эти символические формы воедино на всем протяжении их существования.
Шпенглер настаивал на уникальности n n и неповторимости культур, и поэтому полному отсутствию «процесса» . «Задача ХХ века заключается в том, чтобы вскрыть структуру исторических организмов, отделить морфологически необходимое от случайного, разгадать выражение всех исторических черт и отыскать подлинный смысл этого немого языка» .
У Шпенглера n история подобна биологии, и поэтому все культуры и каждая в отдельности, возникают и умирают, прожив определенный цикл, и заранее знать, какое растение появится из почвы нельзя, так как не человек сажал это растение, появление той или иной культуры случайно.
«Культура зарождается в тот момент, n когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и науки, т. о. , вновь возвратиться в первичную душевную стихию»
Шпенглер настаивает на герметичности и автономности культур: n каждая культура уникальна и целостна, замкнута на своеобразие: восприятие пространства, и не может быть понята никакой другой культурой, так как восприятие пространства отдельной культурой неповторима.
все культуры проходят обязательные ступени развития – n детство, юность, зрелость, старость и смерть, то изучать культуры можно путем сопоставления сходных стадий их развития, когда феномены приобретают определенное сходство.
Направленность истории: n человечество развивается от предысторической стадии к исторической стадии социализации человека, когда прежде единая культура, цементируемая дворянством и священством( благородными), распадается на отдельные социальные группы, не основанные на природном благородстве, последняя стадия человеческой истории, когда человечество впадает в спячку, называется феллашеством.
В своем развитии n n культура, стареет, окостеневает и теряет гибкость, перерождаясь в цивилизацию, ее феномены тоже перерождаются, а ощущения теряют непосредственность и свежесть. Культуры Шпенглера также «безлюдны» , как формации у Маркса, люди или человечество – марионетки в руках «биологической» закономерности, история вполне может осуществляться без них.
Историзм как метод постижения истории n Шпенглера, единственно применимый к адекватному реконструированию прошлого, мистическим образом оказался формой европейской культуры, и, следовательно, европейской картиной мировой истории, опирался на портретирование, физиогномику и морфологию, что давало исследователю постигать прошлое посредством аналогий и гомологий.
в истории существовало восемь основных культур, n n семь уже умерших: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (Греция и Рим), майя, магическая (Византия и Арабские культуры) и продолжающую существовать, но приближающуюся к закату Западную культуру, которую Шпенглер называет фаустовской.
«Вместо монотонной картины n линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя идея, …собственная смерть»
Культура – автономный, уникальный n n живой организм, и изучать его должно особым методом - морфологией как изучении структуры этой живой культуры. Дополняется морфология аналогией и гомологией. Но все эти методы не способны полностью восстановить умершую или живую, но не похожую на родную, культуру.
Арнольд Тойнби: история как «Провинция Царства Божия» n n в основе единой истории лежат неизменные черты родовой природы человека: сознание, воля, способность различать добро и зло, религиозность. Культура – надбиологический регулятор поведения людей. История человечества – единый процесс разворачивания многообразных и не похожих друг на друга культур, объединенных духовным Единством, вся человеческая история есть процесс Ответа на божественный вопрос. Земная цивилизация – Провинция Царства Божия на земле.
По Тойнби n n n Существует реальная возможность гибели завоеваний Западной цивилизации, Каждая цивилизация имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся культура в мельчайших своих проявлениях, Исторический процесс разворачивается как стадии рождения, взросления и старения организма,
Каждая культура привязана к географическим n n особенностям «места пребывания» , играющим существенную роль в создании неповторимого облика культуры, Помимо биологического разворачивания во времени организма-культуры, в его функционировании и развитии имеет важнейшее значение механизм «Вызова-и. Ответа» . По разному отвечая на Вызов, культуры и реализуют разные варианты развития.
греко-римский мир ни в какой момент своей n истории не охватывал всего человечества в целом и только в рамках универсализма можно адекватно понять и описать тот сложный культурный конгломерат, образовавшийся в результате объединения цивилизаций в единое сообщество и дать возможность человечеству вырваться из темницы локальной истории каждой из стран и приучить народы к синоптическому взгляду на историю в целом.
