Скачать презентацию Петр Ильич Чайковский 1840 -1893 1850 г Скачать презентацию Петр Ильич Чайковский 1840 -1893 1850 г

сборка практика 8 19-20в.pptx

  • Количество слайдов: 43

Петр Ильич Чайковский (1840 -1893) Петр Ильич Чайковский (1840 -1893)

1850 г. — переезд в Санкт-Петербург В 1850 году родители отправляют Чайковского в ИМПЕРАТОРСКОЕ 1850 г. — переезд в Санкт-Петербург В 1850 году родители отправляют Чайковского в ИМПЕРАТОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ. В 1852 году, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.

 • Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал • Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. • В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции.

Петербургская консерватория (открытие 1862 год) Петербургская консерватория (открытие 1862 год)

1866 год – переезд в Москву. Профессор консерватории После окончания консерватории с серебряной медалью, 1866 год – переезд в Москву. Профессор консерватории После окончания консерватории с серебряной медалью, по приглашению Н. Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, где получил место профессора в только что открывшейся консерватории (1866).

1870 годы– период творческих поисков В это время Чайковский активно работает, пишет сочинения самых 1870 годы– период творческих поисков В это время Чайковский активно работает, пишет сочинения самых разных жанров, наиболее известные из которых БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТРИ СИМФОНИИ (№ 1 -3), ПЕРВЫЙ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ С ОРКЕСТРОМ. ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Надежда Филаретовна фон Мекк В 1878 году Чайковский уехал за границу. Моральную и материальную Надежда Филаретовна фон Мекк В 1878 году Чайковский уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала богатая баронесса Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876― 1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался.

СОЧИНЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ Опера «Пиковая дама» (1890) Шестая симфония (1893) СОЧИНЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ Опера «Пиковая дама» (1890) Шестая симфония (1893)

ДЯ ГИЛЕВ (18721929) Сергей Павлович русский театральный и художественный и деятель. Вместе с А. ДЯ ГИЛЕВ (18721929) Сергей Павлович русский театральный и художественный и деятель. Вместе с А. Бенуа создал российское художественное объединение «МИР ИСКУССТВА» .

Русские сезоны В 1908 Дягилев впервые вывез за границу, в Париж знаменитые русские оперы Русские сезоны В 1908 Дягилев впервые вывез за границу, в Париж знаменитые русские оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина В 1909 состоялись и первые оперно-балетные «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» в Париже. В последующие годы он стал вывозить только балет. С началом Первой мировой войны он покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет Сергея Дягилева» .

Балетмейстеры и художники В течение 20 лет у Дягилева работали самые выдающиеся балетмейстеры своего Балетмейстеры и художники В течение 20 лет у Дягилева работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени: М. Фокин В. Нижинский, Б. Нижинская и др. Дягилев привел в балет лучших художников эпохи. Его спектакли оформляли А. Бенуа, Н. Рерих, Н. Гончарова, А. Матисс, П. Пикассо и др.

У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А. Павлова, Т. Карсавина, Нижинские др. У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А. Павлова, Т. Карсавина, Нижинские др. Дягилев открыл Европе и имена молодых русских композиторов: И. Стравинского, создавшего для Стравинского дягилевской труппы балеты «Жар-птица» , «Петрушка» , «Весна священная» и др. , С. Прокофьева – балеты «Шут» , – «Стальной скок» .

Игорь Стравинский (1882 -1971) Игорь Стравинский (1882 -1971)

 «Петрушка» 1910 «Петрушка» 1910

 «Весна священная» 1913 (Картины языческой Руси) «Весна священная» 1913 (Картины языческой Руси)

Модернизм Модернизм

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - современный)— общее название художественных направлений в искусстве последней трети МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - современный)— общее название художественных направлений в искусстве последней трети 19 – середины 20 века. Характерны новые формы творчества и новые выразительные средства, разрыв с традицией, индивидуальное видение и изображение мира. Наиболее значительными направлениями модернизма были ИМПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ И МОДЕРН.

АВАНГАРДИЗМ (авангард – «передовой отряд» ), общее наименование художественных течений в искусстве, еще более АВАНГАРДИЗМ (авангард – «передовой отряд» ), общее наименование художественных течений в искусстве, еще более радикальных, чем модернизм. Ранний рубеж 1910 -х гг. в изобразительном искусстве - это фовизм и кубизм. Далее развиваются – футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм и др. Кризис авангарда обозначился к середине 20 века, когда он в значительной мере растратил свою былую «революционную» энергию.