Картина развития человеческих обществ, называемых n n цивилизациями, проявляется как пучок параллельных, современных другу и сравнительно недавних свершений и опытов в некоем новом предприятии, а именно попыток, предпринимаемых до самого последнего времени, преодолеть примитивный образ существования, в котором человечество с момента своего возникновения провело несколько сот тысячелетий…» Поразительное культурное различие, «столь далеко зашедшая дифференциация совершилась за период каких-то пяти-шести тысячелетий»
Тойнби: n n n «Одним из кардинальных положений моей теории была мысль о том, что наименьшей ячейкой умопостигаемого поля исторического исследования должно служить целое общество, а не случайные изолированные фрагменты его, вроде национальных государств современного Запада или городов-государств античного мира. Другой отправной точкой для меня было то, что история развития всех обществ, подходящих под определение цивилизации, были в определенном смысле параллельны и современны другу. … Цивилизация, как мы ее понимаем, - это движение, а не состояние, странствие, а не убежище»
«я полагаю, что цивилизации рождаются и n развиваются, успешно отвечая на последовательные Вызовы. Они надламываются и распадаются тогда, когда встречают Вызов, на который не удается ответить. Вполне естественно, что в истории существуют Вызовы, с которыми сталкивается не одна цивилизация»
Позитивные стимулы или комбинация n «Вызов-Ответ» может выглядеть следующим образом: Вызов побуждает к росту, а Ответом на Вызов, общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.
Позитивные стимулы: n n Природа: и суровый климат, и непокорная природа, и наоборот, чересчур благоприятные условия. У евреев в Египте, все было слишком благоприятно, и понадобился Моисей, чтобы смоделировать ситуацию Вызова, пустить их в многолетнее странствие по пустыне. Ослабление общества в его противоборстве с Природой может «произойти» и не из-за невозможности справиться с Природой, а из—за человеческого окружения, давящего на это общество. Условия, при которых зарождались цивилизации, были отнюдь не легкими, напротив Природа подготовила Человеку в местах зарождения цивилизаций череду тяжелейших испытаний.
Позитивные стимулы: n n Человеческое окружение: Природные тяготы греков оголение почвы в Аттике компенсировались освоением моря, и афиняне стократно приумножили утраченные богатства. В этом случае морская держава могла избежать всех последствий своего неурожая, направляя свои корабли туда, где был урожай. Освоение новых земель и распространения на них идей, не нашедших места на старом пространстве. Некоторые цивилизации стали быстрее развиваться под влиянием фактора миграции: «во время заморской миграции весь социальный багаж мигрантов сохраняется на борту корабля как бы в свернутом виде. Когда мигранты вступают в чужие пределы, он развертывается, вновь обретая свою силу»
Позитивные стимулы: n n Стимул ударов: чем сильней вызов, тем сильнее стимул или, чем тяжелее удар, тем сильнее стимул, например, Эллада, победившая Ксеркса, особенно Афины, после победы пережили невероятный культурный и интеллектуальный подъем. Источником творческой энергии является и милитаризм: например, Деяния Апостолов, завоевавших весь эллинистический мир, перед этим дважды потерявших Господа. И в течение трех веков самое римское правительство капитулировало перед Церковью, которую основали Апостолы в момент крайней духовной прострации.
Воздействие или стимул может иметь характер n непрерывного внешнего давления. Складываются цивилизации или народы, называемые «форпостами» . Россия, испытавшая такое постоянное давление со стороны татар, создала оригинальный ответ: новый образ жизни и новая социальная организация: казаки, это полу - монашеские братства наподобие викингов или рыцарейкрестоносцев, , казаки имели более высокий уровень вооружения и опирались на более совершенную материальную базу, чем их противник.
Казаки подавили кочевников, n опираясь на развитую культуру земледелия. Но казаки использовали помимо коня еще и ладью, распространились с бассейна Днепра на Дон и Яик, позднее дошли до сибирских рек и от Ледовитого до Тихого океана. Впоследствии форпост переместился на запад, и ответом на давление с Запада стало основание Петербурга и утверждение флота России на Балтийском море.
Позитивные стимулы: n Стимул ущемления. Так правящее меньшинство эллинистического мира, третировавшее молодую религию внутреннего пролетариата, не смогло ликвидировать христианство, хотя было достаточно сильно, чтобы подавить его поборников. В качестве составляющих стимула ущемления можно назвать миграцию, рабство, расовую дискриминацию и религиозную дискриминацию.
Пять типов вызова: n n n суровых стран, новых земель, ударов, давления и ущемления. И формулирует закон: чем сильнее вызов, тем сильнее стимул. Вызов не может усиливаться до бесконечности поэтому подчеркивает, что закон должен звучать следующим образом: «Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы» Суровые вызовы смягчаются «компенсацией» - так, например, суровая физическая среда оказывается малопривлекательной для человека и потому гарантирует отсутствие соперников. Человек воюет только с природой, и не воюет с человеком. И наоборот, вызов со стороны человеческого окружения компенсируется благоприятными природными условиями. Закон соотношения вызова и стимула взаимосвязан с законом компенсации, которая ограничивает действие первого. Чрезмерность вызова приводит к надлому.
Недостаточность вызова губительна для n n n цивилизации. Это относится к так называемым задержанным цивилизациям: полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др. Они пытались преодолеть возникшие препятствия рывком и в результате превратились в народы, у которых нет истории – неподвижность - их неизменное состояние, и как в случае резкого движения, так и в случае «неудобной позы» они все равно гибнут, нарушив равновесие при изменении ситуации. Полинезийцы, пересекшие океан, смертельно устали и предпочли «рай земной» , вступили в стадию надлома, и теперь любой завоеватель сможет уничтожить их как бизонов или моржей. Задержанные цивилизации отличаются наличием каст и специализации, или, неоднородностью общества, разделенного на определенные категории по функциям или признакам
Война и Классы сопровождают нас с тех n времен, когда первые цивилизации поднялись над примитивным уровнем человеческого бытия, а это было около пяти-шести тысяч лет назад, и с тех пор эти две категории представляют собой серьезную проблему
В ИСТОРИИ n идентифицируются от тридцати двух до двадцати цивилизаций, пять из них сохранилось и в настоящее время, в том числе Западный Христианский мир, Православное христианство, Исламская цивилизация, Индуистская цивилизация и Дальневосточная цивилизация. Каждая цивилизация проходит основные фазы: рождение, рост, надлом, падение.
«Из примерно двадцати цивилизаций, известных n современным западным историкам, все, кроме нашей нынешней, уже мертвы или отживают свой век, и когда мы ставим диагноз любой из них, в конце ее существования, или посмертно, мы неизменно находим, что причиной гибели явилась или война, или классовая борьба, или комбинация обеих причин… Если эти две напасти и могли уничтожать отдельные экземпляры вида, то истребить всю породу им все же не удавалось. Цивилизации приходили и уходили, но Цивилизация с большой буквы каждый раз возрождалась в новых, свежих формах, ибо как ни велико было разрушительное действие Войны и Классовой борьбы, но оно еще не стало всеохватным»
При распадах цивилизаций возникают n n n «вертикальные» трещины, между территориально разделенными общинами, общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной борьбы. «горизонтальные» - внутри смешанных общин, подразделенных на классы, образование внешнего и внутреннего пролетариата. Горизонтальный тип раскола в надломленном обществе рожает три типа групп: доминирующее меньшинство, внутренний и внешний пролетариат.
Раскол есть продукт двух отрицательных движений: n во-первых, правящее меньшинство, попирая все права и вопреки рассудку, пытается силой удержать господствующее положение и наследственные привилегии, которых оно уже недостойно. Пролетариат восстает против вопиющей несправедливости, движения его вдохновляются страхом и ненавистью, что приводит к насилию.
Правящее большинство создает универсальное n n n государство, внутренний пролетариат - вселенскую церковь и внешний пролетариат организуется в мобильные военные отряды. Из них только вселенская церковь имеет перспективу на будущее, универсальное государство и варварские воинские формирования принадлежат исключительно прошлому. Социальный раскол представляет собой внешний критерий распада надломленного общества. Но в результате процесса дезинтеграции происходит новое рождение или «палингенез» . Попытки законсервировать раскол могут привести к консервации общества, окаменению жизни, Жизни-и. Смерти, что произошло с египетским обществом.