Постмодернизм - термин, обозначающий общее состояние современной культуры 2 половины 20 века (с 1969 Постмодернизм - термин, обозначающий общее состояние современной культуры 2 половины 20 века (с 1969 г. официально). Причины возникновения : - реакция на модернистский культ нового - реакция элиты на массовую культуру -реакция на тотальную коммерциализацию культуры «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности» - Умберто Эко

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве (живопись, литература, музыка) последней трети 19 – начала 20 ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве (живопись, литература, музыка) последней трети 19 – начала 20 в. Родина – Франция. В 1874 году состоялась выставка группы молодых художников, противопоставивших себя официальному академическому искусству. Французский критик ЛЕРУА в насмешку назвал молодых живописцев «импрессионистами» по названию картины Клода Моне «Impression» Импрессионизм в живописи

Клод Моне Impression soleil levant 1872 Впечатление. Восходящее солнце Клод Моне Impression soleil levant 1872 Впечатление. Восходящее солнце

Слово импрессионизм по отношению к музыке впервые прозвучало в 1887 году в Отчете секретаря Слово импрессионизм по отношению к музыке впервые прозвучало в 1887 году в Отчете секретаря Академии изящных искусств о сюите молодого французского композитора Клода Дебюсси «Весна» (для женского хора с оркестром). Импрессионизм в музыке

Клод Дебюсси (1862 -1918) Дебюсси - один из самых известных французских композиторов конца 19 Клод Дебюсси (1862 -1918) Дебюсси - один из самых известных французских композиторов конца 19 - первых десятилетий 20 века. Основоположник импрессионизма в музыке

Музыкальный импрессионизм гораздо ближе поэтическому символизму, нежели живописному импрессионизму. «Первоначальная сущность музыки основана на Музыкальный импрессионизм гораздо ближе поэтическому символизму, нежели живописному импрессионизму. «Первоначальная сущность музыки основана на тайне» «Я творю свои произведения сквозь нежный туман далеких воспоминаний» К. Дебюсси

Цикл Прелюдий для фортепиано – яркий образец музыкального импрессионизма Прелюдии Дебюсси – это изысканные Цикл Прелюдий для фортепиано – яркий образец музыкального импрессионизма Прелюдии Дебюсси – это изысканные миниатюры, связанные в основном с образами природы – имеют программные заголовки ( «Девушка с волосами цвета льна» , «Паруса» , «Что видел западный ветер» , «Туманы» и др. ). Одна из самых известных и исполняемых Прелюдия «Лунный свет»

Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» 1894. В 1876 году французский поэт-символист Стефан Малларме сочинил Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» 1894. В 1876 году французский поэт-символист Стефан Малларме сочинил эклогу «Послеполуденный отдых фавна» . Основные её персонажи– Фавн (бог полей, лесов, пастбищ и животных), нимфы, русалки и другие мифологические существа. Дебюсси на основе стихотворения создает шедевр импрессионистической звукописи. МАНИФЕСТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

 «Я и не ожидал ничего подобного! Эта музыка продолжает эмоцию моей поэмы и «Я и не ожидал ничего подобного! Эта музыка продолжает эмоцию моей поэмы и дополняет её более увлекательно, чем это могли бы сделать краски. » Стефан Малларме

ЭКСПРЕССИОНИЗМ - фр. – «выражение» , выявление чувства. Проявился в разных сферах искусства: живописи, ЭКСПРЕССИОНИЗМ - фр. – «выражение» , выявление чувства. Проявился в разных сферах искусства: живописи, поэзии, литературе. музыке. В экспрессионизме отразились: Ø предчувствие грядущих социальных катастроф ØНеустроенность, страх личности в агрессивном мире Экспрессионизм

Экспрессионизм называют «романтизмом в кубе» . Романтическая печаль становится обреченностью, депрессией; отчаяние превращается в Экспрессионизм называют «романтизмом в кубе» . Романтическая печаль становится обреченностью, депрессией; отчаяние превращается в истерию; юмор становится гротеском; основное настроение – боль! «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу. . . Искусство присоединяет свой вопль в темноту, оно вопит о помощи, оно зовет дух: это экспрессионизм!» писатель Герман Бар 1916 г.