Классификация цивилизаций n n n Общества, никак не связанные ни с последующими, ни с предшествующими обществами, например, к обществам полностью независимым относятся египетское и андское, родственно связанные китайское, минойской, шумерское, майянское общества, не связанные с предшествующими, но связанные с последующими интрааффилированные: индское, хеттское, сирийское, эллинское общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной связью, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обусловленной движением племен аффилированные(родственные с помощью церкви чужеродного происхождения, игравшей роль куколки): западное, православное, дальневосточное
общества, n n связанные через вселенскую церковь с предшествующим семейными узами аффилированные(сыновне родственные с помощью церкви местного происхождения, игравшей роль куколки): иранское, арабское, индуистское общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отеческисыновняя, через передаваемую с незначительными изменениями или вообще без них организованную религию правящего меньшинства, супрааффилированные: вавилонское, юкатанское и мексиканское.
Цивилизации делятся и по территориальному признаку (только к родственным). n n общества, прародина которых не совпадает полностью с территорией предшествующего отеческого общества, границы которых в общем совпадают с границами универсального государства отеческого общества, территория которых полностью включена в территорию отеческого общества. Независимые цивилизации появились благодаря мутации примитивных обществ, а родственно связанные цивилизации – через отделение от предшествующих цивилизаций.
Скульптура: Античность, Возрождение, 19 и 20 вв.
живопись
4. Философия истории о динамике общественного развития Н. Данилевский Как в развитии человека можно различать или три возраста (несовершеннолетие, совершеннолетие и старость деление, принимаемое, например, для некоторых гражданских целей), или четыре (детство, юность, возмужалость, старость), или даже семь (младенчество, отрочество, юность, молодость, или первая пора зрелости, возмужалость, старость и дряхлость), так и различное число периодов развития в жизни исторических племен, что будет зависеть отчасти от взгляда историка, отчасти же от самого характера их развития, могущего подвергаться более или менее частным переменам.
Деление истории на древнюю, среднюю и новую, n не исчерпывает содержания ее. Формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты (которые вполне самостоятельны и не могут же почитаться один развитием другого), не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам.
Только внутри одного и того же типа, n или, цивилизации, можно различить формы исторического движения: древняя, средняя и новая история. Это деление - только подчиненное, главное - в отличении культурно-исторических типов, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития.
Прогресс n состоит не в том, чтобы все идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях, ибо доселе он таким именно образом проявлялся.
Естественная система истории должна n n заключаться в различении культурноисторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы могут подразделяться. отличение культурно-исторических типов как самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, в целом, исторического развития.
Культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации в хронологическом порядке: nегипетский, китайский, nассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, n индийский, n иранский, nеврейский, n греческий, n римский, n ново-семитический, или аравийский, n германо-романский, или европейский nдва американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития n
Только народы, составлявшие эти n культурно-исторические типы были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, вносил свой вклад в общую сокровищницу
отличаются nтипы уединенные(китайская и индийская) nтипы или цивилизации преемственные, плоды деятельности которых передавались от одного другому, как материалы для питания или как удобрение (то есть обогащение разными усвояемыми, ассимилируемыми веществами) той почвы, на которой должен был развиваться последующий тип (египетский, ассирийсковавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский, или европейский) хотя бы эти последние и одни равнялись всем им продолжительностью жизни.
В истории n n есть временно появляющиеся феномены: гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогши испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество Отрицательные деятели человечества. есть племена, которым (потому ли что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам) не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия, ни положительной, ни отрицательной исторической роли. Они составляют лишь этнографический материал культурно-исторических типов; увеличивают разнообразие и богатство их, но сами не достигают до исторической индивидуальности. Таковы племена финские и другие, имеющие еще меньше значения.
Общие разряды культурной деятельности Деятельность религиозная, отношения человека к Богу, понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной, народное мировоззрение не как теоретическое, а как твердая вера, составляющая основу всей нравственной деятельности человека. n Деятельность культурная - отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое - научное, во-вторых, эстетическое - художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое - промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира достигнутым путем теоретическим. n
Общие разряды культурной деятельности n n Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого, и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.
Первые культуры: n n египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую можно назвать первичными, или аутохтонными, потому что они сами себя построили, сосредоточив на разных точках земного шара слабые лучи первобытной догосударственной деятельности человечества. Они не проявили в особенности ни одной из только что перечисленных нами сторон человеческой деятельности, а были, культурами подготовительными, имевшими своею задачей выработать те условия, при которых вообще становится возможною жизнь в организованном обществе.
Одноосновные типы: n n Религия выделилась как нечто особенное и вместевысшеев цивилизации еврейскойи была всепроницающим ее началом. Только религиозная деятельность еврейского народа осталась заветом его потомству. Религия эта была беспримесная, толькосама налагала на все свою печать, Тип эллинский был типом культурным, преимущественно художественно-культурным. В самом психическом строе древних греков не было пригодной почвы, на которой могла бы развиваться экономическая, политическая и религиозная стороны человеческой деятельности
Одноосновные типы: n Тип римский, развившийи осуществивший одну лишь политическую сторону человеческой деятельности. Политическийсмысл римлян не имеетсебе подобного. Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле общей, для воплощения которойсреди республики оставляется ими место для диктатуры, которая у них не политическая случайность, зависевшая от преобладания, приобретаемогочестолюбивымдарованием, а правильный. институт, имеющий вступать в действие при известных обстоятельствах.
Классификация культурно-исторических типов n n n Одноосновные культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский Двухосновные: германо-романский культурно -исторический тип с преимущественно научным и промышленным характерами культуры, в тесном смысле этого слова. Полный четырехосновный тип: славянский синтез всех сторон культурной деятельности
Ж. Ж. Руссо «О влиянии наук на нравы» Дижонская академия «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов? » n В то время, как правительство и законы охраняют общественную безопасность и благосостояние граждан, науки, литература и искусства – менее деспотичные, но, Быть может, более могущественные – обвивают гирляндами цветов, сковывающие людей железные цепи, сдерживают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое рабство и создают то, что называется просвещенным народом. Необходимость воздвигла троны – науки и искусства их утвердили.
Под учтивостью скрывается множество пороков, n n И к этому причастны наука и искусство. Наши нравы растленны и развращены души – и по мере усиления блеска наук и искусств добродетель удалялась, и это было всегда Роскошь духа ослабляет силу государства и приводит к его падению, искусство – признак возрождения государства.
Китай n n погиб от невежественных татар, но если бы науки и искусства укрепляли, то так бы не случилось, В Спарте опирались на добродетель и силу и не развивали наук и искусств Сократ тоже, по Руссо, прославлял невежество Науки и искусства расслабляют мужество граждан, приводят к женственным нравам
Роскошь, распутство и рабство n n n Всегда являлись наказанием за наше надменное стремление выйти из счастливого невежества, на которое нас обрекла вечная мудрость. Природа хотела оберечь вас от наук, как мать, вырывающая оружие из рук ребенка Науки изобрел один из врагов рода человеческого.
Науки: n Астрономия имеет своим источником суеверие, красноречие – честолюбие, ненависть, ложь и лесть, геометрию – корыстолюбие, физику – праздное любопытство и все вместе человеческую гордыню, то есть наши науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам
Иначе, n n n Зачем они появились, если нет пороков зачем юриспруденция, если нет тиранов – зачем история Будучи порождены праздностью, науки несут потерю времени, и обесценивают отечество и религию За науками и искусствами следует роскошь, порождение праздности и тщеславия, роскошь и добрые нравы несовместимы
Распущенность нравов n n n Связана с сложностью и прогрессом, не развивая мужественность, предавались роскоши. Изучение наук способствует ослаблению воинских доблестей. Науки пагубны и для нравственности, приводят к извращению ума, лучше учить игре в мяч, чем латыни, уже давно умерли люди, говорившие на ней. Господи, возврати нам неведение, невинность и смирение, единственные блага, могущие сделать нас счастливыми
Руссо: n Власть и мудрость и просвещение должны быть вместе и только для поистине великих
Ж. А. Кондорсэ «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» n Прогресс подчинен тем же общим законам
5. Понятие культуры. Культура и цивилизация: единство и многообразие форм; особенности взаимодействия. n n Первоначально “культура” появилось для обозначения занятия земледелием и означало возделывание земли, взращивание. Довольно скоро термин стал употребляться и в более широком значении обработки. Цицерон, выдвигая задачу воспитания, говорил о философской обработке ума. Дж. Вико характеризуя историю, говорил, что история общества тем отличается от истории природы, что история общества сделана человеком, а история природы нет. История общества результат действий человека, совместных усилий множества людей, общество – это вторая природа человека, его одежда, или вероятно, его вторая кожа.