Эдвард Мунк «Крик» Эдвард Мунк «Крик»

Экспрессионизм в музыке Наиболее ярко проявился в творчестве НОВОВЕНСКОЙ ШКОЛЫ – объединение австрийских композиторов. Экспрессионизм в музыке Наиболее ярко проявился в творчестве НОВОВЕНСКОЙ ШКОЛЫ – объединение австрийских композиторов. Представители: Глава школы - композитор, музыковед, педагог, дирижер Арнольд Шенберг и два его ученика: Альбан Берг и Антон Веберн

 «ЛУННЫЙ ПЬЕРО» - БИБЛИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА Арнольд Шенберг написал цикл мелодрам для голоса «ЛУННЫЙ ПЬЕРО» - БИБЛИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА Арнольд Шенберг написал цикл мелодрам для голоса и пяти инструменталистов. Главный герой – Пьеро, наследник романтических героев

ОПЬЯНЕННЫЙ ЛУНОЙ Вино, что только взглядом пьют, Ночами льет луна ни землю, Приливом сильным ОПЬЯНЕННЫЙ ЛУНОЙ Вино, что только взглядом пьют, Ночами льет луна ни землю, Приливом сильным заливая Притихший горизонт. Желанья - ужас в них и сладость Пронизывают волны света. Вино, что только взглядом пьют, Ночами льет луна на землю. В святом неистовстве поэт, Напитком упиваясь лунным, В восторге к небу обратил Лицо, и жадно пьет, шатаясь, Вино, что только взглядом пьют.

Дадаизм (1916 – 1920) (от франц. dada – конек, деревянная лошадка) – литературно-художественное движение, Дадаизм (1916 – 1920) (от франц. dada – конек, деревянная лошадка) – литературно-художественное движение, получившее развитие в странах Европы и в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против Первой мировой войны, жестокость которой подчеркнула бессмысленность жизни. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями, алогичность мышления, отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое.

Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Читатель хочет умереть, может быть, танцевать, а начинает кричать, Он — замызганный худосочный идиот, он не понимает Моих стихов и кричит. Он крив. В душе его зигзаги и много ррррр Нбаз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями. Оозондрак трак Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба Тристан Тцара

СЮРРЕАЛИ ЗМ (фр. surréalisme — СЮРРЕАЛИ ЗМ сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к СЮРРЕАЛИ ЗМ (фр. surréalisme — СЮРРЕАЛИ ЗМ сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

 «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» Сальвадор Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» Сальвадор Дали

 «Постоянство времени» «Постоянство времени»

 «Лицо Мей Уэст (сюрреалистиче ская комната)» «Лицо Мей Уэст (сюрреалистиче ская комната)»

УРБАНИ ЗМ (лат. urbanus — УРБАНИ ЗМ городской) — направление в искусстве, возникшее в УРБАНИ ЗМ (лат. urbanus — УРБАНИ ЗМ городской) — направление в искусстве, возникшее в начале XX века, представители которого утверждали идею главенствующей роли городов в современной цивилизации, воспевали технический прогресс.

 «Шестерка» дружеское объединение молодых французских композиторов, провозгласивших идеалы нового искусства - А. ОНЕГГЕР, «Шестерка» дружеское объединение молодых французских композиторов, провозгласивших идеалы нового искусства - А. ОНЕГГЕР, Д. МИЙО, Ф. ПУЛЕНК, Ж. ТАЙЕФЕР, Ж. ОРИК, Л. ДЮРЕЙ.

А. Онеггер «Пасифик 231» . Музыкальная сенсация 1923 года Симфоническая пьеса А. Онеггер «Пасифик 231» . Музыкальная сенсация 1923 года Симфоническая пьеса "Пасифик 231 « - одно из самых ярких проявлений урбанистической музыки. Оркестр воспроизводит звучание вырывающегося пара, гудки, стук колес, работу поршней и шатунов, так как герой произведения "Пасифик 231", - паровоз.

Неоклассицизм Направление в академической музыке XX века, представители которого стремились к возрождению стилистических черт Неоклассицизм Направление в академической музыке XX века, представители которого стремились к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в 1920 -х — 1930 -х годах.