В результате сознательных или бессознательных усилий n n на протяжении тысячелетий человек наращивал эту вторую кожу, которую Цицерон и назвал культурой. Осмысление человеческого общества и всего произведенного им как культуры, противопоставляющееся естественному – природе, возникло в Новое время. Культура понималась как человеческое отношение к природе, возникающее в ходе истории и полностью раскрывающееся лишь на ее определенной ступени. В философии Просвещения культура выступала синонимом нравственного, эстетического, интеллектуального, в широком смысле разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.
Различие между природой и культурой есть различие n n между природой как еще естественной силой и природой как общественной силой людей, существующей в границах их взаимного общения. Культура – мера собственно человеческого развития, по которой определяется величина пройденного человеком исторического пути. Культура – мир, в котором мы обнаруживаем себя и который заключает в себе условия и предпосылки, необходимые для подлинно человеческого, всегда общественного существования. В генетическом плане культура представляет исторически развивающуюся систему созданных индивидом ценностей, как материальных, так и духовных, социокультурных норм и способов организации поведения и общения.
Т. е. основой культуры, n n является человеческая деятельность, образующая основу любого общества. Люди в процессе свой деятельности создают общество, вторую природу, общество, “возникнув”, начинает создавать или изменять своих создателей. И этот деятельностный аспект истории, история человеческой культуры – средство для понимания человека. Культура становится не только средством выживания человека в природе, материальным преобразованием ее, но и, несомненно, процессом познания человеком самого себя, самопознанием его, потому что все “движения” человека в обществе, охватывая общественные процессы, реализуют способности и потребности людей творить общество как среду обитания человека
Человеческая деятельность “выращивает” культуру, культура выращивает человека. Неестественное” происхождение культуры как результата свободной человеческой деятельности, позволяет отличить и противопоставить “природу” и “культуру”. В таком противопоставлении становится очевидным, что культура не сама деятельность человека, а продукт, способ ее реализации, поэтому культура генетически не транслируется. Но в этом случае оказывается, что вся человеческая деятельность, как сознательная и целенаправленная, культурна.
Подходы к культуре: 1. 2. 3. Эмпирический подход: культура рассматривается через совокупность всего, произведенного человеком, при разведении материальной и духовной культуры, Деятельностный подход: культура как сумма продуктов деятельности человека. Деятельностный подход, основанный на Гегелевской философской традиции, рассматривает культуру как специфически человеческий способ деятельности, при котором продукты и результаты деятельности рассматриваются в историческом плане, т. е. , в развитии: преодолении старого и появлении нового. Аксиологический подход связан с неокантианской трактовкой наук о культуре как относимых к ценностям и характеризуемых с точки зрения ценности как всей культуры, так и отдельных явлений культуры.
Л. Г. Ионин - четыре основных смысла “культуры” n n абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д. ; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какомуто обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности.
Дж. Мердок - фундаментальные характеристики культуры: n n n n Культура передается посредством научения. Культура прививается воспитанием. Культура социальна (выражает групповые привычки). Культура идеационна (привычки концептуализированы как идеальные нормы). Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе. Элементы культуры проверенные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним природным миром и своими собратьями. Культура адаптивна, как эволюция в органическом мире приспосабливается к географической среде и социальной среде соседей, к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма. Культура интегративна (способна образовывать целое из элементов). Человек и мир культуры противостоит миру природы, понимаемому как внекультурное пространство, в котором смысловая граница выступает как основа структурирования мира.
Цивилизации делятся на n n n n ТРАДИЦИОННЫЕ Низкий темп социальных изменений; Устойчивые стереотипы в деятельности человека, средствах и целях ее; Канонизированный стиль мышления, заключающийся в опоре на традиции, образцы и нормы; Привязанность индивида к определенной корпорации. ТЕХНОГЕННЫЕ: Возрастание по мере развития темпа социальных изменений, интенсивное развитие истории заменяет экстенсивное; Стремление перестроить основание прежних способов жизнедеятельности; Изменение системы ценностей, переориентация на инновацию, оригинальность, новизну, отказ от канонов в мышлении и деятельности; Автономность личности, стремление менять корпоративные связи.
Философские проблемы проблемы общества.ppt